Конспект урока биологии: "Эмбриональное развитие".
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Елисеева Людмила Михайловна

Тип урока: комбинированный

Цель урока: изучить эмбриональный период онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды.

Задачи:

- обучающие:

  1. сформировать у учащихся представление об эмбриональном  развитии организма;
  2. создать условия для формирования умений характеризовать этапы эмбрионального развития;
  3. определить влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.

развивающие:

  1. развивать коммуникативные навыки.
  2. развивать умения активно воспринимать изучаемый материал, обобщать, определять направление в дальнейшей деятельности, ставить цели;

воспитательные:

  1. формирование  правильного  отношения  к процессу образования эмбриона как к развитию будущего живого организма.

Методы обучения: беседа, рассказ, работа с  терминами, записи в тетради демонстрация изобразительных средств.

Основные понятия: онтогенез, дробление, гаструляция, органогенез, бластула, гаструла, зародышевые листки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon embrionalnoe_razvitie_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 9-м классе по теме                                       "Эмбриональный период развития"

Выполнила: Елисеева Л.М.                      

учитель биологии

МБОУ «Мордовско-Полянская ООШ»

2019г

            Тип урока: комбинированный

Цель урока: изучить эмбриональный период онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды.

Задачи:

- обучающие:

  1. сформировать у учащихся представление об эмбриональном  развитии организма;
  2. создать условия для формирования умений характеризовать этапы эмбрионального развития;
  3. определить влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.

-  развивающие:

  1. развивать коммуникативные навыки.
  2. развивать умения активно воспринимать изучаемый материал, обобщать, определять направление в дальнейшей деятельности, ставить цели;

-  воспитательные:

  1. формирование  правильного  отношения  к процессу образования эмбриона как к развитию будущего живого организма.

Методы обучения: беседа, рассказ, работа с  терминами, записи в тетради демонстрация изобразительных средств. 

Оборудование:  (учебник С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Общие закономерности», 9 класс), таблица: «Оплодотворение и эмбриональное развитие».

Основные понятия: онтогенез, дробление, гаструляция, органогенез, бластула, гаструла, зародышевые листки.

Ход урока

   1.Организационный момент (1-2 минуты)

2. Актуализация опорных знаний (8 минут)

Цель: определить уровень исходных знаний.

Ребята, на прошлом уроке вы изучали тему «Половое размножение. Развитие половых клеток». И прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте, вспомним, что было вами изучено ранее, для этого вам необходимо ответить на несколько вопросов по прошедшей теме.

  1. Чем половое размножение отличается от бесполого?
  2. Что такое сперматогенез и овогенез?
  3. Чем отличается яйцеклетка от сперматозоида?
  4. Какие периоды выделяют в развитие половых клеток ?
  5. Какие отличия мейоза от митоза?  (Каковы фазы деления? Есть ли коньюгация?  Какое число дочерних клеток образуется? Какое число хромосом получают дочерние клетки? Какое значение имеет для существования вида тот и другой способ деления?).
  1. Найти ошибку в тексте: При овогенезе и сперматогенезе цитоплазма равномерно распределяется между клетками, образующимися в мейозе. Образуются четыре полноценные и жизнеспособные клетки с диплоидным набором хромосом.

Ответы:

I. 1. Бесполое размножение характеризуется тем, что новая особь развивается из неполовых, соматических (телесных) клеток. Половое размножение заключается в объединении в наследственном материале потомка генетической информации из двух разных источников – родителей.

2. Сперматогенез  — развитие мужских половых клеток (сперматозоидов). Овогенез — это процесс образования женских половых клеток (яйцеклеток).

3. Яйцеклетка в отличие от сперматозоидов крупная и неподвижная, обладающая запасом питательных веществ. Функция сперматозоида – доставка наследственного материала к яйцеклетке.

4.Сперматогенез  – 4 стадии (размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование ), а овогенез – 3 ( размножение, рост и созревание).

5. Мейоз – это деление, при котором получаются половые клетки (гаметы – сперматозоиды и яйцеклетки; у растений после мейоза получаются споры). Митоз - это деление, при котором получаются соматические клетки. В митозе одно деление (2 дочерние клетки), а в мейозе – два (4 дочерних клетки). Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Фазы мейоза: профаза I, метафаза I, анафаза I, телофаза I и профаза II, метафаза II, анафаза II и телофаза II. В профазе первого деления мейоза происходит конъюгация (соединение гомологичных хромосом) и кроссинговер (обмен участками гомологичных хромосом), это приводит к перекомбинации (рекомбинации) наследственной информации. После митоза количество хромосом в дочерних клетках остается таким же, как было в материнской, а после мейоза уменьшается в 2 раза (происходит редукция числа хромосом; если бы её не было, то после каждого оплодотворения число хромосом возрастало бы в два раза; чередование редукции и оплодотворения  обеспечивает постоянство числа хромосом). Благодаря точному и равномерному распределению хромосом при митозе все клетки единого организма генетически одинаковы. Митоз обусловливает важнейшие явления жизнедеятельности: рост, развитие и восстановление тканей и органов и бесполое размножение организмов. Мейоз  обеспечивает передачу генетической информации от организма к организму при половом размножении и комбинативную изменчивость.

