Свойства каменного угля, его образование, добыча и использование.
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Шиляева Вера Анатольевна

На уроке учащиеся познакомились с видами каменного угля, способамиего добычи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamennyy_ugoly_ugol.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Свойства каменного  угля, его образование, добыча и использование.

ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с видами каменного угля, свойствами и значением каменного угля, способам добычи.

Коррекция логического мышления на основе упражнения в установлении сходства и отличия.

Воспитывать уважение к профессии шахтёра.

 ОБОРУДОВАНИЕ: коллекция, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: бурый уголь, антрацит, шахта, матовый.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: беседа, рассказ, работа с тетрадью, загадки, просмотр презентации.

                     ХОД УРОКА.

1Орг.момент.  

Звенит заливистый звонок,

Вас ждёт интересный , полезный  урок

Чудесным пусть будет у вас настроенье,

Легко и радостно даётся ученье.    

2.Игра «Собери слова»

еыпзноел
киесыоапем      полезные
                          ископаемые      

Мы продолжаем изучение горючих полезных ископаемых

3 .Актуализация знаний учащихся.  

Подумай и отгадай.

  -Росли на болоте растения

А теперь это топливо и удобрение. (торф)

- Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл,

 не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? ( нефть)

 -На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.

                               ( природный газ)

 -Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

 Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. ( Каменный уголь)

Торф, нефть, природный газ и каменный уголь .

Как одним словом можно объединить эти     слова (горючие  полезные ископаемые).

Почему их относят к горючим ископаемым?

3.Изучение новой темы.

Героем  нашего урока сегодня будет вот этот невзрачный кусок горной породы

А что это за полезное ископаемое?

 Прочитай  в  цветках слова. Что получилось? 

         

 

   

Мы проведём небольшое исследование и узнаем о каменном угле много нового.

Запись темы в тетради.

Мы исследуем сегодня уголь с самых разных точек зрения. Для исследования вам необходимо отправиться в путешествие по станицам книги.  

До чего интересно, ребята,

С котелком и мешком за спиной

Нам шагать от зари до заката

По дорогам отчизны родной

Словно книга открыта большая,

Перед нами родные края,

И читать эту книгу, мечтая,

До чего интересно, друзья.

1 страница –историческая                   

2 страница- географическая

3 страница – исследовательская

4 страница –геологическая

5 страница – биологическая

6 страница – технологическая

7 страница -  хозяйственная

     8 страница – экологическая               

1 страница –историческая     ( история появления угля в России)

Уголь с точки зрения истории 

До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого.
Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни.
Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни,  сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».
Слова его оказались пророческими
. И уже при его жизни в России начались разведочные работы на уголь.

2 страница - географическая

Уголь с точки зрения географии– это ответ на вопрос «где?»: где залегает уголь и где его добывают. 

  Месторождения каменного угля.    

Что такое месторождение? ( место, где залегают полезные ископаемые)
Месторождения   каменного   угля   на   карте   обозначаются   чёрным квадратом.

( работа с физической картой России)

Наша Родина не только по запасам угля, но и по его добыче занимает первое место в мире.

«Нет во всём мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр...»                                                    А.Ферсман   

Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более 90% приходится на ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока. В России более 200 месторождений угля, их скопления образуют угольные бассейны.

 Самые крупные из них:
Печорское – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора.
Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В.Я.Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима.
Наиболее крупные местонахождения каменного угля находятся в Сибири (Кузбасс).


3 страница – исследовательская.

Практическая работа: «Свойства каменного угля»

  1. Возьмите кусок каменного угля

Он какой? ( твёрдый).

Агрегатное состояние – твёрдое тело.

2.Попробуйте разломать его руками. Однако если уголь ударить молотком, то он расколется на несколько кусочков удар молотком по куску угля (в смятой бумаге).

Какой можно сделать вывод?

Каменный уголь твёрдый, но одновременно хрупкий.

3.Положите кусочек угля в стакан с водой. Что произойдёт?

Он утонет.

Вы помните торф в воде плавал

Какой можно сделать вывод?

