Олимпиада школьная 9 класс
олимпиадные задания по биологии (9 класс) на тему

Шаронова Светлана Владимировна

Тесты для проведения олимпиады по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_9kl_2018.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по биологии  2018/2019 учебный год

9 класс.

Задания I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30.

  1. Наукой, изучающей особенности строения организма, является

а)  анатомия;                в) цитология;

б) систематика;          г) экология.

  1. Жизненные функции целого организма, его органов и их систем изучает наука

а) гигиена;        в) анатомия;

б) физиология;        г) генетика.

  1. Волокна липы, которые составляют прочную основу так называемого лыка, образуются из:

а) камбия;
б) прокамбия;
в) перицикла;
г) феллогена.

  1.         Учёный-миколог изучает
  1. строение и процессы жизнедеятельности грибов
  2. закономерности наследственности и изменчивости
  3. строение и процессы жизнедеятельности микроорганизмов
  4. строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки
  1. Метод, применяемый для того, чтобы искусственно создать ситуацию,
    позволяющую выявить те или иные свойства биологических объектов, — это
  1. описание;        в) эксперимент;
  2. наблюдение;        г) сравнение.
  1. Основной метод исследования клеток — это

а) эксперимент;        в) измерение;

б) исторический метод;        г) микроскопия.

  1.  Половой процесс (конъюгация) характерен для:
    а) хламидомонады;         в) спирогиры;
    б) эвглены;                 г) улотрикса.
  2. Признак, который позволили бы вам отнести организм, найденный на морском побережье, к иглокожим животным:
    а) взрослые особи с радиальной симметрией и присутствием игл и трубчатых ножек;
    б) радиально-симметричные взрослые особи со спинной полой хордой;
    в) экзоскелет с глоточными жаберными щелями и трубчатые ножки;
    г) радиально-симметричные взрослые особи с мантийной полостью.
  3. Растения рода Росянка (Drosera) получает из пойманных насекомых: 
    а) воду, которая необходима для жизненных процессов при произрастании на сухой почве;
    б) фосфор, который необходим для синтеза белка;
    в) углеводы, так как они не могут образовываться в достаточном количестве при фотосинтезе;
    г) азот, который необходим для синтеза белка.
  4. Фотосинтез происходит

  1. в митохондриях;
  2. в хромосомах;
  3. в хлоропластах;
  4. в рибосомах.

  1. В состав вирусов входит

а) липид;        в) углевод;

б) нуклеиновая кислота;        г) АТФ.

  1. Свойства живого вирусы проявляют
  1. паразитируя в живых организмах;
  2. обитая в пресных водоёмах;
  3. поселяясь в телах погибших организмов;
  4. обитая в почве.
  1. У термитов большинство особей относится к кастам рабочих и солдат. Они не участвуют в размножении и являются:
    а) бесполыми особями;
    б) гермафродитами;
    в) самцами и самками с недоразвитой половой системой;
    г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой.
  2. В клетках дрожжей не обнаружены:

а) митохондрии;                  в) лейкопласты;

б) аппарат Гольджи;                  г) лизосомы

  1. В клетках бактерий отсутствует

  1. цитоплазма;
  2. оформленное ядро;

  1. плазматическая мембрана;
  2. рибосома.

  1. Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры окружающей среды, – это:

а) потертость;

б) опрелость;

в) ожог;  

г) отморожение.

  1. Клетки растений, в отличие от клеток животных, не содержат:

а) центриоли;  

б) центральную вакуоль;

в) митохондрии;

г) рибосомы.

  1. Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено:
    а) большим запасом питательного вещества в яйце;
    б) распространением в тропической зоне;
    в) преимущественно наземным образом жизни;

г) строением половых желёз.

  1.  По способу получения энергии, организмы делятся на:

а) автотрофов и гетеротрофов;

б) фототрофов и хемотрофов;  

в) литотрофов и органотрофов;

г) сапротрофов и голозоев.

  1.  Примером анаэробного дыхания является:

а) сбраживание глюкозы молочнокислыми бактериями;

б) образование этанола дрожжами;

в) метаногенез архей;  

г) фотодыхание высших растений.

  1. Щеки млекопитающих образовались как:
    а) приспособление для собирания большого количества пищи;
    б) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей;
    в) приспособление для сосания;
    г) приспособление для дыхания.