Молодцы, ребята! А теперь мы приступим к изучению нового материала.

3.Изучение нового материала (18 – 20 минут)

На предыдущем уроке вы познакомились с размножением живых организмов,  что обеспечивает передачу наследственной информации,  преемственность поколений, увеличение численности организмов. А сегодня целью нашего урока является изучение эмбрионального периода онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды. Итак, ребят, открываем тетрадки и записываем тему урока – «Эмбриональный период развития».

Каждый живой организм,  обитающий на Земле в определенное время и в определенном месте, имеет начало и конец своего существования,  проходит свой жизненный путь. Это и есть онтогенез, или индивидуальное развитие. 

Как вы считаете, с чего начинается онтогенез каждого живого организма? (начинается с оплодотворенной яйцеклетки – зиготы).

Итак, записываем в тетрадях: Индивидуальным развитием, или онтогенезом, называют весь период жизни особи – с момента слияние сперматозоида с яйцом и  образования зиготы до гибели организма.

Онтогенез делится на два периода: 1) эмбриональный ( от греч. эмбрион – зародыш), который протекает в организме матери, т.е. – является  внутриутробным. Он начинается с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек; 2) постэмбриональный – начинается с момента  выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Запишем это в виде следующей схемы:

Онтогенез

    Эмбриональный период                       Постэмбриональный период

(от образования зиготы до рождения)            (от рождения до смерти)

В эмбриональный период происходит закладка всех органов и систем зародыша. И, несмотря на свое многообразие, большинство многоклеточных животных, в независимости от сложности их организации, имеют единые стадии эмбрионального развития. А именно – дробление, гаструляцию и первичный органогенез .

Развитие каждого организма начинается со стадии одной клетки. А в результате уже многократных делений одноклеточный организм превращается в многоклеточный. То есть, оплодотворенное яйцо является не только клеткой, но одновременно уже и организмом на самой ранней стадии его развития. Возникшее при оплодотворении путем слияния сперматозоида и яйцеклетки диплоидное ядро через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делится и цитоплазма. Образующиеся клетки при деление не увеличиваются в размерах, а наоборот с каждым делением уменьшаются, поэтому процесс деления носит названия дробления. Период дробления характеризуется тем, что накапливается клеточный материал для дальнейшего развития. Дробление завершается образованием многоклеточного однослойного зародыша – бластулы. Это название происходит от названия образующихся клеток в результате дробления - бластомеров. Бластула напоминает по строению полый шарик со стенками в один ряд клеток. Полость внутри бластулы наполнена жидкостью – первичная полость тела.

Дробления имеет черты, которые свойственны различным видам животных. Например, все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом, одинаковы по строению и отличаются друг друга главным образом количеством содержащегося в них желтка. Эти клетки лишены специализации для выполнения определенных функций, поэтому их называют неспециализированными (или недифференцированными) клетками    (Запишем это определение в своих тетрадях). Бластомерам также чрезвычайно короткий митотический цикл по сравнению с  клетками взрослого организма. Кроме того, общий объём клеток бластулы не превышает объём зиготы.

После дробления наступает следующая стадия – гаструляция. Бластула в процессе развития переходит в новую стадию – гаструлу (от греч. гастер. – желудок). Зародыш на этой стадии состоит из отчетливо различимых пластов клеток (зародышевых листков): наружного, или эктодермы ( от греч. эктос – находящийся снаружи), и внутреннего, или энтодермы ( от греч. энтос – находящийся внутри).
Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой, а отверстие, которое в нее ведет, — первичным ртом. Гаструляция у ланцетника осуществляется путем впячивания, одного из полюсов бластулы внутрь, по направлению к другому. Это связанно с тем, что на одном из полюсов бластулы ее клетки начинают делиться быстрее, чем на другом. У других животных – либо путем расслоения стенки бластулы, либо путем обрастания массивного вегетативного полюса мелкими клетками анимального полюса. У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. мезос – находящийся посередине), которая располагается между экто- и энтодермой в первичной полости тела – бластоцели. Зародыш становится трехслойным. Таким образом, сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. Клетки зародыша практически не делятся и не растут. На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша, начинается использование генетической информации клеток зародыша. Из неспециализированных клеток бластулы постепенно возникают клетки эпителия кожи, появляются нервные, мышечные клетки и т.д. Клетки приобрели способность синтезировать определённые белки, свойственны только данному типу клеток (лимфоциты синтезируют защитные белки -  антитела, мышечные клетки – сократительный белок миозин и т.д.).

