Экскурсия "Растительное сообщество горы Яшамелга"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Ахатова Гузалия Владимировна

Экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_rastitelnoe_soobshchestvo_gory_yashamelga.doc916.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ахатова Гузалия Владимировна – учитель биологии и химии

МБОУ ЦО «Наследие» (д. Уфа-Шигири)

Экскурсия на тему: Растительное  сообщество горы «Яшамелга»

(для обучающихся 6 – го класса)

Задачи: 1) Развивать основные понятия на русском и татарском языках: «растительность» -  «усемлекләр», «растительные сообщества» -  «усемлекләр дөньясы» и  частные понятия ( вид – төр (тат.), ярус – катлам (тат.) и др. );

  1. Расширить и конкретизировать знания обучающихся о многообразии растительного мира на русском и татарском языках;
  2. Выявить приспособленность растений к совместному обитанию и факторам неживой природы;
  3. Формировать умения и навыки исследовательской работы, закрепить интерес к изучению живой природы горы “Яшамелга”;
  4. Формировать умения коллективной работы;
  5. Воспитывать у обучающихся сознательное отношение к природе.  

Продолжительность экскурсии: 1,5 ч.

Место проведения:  гора Яшамелга.

Предварительная работа учителя.

  1. Выбор времени проведения экскурсии.
  2. Посещение  горы Яшамелга  и выбор определенного места исследования.
  3. Подготовка инструктивных карточек с заданием для четырех звеньев.
  4. Предварительная работа с обучающимися.

Предварительная работа с обучающимися.

  1. Объявление темы, определение точек станций(3 станции)
  2. Названия необходимой литературы для работы.
  3. Знакомство с видовым составом леса  горы Яшамелга, рассматривание гербарных образцов, фотоиллюстраций (Приложение 1).
  4. Знакомство с правилами поведения на природе:

а) плакат " Не надо мусорить в лесу! "

Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу, 
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен! 

б) беседа с использованием ситуационных вопросов.

  • Во время прогулки вы нашли на горе поляну с редкими растениями. Каковы будут ваши действия?
  • Вы увидели, что ребята, оказавшиеся на горе до вас, нарвали букеты цветов, среди которых виды нуждающиеся в охране. Как вы поступите?
  • Вы отправились на гору , вам навстречу идут ребята и несут ежика ( птенца, ящерицу и т.д. ), чтобы ухаживать за ними дома. Ваши действия?
  • Вы увидели на горе ребят, которые ломают ветки деревьев, сбивают ногами грибы, вырывают траву. Что вы скажете по этому поводу?
  • Собирая на горе ягоды, некоторые ребята вместе с плодами обламывают побеги. Ваше отношение к этому?

в) формирование правил поведения на природе обучающимися  класса.

г) два ученика подводят итог по правилам поведения зачитывая  ” указ леса”.

Природа разнообразна, красива и щедра, но не допускайте, чтобы эта щедрость обернулась для нее разорением:

  1. В лесу вы – гости. Старайтесь меньше беспокоить птиц, зверей, насекомых.
  2. Если встретите маленьких птенцов, оставьте их на месте, не берите с собой. Ни кто не создаст им лучших условий для роста и развития, чем родители.
  3. Бережно относитесь к растениям: собирая цветы, мы лишаем природу ее красоты и невольно производим искусственный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более слабые и менее жизнеспособные особи.
  4. В лесу соблюдайте тишину.
  5. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню. Ходите в лесу только по тропинкам.
  6. Соблюдайте чистоту в лесу.
  7. Покидая лес посмотрите, что вы оставляете после себя. Пусть после вашего ухода останется зеленым, трава пушистой, а ваша совесть чистой.

Подготовка обучающихся к экскурсии.

  1. ознакомление с задачами экскурсии, характером работы и порядком оформления;
  2. подготовка оборудования;
  3. изучение дополнительной литературы. (Приложение 1)

Оборудование.

