Методическая проблема "Активизация познавательной деятельности школьников"
учебно-методический материал по биологии

Очур-оол Саяна Сергеевна

 

Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является активизация познавательной и мыслительной деятельности школьников. В материале отражены  использование в практике следующие  образовательные технологии: проблемное обучение, модульное обучение, использование информационных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._tema.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая проблема «Активизация познавательной деятельности школьников»  

Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является активизация познавательной и мыслительной деятельности школьников. Перед школьным учителем, в том числе биологом, стоит задача, как привить учащимся интерес к биологии? Как активизировать их познавательную деятельность на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Наверняка эти и подобные вопросы встают перед каждым учителем и каждый из них находит свой вариант решения.

В практике моей работы накоплен определенный опыт использования в практической профессиональной деятельности следующие современные образовательные технологии: проблемное обучение, модульная технология, информационная технология. Хочу конкретно остановиться на проблемном обучении, как одного из важных средств  активизации познавательной деятельности школьников.

    1. Создание проблемной ситуации при изучении учебного предмета биологии.

         В методике организации учения  школьников  большое  значение  имеет

проблемное обучение. К.Д.Ушинский считал, что в обучении серьезное  внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли  ребенка,  на  побуждение его к поискам  истины.  «Самостоятельность  головы  учащегося,  - подчеркивал великий педагог, -  единственное  прочное  основание  всякого  плодотворного учения». Наиболее существенными элементами его являются:

          - создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;

         - возбуждение самостоятельной мыслительной  деятельности  учащихся, направленной на поиск  решения  познавательной  задачи  и  овладение  новыми знаниями;

         - расширение,  углубление  и  уточнение  новых  знаний  в  процессе

тренировочно - творческих упражнений;

         - осознание и овладение учащимися приемами умственной  деятельности по приобретению новых знаний, как в процессе решения поисковой  задачи,  так и в системе тренировочно-творческих упражнений.

         Возникающие и побуждающие к  познавательной  деятельности  проблемы служат не только  средством  активизации  мышления,  но  нередко  определяют развитие склонностей и способностей человека.

Приведу конкретные примеры.      

  • Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой  водой,  а  другую  с

кипячёной. В одной из колб через  некоторое  время  амёбы  погибли.  Как  вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?

•  Почему  у  зародыша  птицы  закладываются  жаберные  щели,  если

газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?

         • Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а

устает спина?

         • Почему врачу важно знать, кем  является  человек  -  правшой  или

левшой?

ВЫВОД:  Используя   проблемные   ситуации,   создается   осознанное

затруднение учащегося,  преодоление  которого  требует  творческого  поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость  от правильно   найденного   решения,   что   способствует   развитию   активных познавательных интересов к предмету.

    2. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний.

         Приёмами,  способствующими  развитию  познавательного  интереса  на

этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:

         1) Прием новизны, предполагающий включение  в  содержание  учебного материала  интересных  фактов,  сведений  и  др.  При  этом  учитель  должен постоянно заботиться о том, чтобы  не  сводить  свое  изложение  к  простому пересказу  учебника,  а  делать  его  живым,  увлекательным  и  глубоким  по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.

Приведем примеры таких заданий:

         В 1560 году французский посланник при лиссабонском дворе  Жан  Нико приобрёл  семена  табака  у  прибывшего  из  Америки  купца  и  подарил   их королевскому дворцу в Португалии и французской  королеве  Екатерине  Медичи. К.Линней, описывая позже растение табака, дал ему  имя  «никотино  табакум». Родовая часть названия в честь  Нико,  а  видовая  «табакум»  -  от  острова Тобаго в Карибском море, где  был  распространен  этот  вид.  В  России  был введен строгий запрет на курение, нарушителей его били  кнутами  и  ссылали. Только Петр I снял ограничения и наказания.

2) Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса

благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.

         •Мать и мачеха. Русский народ дал  этому  цветку  меткое  название.

Возьмите в руки листок растения. Нежный  пушок,  которым  покрыты  листья  с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно  мать  приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.

3)  Прием значимости  изучаемого  материала,  при  котором  создаётся   установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической,  хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.

         Леса называют «зелеными лёгкими» планеты.  Ученые  подсчитали,  что

при нынешних темпах вырубки к 2001 году леса  будут  уничтожены  на  40%,  а через 100 лет будут вырублены  полностью.  Вырубка  лесов  влечет  за  собой исчезновение сотен тысяч животных и растений,  изменение  климата  и  многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих  целей.  Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

         Почему врачи рекомендуют  потреблять  большие  дозы  витаминов  для

профилактики и лечения простудных заболеваний?

         Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных пищевых продуктах и количество энергии,  образующееся  в  организме  при  их использовании?

         Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных  интересов с использованием приема  значимости  материала  актуальна  как  для  младших подростков, так и для старших школьников.

         Однако  занимательность  и  яркость  изложения   должны   быть   не

самоцелью,  а  всецело   подчинены   возбуждению   мыслительной   активности учащихся.

         ВЫВОД: Подобный подход к изложению  нового  материала  укрепляет  у учащихся  интерес  к  учению,  повышает  любознательность  и  пытливость   в осмыслении   изучаемых   вопросов.   На   уроке    создается    своеобразная

психологическая   «ситуация   ожидания»    (установка),    когда    учащиеся

положительно настраивают себя на  восприятие  новых  знаний  и  стремятся  к глубокому усвоению изучаемого материала.  Манера  учителя  детализировать  и конкретизировать материал учебника побуждает школьников  глубже  вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.

       III. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления  изучаемого материала.

         Основными приемами развития познавательного интереса,  используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются:

         1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной  ситуации.  

