Основные закономерности наследственности
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Урок в 10 классе с использованием  модульной программы. Урок - обобщения знаний по теме: Закономерности наследственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osnovnye_zakonomernosti_nasledstvennosti.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Основные закономерности наследственности

Семинар-практикум с использованием модульной программы.

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся по теме «Основные закономерности наследственности», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей.
  2. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.

Тип урока: Урок практического применения знаний, умений и навыков.

Структура урока:

  1. мотивация учащихся: сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  2. проверка знаний основных понятий по теме: работа по модульной программе;
  3. обобщение знаний: решение задач на разные типы наследования (творческое задание);
  4. практическое применение знаний:  работа с модульной программой, решение задач;
  5. проверка выполненных работ;
  6. рефлексия: обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, оценка результатов деятельности на уроке;
  7. задание на дом.

Ход урока:

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит обобщить и систематизировать основные понятия генетики, закрепить умения по решению задач генетического содержания, выявить области применения полученных знаний в практической деятельности, значение знаний по генетике в развитии медицины. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач. Но, решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал, так как следующий урок – это проверка индивидуальных ЗУН, то есть урок контроля. А начнём нашу работу с активизации вашего внимания, выполнив несложные  задания по модульной программе, которые помогут вам грамотно объяснять решение задач.

 У каждого из вас на столе находится модульная программа, в которой четко изложена интегрирующая цель вашей работы.

Приступаем к выполнению первого учебного элемента. Внимательно прочитайте цель вашей работы и приступайте к выполнению заданий

Модульная программа "Практикум по решению задач по генетике"

Вариант 1

УЭ0 –интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач.

УЭ входной контроль. Цель: проверить знания основных понятий курса.

Задание. Дайте определения: наследственность, ген, фенотип, доминантный признак, гомозиготная особь.

КОНТРОЛЬ руководителя группы.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ2Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.

Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.

ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному).

ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).

КОНТРОЛЬ. Самоконтроль.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ3 – выходной контроль. Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач.

Задание. Решите задачи. Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-5.

1. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым: от скрещивания черной самки с коричневым самцом было получено 4 черных и 3 коричневых щенка. Определите генотипы родителей и потомства.

2. При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминирующими? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов в F2?

3. В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого -  II и IV. Исследование показало, что дети I и II группы крови. Определите кто чей ребенок?

4. У яблони высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 30 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

УЭ4 – Резюме: Если вы набрали:

14 –16 баллов – оценка “5”;

7-10 баллов – оценка “3”;

11– 13 баллов – оценка “4”;

6 баллов и менее – оценка “2”.

УЭ5Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет? СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА “ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.

Вариант №2

УЭ0 – интегрирующая цель:1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач.

УЭ входной контроль. Цель: проверить знания основных понятий курса.

Задание. Дайте определения: изменчивость, аллельные гены, генотип, рецессивный признак, гетерозиготная особь.

КОНТРОЛЬ руководителя группы.

Критерии оценки: “5”–без ошибок, “4”–одна, “3”–две ошибки.

УЭ2 – Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.

Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.

ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух особей в их потомстве НЕ наблюдается расщепление признаков (все потомство одинаковое), то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному).

ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).

КОНТРОЛЬ. Самоконтроль.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ3 – Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач.

Задание. Решите задачи. Критерии оценки: +1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-5.

  1. Женщина, мать которой была резус-отрицательной, а отец – резус–положительным, вышла замуж за резус–положительного мужчину, родители которого были резус–положительными людьми. От данного брака появился резус-отрицательный ребенок. Какова была вероятность рождения такого ребенка в этой семье, если известно, что ген резус–положительности –доминантный , а ген резус-отрицательности – рецессивный.
  2. Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах хромосом. Рыжеволосая женщина, НЕ страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т.е. – рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).
  3. В лаборатории скрещивали красноглазых мух дрозофил с красноглазыми самками. В потомстве оказались 75 красноглазых и белоглазых самцов и 76 красноглазых самок. Напишите генотипы родителей и потомства, если известно, что красный цвет глаз доминирует над белым, и что гены цвета глаз находятся в Х-хромосоме.
  4. У крыс темная окраска шерсти доминирует над светлой, розовый цвет глаз над красным. Оба признака сцеплены. От скрещивания розовоглазых темношерстных крыс с красноглазыми светлошерстными получено потомство: светлых красноглазых – 27, темных розовоглазых – 30, светлых розовоглазых – 27, темных красноглазых – 29. Определите расстояние между генами.

УЭ4 – Резюме: Если вы набрали:

14 –16 баллов – оценка “5”;

7-10 баллов – оценка “3”;

11 – 13 баллов – оценка “4”;

6 баллов и менее – оценка “2”.

УЭ5 – Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА “ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.

Вариант №3

УЭ– интегрирующая цель:1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2.Проверить умение применять знания для решения задач. 3.Работать в системе жесткого контроля.

УЭ– входной контроль. Цель: проверить знания основных понятий курса.

