Открытый урок по биологии в 8 классе по теме «Дыхание. Строение органов дыхания».
материал по биологии (8 класс)

Григорьева Ирина Юрьевна

Открытый урок по биологии в 8 классе по теме

 «Дыхание.  Строение  органов  дыхания».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dyhanie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Григорьева И.Ю.

Полянская  средняя  школа.

Открытый урок по биологии в 8 классе по теме «Дыхание.  Строение  органов  дыхания».

Методическая проблема:  1)деятельностный подход в обучении;

                                                2)использование ИКТ  на уроках биологии.

Задачи: определить  сущность  дыхания  и  роль кислорода  в  организме  человека,  особенности  строения  и  функций  органов  дыхания,  их  взаимосвязь,  меры  профилактики  работы  голосовых  связок.

         Продолжать  учить  самостоятельно  работать  с  текстом,  рисунками;   логически  мыслить  и  оформлять  результаты  мыслительной  деятельности  в  устной  и  письменной  форме.

          Воспитывать  самостоятельность,  инициативность  и бережное  отношение  к  своему  здоровью.

Средства  обучения: учебник,   рабочая  тетрадь,   компьютер,  мультимедийная  установка,   набор  ЦОР.

                           Ход  урока.    

Мы  изучаем  организм  человека.  Уже  изучили  несколько  систем  внутренних  органов  человека.  Сегодня  на   уроке   мы  познакомимся  еще  с  одной  системой  внутренних  органов.  Какой?  Вы  мне  скажите  сами,  после  того  как  прослушаете  вот  эти  стихи.  Назовете  и  нашу  тему  урока  на  сегодня.

   Дышат  люди,  дышат  звери.

Дышат  все,  кто  хочет  жить.  

Кто  под  Солнцем,  иль  Луною  

Может  жизнью  дорожить.

Разберемся,  кто  как  может,  

Будем  знать,  а  кто  какой.

Мы  же  дышим,  значит  тоже,

Если  дышишь,  ты  живой.

     Какую  систему  органов  мы  будем  изучать?   Какая  тема  нашего  урока?  (Дыхание). Открыли  тетради  и  записали  число  и  тему  урока.

  Дыхание.  Строение  органов  дыхания.  

Девизом  нашего  урока  будет  следующее  высказывание:

   Дыхание – это  жизнь.

Чтобы  выяснить  какие  цели  и  задачи  мы  ставим  на  этом  уроке,  я  попрошу  вас  сделать  следующее.   Сожмите  губы  и  пальчиками  зажмите  нос.  Несколько  мгновений  посидите  спокойно.  Через  2  минуты  отпустите.  

 - Как  вы  себя  чувствуйте?

 -Почему?

 -Сколько  времени  мы  можем  не  дышать?

 - Зачем  мы  дышим?

 -А  как  мы  дышим?

 - Так  какие  задачи  мы  должны  решить  на  этом  уроке?

(Что  такое  дыхание?  Зачем  мы  дышим  и  как?   Зачем   нам  нужен  кислород?   Узнать  строение  органов  дыхания).  

 - Теперь,    посмотрите  какие  задачи   я  поставила.  Совпадают?

     Действительно,  одно  из  чудес  природы  возможность  дышать.   Человек  без  пищи  может  прожить  до 30  дней,  без  воды – до  5  дней,  а  без  воздуха  несколько  минут.

-Почему?

      Еще  древнегреческие  философы,  наблюдая  за  дыханием  животных  и  человека,  считали  воздух  первопричиной  жизни.   Великий  врач  Древней  Греции   Гиппократ  называл  воздух  «пастбищем  жизни».

         Тем  не  менее,    люди  долгое  время  не  знали,  что  для  дыхания  человека  в  герметическом  закрытом  помещении  на  час  требуется  не  менее  2 кубических  метров  воздуха.  Люди  не  раз  гибли,  оказавшись  в  наглухо  закрытых  помещениях.  Так  в  1845 г.,  на  судне  «Мери  Сомс»  погиб  батальон  солдат,  укрывшись  в  трюме,  хотя  судно  осталось  невредимым.

