Урок по теме "Нормы питания"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Шаронова Светлана Владимировна

Материал по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_pitaniya_1.rar569.54 КБ
Office presentation icon 941.ppt661 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Нормы питания.

Цель урока: Развить навыки рационального питания.

Задачи урока:

Образовательная - показать влияние пищи на нормальную жизнедеятельность человека; сформировать у учащихся понятие «нормы питания», «рациональное питание», «правильное питание», «пищевой рацион»; раскрыть связь между рациональным питанием и здоровьем человека.

Воспитательная - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развивающая - продолжить развитие навыков по применению биологических знаний на практике; умение делать выводы, анализировать; развивать речь учащихся, вырабатывать свое мнение в ходе дискуссии.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Нормы питания» 8 класс.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Мотивация.

Организационный момент, настрой на урок.

Учитель: Мне приятно видеть всех на уроке в хорошем настроении. Ведь как говорил Л.Н. Толстой «Потребность образования лежит в каждом человеке». С каждым уроком каждый из вас становится образованнее.

Отвечают.

  1. Целеполагание.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова Гиппократа «Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Тема урока: «Нормы питания».

Цели урока: 

  • знать основные нормы питания;
  • знать основные принципы расчета суточного рациона питания;
  • уметь рассчитывать сбалансированный суточный рацион;
  • выполнять режим питания

Формулируют тему и цели урока и записывают в тетрадь.

  1. Актуализация       знаний.

- Как вы считаете, что такое правильное питание?

- Какое питание является рациональным?

- Что такое нормы питания?

- Какие принципы и нормы рационального питания существуют?

-  Как составить суточный пищевой рацион подростка?

В конце урока вы сами ответите на эти вопросы.

- Но для начала давайте узнаем, что такое питание и нормы питания, давайте обратимся к словарю.

Обратить внимание учеников на влияние качества и режима питания на их здоровье.

  • Питание — поступление в организм и усвоение им веществ, необходимых для роста, жизнедеятельности и воспроизводства. От качества и режима питания зависят его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни.
  • Норма питания - определяющие величины потребления пищевых веществ, основываются на данных научных исследований обмена жиров, белков, углеводов, воды, минеральных веществ, витаминов у различных групп населения.
  1. Освоение новых знаний.
  1. Работа с текстом

У вас на столах лежит текст. Познакомьтесь с ним и ответьте на вопрос: «На что влияет характер питания?»

Приложение 1.

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне:

«Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей к инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды, тяжелых металлов, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям.

- Существуют разные системы питания. Вы подготовили об этом  проекты. Послушаем вас.

- Каким должно быть питание человека? Здоровое питание, значит - рациональное.

Мы выслушали выступления ребят, я взяла из каждого рациональное зерно, и предлагаю вашему вниманию правила рационального питания школьника:

1. Есть регулярно, а лучше 4 – 5 раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникнет и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.

2. Тщательно пережевывать пищу, не злоупотреблять солеными и перчеными блюдами.

3. Пища должна быть разнообразной. Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей. Эти продукты содержат вещества, необходимые растущему организму. Меньше следует употреблять мучного и сладкого.

4. Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным. Знакомство с «Пирамидой питания».

- У нас есть суточная потребность организма в питательных веществах. Как вы думаете, от чего она зависит?

- Различают основной и общий обмен веществ.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд и ответьте на вопросы:

- Что такое основной и общий обмен веществ?

- От чего зависит общий обмен веществ?

- Об интенсивности обмена веществ можно судить по количеству тепла, выделяемого организмом в единицу времени. Единицей измерения тепла является джоуль. Однако в физиологии и медицине используют другие единицы – калорию или килокалорию (1 ккал = 4,19 Дж).

- В конце прошлого века немецкий гигиенист и физиолог Макс Рубнер показал, что при сгорании 1г жира выделяется  9 ккал, 1г белка или углеводов – 4 ккал. Пользуясь этими цифрами врачи рассчитывают потребность разных людей в энергии и определяют калорийность суточных рационов. Калорийность питания должна соответствовать расходу энергии на различные виды деятельности, выполняемые в течение дня, а также на поддержание жизнедеятельности организма.

Причем энергия потребления людей разная:

Девушки от 13-15 лет-2800 ккал, Юноши от 13-15 лет 3300ккал. Мужчины занятые физ.раб. 4000ккал.       Женщины занятые физ.работой 3200, пожилые люди                  2300 ккал.

Проанализируйте таблицу «Примерные нормы суточной потребности человека» на с.151 учебника.

