Урок обобщающего повторения по биологии "Тип Членистоногие".
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Шаронова Светлана Владимировна

Урок разработан по теме "Тип Членистоногие" 7 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие

Раздел программы:

 биология: «Обобщающий урок» 7 класс;

 биология «Обобщение по теме: Тип Членистоногие» 7 класс.

Цели и задачи учебного занятия:

 обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие;

 сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;

 развивать умения решать ребусы и головоломки,  анализировать, сопоставлять и делать выводы;

 воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви  и бережному отношению к природе.

Тип урока: Обобщающего повторения с применением:

 тестового контроля;

 игровой технологии;

 групповой работы.

Оборудование:

 мультимедийный проектор;

 обучающая презентация к уроку «Тип Членистоногие»

 раздаточный материал на два варианта (тесты).

Список литературы и интернет ресурсов:

 Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: учеб.для общеобразовательных учеб. заведений -М.: Дрофа, 2010, -304с.

 Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные».-М.: Издательство «Экзамен»,2009.-158с.

 Контрольно - измерительные материалы. Биология: 7 класс/ Сост. Н.А. Артемьева. –М.: ВАКО, 2012.-112с.

 Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с: ил.

 http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых.

 http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

 http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи.

http://entomolog.narod.ru/ 

http://natura.spb.ru/ 

 http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных

 http://gwij99.chat.ru/ - Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.

Методы:

1. Словесный: вводная беседа, блиц-опрос, «Да-нет-ка»;

2. Алгоритмический метод: работа с карточками названий; «волшебные окошки».

3. Моделирование: создание модели «систем органов»

4. Наглядный: тематические таблицы, высказывания, видеофрагменты, слайд-фильм  

Оборудование:

1. Наглядность: таблица «строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», Наглядное пособие «внешнее строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», коллекции насекомых.

2. ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран.  

Структура урока:

 Организационный момент.

 Вступительное слово учителя (значение материала изученной темы, сообщение цели и плана урока).

 Представление групп учащихся (название и девиз).

 Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений.

 Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

 Формулирование выводов по изученному материалу.

 Оценка результатов и подведение итогов урока.

 Рефлексия. Подготовительная работа:

 Класс заранее делится учителем на три группы, приблизительно одинаковые  по уровню знаний.

 Группам предлагается придумать название и девиз.

 Повторить материал по теме: Тип Членистоногие.  

Ход урока:  

1.Организационный момент. Урок у нас сегодня необычный. К нам приехало много гостей. Они хотели бы посмотреть как вы умеете работать.

2.Вступительное слово учителя            

В пятой книге И.Акимушкина из цикла «Мир животных» есть такие слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на  Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звѐзд в нашей Галактике!» О ком написаны эти строки? (О Членистоногих) Кто такие Членистоногие? Насколько необходимы Членистоногие в системе животного мира?      

Сегодня у нас с вами заключительный повторительно-обобщающий урок-игра  по теме «Членистоногие». Наш  урок  называется «Ярмарка знаний». Самое главное – на ярмарке – торг и товар. Ваш товар – знания, которые вам надо выгодно «продать». Покупатель – я.  За правильные ответы получаете баллы. На каждой ярмарке есть торговые ряды. На  слайдах названия торговых рядов, по которым нам предстоит пройти. Итак, начинаем торги.

Вы разделены на 3 группы, у каждой группы будет свое название, которое необходимо расшифровать на карточке и вписать вместо цифр буквы алфавита.  

1 группа - КРУСТОЛОГИ (Ракообразные)

2 группа – АРАХНОЛОГИ (Паукообразные)

3 группа -  ЭНТОМОЛОГИ (Насекомые)      

1. Торговый ряд «Работа с текстом».  

В каждой группе на столе лежит текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова.  За каждое правильно вставленное слово команда получает -1 балл.  

Задание для первой группы "Ракообразные".