Тетради (блокноты), карандаши, ручки, рулетки, равнобедренные треугольник, колышки, компас и др.

Ход экскурсии.

Экскурсия состоит из нескольких этапов:

I. Первый этап (место сбора).

1) Вводная беседа по вопросам:

  • что такое «растительное сообщество» -  «усемлекләр дөньясы»?
  • что такое лес - кырлау?
  • откуда произошло название гора “Яшамелга”?
  • какие еще вы знаете названия гор и лесов  в нашей местности?
  • как человек обязан относиться к лесу? (закрепление правил поведения на природе)

2) Инструктаж о ходе работы, объяснение правил работы с инструктивными карточками.

II. Второй этап (самостоятельная работа обучающихся).

Инструктивная карточка № 1 ( станция  первая )

Изучить состав древесного и кустарникового ярусов растительного сообщества  горы «Яшамелга» (Таблица 1)

  1. Заложите пробную площадку размером 15 × 15 м.
  2. Определите видовой состав деревьев, их названия  на русском и  татарском языках и их количества.
  3. Определите высоту и диаметр деревьев.
  4. Определите видовой состав кустарников,  их названия на русском и на татарском языке, их высоту.
  5. Определите подрост каких видов имеется на площадке и в каком количестве.
  6. Определите, есть ли проростки семян деревьев, их количество и вид древесной породы.

Наблюдения занесите в таблицу.                                                                  Таблица 1

Название породы

Количество

( шт. )

Высота

( м. )

Диаметр

( см. )

Подрост

количество

Проростки

количество

Например

1.Сосна обыкновенная – терке (тат.)

5

20 – 25

60 – 80

-

2

Инструктивная карточка № 2 ( станция  вторая )

Изучить видовой состав травянистого яруса растительного сообщества горы “Яшамелга” (Таблица 2 )

  1. Определить проективное покрытие почвы ( в % ).
  2. Определите виды травянистых растений, их названия на русском и татарском языках встречающихся на площадке
  3. Используя шестибальную шкалу определите обилие трав разных видов
  • обильно – 6
  • очень много – 5
  • довольно много, разбросано – 4
  • изредка – 3
  • мало – 2
  • единично, очень мало – 1
  1. Определите фенофазу растений:

вег – вегетативное состояние,

б – бутонизация и колошение,

ц – цветение,

п – плодоношение.

Все результаты занесите в таблицу                                                          Таблица 2

Название вида

Обилие

Фенофаза

Например

1) Ландыш майский

6

б, ц, вег

Подвижная игра 

«Земля, вода, огонь, воздух» - “Җир, су, ут, Һава”(проводится на татарском языке)

  1. Все игроки становятся в круг, в середину встает водящий.
  2. Водящий бросает мяч любому игроку, при этом произнося одно из четырех слов: земля , вода , огонь  или воздух.
  3. При слове земля  тот, кому бросили мяч должен назвать какое либо животное, вода  - какую либо рыбу, воздух - птицу, а при слове огонь - все машут руками.
  4. Игрок, который ошибся - выбывает.

Инструктивная карточка № 3 (станция  третья  )

Изучить расположение деревьев и кустарников на площадке и составление схемы (вид сверху) (Схема 1).

  1. Определить характер размещения деревьев на участке 15 × 15 м.
  2. Определите особенности расположения кустарников на участке.
  3. Введите условное обозначение для каждого вида деревьев и кустарников.
  4. Начертите схему в масштабе 15 × 15 см. размещение видов по территории (вид сверху).

                                                          Например:                                      Схема 1

                                                                               

1 – сосна обыкновенная

2 – береза

3 –  липа

4 – осина

5 – боярышник

6 – рябина

7 – бузина красная

8 – черемуха

III. Третий этап (подведение итогов).

Обобщение результатов наблюдения и подведение итогов обучающимися  о многообразии растений на горе “Яшамелга” и  их совместном произрастании.