Каменный уголь тяжелее торфа.

3.Сравните каменный уголь и торф.

Сходство – горючие полезные ископаемые, твёрдые.

Различие – торф лёгок, едва тонет в воде. А уголь тяжелее воды – тонет в воде.

Каменный уголь в 2,5 раза жарче торфа.

Наблюдение за горением торфа и каменного угля показывает, что в отличие от торфа, который вспыхивает практически сразу, каменный уголь разгорается очень долго. Обычно сначала разжигают дрова, а уже затем поверх них начинают небольшими порциями равномерно подкладывать уголь. Для хорошего горения угля требуется дополнительная подача воздуха, открывают поддувало. Вспомните: кислород, входя  в поддувало воздух, способствует активному горению. Загорев, горит долго ярким пламенем. При этом выделяется тепла, значительно больше, чем при горении торфа или дров. Именно поэтому большинство котельных раньше топились углем.

Итог: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, блестит, в воде тонет, хорошо  горит и выделяет тепло. ( запись в тетрадь)

Физкультминутка.  

 По дорожке мы шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот направо мы пошли,

Чёрных камешков нашли,

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли.

Бурых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

4 страница – геологическая

Уголь с точки зрения геологии.

Каменный уголь в зависимости от месторождения бывает разным.

ВИДЫ УГЛЯ.  

В природе встречается три вида каменного угля - бурый, обыкновенный каменный уголь и антрацит   ( рассматривание коллекции)

БУРЫЙ  УГОЛЬ. Зрелым называют яблоко и грушу, когда они полны соков. Про рожь говорят: « Рожь созрела», когда её пора убирать. Но, оказывается, и про каменный уголь тоже говорят,- «зрелый».

Бурые угли, рыхлые и более тусклые, их геологи называют незрелыми. Они не блестят, хуже горят.   

Самым зрелым считают АНТРАЦИТ. Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении выделяется много тепла.    

ОБЫКНОВЕННЫЙ КАМЕННЫЙ   УГОЛЬ  сероватого цвета,  матовый  (меньше блестит) и больше пачкает руки. Горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла.   

Вывод: Бурый уголь -  твёрдый , тёмно-бурый , рыхлый , более тусклый, не блестит, хуже горит

 Антрацит – твёрдый, чёрный ,плотный , крепкий , блестящий , не пачкает рук ,  выделяет много тепла .

Обыкновенный каменный уголь – твёрдый, чёрный, менее плотный , хрупкий , матовый , пачкает руки

5 страница – биологическая.

Образование каменного угля

А почему его называют каменным? Каменный уголь очень твёрдый. Как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали , но ведь камень не горит.

Каменный уголь – замечательный чёрный камень, в нём спрятано тепло и свет. Если кто видел, как горит уголь в печке, – зрелище завораживающее. Откуда же взялся каменный уголь? Почему же уголь даёт пламя?

Великий русский учёный М. В. Ломоносов разгадал эту загадку. Он открыл, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие доисторические времена росли на земле.

Работа с учебником, чтение  статьи с .111 учебника, демонстрация отпечатков, картина (леса карбона). 

- Из чего в древних болотах под тяжестью воды и земли, без доступа воздуха образовались толстые слои каменного угля?

Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. Следы когда-то живших растений, увиденные нами в микроскоп, ведут в далёкое-далёкое прошлое. Каждый кусочек каменного угля - это своего рода музей, в котором хранятся остатки давно минувших времён   
Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет (тогда на земле и людей-то не было).
По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах.

И сейчас в некоторых тропических лесах, в условиях большой влажности и тепла живут гигантские древовидные папоротники до 9 метров высотой.

6 страница – технологическая

Уголь с точки зрения технологии

Добыча каменного угля.

Каменный уголь добывают в разных местах. Пласты угля находятся не только на большой глубине. Некоторые из них выходят к поверхности земли.

Добыча угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводится открытым способом. Открытый  или карьерный способ применяют, если пласты угля залегают неглубоко -  не глубже 100 м. Верхний слой  -  почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал, начинают добычу экскаваторами, вывозят самосвалами или строят специальную железную дорогу. Угольные карьеры называют разрезами.