Тело ракообразных разделено на _________ и ________. На голове расположены сложные ___________ и две пары __________. Ракообразные имеют ________ ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.    

Задание для второй группы "Паукообразные".

Тело пауков разделено на _________ и _______. На голове расположены _______ глаза. Все пауки имеют ___________. Паутина используется для строительства ________ и _______. Пищеварение у пауков _____________. Дыхание пауков обеспечивают __________ и ________. У пауков _______ пары ног. Развитие _________.  

Задание для третьей группы "Насекомые".

Тело насекомых разделено на _________, ___________ и ___________. На голове у насекомых расположены ________ глаза и ________ усиков. Насекомые имеют _______ пары крыльев и _______ ног. В зависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы: _________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________ .Развитие у насекомых 2-х типов с ________ и с не __________ превращением.

2. Торговый ряд «Систематический». (За каждое правильно распределенное слово команда получает -1 балл.)

Распределите представителей Типа Членистоногие по Классам:

1. Ракообразные.

2. Паукообразные.

3. Насекомые.

а) лангуст, б) оса, в) мучной клещ, г) креветка, д) скорпион,

е) слепень, ж) муравей, з) циклоп, и) тарантул, к) шмель,

л) водомерка, м) сенокосец, н) чесоточный зудень, о) стрекоза,

п) мокрица, р) краб, с) каракурт.

Ответы:

1. Ракообразные: а, г, з, п, р ;

2. Паукообразные: в, д, и, м, н, с ;

3. Насекомые: б, е, ж , к, л, о .

3. Торговый ряд «Тестовый».

Тест «Паукообразные»

1.         Паукообразные - обитатели суши, они дышат:

а) атмосферным кислородом;

б) растворенным в воде кислородом;

в) только с помощью легких;

г) при помощи легких и трахей.

2.         Сколько пар ходильных ног у пауков:
а) 3;

6) 4;

в) 5;

г) 8.

3.         Пауки - хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:

а) в желудке;

б) вне организма;

в) в кишечнике;

г) в пищеводе;

4.         К паукообразным относятся:

а) Дафнии;

б) Клещи;

в) Клопы;

г) все членистоногие.

5. Глаза у паукообразных:

а) простые;

б) сложные;

в) простые и сложные.

6. Нервная система у паукообразных состоит из:

а) нервных клеток, образующих нервную сеть;

б) нервных узлов, образующих спинную нервную цепочку;

в) надглоточного и подглоточного нервных узлов, окологлоточного кольца и узлов брюшной цепочки;

г) головного мозга и отходящих от него нервов.

Тест «Насекомые»

1. Для насекомых характерны следующие признаки:

а) 4 пары ног и ни одной пары усиков;

б) 3 пары ног и 1 пара усиков;

в) головогрудь и брюшко;

г) голова и грудь.

2. Из перечисленных насекомых к отряду Перепончатокрылые относят:

а) майского жука;

б) комнатную муху;

в) зеленого кузнечика;

г) медоносную пчелу.

3. Дышат насекомые при помощи:

а) легких;

б) легких и трахей;

в) жабр;

г) трахей.

4. Мальпигиевы сосуды - это:

а) вид кровеносных сосудов;

б) органы выделения;

в) органы пищеварительной системы;

г) сердце.

5. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
а) яйцо → взрослое насекомое;

б) яйцо → личинка → куколка;

в) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое.

6.         К насекомым относятся:
а) Тараканы;

б) Скорпионы;

в) Клещи;

г) Бабочки.

7.         Какой ротовой аппарат у мухи:
а) грызуще-лижущий;

б) колюще-сосущий;

в) фильтрующий;

г) сосущий.

Тест «Ракообразные»

1.         Сколько пар ходильных ног имеет речной рак:
а) 3;

6) 4;

в) 5;

г) 6.

2.         Где развивается потомство рака?

а) внутри организма матери;

б) на травинках;

в) на теле рыб;

г) на брюшных ногах матери.