  1. Ученики отчитываются о проделанной работе и сообщают результаты исследований.
  2. Формулировка выводов работы.

IV. Четвертый этап (оформление результатов в виде сообщения) – выполняется по образцам работ учениками  дома.

V. Пятый этап.

На основе результатов наблюдений ученики готовят рассказ о многообразии растений горы “Яшамелга” д. Уфа-Шигири.

Список литературы:

Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] : учеб. пособие / М. Н. Кожина. - 2- е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1977. - 223 с.

  1. В.А. Корчагина Биология 5-6 кл. [Текст] : учеб. пособие / В.А. Корчагина –  издание семнадцатое, перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1984. - 248 с.
  2. В.А. Корчагина Ботаника: растения, бактерии, грибы, лишайники 5-6 кл. (үсемлекләр, бактерияләр, гөмбәләр, лишайниклар) [Текст] : учеб. пособие / В.А. Корчагина –  20-е издание, перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1988. - 280 с.
  3. И.Н. Пономарева Биология 6 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С., Кучменко; под  ред. проф. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф, 2013.- 192с.

Интернет-источники: информация со страницы сайта

        Биология растений схемы и таблицы [Электронный ресурс] /.- Режим доступа http://infotables.ru/biologiya/38-biologiya-rastenij/417-prirodnye-soobshchestva-les-i-ekologicheskie-gruppy-rastenij-tablitsa

Приложение 1

 ВАСИЛЕК СИНИЙ  - БОЛЫН ЧУКМАРБАШЫ

     Однолетнее травянистое  растение из семейств   сложноцветных. Листья ланцетолинейные. Синие цветки собраны в корзинки; краевые - воронковидные, серединные - трубчатые, с фиолетовым оттенком. Цветет василек с мая по август. Растет как сорняк в посевах ржи. Лечебное применение имеют краевые цветки. Настой цветков обладает мочегонным, желчегонным,

Рис. 1 Василек – Болын чукмарбашы

противолихорадочным действием. Поэтому его используют в основном при болезнях почек и мочевого пузыря. Помогает он также при кашле, запорах и болях в желудке.

      Для приготовления настоя чайную ложку краевых цветков заливают стаканом кипятка, настаивают в течение часа. Пьют по 1/4 стакана 3 раза в день за 20 минут до еды. Отвар василька (примерно горсть лепестков на пол-литра воды кипятить 5 минут) в виде примочек используют при лечении конъюктивита и как косметическое сресдство при расширении пор кожи.

ДУШИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ –

КЫЗЫЛ МӘТРУШКӘ

    Многолетнее травянистое растение из семейства губоцветных, с ветвистым ползучим корневищем, очень пахучее. Стебли прямые, ветвистые, четырехгранные, мыгкоопушенные. Продолговато-яйцевидные заостренные листья расположены супротивно. Мелкие пурпурно-розовые двугубые цветы собраны в щитковидное соцветие. Плод состоит из четырех округло-яйцевидных орешков, заключенных в чашечку. Растение имеет пряно-горьковатый вкус. Цветет

Рис.2 Душица обыкновенная – Кызыл

          мәтрушкә

в июле-августе. Растет по кустарникам, лесам, степным лугам в лесной и лесостепной зонах Урала.

        Применяется душица при атонии кишечника, для улучшения аппетита и пищеварения. Настой принимают при простудных заболеваниях, ангине, кашле, удушье, туберкулезе легких.

ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ 

САРЫ МӘТРУШКӘ

   Многолетнее травянистое растение из семейства     зверобойных, стебель прямой, достигает 30-60 см  высоты. Листья супротивные, сидячие, пахучие. Соцветия - щитковидная метелка, состоящая из желтых цветков с многочисленными тычинками. Цветет с июня до августа. Растет на опушках, полянах, вырубках. Больших зарослей не образует.