Задание. Дайте определения: наследственность, ген, фенотип, доминантный признак, гомозиготная особь.

КОНТРОЛЬ руководителя группы.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ2 – Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.

Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.

ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному).

ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).

КОНТРОЛЬ. Самоконтроль.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ3 – Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач.

Задание. Решите задачи. Критерии оценки: +1 балл за задачу №1, +2 балла за каждую задачу 2-4.

1. Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) – это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, то как будут выглядеть их дети?

2. Женщина со светлыми волосами и прямым носом вступила в брак с мужчиной, имеющим темные волосы и “римский” нос. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена, т. е. со светлыми волосами и прямым носом. (Ген светлых волос – рецессивный, а “римский” нос – доминантный признак).

3. У матери первая группа крови,  а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своих родителей?

4. Гены А и В наследуются сцеплено, расстояние между ними в единицах кроссинговера равно 25%. При скрещивании дигетерозиготной особи с рецессивной особью было получено 56 потомков. Сколько из них имеет оба признака в доминантном и оба признака в рецессивном состоянии? Сколько всего кроссоверных особей?

УЭ Резюме: Если вы набрали:

14 –16 баллов – оценка “5”;

7-10 баллов – оценка “3”;

11 – 13 баллов – оценка “4”;

6 баллов и менее – оценка “2”.

УЭ5 – Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА “ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.

Вариант №4

УЭ интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2.Проверить умение применять знания для решения задач.

УЭ входной контроль. Цель: проверить знания основных понятий курса.

Задание. Дайте определения: изменчивость, аллельные гены, генотип, рецессивный признак, гетерозиготная особь.

КОНТРОЛЬ руководителя группы.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна, “3” –две ошибки.

УЭ2 – Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.

Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.

ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух особей в их потомстве НЕ наблюдается расщепление признаков (все потомство одинаковое), то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантная или рецессивная).

ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).

КОНТРОЛЬ. Самоконтроль. Критерии оценки: “5”–без ошибок, “4”–одна ошибка, “3”–две ошибки.

УЭ3 – Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении задач.

Задание. Решите задачи. Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, +2 балла за каждую задачу №2-4.

1. Каковы генотипы родителей и детей, если: а) у матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей и все полидактилики (ген полидактилии или многопалости – доминантный); б) у родителей с нерыжими волосами четверо детей, из них двое рыжеволосые (рыжие волосы – рецессивный признак).

2. Андалузские (голубые) куры – это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будет иметь потомство, полученное от скрещивания белых и голубых кур, если известно, что ген, обусловливающий черное оперение является геном неполного доминирования (по отношению к рецессивному гену, ответственному за формирование белого цвета оперения)?

3. В семье, где родители здоровы, мать имеет голубые глаза, а отец – карие, родился сын – гемофилик с голубыми глазами. Определите генотипы родителей и ребенка. Голубые глаза – рецессивный аутосомный признак. Гемофилия рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой.

4. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами.

УЭ4 – Резюме: Если вы набрали:

14 –16 баллов – оценка “5”;

7-10 баллов – оценка “3”;

11 – 13 баллов – оценка “4”;

6 баллов и менее – оценка “2”.

УЭ5 – Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет?

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

“ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.

Вариант 1.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач.

УЭ-2

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.

 Цель: проверить знания основных понятий курса.

Задание. Дайте определения понятиям: наследственность, ген, фенотип, доминантный признак, гомозиготная особь.

 

КОНТРОЛЬ руководителя группы.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ-3

Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.

Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.

ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному).

ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).

КОНТРОЛЬ. Самоконтроль.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ-4

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

 Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач.

Задание. Решите задачи.

1. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым: от скрещивания черной самки с коричневым самцом было получено 4 черных и 3 коричневых щенка. Определите генотипы родителей и потомства.

2. При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминирующими? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов в F2?

3. В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого -  II и IV. Исследование показало, что дети I и II группы крови. Определите кто чей ребенок?

4. У яблони высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 30 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

САМОКОНТРОЛЬ, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ.

Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-4.

УЭ-5

Резюме: Если вы набрали:

14–16 баллов– оценка “5”;

7-10 баллов – оценка “3”;

11–13 баллов– оценка “4”;

6 баллов и менее – оценка “2”.

Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет? 

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

“ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.

Вариант 2.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач.

УЭ-2

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.

 Цель: проверить знания основных понятий курса.

Задание. Дайте определения понятиям: изменчивость, аллельные гены, генотип, рецессивный признак, гетерозиготная особь.

 

КОНТРОЛЬ руководителя группы.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ-3

Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.

Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.

ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух особей в их потомстве НЕ наблюдается расщепление признаков (все потомство одинаковое), то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).

 ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному).

ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).

КОНТРОЛЬ. Самоконтроль.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ-4

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

 Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач.

Задание. Решите задачи.