3.         Дышат раки при помощи:

а) трахей;

б) жабр;

в) трахей и жабр;

г) жабр и лёгких.

4.         Органы выделения рака:

а) зелёные железы;

б) мальпигиевы сосуды;

в) почки;

г) выделительные трубочки.

5. Из перечисленных ракообразных наземный образ жизни ведут:

а) Мокрицы;

б) Циклопы;

в) Дафнии;

г) Лангусты.

6. Клешни рака – это:

а) вторая пара ходильных ног;

б) первая пара ходильных ног;

в) ногочелюсти;

г) видоизмененные усики.

7. Кровеносная система речного рака:

а) замкнутая;

б) незамкнутая;

в) у большинства замкнутая;

г) у большинства незамкнутая.

4. Торговый ряд «Светофор». (используются карточки -  семафоры с зелѐной и красной стороной, если ученик согласен с высказыванием, то он поднимает зелѐную сторону, если не согласен, то красную. За каждый правильный ответ команда получает -1 балл).

1. Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей. (да)

2. Тип Членистоногие объединяет два класса. (нет)

3. Тело рака состоит из трѐх отделов. (нет)

4. Хитин – это минеральное вещество. (нет)

5. Большинство раков имеет пару сложных глаз. (да)

6. Выделительная система представлена двумя парами железистых органов – зелѐных желѐз. (да)

7. Головогрудь у паука несѐт четыре пары конечностей. (да)

8. Все пауки – хищники. (нет)

9. Органом дыхания всех пауков являются лѐгочные мешки. (нет) 10. Все пауки строят паутину – ловчую сеть. (нет)

11. Насекомые насчитывают более 1,5 млн. видов. (да)

12. Тело насекомых состоит из трѐх отделов. (да)

13. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев. (нет) 14. Насекомые дышат всей поверхностью тела. (нет)

15. У насекомых чѐтко виден половой диморфизм. (да)

16. Наружным скелетом ракообразных является хитиновый покров. (да).

17. Если раков обнаруживают в водоёме, это показатель экологической чистоты данного водоёма. (да).

18. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы   (да).

19. У рака простые глаза   (нет).

20. Насекомые имеют две пары крыльев   (да).

 

5. Торговый ряд «Проверяй-ка». На слайде, вы видите термины, каждому термину, нужно соотнести понятие.

Термины на слайде

А. Зеленые железы.
Б. Симбиоз.
В. Трахеи.
Г. Мальпигиевы сосуды.
Д. Инстинкт.
Е. Регенерация.

Определения к терминам

  1. Тончайшие трубочки для дыхания у насекомых.
  2. Мельчайшие трубочки – органы выделения у наземных членистоногих.
  3. Органы выделения продуктов жизнедеятельности раков.
  4. Последовательная цепь рефлексов в сложном поведении у насекомых и других животных.
  5. Иногда попадаются раки с клешнями разного размера. Как называется процесс восстановления утраченного органа?
  6. Взаимовыгодное сожительство разных организмов.

6. Торговый ряд «Аукцион».

Учитель показывает термин, на слайде. Кто первый поднял руку и правильно объяснил термин, получает 1 балл.

Термины: хитин, линька, фасеточные глаза, мозаичное зрение, биологический метод борьбы,  развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, трахеи, жабры,  энцефалит.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

У: Вы, наверное, устали?

  А теперь ребята встали!

- Сейчас я буду вам называть животных, если они относятся к типу Членистоногих, то вы поднимайте руки вверх, если не относятся – отводите руки в стороны.

Шершень, дождевой червь, стрекоза, гидра, аскарида, блоха, медуза, чесоточный зудень, жук-олень, амеба, кузнечик, планария.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

7. Торговый ряд «Биологические задачи».

Командам предлагаются задачи, на которые по возможности они должны дать полный ответ. За каждую правильно объясненную задачу группа получает – 2 балла.  

1) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимает «Муравьиную ванну», чтобы освободиться от паразитов);  

2) В 1877 году этот небольшой жук был завезѐн из Америки в Германию, постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслѐновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов. (Колорадский жук);  

3) Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили, что на ноге находится присосавшийся клещ. Какими будут последовательность ваших действий? Какие меры предосторожности вы предпримите во время следующей прогулки?  

2017 год в нашей стране объявлен «Годом экологии». Следующий

8. Торговый ряд «Экологический видеоклип». 

«Берегите всех зверей внутри природы;

Убивайте лишь зверей внутри себя».

      Сейчас командам я покажу небольшой не озвученный видеосюжет из жизни Членистоногих. Вам необходимо внимательно просмотреть сюжет и придумать текст для озвучивания, в котором пропагандировалась бы защита и охрана видов данного типа. При повторном просмотре идёт озвучивание текста.

9. Торговый ряд «Головоломка "Роль насекомых в природе"».

Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано.  

В

Н

Д

И

П

З

Е

М

О

Т

Ы

О

Т

Х

В

Е

Ы

К

С

Х

Р

А

Я

Е

Ш

Е -

Е

Е

С

И

Н

П

Н

Й

В

С

Щ

О

Р

И

Е

О

Е

А

А

Б

О

П

Я

Ц

В

Н

Ж

Н

10. Торговый ряд «Наши недобрые знакомые»

О каких знакомых нам членистоногих идёт речь? Почему они недобрые?

(Чесоточный зудень – чесотка, таёжный клещ – энцефалит, постельный клоп, клоп вредная черепашка, саранча, тараканы, блохи, медведка,  комар малярийный).

11. Торговый ряд «Любознательный».

А сейчас попытайтесь ответить на мои вопросы.

1.Этот знак воды, символ не слишком активных и мечтательных, ленивых и сверхчувствительных людей. Среди известных личностей, родившихся под этим  знаком  было много артистов и писателей -  в частности,  Руссо, Шуберт, Лафонтен и мн. др.  Назовите этот знак зодиака? (Рак).

2.Своё имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого великана, с которым имел дело хитроумный Одиссей. Как же он называется? (Циклоп).

3. Рассказы о этих паукообразных можно найти в мифах Древней Греции и Египта. В рукописях средневековых алхимиков оно упоминается как магический атрибут превращения свинца в золото. Его именем названо одно из зодиакальных созвездий. А у христиан это животное является типичным представителем « фауны» преисподней. Кто это? (Скорпион).

4. В Китае её называли « ткань восточного моря» , в Полинезии из неё делали нитки для шитья. В начале 18 века во Франции она стала сырьём для изготовления перчаток и чулок. Образцы её были представлены в академию наук и вызвали всеобщее восхищение. О чём идёт речь? (О  паутине).

5.В 7 столетии в Италии и Испании люди, укушенные этим пауком, лечились с помощью изнуряющего танца, что кончалось всегда потерей сознания. Тогда верили, что это единственное спасение от смерти. До нашего времени дошёл известный испанский  народный танец, названный в честь этого паука. Как называется танец и паук? (Тарантелла, тарантул).

6. Это небольшое насекомое из отряда Двукрылых является важнейшим объектом исследований в генетике- науке о наследственности и изменчивости. Что это за насекомое? (Плодовая мушка дрозофила).

7. Французы называют это насекомое- « проткни уши», немцы- ушной червь. А как его называют русские? (Уховёртка).

8. В 1877 году этот небольшой жук был завезён из Америки в Германию, постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслёновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов. (Колорадский жук или десятилинейный листоед).

12. Торговый ряд «Загадочный».

Учащимся предлагается не просто отгадать загадки, а назвать класс (отряд) животного. За правильно отгаданное животное – 1 балл. За правильно названный класс (отряд) – 1балл.

Все мои друзья – на суше,              

Ну а я – живу в пруду.