    Для лекарственных целей используются цветущие и облиственные части растения, которые

Рис.3 Зверобой продырявленный –

           Сары мәтрушкә

собирают в период полного цветения. Зверобой обладает интенсивным действием на животных-альбиносов, повышает их чувствительность к солнечному свету, вызывая на коже зуд припухлость, язвы и гнойные воспаления кожи, потерю аппетита. На Руси его считали универсальным лечебным средством. Его используют как вяжущее средство при поносах, при стоматитах, для укрепления десен, уничтожения запаха изо рта. Лечат язвы, раны и женские болезни. Помогает зверобой при гайморите, фарингите, ожогах, при невралгиях, ревматизме, болезнях печени, ночном недержании мочи, истерии, бессонице, эпилепсии, параличах. 

ЗЕМЛЯНИКА ЛЕСНАЯ – КАЕН ҖИЛӘГЕ

     

 Общеизвестное травянистое растение из семейства розоцветных,   с бурым корневищем и стелющимися укореняющимися побегами. Листья сложные, тройчатые, крупнозубчатые, сверху почти голые, снизу - волосистые. Белые цветки с подчашием и многочисленными тычинками и пестиками. Плод - ярко-малиновая ароматная ягода. Время цветения - июнь-июль. Растет в негустых лесах, на лесных полянах и опушках,

Рис.4 Земляника лесная – Каен җиләге

преимущественно в хвойных лесах.

     Свежие ягоды помогают при склерозе сосудов, гипертонии, желтухе, запорах, поносах, язве желудка и особенно подагре, почечных и печоночных камнях, экземе, гастрите, малокровии. Настой листьев используют при астме и как кровоостанавливающее, а также при раке гортани. Настой цветков употребляют при болезнях сердца, гипертонии, а отвар всего растения - при фибромиоме матки. Наружно настой листьев в виде клизм и обмываний употребляют при кровоточащих и воспаленных геморроидальных узлах, а в виде местных ванн, примочек и компрессов - для лечения кровоточащих ран.

КИПРЕЙ, ИВАН-ЧАЙ - КЫРЛЫГАН

      Красивое цветущее растение из семейства кипрейных, высотой до 150 см, с лилово-пурпурными, иногда розоватыми цветами, собранными в высокие кисти. Цветки кипрея состоят из четырех срошихся чашелистиков и четырех свободных лепестков, восьми тычинок и отогнутого вниз пестика. Листья ланцетные, некрупные. Плод - коробочка в виде узкого длинного стручка с многочисленными пушистыми семенами. Название иван-чай получил из-за того, что русские крестьяне села Капорье употребляли его в качестве суррогата

Рис. 5 Кипрей, Иван-чай - Кырлыган

чая. Растет на порубках, лесных гарях, на лугах, по сырым еловым и сосновым лесам, по насыпям.

        В народной медицине настой кипрея употребляют от головной боли, при нарушении обмена и язве желудка (заваривают цветующие верхушки и пьют как чай). Порошком листьев присыпают раны, а отвар листьев пьют при золотухе, желудочных заболеваниях и как снотворное, при воспалении уха, горла и носа. Из корневища делают муку и пекут хлеб.

КОСТЯНИКА КАМЕНИСТАЯ - БӨРЛЕГӘН

     

 Многолетнее растение из семейства розоцветных, высотой 10-25 см. Его корневище дает длинные плетевые побеги и прямостоячие - цветочные, покрытые волосками и шипиками. Листья тройчатые, с длинным черешком, жесткими волосками. Цветки белые, собранные в щитковидные соцветия, появляются в июне-июле. Плод - сборная костянка, состоящая из сочных

Рис. 6 Костяника каменистая –

            Бөрлегән

красных плодов. Встречается в таежной зоне Урала. Заготавливают плоды, листья и корневища. 