В настоящее время на любой упаковке продукта питания, кроме указания состава, сообщаются сведения о содержании в 100 г готового продукта белков, жиров, углеводов, витаминов и его калорийность.

Поисково-исследовательская работа.

1) Практическая работа.

Существует формула, позволяющая установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

Q = 2,09 (0,2 ЧСС – 11,2) кДж/мин   (Q – энергозатраты)

Рассмотрите упаковки, которые вы принесли на урок. Найдите информацию о калорийности на своих упаковках.

Работать вы будете в парах. На столах у вас лежат карточки с заданиями.

  • 1 группа: Определить энергетическую ценность сметаны.
  • Посчитайте, какое количество энергии потратит человек после 30 мин. катания на  лыжах, если частота сердечных сокращений 120 ударов в минуту.
  • 2 группа: Определить энергетическую ценность батона.
  • Посчитайте, какое количество энергии потратит человек после 30 мин. катания на  лыжах, если частота сердечных сокращений 100 ударов в минуту.
  • 3 группа: Определите энергетическую ценность геркулеса.
  • Посчитайте, какое количество энергии потратит человек после 30 мин. катания на  лыжах, если частота сердечных сокращений 110 ударов в минуту.

Ответы обучающихся:

- рост

- физическое развитие

- нервно-психическое развитие

- процесс кроветворения

- зрение

- половое развитие

- поддержание нормального состояния кожных покровов

- защитная функция организма.

Выступления обучающихся с презентациями.

Записывают в тетрадь правила рационального питания школьника:

  • регулярность;
  • умеренность;
  • разнообразие;
  • полноценность;
  • сбалансированность.

Ответы учащихся:

- от обмена веществ

Ответы учащихся и записывают в тетрадь:

- Это обмен веществ (или энергозатраты)  у спокойно лежащего, но не спящего человека, утром до завтрака.

- Это основной обмен + энергия переваривания пищи, умственной и физической работы.

- От образа жизни человека.

Обучающиеся записывают в тетрадь.

Анализируют таблицу, делают выводы.

Выполняют в маршрутных листках.

  1. Закрепление.

Теперь предлагаю вам на базе всех полученных знаний, прослушанных выступлений на прошлом занятии, составить свой суточный рацион питания.

  1. Лабораторная работа: «Составление пищевого рациона подростка».

Цели работы: научиться составлять суточный пищевой рацион для подростков.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, суточной энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков.

Общие выводы

1. Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.

2. При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи.

3. Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

– От чего зависят энергозатраты?
– Какой знак «больше», «меньше» или «равно» нужно поставить в случае:

а)  ожирение
б) истощение
в) в норме

«энергопоступления»_______________«энергозатраты»

- Что же произошло с человеком, который не следовал этим правилам? 
Послушайте стихотворение Санина «Теперь советуюсь с врачом», в котором говорится о том, к чему может привести самолечение и неправильное питание.

Выполняют в маршрутных листках по группам.

О, диетические бредня!
О, жизнь нелегкая моя!
На тучной ниве похуденья
Изрядно потрудился я.
Все расскажу вам по порядку,
Во всем признаюсь наповал…
Увы, не делал я зарядку,
Ходьбу и бег не признавал.
Однажды стало не до шуток –
Я свой костюм не смог надеть,
Поголодав 15 суток,
Я начал на глазах худеть.
Осталось мне совсем немножко,
Чтоб в форму прежнюю войти…
Жена позвала неотложку – 
Успели все-таки спасти.
На голливудскую диету
Я перебрался поскорей,
Но помешали три банкета:
Два дня рожденья, юбилей.
Дни упоительно летели,
Однако же не буду врать:
За эту страдную неделю
Я, сбросив два, прибавил пять…
Я взял контроль над поведеньем
(В решеньях я и скор и смел),
И занялся сыроеденьем,
Не сыр я, а сырое ел.
Сначала было очень грустно,
Но, я, друзья, не унывал,
Сырое мясо и капусту
Водой сырою запивал.
Я в этом трудном поединке
Не отступал и не юлил,
И начал таять, словно льдинка,
Но вдруг желудок зашалил.
И  так прихватывал порою,
Так прижимал, что хоть кричи!
Тогда я плюнул на сырое,
И снова перешел на щи.
И уксус дела не исправил,
И медью телу не помог…
Диеты модные оставил,
Когда не в шутку занемог.
Теперь советуюсь с врачами,
Разумно ем и сплю ночами.
С одышкой больше не знаком,
Купил эспандер и гантели –
Здоровый дух в здоровом теле.