Когда надо, дом воздушный

Под водою возведу. (Паук серебрянка)  

Муравьев тепло встречая

Под высоким сосняком,

Мы всегда их угощаем

Очень вкусным молочком. (Тля)  

На своем паучьем свете

Неумейка, так сказать.

Не вязал ни разу сети

И не думаю вязать. (Паук-волк)  

Солнце светлое приметив,

В поле выбрались с утра.

Только мы на белом свете

Опыляем клевера. (Шмели)            

Не брожу в полях и рощах,

Не топчу земных дорог,

Хоть имею, между прочим,

Тридцать восемь цепких ног. (Рак)  

Над цветком на миг замрет

Быстрокрылый вертолет

На былинке посидит –

Вдруг вспорхнет и улетит (Стрекоза)  

Не зверь, не птица,

А нос, как спица

Летит – кричит,

сидит – молчит.

Кто его убьет –

Свою кровь прольет. (Комар)  

Круглый панцирь сбит добротно,

В глазках  - злобные огни,

По бокам прижались плотно

Две тяжелые клешни. (Краб)  

Неприметный в чаще леса

Я – малыш, но в нужный час

Больше собственного веса

Поднял груз в сто девять раз. (Муравей)  

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит – воет,

Падает – землю роет. (Жук)  

 Домашнее задание (по выбору учащихся)

  • Многие мечтают написать интересную и удивительную книгу.  Мы с вами напишем жалобную книгу. Вы от лица одного из насекомых напишите жалобу или просто рассказ о том, что каждое животное имеет право на жизнь, и о том, как часто человек забывает об этом.
  • Составить кроссворд по теме «Тип Членистоногие»
  • Подобрать загадки, стихотворения о Членистоногих.

 Рефлексия

Закончить предложение:

Сегодня на уроке

Я узнал …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Лучше всего я запомнил …

Итог урока

 Спасибо всем за урок!

Заключение

“Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыпятся в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на голых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”.

Эти слова сказал У.Холлэнд о насекомых в своем труде “Книга о ночных бабочках”. Может быть, тогда, зная удивительную способность насекомых приспосабливаться к любым условиям существования, он просто не подозревал, что любое из этих маленьких существ может запросто погибнуть из-за нашей с вами не осторожности. И, чтобы их на Земле оставалось как можно больше, нужно просто любить все, что окружает нас на этой планете.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на земле Миллиард миллиардов! Больше, чем звѐзд в нашей Галактике!» И.акимушкин

Слайд 2

Обобщающий урок-игра по теме: «Членистоногие. Ярмарка знаний».

Слайд 3

Цели и задачи урока: обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие; сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками; развивать умения решать головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы; воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви и бережному отношению к природе.

Слайд 4

Торговый ряд «Работа с текстом». Задание для первой группы "Ракообразные". Тело ракообразных разделено на _________ и ________. На голове расположены сложные ___________ и две пары __________. Ракообразные имеют ________ ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________. Задание для второй группы "Паукообразные". Тело пауков разделено на _________ и _______. На голове расположены _______ глаза. Все пауки имеют ___________. Паутина используется для строительства ________ и _______. Пищеварение у пауков _____________. Дыхание пауков обеспечивают __________ и ________. У пауков _______ пары ног. Развитие _________. Задание для третьей группы "Насекомые". Тело насекомых разделено на _________, ___________ и ___________. На голове у насекомых расположены ________ глаза и ________ усиков. Насекомые имеют _______ пары крыльев и _______ ног. В зависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы: _________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________. Развитие у насекомых 2-х типов с ________ и с не __________ превращением.

Слайд 5

Торговый ряд «Систематический» Распределите представителей Типа Членистоногие по классам: 1. Ракообразные. 2. Паукообразные. 3. Насекомые. а) лангуст, б) оса, в) мучной клещ, г) креветка, д ) скорпион, е) слепень, ж) муравей, з )циклоп, и) тарантул, к) шмель, л) водомерка, м) сенокосец, н ) чесоточный зудень, о)стрекоза, п ) мокрица, р ) краб, с) каракурт.