У разных видов животных одни и те же зародышевые листки дают начало одним и тем же органам и тканям, т.е. они гомологичны. Гомология зародышевых листков – одно из доказательств единства животного мира.

Следующая стадия эмбрионального периода – органогенез. На этой стадии происходит формирование таких важных частей зародыша, как нервная трубка, хорда, кишечная трубка. Т.е. гаструла видоизменяется и образуется уже следующая стадия развития зародыша — нейрула.  Рассмотрим органогенез на примере ланцетника, откройте с 161, рис 91. Ребят, еще раз обратите внимание на зародышевые листки. Верхний, или наружный слой – это эктодерма, а внутренний слой – энтодерма. Под влиянием зачатка хорды эктодерма на спинной стороне зародыша прогибается по средней линии, превращаясь в желобок, а эктодерма, расположенная слева и справа  от него, начинает нарастать на него. Желобок – зачаток нервной системы – погружается под эктодерму, и края его смыкаются. Образуется нервная трубка. Вся остальная эктодерма – зачаток кожного эпителия.
В процессе специализации клеток из эктодермы образуются нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов. Обратим теперь внимание на энтодермальный зародышевый листок. Спинная часть энтодермы, которая располагается  прямо под нервным зачатком, обособляется от остальной энтодермы и сворачивается в плотный тяж – хорду. Из оставшейся части энтодермы развиваются мезодерма и эпителий кишечника. Дальнейшая дифференцировка клеток зародыша приводит к возникновению различных органов и тканей. Из энтодермы – эпителий кишечника, пищеварительные железы – печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и легких; из мезодермы – мышечная ткань, соединительная ткань, хрящевая и костная ткани, кровь, лимфа, кровеносная система, почки, половые железы и др.

 

Отобразите, пожалуйста, в своих тетрадях, следующую схему.

Проследим еще раз сначала до конца эмбриональный период развития.

Есть ли у вас вопросы по эмбриональному развитию организма?  

А у меня к вам следующий вопрос: скажите, пожалуйста, оказывает ли влияние на развитие зародыша окружающая среда?

Если да, то какое и почему?

Если нет, то почему?  

 

Развивающиеся зародыши в той или иной степени зависят от внешней среды. Например, зародыши моллюсков получают из внешней среды воду, кислород, неорганические вещества; эмбрионы рыб и амфибий нуждаются только в кислороде и воде, а яйца птиц максимально обособлены от среды: в зародыш поступает извне лишь небольшое количество кислорода. Что же касается млекопитающих, то их эмбриональное развитие находится в полной зависимости от материнского организма. Зародыш получает от матери и кислород, и воду, и органические и неорганические вещества. В ходе эволюции выработались строго определенные взаимоотношения развивающихся зародышей с внешней средой. Если изменятся условия внешней среды, нормальное развитие зародыша может нарушиться. При этом незначительное изменение свойств зародыша на начальных этапах развития лавинообразно повлечет за собой многочисленные нарушения структуры и функций организма в более позднем возрасте. Одной из причин нарушения являются чужеродные для эмбриона химические вещества. К ним относятся пестициды и гербициды, которые, попадая в водоемы, а затем в яйца различных животных, вызывают нарушения развития. Вредное влияние оказывают алкоголь и никотин, которые попадают в зародыш из крови матери, если она курит и употребляет алкоголь. Они приводят к снижению жизнеспособности эмбриона и рождению ребенка с различными заболеваниями и уродствами.

4.Закрепление изученного материала (7-10 минут).

А теперь, используя знания полученные сегодня на уроке, давайте ответим на вопросы:

  1. Что такое онтогенез?
  2.  Какие периоды включает онтогенез?
  3. Какие стадии выделяют в эмбриональном периоде? И чем они характеризуются?

5. Подведение итогов (5 минут)

В ходе урока мы познакомились с особенностями эмбрионального периода развития.

А теперь я попрошу вас ответить:  что нового вы узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Запомнилось?

Какие выводы сделали?

  Те, кто отвечал на вопросы, получают заслуженные оценки.

 6. Домашнее задание (2 минуты).

        На дом вам будет параграф 32,а так же ответить на вопросы после него.

Спасибо за работу, урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Car Culture". Развитие навыков устной речи.

Урок по УМК "Opportunities Intermediate". Используется прием анализа цитаты, законы Мерфи....

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

Конспект урока письма и развития речи по теме: "Имя существительное. Обобщающий урок".

Учащиеся закрепляют основные грамматические категории имени существительного....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...