Бинарный урок одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов
статья по биологии

Статья о использовании бинарных уроков в преподавании различных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnye_uroki.statya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

АНОО «Ногинская гимназия» Макаричева Ю.В.- Табунчик Т.Е.

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. При этом значительно увеличивается объем информации, получаемой обучающимися, изменяется методологическая основа педагогики, широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации (компьютеры, интернет, интерактивные доски и др.).

Однозначно, что в таких условиях важно применять и новые подходы к обучению. Среди них - системно-деятельностный подход, который лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта.

ФГОС ставит перед учителями новые задачи:

  • Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
  • Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
  • Индивидуальный подход к ученикам.
  • Развитие коммуникативных навыков у учащихся.
  • Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.  

Все эти задачи помогает решить системно-деятельностный подход, то есть такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Мы считаем, что используя принцип деятельности, системности, психологического комфорта, минимакса, творчества, умело применяя современные педагогические технологии, можно эффективно реализовать системно-деятельностный подход на своих уроках. При этом, сформировать у обучающихся все ключевые компетенции:

  1. Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации);
  2. Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни);
  3. Учебно-познавательные (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
  4. Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);
  5. Социально-трудовые (профессиональное самоопределение);
  6. Общекультурные (знание духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).

Все принципы, перечисленные нами, призваны формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

Принцип деятельности заключается в том, что учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Они становятся активными участниками образовательного процесса, учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять полученную информацию на практике. Таким образом, ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.

Принцип системности предполагает, что педагог дает ученикам целостную, системную информацию о мире, формируя у них единую картину мира.

Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Невозможно представить успешным урок, на котором не царит доброжелательная атмосфера. Принципы психологического комфорта и творчества, как раз и заключаются, в создании благоприятной атмосферы урока, в творческом подходе учителя к своей работе. Ведь, несомненно, это способствует лучшему усвоению материала, повышению заинтересованности обучающегося на уроках, активизации его учебной деятельности.  

С целью реализации системно-деятельностного подхода, на своих уроках мы применяем различные технологии и методы: технологию проблемного обучения, технологию блочно-модульного обучения, метод проектов, игровые и групповые технологии и другие. Но, так как наши предметы относятся к естественно-научному циклу, то упор мы делаем на проектный и исследовательский методы, которые активно используем и во внеурочной деятельности.

В работе по данным технологиям, безусловно помогают нетрадиционные формы уроков. В своей практике мы используем, так называемые, бинарные уроки. Бинарная модель обучения - важное средство реализации внутрипредметных и межпредметных связей, она так же является интегрированным средством обучения, помогающим разрешать многие задачи, в том числе организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Бинарный урок – это нетрадиционный вид урока, который ведут два или несколько педагогов –предметников. При этом общая проблема рассматривается, решается через материал двух учебных предметов. Кроме того, на таком уроке может быть реализован межпредметный краткосрочный или средней продолжительности проект.

Обычно это проект такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Таким образом, бинарный урок основывается на межпредметную связь, интеграцию предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических технологий; делает обучение целостным и системным. С одной стороны, при проведении такого урока реализуется творческий потенциал учителя. С другой, у обучающихся повышается познавательная активность, мотивация к обучению, формируется мировоззрение, целостная картина мира, кроме того, данные уроки способствуют развитию их мышления, дают возможность применить полученные в ходе уроков знания на практике. То есть, проводя бинарный урок, мы полностью реализуем принципы системно-деятельностного подхода, решаем задачи, которые перед нами (учителями) ставит ФГОС. 

Этапы подготовки бинарного урока:

  • выбор темы урока, анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока (идея урока – очень важно!);
  • формулирование целей урока: для чего мы у доски вдвоем?
  • отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей урока, понятий, смыслов; поиск наиболее рациональной формы урока; совместное, тщательное планирование;
  •  разделение урока на дополняющие друг друга части, написание совместного конспекта урока;
  • продумывание рисков и ограничений.

Типы бинарных уроков:

  • урок изучения новых знаний,
  • урок систематизации обобщения знаний,
  • комбинированный урок.

Общая структура бинарных уроков:

  • вступление - постановка цели, задачу урока, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;
  • основная часть - раскрытие содержания учебного материала;
  • заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.

Нетрадиционные уроки -это занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Далее про свой урок…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей на уроках математики

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

Статья на тему: "Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей"

Пример использования межпредметных связей в обучении....

Статья "Актуальные вопросы межпредметной связи и интеграции физики и математики"

В статье рассмотрены основные проблемы межпредметных связей физики и математики: несогласованность программ, сложности применения математических знаний при изучении физики.Предложены некоторые вариант...

БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Статья напечатана в сборнике: Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXIV Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосиб...

Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Интеграция.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Позволяет им применять полученные знания в реальных...