 Если уголь залегает глубоко, строят шахту, в которой ведут подземную добычу. Самые глубокие шахты России ведут добычу угля до  глубины 1200 м. Каменный уголь залегает также в земле большими пластами.Во многих местах глубоко в земле встречаются пласты толщиной 20-30 метров, а в некоторых местах они достигают 100 метров толщины. Добычу его ведут закрытым способом Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты.  

Шахта-это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными туннелями, который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры.

Рассказ ученика: Когда-то в шахтах было темно-темно. Где-то в темноте мелькал тусклый свет шахтёрской лампочки. Уголь возила ослепшая от вечной темноты лошадь, а в узком коридоре, где лошади не пройти, уголь тащит на себе рабочий- « саночник», запряжённый в сани. Шахтёр рубил уголь молотком. Такие условия труда были в царской России.   

Сейчас в шахтах горит электрический свет. Вместо молотка ловко и быстро работает отбойный молоток, врубовая машина, горный комбайн.  Уголь грузится на вагонетки, подвозится на них к выводу из шахты. Здесь его поднимают на поверхность. На поверхности уголь загружают в специальные железнодорожные вагоны и развозят к местам назначения.  

За 12 часов вручную шахтёр может добыть 2 тонны угля, а с помощью комбайнов и врубовых машин за 6 часов шахтёр добывает до 1 тысячи тонн угля ( целый железнодорожный состав)

Работает в шахте - шахтёр. Это трудная профессия. Шахтёра отличает внутренняя собранность, повышенная дисциплина, внимательность, ответственность. Шахтёру необходим хороший слух и зрение, а также должен быть физически развит.

7 страница – хозяйственная

3НАЧЕНИЕ КАМЕННОГО УГЛЯ.

Какое значение имеет уголь сейчас? (ответы учащихся)

Уголь используется как

 энергетическое топливо для электростанций, промышленности,    

 технологическое топливо для чёрной металлургии

 сырьё для химической промышленности.

-Каменный уголь - ценное ископаемое топливо. Им отапливают помещения, его используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций.

-В особых печах уголь сильно нагревают без доступа воздуха. Из угля выделяется светильный газ и каменноугольная смола. Уголь становится намного легче и перестаёт блестеть. Это-кокс.

Кокс употребляют при выплавке чугуна из железной руды в доменных печах ( сковороды, утюги). Светильный газ раньше использовали для освещения улиц и домов. Сейчас он применяется как топливо на заводах.

-Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства и много других полезных веществ.

8 страница -  экологическая

Уголь с точки зрения экологии.

И вот сейчас настало время соотнести уголь с экологией. Какие экологические проблемы вы заметили? (ответы учащихся)

Уничтожение плодородного слоя, отвалы, загрязнение воздуха при сгорании угля.

Уголь с точки зрения будущего. 

 Уголь был главным видом топлива в первой половине XX века, в настоящее время он уступил лидерство нефти и газу. Доля его в топливном балансе страны в 50-е годы составляла 59 %, а сейчас 18%.

     Мы уже говорили о том, что роль угля в топливном балансе страны снижается. А есть ли у угля будущее?  Используя данные учёных о запасах и добыче нефти, угля и газа  определили, на сколько лет хватит этих ресурсов. При современном уровне добычи нефти хватит на 42 года, газа на 73, угля на 651, в будущем уголь может стать главным топливом.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Выполнение заданий на карточках.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ с. 108- 111.

Оценивание

ИТОГ   УРОКА.      

О чём мы говорили сегодня на уроке?

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное образование.Урок с использованием электронных образовательных ресурсов.

Конспект урока "Одна и две буквы н в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных" при дистанционном образовании  ...

Статья:ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

статья посвящена вопросам использования методики нейро-лингвистического программирования в рамках образовательного процесса....

Повышение качества образования на основе использования информационных технологий на уроках истории

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникативных технологий...