  1. Женщина, мать которой была резус-отрицательной, а отец – резус–положительным, вышла замуж за резус–положительного мужчину, родители которого были резус–положительными людьми. От данного брака появился резус-отрицательный ребенок. Какова была вероятность рождения такого ребенка в этой семье, если известно, что ген резус–положительности –доминантный , а ген резус-отрицательности – рецессивный.
  2. Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах хромосом. Рыжеволосая женщина, НЕ страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т.е. – рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).
  3. В лаборатории скрещивали красноглазых мух дрозофил с красноглазыми самками. В потомстве оказались 75 красноглазых и белоглазых самцов и 76 красноглазых самок. Напишите генотипы родителей и потомства, если известно, что красный цвет глаз доминирует над белым, и что гены цвета глаз находятся в Х-хромосоме.
  4. У крыс темная окраска шерсти доминирует над светлой, розовый цвет глаз над красным. Оба признака сцеплены. От скрещивания розовоглазых темношерстных крыс с красноглазыми светлошерстными получено потомство: светлых красноглазых – 27, темных розовоглазых – 30, светлых розовоглазых – 27, темных красноглазых – 29. Определите расстояние между генами.

САМОКОНТРОЛЬ, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ.

Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-4.

УЭ-5

Резюме: Если вы набрали:

14–16 баллов– оценка “5”;

7-10 баллов – оценка “3”;

11–13 баллов– оценка “4”;

6 баллов и менее – оценка “2”.

Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет? 

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

“ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.

Вариант 3.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач.

УЭ-2

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.

 Цель: проверить знания основных понятий курса.

Задание. Дайте определения понятиям: наследственность, ген, фенотип, доминантный признак, гомозиготная особь.

 

КОНТРОЛЬ руководителя группы.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ-3

Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.

Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.

ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному).

ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).

КОНТРОЛЬ. Самоконтроль.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ-4

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

 Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач.

Задание. Решите задачи.

1. Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) – это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, то как будут выглядеть их дети?

2. Женщина со светлыми волосами и прямым носом вступила в брак с мужчиной, имеющим темные волосы и “римский” нос. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена, т. е. со светлыми волосами и прямым носом. (Ген светлых волос – рецессивный, а “римский” нос – доминантный признак).

3. У матери первая группа крови,  а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своих родителей?

4. Гены А и В наследуются сцеплено, расстояние между ними в единицах кроссинговера равно 25%. При скрещивании дигетерозиготной особи с рецессивной особью было получено 56 потомков. Сколько из них имеет оба признака в доминантном и оба признака в рецессивном состоянии? Сколько всего кроссоверных особей?

 

САМОКОНТРОЛЬ, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ.

Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-4.

УЭ-5

Резюме: Если вы набрали:

14–16 баллов– оценка “5”;

7-10 баллов – оценка “3”;

11–13 баллов– оценка “4”;

6 баллов и менее – оценка “2”.

Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет? 

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

“ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.

Вариант 4.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач.

УЭ-2

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.

 Цель: проверить знания основных понятий курса.

Задание. Дайте определения понятиям: изменчивость, аллельные гены, генотип, рецессивный признак, гетерозиготная особь.

 

КОНТРОЛЬ руководителя группы.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ-3

Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.

Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.

ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух особей в их потомстве НЕ наблюдается расщепление признаков (все потомство одинаковое), то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).

 ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному).

ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).

ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).

КОНТРОЛЬ. Самоконтроль.

Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.

УЭ-4

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

 Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач.

Задание. Решите задачи.

1. Каковы генотипы родителей и детей, если: а) у матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей и все полидактилики (ген полидактилии или многопалости – доминантный); б) у родителей с нерыжими волосами четверо детей, из них двое рыжеволосые (рыжие волосы – рецессивный признак).

2. Андалузские (голубые) куры – это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будет иметь потомство, полученное от скрещивания белых и голубых кур, если известно, что ген, обусловливающий черное оперение является геном неполного доминирования (по отношению к рецессивному гену, ответственному за формирование белого цвета оперения)?

3. В семье, где родители здоровы, мать имеет голубые глаза, а отец – карие, родился сын – гемофилик с голубыми глазами. Определите генотипы родителей и ребенка. Голубые глаза – рецессивный аутосомный признак. Гемофилия рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой.

4. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами.

САМОКОНТРОЛЬ, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ.

Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-4.

УЭ-5

Резюме: Если вы набрали:

14–16 баллов– оценка “5”;

7-10 баллов – оценка “3”;

11–13 баллов– оценка “4”;

6 баллов и менее – оценка “2”.

Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет? 

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности"

Методическая разработка урока может быть использована на уроках биологии в 9, 10, 11 классах в зависимости от программы, по которой пвботает учитель...

Основные закономерности явлений наследственности

Четыре типа заданий ( с выбором правильных вариантов ответов, утверждений) на тему  "Закономерности явлений наследственности". ...

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯВЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Презентационный материал для вводного урока раздела "Закономерности наследственности и изменчивости живых организмов"....

Контрольная работа « Основные закономерности явлений наследственности»

Методические указания  для преподавателяЦель работы: проверка умений учащихся работать с информацией, ориентироваться в учебном материале, распределять рабочее время, работать в команде, сос...