       В народной медицине отваром травы или листьев костяники лечат геморрой, грыжу, опухоли, удушье, некоторые женские болезни и болезни желудка. Отваром корневищ моют голову от перхоти. Листья с ржавыми пятнами (грибковые поражения) собирают для лечения заикания, эпилепсии, косноязычия и испуга.

МАНЖЕТКА ОБЫКНОВЕННАЯ - МАНЖЕТКА

    Многолетнее травянистое растение из семейства розоцветных. Нижние листья длинночерешковые, верхние - сидячие, округлой формы, городчато-пильчатые. Мелкие зеленовато-желтые цветочки скучены в клубочки. Цветет в июле-августе. Устьица по краям листочка выделяют капли влаги, которые появляются, когда нет росы. Их считали

Рис.7 Манжетка обыкновенная –

          Манжетка

волшебными, и алхимики приготовляли из них "элексир молодости". Растет манжетка по лесам, лесным опушкам, лугам.

        В народной медицине настой или отвар травы манжетки назначают внутрь при вялой перистальтике кишечника, поносах и как отхаркивающее средство при заболеваниях дыхательных путей. Настой или отвар травы манжетки на виноградном вине принимают при болях в сердце, болезнях печени, при сахарном диабете, различных кровотечениях, водянке, диатезе, эпилепсии.

МАТЬ-И-МАЧЕХА – ҮГИ АНА ЯФРАГЫ

 Многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, с длинным ползучим корневищем и тонкими корнями, от которого ранней весной отходят паутинисто-пушистые стебли, покрытые продолговатыми розово-лиловыми чешуевидными листьями с корзинками желтых цветов. Листья крупные, сверху темно-зеленые, гладкие, снизу белопушистые. Нижняя поверхность листьев мягкая и теплая (мать), а верхняя - холодная (мачеха). Отсюда русское название - мать-и-мачеха. Растет повсюду - по оврагам,

Рис. 8 Мать-и-мачеха – Үги ана яфрагы

железнодорожным насыпям, вдоль дорог, по глинистым обрывам. В медицине применяются листья и цветочные корзинки.

       Если вы простудились в походе, далеко от дома, нарвите зеленых листьев этого удивительного растения, бросьте их в костер и подышите сизым дымом - кашель уменьшится. Отвар или настой из листьев и цветов пьют при астме, бронхите, при воспалительных процессах слизистых оболочек желудка, кишечника, при диатезе, он возбуждает аппетит, обладает хорошим ранозаживляющим свойством. Свежий сок растения с сахаром рекомендуется принимать (3-4 столовые ложки в день) больным туберкулезом легких.

МОЛОЧАЙ ПРУТЬЕВИДНЫЙ – СӨТЛЕ ҮЛӘН

     Это растение из семейства молочайных имеет интересную особенность: его цветки без чашечки и венчика. Тычинки и пестики окружены листочками, образующими как бы чашечку. Пестичные и тычиночные цветки скручены вместе, причем вокруг одного пестика располагается 10-12 тычинок. Цветет с мая до августа. Растение содержит млечный сок, который едок и ядовит, поэтому скот избегает его. Встречается растение по дорогам, полям, заливным лугам, залежам.

     Рис. 9 Молочай прутьевидный –

                Сөтле үлән

    В народной медицине молочай применяется в лечении геморроя, запоров, кишечном колите, нарушении обмена веществ, млечным соком лечат экзему, гнойные раны. Растение можно использовать для уничтожения листогрызущих гусениц в садах. С этой целью берут 4 кг отцветших растений, измельчают их и варят в небольшом количестве воды. Отвар процеживают и разбавляют в 10 л воды. Этим раствором обрабатывают плодовые насаждения.

ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ –

ДАРУ ТУЗГАНАГЫ

    Многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, со стрежневым корнем. Листья многочисленные, продолговатые, с выемчатыми или надрезанными краями, собраны в прикорневую розетку. Цветочные стрелки, иногда до 30 см высоты, цилиндрические, внутри полые, на изломе - с вытекающим белым млечным соком. Корзинка

Рис. 9 Одуванчик лекарственный-

           Дару тузганагы

одиночная, крупная, состоит из очень ярких язычковых цветков. Растет около жилья, вдоль дорог, в садах, огородах, на пойменных лугах.

     С лекарственной целью употребляют корень и надземную часть. Корень выкапывают осенью, когда увядают листья, соцветия и листья - в мае-июне. В народной медицине одуванчик применяют при заболеваниях почек и мочевого пузыря, склерозе, тромбофлебите, гипертонии, воспалении лимфатических желез, фурункулах, как слабительное и отхаркивающее средство, при подагре, геморрое, малокровии. Из нежных весенних листьев одуванчика можно готовить салат.

ПАСТУШЬЯ СУМКА – КӨТҮЧЕ СУМКАСЫ

     Однолетний, широко распространенный сорняк из семейства крестоцветных, с белыми мелкими цветами и характерными треугольными стручками. Цветет с мая по август. Встречается почти на всей территории Сибири, Урала и средней полосы. В народной медицине применяют траву с зелеными стручками, которую собирают в период цветения. Трава пастушьей сумки хорошо останавливает

   

 Рис. 10 Пастушья сумка –

                 Көтүче сумкасы

различные внутренние кровотечения, вызывает сокращение матки, снижает артериальное давление, прекращает поносы, усиливает выделение мочи. Настой пастушьей сумки принимают при болезнях печени, почек, мочевого пузыря, печеночных коликах, почечно-каменной болезни, климаксе, гипертонии, поносах, лихорадке и как кровоостанавливающее при геморрое, различных внутренних кровотечениях, нарушениях солевого обмена.

     Клинически доказано, что настой этого растения дает хороший эффект и при лечении острого и хронического воспаления почек. Настойку стручков употребляют на ночь как снотворное при нервных расстройствах.

ПОЛЫНЬ ОБЫКНОВЕННАЯ -  ӘРЕМ

Травянистое растение из семейства сложноцветных, высотой до метра, с ветвистым корневищем. Стебли красноватые, ребристые. Листья очередные, перисторассеченные, снизу беловато-войлочные, сверху зеленые. Мелкие розоватые цветки цветут с июля по октябрь. Распространена повсеместно по сорным местам, лугам, на опушке леса.

   Рис. 11 Полынь обыкновенная - Әрем

      Лечебное применение имеют трава и корни. Траву собирают во время цветения, корни - осенью (их очищают от земли, но не обмывают, и сушат). Хранят сырье в плотно закрытых сосудах. В народной медицине применяются в виде настоя при эпилепсии, неврозах, неврастении в качестве успокаивающего и противосудорожного средства. Полынь используют также при лечении туберкулезного менингита,  сахарного диабета, желтухи, заболеваний органов пищеварения, а также рака легких, желудка и женской половой сферы.

ПУСТЫРНИК ПЯТИЛОПАСТНОЙ - ПУСТЫРНИК

     Многолетнее травянистое растение с четырехгранным прямостоячим опушенным ветвистым стеблем. Листья супротивные, пальчатопятираздельные, городчато-пильчатые, сверху зеленые, снизу светло-зеленые. Мелкие двугубые густоопушенные цветы собраны в мутовки в пазухах верхних листьев. Верхняя губа венчика пурпурно-розовая, нижняя - желтоватая, с пурпуровыми крапинками. Цветет

    Рис. 12 Пустырник пятилопастной –

                 Пустырник

с июня по август. Плод - трехгранный орешек. Растет по пустырням, склонам, обрывам, вдоль дорог, по садам, на лугах и опушках леса.