Слайд 6

Ответы: 1. Ракообразные: а, г, з , п , р ; 2. Паукообразные: в, д , и, м, н , с ; 3. Насекомые: б, е, ж , к, л, о . Оценка 0 – 5 «2» 6 – 10 «3» 11 – 14 «4» 15 – 17 «5»

Слайд 7

Торговый ряд «Тестовый». Тест «Паукообразные» 1. Паукообразные - обитатели суши, они дышат: а) атмосферным кислородом; б) растворенным в воде кислородом; в) только с помощью легких; г) при помощи легких и трахей. 2.Сколько пар ходильных ног у пауков: а) 3; 6) 4; в) 5; г) 8. 3. Пауки - хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется: а) в желудке; б) вне организма; в) в кишечнике; г) в пищеводе; 4. К паукообразным относятся: а) Дафнии; б) Клещи; в) Клопы; г) все членистоногие. 5. Глаза у паукообразных: а) простые; б) сложные; в) простые и сложные. 6. Нервная система у паукообразных состоит из: а) нервных клеток, образующих нервную сеть; б) нервных узлов, образующих спинную нервную цепочку; в) надглоточного и подглоточного нервных узлов, окологлоточного кольца и узлов брюшной цепочки; г) головного мозга и отходящих от него нервов.

Слайд 8

Тест «Насекомые» 1. Для насекомых характерны следующие признаки: а) 4 пары ног и ни одной пары усиков; б) 3 пары ног и 1 пара усиков; в) головогрудь и брюшко; г) голова и грудь. 2. Из перечисленных насекомых к отряду Перепончатокрылые относят: а) майского жука; б) комнатную муху; в) зеленого кузнечика; г) медоносную пчелу. 3. Дышат насекомые при помощи: а) легких; б) легких и трахей; в) жабр; г) трахей. 4. Мальпигиевы сосуды - это: а) вид кровеносных сосудов; б) органы выделения; в) органы пищеварительной системы; г) сердце. 5 . При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии: а) яйцо → взрослое насекомое; б) яйцо → личинка → куколка; в) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое. 6.К насекомым относятся: а) Тараканы; б) Скорпионы; в) Клещи; г) Бабочки. 7.Какой ротовой аппарат у мухи: а) грызуще-лижущий ; б) колюще-сосущий; в) фильтрующий; г) сосущий.

Слайд 9

Тест «Ракообразные» 1. Сколько пар ходильных ног имеет речной рак: а) 3; 6) 4; в) 5; г) 6. 2. Где развивается потомство рака? а) внутри организма матери; б) на травинках; в) на теле рыб; г) на брюшных ногах матери. 3. Дышат раки при помощи: а) трахей; б) жабр; в) трахей и жабр; г) жабр и лёгких. г) выделительные трубочки. 5. Из перечисленных ракообразных наземный образ жизни ведут: а) Мокрицы; б) Циклопы; в) Дафнии; г) Лангусты. 6. Клешни рака – это: а) вторая пара ходильных ног; б) первая пара ходильных ног; в) ногочелюсти ; г) видоизмененные усики. 7. Кровеносная система речного рака: а) замкнутая; б) незамкнутая; в) у большинства замкнутая; г) у большинства незамкнутая.

Слайд 10

Торговый ряд «Да или Нет»

Слайд 11

Торговый ряд «Проверяй-ка» Термины: А. Зеленые железы. Б. Симбиоз. В. Трахеи. Г. Мальпигиевы сосуды. Д. Инстинкт. Е. Регенерация. Определения к терминам: 1.Тончайшие трубочки для дыхания у насекомых. 2. Мельчайшие трубочки – органы выделения у наземных членистоногих. 3. Органы выделения продуктов жизнедеятельности раков. 4. Последовательная цепь рефлексов в сложном поведении у насекомых и других животных. 5. Иногда попадаются раки с клешнями разного размера. Как называется процесс восстановления утраченного органа? 6. Взаимовыгодное сожительство разных организмов.