  1. Единичная мышечная клетка поперечнополосатой мышечной ткани:
    а) миофибрилла;
    б) мышечное волокно;
    в) сарколемма;
    г) саркомер.
  2. Известно, что концентрация NaCl в физиологическом растворе составляет 0,9%. Структура эритроцитов, помещенных в физиологический раствор не изменяется, а в гипертоническом растворе:
    а) их объем будет увеличиваться вследствие поступления в них воды из плазмы;
    б) их объем останется неизменным, а  содержание в них гемоглобина уменьшится;
    в) их объем уменьшится, т.к. вода будет выходить из клеток в плазму;
    г) эритроциты лопнут.
  3. Многие виды куликов-песочников (морской, белохвостый, короткопалый и др.) имеют широко перекрывающиеся ареалы, обитают в одних местообитаниях и внешне почти не различимы. Однако гибриды практически неизвестны. Межвидовой гибридизации препятствует изоляция:
    а) морфологическая;                б) этологическая;
    в) хронологическая;                г) географическая.
  4. Глюкоза не является мономером следующих полимерных молекул:
    а) целлюлозы;
    б) хитина;
    в) крахмала;
    г) гликогена.
  5. Гликоген запасается человеком в:

а) красном костном мозге;  

б) печени;

в) селезенке;

г) крови.

  1. Защитный рефлекс дыхательной системы, возникающий при раздражении слизистой оболочки верхних дыхательных путей:

а) чихание;

б) кашель;  

в) зевота;

г) смех.

  1. У яйцекладущих млекопитающих млечные железы:

а) отсутствуют совсем;

б) не имеют сосков;  

в) имеют одну пару сосков;

г) имеют несколько пар сосков.

  1. Вкусовая зона, наиболее чувствительная к сладкому:

а) кончик языка;

б) корень языка;

в) боковые края языка;

г) края и корень языка.

  1. Мальпигиевы сосуды представляют собой:

а) органы выделения у насекомых и паукообразных;

б) совокупность кровеносных сосудов в плавательном пузыре костистых рыб;

в) органы дыхания у насекомых;

г) органы выделительной системы у плоских червей.

Задание II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 16 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

  1. Гидрофиты - водные растения, погруженные в воду только нижней частью. Их почки возобновления находятся в воде. Что из перечисленных элементов имеют листья и стебли большинства гидрофитов. 
    I. Крупные воздухоносные полости.
    II. Углекислый газ, содержащийся в полостях мезофилла, может использоваться растением для фотосинтеза.
    III. Кислород, который может использоваться растением для дыхания.
    IV. Хорошо выраженную склеренхиму, расположенную в центре данных органов.
    V. Слабо развитую ксилему.

а) I, II, III, IV;
б) I. III, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV, V.

  1. Признаками, характерными для моховидных, являются:
    а) наличие корня

б) размножение семенами

в) наличие стебля

г) размножение спорами

д) обитание на суше вдали от источников влаги

е) наличие листьев

  1. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе?

I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.

а) I, II, V;
б) I. III;
в) I, V;
г) I, III, IV.
 

  1. Характерные признаки животных типа Кишечнополостные — наличие
  1. первичной полости тела
  2. стрекательных клеток
  3. выделительной системы
  4. радиальной симметрии тела
  5. вторичной полости тела
  6.  двух слоев клеток — эктодермы и энтодермы.
  1. Для царства Грибов характерны признаки:

1) структурный компонент клеточной стенки – хитин;  2) структурный компонент

клеточной стенки – целлюлоза; 3) запасной продукт – гликоген;  4) запасной про-

дукт – багрянковый крахмал; 5) наличие заднего жгутика у подвижных стадий  

а) 1, 4, 5;

б) 2, 3, 4;  

в) 1, 3, 4;  

г) 1, 3, 5;  

д) 2, 3, 5.

  1. Бактерии вызывают заболевания:

1) возвратный тиф; 2) сыпной тиф; 3) малярия;  4) туляремия;  5) гепатит.

а) 1, 2, 4;

б) 1, 3, 5;

в) 1, 2, 4;

г) 2, 4, 5;  

д) 2, 3, 4, 5.

  1. Для земноводных характерны следующие признаки –

1) имеется только легочное дыхание,

2) наличие мочевого пузыря,  

3) продуктом выделения является мочевая кислота,

4) для взрослых особей характерна линька,

5) отсутствие грудной клетки:

а) 1, 2, 5;

б) 2, 3, 4;

в) только 2, 5;  

г) только 3, 4;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

  1. Для безусловных рефлексов характерно то, что они –  

1) врожденны,  2) стереотипны,  3) исчезают и возникают в течение онтогенеза, 4) возникают на основе условных, 5) индивидуальны.

а) только 1, 2;  

б) только 2, 3;

в) только 1, 3, 4;

г) только 3, 4, 5;

д) 1, 2, 4, 5.