        Дыхание – это   жизненно  важная  функция  нашего  организма.  Давайте  в  этом  разберемся.  Но  прежде,  чем   мы  приступим,  прислушаемся  к  совету  Аристотеля: «Сперва  собирай  факты,  и  только  после  этого  связывай  их  с  мыслью.»

 -Какую  функцию  выполняет  ДС? (газообмен)  

 -Еще  какую? (выделительную)

 -Зачем  нашему  организму  нужен  кислород? (он  необходим  для  расщепления  сложных  органических  веществ  на  более  простые,  выделяемая  при  этом  энергия  используется  для  процессов  жизнедеятельности.)

 -Какие  типы  дыхания  вы  знаете? (легочный,  альвеолярный,  жаберный)

 -А  у  нас  какой тип  дыхания? (легочный)

 -Молодцы.  Теперь  я  предлагаю  приступить  к  изучению  строения  органов  дыхания,  что  бы  узнать  об  этом,  я  предлагаю  совершить  необычное  путешествие  вместе  с  частичкой  воздуха,  которая  попадает  в  наш  нос  и  дальше.

    И  так,  внимание!   Мы  отправляемся!  Будьте  внимательны  при  путешествии,  нас  ждет  много  интересного ( идет  просмотр  учебного  диска,  при  просмотре  которого  задаются  вопросы  о  том,  что  ученик  узнал  нового).

 -Мы  влетаем  в  нос!

 -А  зачем  человеку  нос?

 -Великий  Русский  писатель  Н.В.Гоголь  говорил:»Без  носа  человек  черт  знает  что – птица  не  птица,  гражданин  не  гражданин – просто,  возьми,

да  и   вышвырни  в  окошко!»…..

 -А  если  серьезно?

           Мы  влетаем  в  нос.  Глядите,   кто – то  лежит  рядом  с  нами!  Кто  же  это? (микробы,  пыль).  Осторожно,  не  запутайтесь  в  волосках  ноздрей.  Почему  их  так  много? (задерживают  пыль).   Полетели  дальше.  Осторожно,  стенки  сверху  донизу  вымазаны  специальной  тонкой  слизью.   Для  чего  она  нужна? (очищать  и  обеззараживать  воздух).   На  одном  квадратном  сантиметре  приблизительно  150  желез.    Наш  нос  - это  прямо  розовая  пещера,  вся  пронизана  кровеносными  сосудами.   Для  чего  их  так  много? (согревать,  обеззараживать).   Далее  идет  просмотр  диска.

       Из  носа  мы  попадаем  в ……глотку.

 -Ой,  тут  так  влажно,  много  слизи  и  тепло,  и  влажно.

 -Почему?

 -Что  здесь  происходит  с  воздухом?

 -Летим  дальше.  Куда  же  мы  попали.    Что  это  за  узкая  щель?( Гортань  и    голосовые  связки).

 -Ой,  тут  тоже  влажно  и  тепло,  но  почему    так  узко  в  одном  месте?

 -Для  чего  нужны  эти  тоненькие  натянутые  пленки?

 -Что  здесь  происходит  с  воздухом?

 -Дальше  летим  и  попадаем  …..  в  трахею.

 -Стенки  прочные  из  хряща,  но  задняя  стенка  мягкая,  она  соприкасается  с  пищеводом.  

 -Почему  задняя  стенка  мягкая?

 -И  опять  здесь  влажно  и  тепло.

 - Что  происходит  с  воздухом  в  этом  отделе?

 -Ой,  летим  дальше  и  что  мы  видим?  Путь  наш  разветвляется  на  две  дороги.   Куда  летим?

 -Куда  мы  попали? (бронхи)

 -Что  здесь  происходит  с  воздухом?