Слайд 12

Торговый ряд «Аукцион» Хитин Линька Фасеточные глаза Мозаичное зрение Биологический метод борьбы Развитие с полным превращением Развитие с неполным превращением Трахеи Жабры Энцефалит

Слайд 13

Торговый ряд «Биологические задачи». 1) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? 2) В 1877 году этот небольшой жук был завезѐн из Америки в Германию, постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслѐновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов. 3) Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили, что на ноге находится присосавшийся клещ. Какими будут последовательность ваших действий? Какие меры предосторожности вы предпримите во время следующей прогулки?

Слайд 14

Торговый ряд «Экологический видеоклип». Берегите всех зверей внутри природы; Убивайте лишь зверей внутри себя.

Слайд 15

Торговый ряд «Головоломка "Роль насекомых в природе"» В Н Д И П З Е М О Т Ы О Т Х В Е Ы К С Х Р А Я Е Ш Е - Е Е С И Н П Н Й В С Щ О Р И Е О Е А А Б О П Я Ц В Н Ж Н

Слайд 16

Торговый ряд « Наши недобрые знакомые» Чесоточный зудень Таежный клещ Постельный клоп Саранча Медведка Комар малярийный

Слайд 17

Торговый ряд « Любознательный» 1.Этот знак воды, символ не слишком активных и мечтательных, ленивых и сверхчувствительных людей. Среди известных личностей, родившихся под этим знаком было много артистов и писателей - в частности, Руссо, Шуберт, Лафонтен и мн. др. Назовите этот знак зодиака? 2.Своё имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого великана, с которым имел дело хитроумный Одиссей. Как же он называется?

Слайд 18

3. Рассказы о этих паукообразных можно найти в мифах Древней Греции и Египта. В рукописях средневековых алхимиков оно упоминается как магический атрибут превращения свинца в золото. Его именем названо одно из зодиакальных созвездий. А у христиан это животное является типичным представителем « фауны» преисподней. Кто это? 4. В Китае её называли « ткань восточного моря» , в Полинезии из неё делали нитки для шитья. В начале 18 века во Франции она стала сырьём для изготовления перчаток и чулок. Образцы её были представлены в академию наук и вызвали всеобщее восхищение. О чём идёт речь?

Слайд 19

Торговый ряд «Загадочный»

Слайд 20

Домашнее задание (по выбору учащихся) Многие мечтают написать интересную и удивительную книгу. Мы с вами напишем жалобную книгу. Вы от лица одного из членистоногих напишите жалобу или просто рассказ о том, что каждое животное имеет право на жизнь, и о том, как часто человек забывает об этом. Составить кроссворд по теме «Тип Членистоногие». Подобрать загадки, стихотворения о Членистоногих.

Слайд 21

“Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыпятся в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на голых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”. У.Холлэнд

Слайд 22

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист               Дата ______________

Ф.И. ученика ______________________________________________

Торговый ряд «Систематический»

1. Ракообразные ____________________________________________

2. Паукообразные __________________________________________

3. Насекомые ______________________________________________

                                                                    Оценка _____________

Торговый ряд  «Да или нет»

Вопрос ___________________________________________________

Торговый ряд «Проверяй-ка»

А

Б

В

Г

Д

Е

Торговый ряд «Аукцион»

Термин ___________________________________________________

Торговый ряд «Любознательный»

Вопрос ___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"

Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного п...

Тип Членистоногие - урок обобщающего повторения

Цель урока: обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

Методические рекомендации по проведению уроков обобщающего повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ по биологии и географии

методические рекомендации для учителей по проведению уроков обобщающего повторения...

Открытый урок по биологии в 11 классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»

ЦЕЛИ УРОКА: обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение».ЗАДАЧИ:Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.Формирование и становление мировоззрения...