  1. Д/З:

Параграф 37.

Записывают в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Потребность образования лежит в каждом человеке». Л.Н. Толстой

Слайд 2

«Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами». Гиппократ

Слайд 3

Тема урока: «Нормы питания».

Слайд 4

Цели урока: знать основные нормы питания; знать основные принципы расчета суточного рациона питания; уметь рассчитывать сбалансированный суточный рацион; выполнять режим питания

Слайд 5

Питание — поступление в организм и усвоение им веществ, необходимых для роста, жизнедеятельности и воспроизводства. От качества и режима питания зависят его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни. Норма питания – определяющие величины потребления пищевых веществ, основываются на данных научных исследований обмена жиров, белков, углеводов, воды, минеральных веществ, витаминов у различных групп населения.

Слайд 6

На что влияет характер питания?

Слайд 7

Работа с текстом Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей к инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды, тяжелых металлов, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям.

Слайд 8

Характер питания влияет на: - рост; - физическое развитие; - нервно-психическое развитие; - процесс кроветворения; - зрение; - половое развитие; - поддержание нормального состояния кожных покровов; - защитную функцию организма.

Слайд 10

Правила рационального питания школьника: 1. Есть регулярно, а лучше 4 – 5 раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникнет и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией. 2. Тщательно пережевывать пищу, не злоупотреблять солеными и перчеными блюдами. 3. Пища должна быть разнообразной. Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей. Эти продукты содержат вещества, необходимые растущему организму. Меньше следует употреблять мучного и сладкого.

Слайд 11

4. Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным.

Слайд 12

Обмен Основ-ной Общий - Это интенсивность обмена веществ у спокойно лежащего, но не спящего человека, утром до завтрака. Это основной обмен + энергия переваривания пищи, умственной и физической работы.

Слайд 13

Единицей измерения тепла является джоуль. Однако в физиологии и медицине используют другие единицы – калорию или килокалорию (1 ккал = 4,19 Дж). В конце прошлого века немецкий гигиенист и физиолог Макс Рубнер доказал, что при сгорании 1г жира выделяется 9 ккал, 1г белка или углеводов – 4 ккал.

Слайд 14

Причем энергия потребления людей разная: Девушки от 13-15 лет-2800 ккал. Юноши от 13-15 лет 3300ккал. Мужчины занятые физ.раб. 4000ккал. Женщины занятые физ.работой 3200ккал. Пожилые люди 2300 ккал.

Слайд 15

Поисково-исследовательская работа. Практическая часть. Существует формула, позволяющая установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Q = 2,09 (0,2 ЧСС – 11,2) кДж/мин (Q – энергозатраты) Рассмотрите упаковки, которые вы принесли на урок. Найдите информацию о калорийности на своих упаковках.

Слайд 16

Лабораторная работа: «Составление пищевого рациона подростка». Цели работы: научиться составлять суточный пищевой рацион для подростков. Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, суточной энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков.

Слайд 17

– От чего зависят энергозатраты? – Какой знак «больше», «меньше» или «равно» нужно поставить в случае: а) ожирение б) истощение в) в норме «энергопоступления»___«энергозатраты»

Слайд 18

Д/З: § 37.

Слайд 20

Используя данные таблиц, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина для 14- летнего Максима, если подросток питается четыре раза в день. Предложите Максиму оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Максим пьет чай с одной ложкой сахара и любит салат с курицей. В ответе укажите калорийность ужина при четырехразовом питании, заказанные блюда, которые не должны повторяться, их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество белков в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Питание и здоровье»

Тип урока: изучение нового материала с использованием элементов технологии «критического мышления»....

урок-презентация "Физиология питания

Открытый урок "Физиология питания" для учителей 5 класса, можно показать детям 4 класса на уроке окружающего мира....

урок по кулинарии "Питание. Гигиена питания" 8 класс

Интегрированный урок технология - биология проводился в 8-ом классе при изуучении темы "Питание"  по биологии и раздела "Кулинария" по технологии (2 урока по 45 минут). Этот урок  помог учащ...

Урок "Картофель - продукт питания и продовольственная культура"

Урок посвящён многообразию сельскохозяйственных растений, за основу взята продовольственная культура - картофель. В содержании урока был отобран материал о том, как попал картофель в Россию, агротехни...

Конспект урока по теме "Питание животных"

Данный конспект предлагается дляпроведения уроков в 6 классе по теме "Питание животных"...