Конспект урока по биологии "Методы изучения природы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Демичева Надежда Сергеевна

Данный урок построен на практической работе, в ходе выполнения которой учащиеся определяют методы изучения природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_izucheniya_prirody.docx878.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС

Тема урока: «Методы изучения природы»

Цель урока:

  •  Создать условия для осознания и осмысления блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
  • Планируемые результаты

Личностные; развивать умение ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

Метапредметные

Познавательные: понимание сути методов изучения природы, расширения знаний учащихся о методах изучения природы, особой роли наблюдений для изучения природы.

Информационно-коммуникационные: использование для решения задач различных источников информации; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности; согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.

Предметные: создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Оборудование:

  • Учебник, рабочая тетрадь
  • Живые растения
  • Раковины моллюсков
  • Медный купорос, крахмал
  • Стаканчики,  палочки
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация;

 

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, мои юные друзья!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

- Ребята, что вы изучили  на прошлом уроке? Ответы учащихся.

- Вспомним изученный материал.

Фронтальная работа (слайд 2,3)

Индивидуальная работа по карточкам (2 учащихся). Приложение 1. 

III. Определение темы урока.  Актуализация субъективного опыта учащихся.

- Ребята, вы теперь хорошо знаете  науки о природе,  и что они изучают. (Ответы детей).

- Как вы думаете: интересно изучать природу? (Ответы детей).

- Почему природу изучать интересно? (Ответы детей).

- А знаете ли вы, как это правильно делать? (Ответы детей).

- Что необходимо знать, чтобы изучать природу? (Ответы детей).

- Правильно, необходимо знать способы или методы. 

Какова цель урока? (Ответы детей: изучение природы, способы изучения природы, методы изучения природы).

Каким образом мы будем стремиться к этой цели?

IV. Изучение нового материала.

Учитель записывает название темы на доске, учащиеся в тетрадь.

Слайд 4: метод, запись определения в тетрадь

Ме́тод (от греческого «способ») — систематизированная последовательность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Учитель. Сейчас мы проверим, что вы уже знаете о способах изучения природы.

Слайд 5, 6. Решаем задачу и делаем вывод.

Слайд 7. Запись   определения в тетрадь.

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Слайд 8-10. Рассматриваем следующую жизненную ситуацию и отвечаем на вопрос.

  Запись   определения в тетрадь.

Эксперимент - общенаучный метод  исследовательской деятельности, предназначенный для проверки выдвинутой гипотезы.

Слайд 11-12. Решаем задачу и делаем вывод. Запись   определения в тетрадь.

Измерение — фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

С какими методами природы мы познакомились?

- Возможно ли используя один  и тот же метод решить  все три задачи?

- А возможно ли использование нескольких способов для решения одной задачи?

V. Физкультминутка

Слайд 9.

- А теперь немного отдохнем.

Учащиеся встают.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).

Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).

Теперь в саду яблоки спелые рвете.  (Учащиеся поднимают руки вверх).

Налево, направо, вокруг посмотрели. (Поворот туловища).

VI. Практическая работа. (мини исследование)

Класс делится на 4 группы по 5 человек.

Каждая группа получает инструкционную карту.  Приложение 2.

1-2 группы проводят эксперимент «Растворение медного купороса и крахмала в воде».

3-измерение листьев у комнатных растений.

4. – измерение длины раковины беззубки.

Подведение итогов работы. Выступление учащихся. Выставление отметок.

VI. Домашнее задание.

  1.  Рассказ о домашних животных.
  2. Исследовательская работа «Рост членов моей семьи».  
  3. Выучить определения методов изучения природы.
  4. Прочитать параграф 4, ответить на вопросы устно.