Задание III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В ответе укажите вариант ответа «да» «+» или «нет» «-». Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

  1. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  2. В отряде Китообразных (Cetacea) нет видов, обитающих в пресных водоемах.
  3. Органы боковой линии имеются только у рыб.
  4. Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.
  5. Введение адреналина может вызывать как сужение, так и расширение сосудов.
  6. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
  7. Для обеспечения нормального свертывания крови необходимы только тромбоциты.
  8. Источником заражения человека бычьим цепнем служат его яйца.
  9. Нервная трубка у хордовых всегда расположена над хордой.  
  10. Крокодилы и черепахи не линяют.

Задание IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. За каждый правильный ответ - 0,5 баллов.

1. Установите соответствие между животными и типами симметрии, которые для них характерны.

Типы симметрии:

А) радиальная;

Б) двусторонняя.

Животные:

1) гидра;

  1.  планария;
  2.  медуза;
  3.  актиния;
  1.  дождевой червь;
  2.  бычий цепень.

Животные:

1

2

3

4

5

6

Типы симметрии:

Максимальное количество баллов – 3.

2. Установите соответствие между признаками и органами растений, для которых характерны эти признаки.

Признаки:        Органы:

  1.  выполняет транспортную функцию;        А) стебель;
  2.  осуществляет воздушное питание;        Б) лист растения.
  3.  может выполнять запасающую функцию;
  4.  функция — газообмен;
  5.  выполняет опорную функцию;
  6.  имеет сердцевину;
  7.  выполняет функцию транспирации.

Признаки:

1

2

3

4

5

6

7

Органы:

Максимальное количество баллов – 3,5.

3. Установите  соответствие  между  характерными  чертами половых клеток человека (1–6) и их названием (А–Б).

Характерные черты:  

1) состоит из головки, шейки, хвоста;

2) обладает относительно большими размерами, чем половые клетки

противоположного пола;

3) подвижная клетка;

4) имеет ряд оболочек, располагающихся поверх цитоплазматической

мембраны;

5) из одной клетки-предшественницы их образуется четыре;

6) обеспечивает питанием ранние стадии развития зародыша.

Половые клетки:

А – сперматозоид.

Б – яйцеклетка.

Характерные черты:  

1

2

3

4

5

6

Половые клетки:

Максимальное количество баллов – 3.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать за олимпиаду – 65,5.

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников

по биологии  (ответы)

2018/2019 учебный год

9 класс

Задание I. Выберите один правильный ответ. Правильный ответ – 1 балл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

б

а

а

в

г

в

а

г

в

б

а

в

в

б

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

в

а

а

б

в

в

б

в

б

б

б

а

б

а

а

Максимальное количество баллов - 30.

Задание II. Прочитайте текст. Выпишите буквы (литеры) правильных суждений. Правильный ответ - 2 балла.

1

2

3

4

5

6

7

8

в

в,г,е

б

б,г,е

г

в

в

а

Максимальное количество баллов - 16.

Задание III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В ответе укажите вариант ответа «да» «+» или «нет» «-». Правильный ответ – 1 балл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

нет

нет

нет

да

да

нет

нет

да

нет

Максимальное количество баллов -  10.

Задание IV. Вам предлагается тестовое задание, требующие установления соответствия. За каждый правильный ответ - 0,5 баллов.

1. Установите соответствие между животными и типами симметрии, которые для них характерны.

Животные:

1

2

3

4

5

6

Типы симметрии:

А

Б

А

А

Б

Б

Максимальное количество баллов – 3.

2. Установите соответствие между признаками и органами растений, для которых характерны эти признаки.

Признаки:

1

2

3

4

5

6

7

Органы:

А

Б

А

Б

А

А

Б

Максимальное количество баллов – 3,5.

3. Установите  соответствие  между  характерными  чертами половых клеток человека (1–6) и их названием (А–Б).

Характерные черты:  

1

2

3

4

5

6

Половые клетки:

А

Б

А

Б

А

Б

Максимальное количество баллов – 3.

Максимальное количество баллов – 9,5.

Общее количество баллов: 65,5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная математическая олимпиада, 7 класс

Данная школьная математическая олимпиада предлагается школьникам 7 класса надомного отделения. Текст олимпиадной работы  составлен из двух частей: теста и творческой части....

Школьный тур олимпиады 9 класс,2012-2013

Олимпиадные задания за 2012-2013 учебный год...

олимпиада 5 класс (школьный тур)

материал для проведения школьной олимпиады...

Школьная олимпиада 11 класс история

Школьная олимпиада по истории для11 класса...

Материал для проведения олимпиад школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

Задания олимпиад предназначены для проведения школьного тура Всероссийских олимпиад, также  можно использовать как дополнительный материал на уроках английского языка, а также при подготовке к ди...