      В медицине применяется трава (верхушки стеблей с листьями), которую собирают в период цветения. В научной медицине пустырник применяют при сердечно-сосудистых неврозах, при повышенной нервной возбудимости, начальных стадиях гипертонии, кардиосклерозе, грудной жабе, миакардите, пороках сердца, начальных формах базедовой болезни, катарах толстого кишечника. Пустырник положительно влияет при лечении эпилепсии, эффективен при вегетативно-сосудистых дистониях.

РОМАШКА АПТЕЧНАЯ – АК ЧӘЧӘК

      Однолетнее пахучее травянистое растение из семейства сложноцветных, с ветвистым стеблем. Листья дважды перисто-раздельные. Цветочные корзинки некрупные, состоят из белых ложно-язычковых и срединных желтых трубчатых цветков. Цветет в мае - сентябре. Для растения характерен сильный приятный запах. Растет ромашка по огородам, полянам, сорным местам,

  Рис. 12 Ромашка аптечная – Ак чәчәк

на лесной опушке, у дорог и жилищ. Для лечебных целей собирают цветочные корзинки.

    Водный настой ромашки применяют как слабительное, потогонное, противовоспалительное, ветрогонное, мягчительное средство, при детских желудочно-кишечных заболеваниях, женских болезнях. Крепкий водный настой в виде ванн полезен при ревматизме, подагре, для полоскания горла и промывания гнойных ран. Цветы ромашки входят в состав грудных и успокоительных сборов.

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ – МЕҢ ЯФРАК

      Многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, высотой 20-50 см. Стебли прямые, опушенные. Листья дважды перистые, рассеченные. Цветки собраны в корзинки на верхушке стебля, язычковые цветы белые или розовые, средние - трубчатые, цветет в июле - сентябре. Заготавливают траву. Настои и отвары из

      Рис. 13 Тысячелистник обыкновенный –

                   Мең яфрак

травы тысячелистника употребляют при желудочно-кишечных заболеваниях. Назначают их и как хорошее кровоостанавливающее средство, в также при воспалительных процессах матки, при фибромиоме,  кишечных, геморроидальных кровотечениях, как горечь для возбуждения аппетита.

КЛЕВЕР ЛУГОВОЙ – ТУКРАНБАШ

Многолетнее травянистое растение, достигает в высоту  15—55 см.

Ветвистые стебли приподнимающиеся.

Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям.

Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или не одноцветный; чашечка с десятью жилками.

                                                                                   

          Рис. 14 Клевер луговой - Тукранбаш

    Плод — яйцевидный, односемянный бобсемена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые.

    Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре.

Размножается как семенами, так и вегетативно.

    Из листьев получают витаминные концентраты. Эфирное масло применяют в ароматических композициях.

    Является одной из наиболее ценных кормовых трав. 100 кг сена клевера лугового содержат 52,2 кормовых единиц. По питательности сена он почти не уступает люцерне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Горит, горит, звезда моих полей… »

Литературно- музыкальный час, посвященный 75- летию со дня рождения Николая Михайловича Рубцова...

Солнышко красно, гори, гори ясно …

Празднование широкой масленицы....

КТД "Гори,гори, огонь Олимпиады"

Цели:- актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх;- формирование устойчивых знаний и понгимания школьниками ценности Олимпийского движения;- воспитание чувства коллективизма, дружбы и вза...

Технологическая карта урока по предмету "Музыка" во 2 классе. Раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Тема "Фольклор - народная мудрость".

Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД. Урок знакомит учащихся с народным тврочеством, на...

"Сообщество. Структура сообщества"

 Данный урок составлен на основе УМК В.В. Пасечника. В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного пр...

Методическая разработка занятия и презентация: "Народный фольклор родного края. Уж вы горы, горы Жигулёвские"

Разработка занятия предназначена для учащихся музыкальной студии третьего года обучения.  Разработка включает сценарий занятия и презентацию по теме занятия....

Организация сообществ и общественное поведение. Организация сообществ.

Предствлена методическая разработка по теме "Организация сообществ и общественное поведение. Организация сообществ."....