VII. Закрепление нового материала.

  1. Соотнесите единицы измерения из правого столбика с названием физических величин из левого столбика.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ                                                 ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

  1. Масса                                                                       а. Сантиметр (см)
  2. Длина                                                                      б. Час (ч)
  3. Время                                                                       в. Градус Цельсия (0С)
  4. Скорость                                                                   г. Грамм (г)
  5. Температура                                                              д. Километров в час (км/ч)
  1. Соотнесите методы изучения природы, обозначенные в левом столбике, с их примерами из правого столбика и соедините их стрелками.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ                                      ПРИМЕРЫ

  1. Эксперимент                           а. определение температуры кипения подсолнечного  

                                              масла                                                                                                            

  1. Наблюдение                        б. голый слизень (моллюск) медленно ползёт  

                                                       по   листу капусты

  1. Измерение                          в. для получения высокого урожая капусты в почву

                                               следует добавить азотные удобрения.

Взаимопроверка.

Учитель. Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок. До свидания.

Используемая литература:

Настрой на урок: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1735

Материал о методах: http://svetlana.pro/catalog/item/mir-biologii-metodi-izucheniya/

http://interneturok.ru/ru/school/prirodovedenie/5-klass/glava-1/nauki-o-prirode-metody-izucheniya-prirody

Физкультминутка: http://gigabaza.ru/doc/65479.html

приложение 1

Заполните кластер «Науки о природе»

  1. Наука о веществах и их превращениях
  2. Наука о явлениях природы
  3. Наука о небесных телах
  4. Наука о живом
  5. Наука о растениях
  6. Наука о животных

Приложение 2

Инструктаж для 1-2 группы.

Название эксперимента: «Растворение  медного купороса и крахмала в воде»

Гипотеза: я думаю, что медный купорос растворим/нерастворим в воде

(выберите нужное), крахмал растворим/нерастворим в воде.

Ход работы

  1. Насыпать в стакан №1 медный купорос.
  2. Насыпать в стакан №2 крахмал.
  3. Налить до 1/3 воды
  4. Размешать стеклянными палочками.
  5. Наблюдаю: медный купорос в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Крахмал в воде растворился/не растворился,  раствор прозрачный/непрозрачный, осадок присутствует /отсутствует.
  6. Вывод: медный купорос в воде растворим/нерастворим; крахмал растворим/нерастворим в воде.
  7. Мною высказанная гипотеза подтвердилась/не подтвердилась.

Такой метод изучения природы называется …

Химический стакан, стеклянная палочка – это … оборудование.

Инструктаж для 3 группы.

Определение длины листьев растения (по выбору учащихся).

  1. Взять любое растение в классе.
  2. Измерить длину 10 листьев.
  3. Записать размеры в тетрадь в порядке возрастания.
  4. Записать длину самого маленького и самого большого листа.
  5. Сделать вывод о разнообразии  размеров листьев: размеры листьев разнообразны/одинаковы.
  6. Какие единицы измерения вы использовали.
  7. Такой метод изучения природы называется …
  8. Какое оборудование вы при этом использовали?
  9. Линейка относится к … приборам.

Инструктаж для 4 группы.

Определение длины раковины беззубки.

  1. Измерить длину раковин моллюска.
  2. Записать размеры в тетрадь в порядке возрастания.
  3. Записать длину самой маленькой и самой большой раковины.
  4. Сделать вывод о разнообразии  размеров раковин: размеры раковин разнообразны/одинаковы.
  5. Подумайте; зависит ли размер раковины от возраста моллюска, как?
  6. Какие единицы измерения вы использовали.
  7. Такой метод изучения природы называется …
  8. Какое оборудование вы при этом использовали?
  9. Линейка относится к … приборам.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока р/р. Описание природы. 6 класс

Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой. К.Д.Паустовский.На уроке идет знакомство с типом речи -...

Урок -практикум "Методы изучения природы"

На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использование ИКТ в учебном процессе направлено на интенс...

Конспект урока.Отношение христианина к природе.

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальной школе...

Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях и музыке XIX века"

конспект урока + презентация урока " "Родная природа в стихотворениях и музыке XIX века"...