 -И  вот  он,   конец  нашего  путешествия.  Это   ………  легкие.

 -какие  они  красивые,  состоят  из  маленьких  шариков – альвеол.  Их  так  много.

 -Почему?

 -Их  тоненькие  стенки  просвечиваются  и  через  них  видны  капилляры.

 -Почему  они  такие  тоненькие?

 -Вот  мы  и  проследили  за  частичкой  воздуха.   Прошли  с  ним  все  пути – дорожки.

Наверно   вы  устали,  руки  - ноги  затекли?  Нужно  размяться.   Поиграем                    

в    игру  «руки- ноги».    Я  буду  называть  органы  тела  человека,  а  вы,  если  это  орган  дыхания – топните  ногой,  а  если  орган  другой  системы –

хлопните  в  ладоши.

    Рот –нос –легочный  ствол –пищевод –глотка –глотка –капилляры   –легочный –легочная  вена –гортань –бронхи –евстахиевая   труба –трахея –альвеоллы  ..

     -Молодцы!   Справились  с  заданием.

     - Сейчас    вы  будете  отвечать  на  вопросы  и  мы  узнаем,  что  нового    вы  теперь  знаете  о  дыхании   и  органах  дыхания.

1.Для  чего  человеку  нужен  кислород?    

2.Перечислите  органы  дыхания.

3.Что  происходит  с  воздухом  в  каждом  отделе  дыхательной  системы?

4.Из  чего  состоит  дыхательная  система?

5.Почему,  когда  мы  плачем  происходит  выделение  из  носа?

6.Какие  рецепторы  находятся   в  носовой  полости?

7.Зачем  нужны  миндалины?  Почему,  когда  болит  горло,  они  увеличены?

8.Какую  роль  играет  надгортанник?

9.Где  находится  голосовой  аппарат?   Какую  функцию  он  выполняет?

10.Когда  человек  молчит,  какое  положение  пленок  голосовых  связок?

12.Когда  человек  говорит,  какое  положение  пленок  голосовых  связок?

13.Какие  еще  органы   участвуют  в  образовании  звуков?

14.Что  собой  представляет  трахея?  Почему  она  имеет  такое  строение?

15.Что  собой  представляют  бронхи?

16.Где  расположены  легкие?

17.Сколько  долей  у  левого  легкого?

18.Сколько  долей  у  правого  легкого?

19.Чем  снаружи  покрыты  легкие?

20.Сколько  листков  плевры?

21.Что  находится  между  плевральными  листками?   Почему?

22.Из  чего  образована  ткань  легких?

23.Что  такое  альвеолы?   Опишите  их  строение.

24.Почему  у  мужчин  и  у  женщин  разная  высота  голоса?

25.Почему  во  время  полового  созревания  мальчикам   не  рекомендуется  петь?

26.Какие  правила  ухода  за  голосовыми  связками   вы  можете  назвать?

Вы  ответили  на  вопросы.  Как  вы  думаете,   решили    мы   поставленные  перед  уроком  задачи?       Почему  девизом  нашего  урока  были  следующие  слова:  Дыхание – это  жизнь?

       Я  хочу  закончить   наш  урок  вот  этими  стихами:

Нам  в  этом  мире  многое  дано,  

Расти,  искать  и  ошибаться.

Но  главное,  дано  дышать!

Любить,  найти  и  не  сдаваться!

    Спасибо  за  урок.

Запись  домашнего  задания  и  выставление  домашнего  задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"

разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Открытое занятие по биологии 10 класс на тему: “ Решение генетических задач” Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

Конспект занятия: «Решение генетических задач»  Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генети...

Открытый урок по биологии 6 класс на тему:"Каменный уголь" на конкурс "Учитель года -2014"

Открытый урок по биологии 6 класс на тему: "Каменный уголь"...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема «Выделение у растений. Листопад»

План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема «Выделение у растений. Листопад»...