         На уроках в IX классах мы используем следующие вопросы:

         •  В  фантастическом  романе  «Человек-амфибия»   юноше   Ихтиандру

пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую  проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую  выжить  человеку-амфибии  в воде, не учёл автор романа?

         • Щенка кормили только молоком. Будет ли у него  выделяться  слюна,

если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.

         В результате использования  проблемных  вопросов  в  ходе  изучения

учебного  материала  мы  установили,  что  они  способствуют   появлению   у школьников   удивления,    озадаченности,    интеллектуальной    активности, эмоциональной  приподнятости,  стремления  к  узнаванию,   более   глубокому ознакомлению  с  предметом   -   состояний,   свойственных   познавательному интересу.

         2) Исследовательский прием.

         На основе  проведенных  учащимися  опытов,  наблюдений  и  анализов

литературных   данных   учащимся    предлагается    самостоятельно    решить познавательную задачу, сформулировать вывод:

         • Неподалеку от водоёма, населенного многими видами животных, в том числе и земноводными, находится завод, не имеющий  на  трубах  очистительных фильтров. В водоёме стала наблюдаться массовая  гибель  земноводных.  Анализ проб  воды  не  показал  наличия  каких-либо  вредных  веществ   для   живых организмов. Почему погибли земноводные?

         3) Эвристический прием.

         Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у  учащихся  знания,

помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

         • Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В  каких  отделах

пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут  перевариваться  его составные части?

         •  Назовите  основные  отличительные  черты  кольчатых  червей   по

сравнению с другими типами червей.

         • Почему их появление на Земле стало ещё одним эволюционным шагом к прогрессу.

         4) Прием научного спора.

         На уроке учитель создает ситуацию  спора,  особое  внимание  уделяя

умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.

         • Будьте судьей в споре:

         1-й ученик: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска,  а  поэтому,  несмотря  на  древность  своего  происхождения,  они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных».

         2-й  ученик:   «Несмотря   на   наличие   раковин,   как   защитных

приспособлений, численность моллюсков  в  водоёмах  заметно  снижается.»  19 видов этих животных занесены в «Красную книгу».

         3-й ученик: «Я считаю,  что  причиной  сокращения  числа  моллюсков

является употребление в пищу многими животными и человеком».

         4-й ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная

раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми  химическими  веществами, попадающими в водоём».

         - Кто прав в споре?

         Столкновение различных точек зрения, в которых  нужно  разобраться,

чтобы  затем  занять  собственную  позицию,   стимулирует   активный   поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это  -  стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной  деятельности,  для напряжения ума, для исследовательской активности.

         ВЫВОД: Постановка на уроке  перед  учащимися  проблемных  вопросов, самостоятельное решение  познавательных  задач,  формирование  у  школьников умения  доказывать  и  обосновывать  свои  суждения  все  это   способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что  обусловливает развитие познавательного интереса к биологии.

        IV. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала.

         Учебная работа по закреплению и более глубокому  осмыслению  знаний заключается в том, что после изложения  нового  материала  и  формулирования  выводов и обобщений (понятий)  учитель  ведет  учащихся  к  новым  фактам  и примерам, но уже в плане более широкого  подкрепления  сделанных  обобщений, их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый  материал на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем  явлением, которое в психологии называется переносом знаний.  Суть  его  заключается  в том,  что  в  процессе  учебной   работы   учащимся   приходится   усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть  применять в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение,  ибо  он дает  возможность  использовать  полученные  знания,  умения  и  навыки  при усвоении нового материала, а с другой - вносит  трудности,  так  как  всякий перенос  знаний  осуществляется   не   механически,   а   требует   внесения определенных корректив в  усвоенные  понятия,  умения  и  навыки,  некоторой ломки  сложившегося  стереотипа,   то   есть   умственного   и   физического напряжения.

         Н.А. Мечинсткая указывала на то, что учащиеся  сравнительно  быстро

забывают формулировки правил, выводов  и  теоретических  обобщений,  гораздо прочнее  в  их  памяти  удерживаются  логические  доказательства,  а   также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены  в процессе  практических  упражнений.  Только  разумно  поставленная   система тренировочных упражнений, требующих от  учащихся  разнообразного  подхода  к усвоению учебного материала и  высокого  умственного  напряжения,  позволяет добиваться глубоких и прочных знаний.

         На этапе осмысления и закрепления  полученных  знаний  используются

следующие  приемы,  активизирующие   познавательный   интерес   к   учебному предмету:

         1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.

         Перед   уроком   учащиеся   получают   раздаточный   материал,    с

использованием которого на уроке выполняют следующие задания:

         • Рассмотрите растения засушливых  районов    и  найдите признаки приспособленности к недостатку влаги.

         • Розданы микропрепараты крови лягушки и  человека  (без  надписи).

Задание: различить  и  ответить  на  вопрос:  с  чем  связано  именно  такое

строение эритроцитов крови человека?

         2) Прием моделирования.

         В качестве примера можно привести следующее задание:

         • Учащиеся получают  набор  (в  пакете)  организмов,  обитающих  на

определенной  территории.  Задание:  смоделируйте,  используя   набор,   все возможные пищевые цепи.

         3)  Использование символов для выполнения заданий

         При   выполнении    учебных    заданий    учащимся    могут    быть

предложены  идеографические  знаки,  характеризующие  тот  или  иной  объект изучения.

         В Ы В О Д: Процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию  правил,  выводов  и  обобщений.  Он  основывается  на  улучшении самостоятельной работы  школьников,  на  глубоком  логическом  анализе  того фактического  материала,  который  лежит  в  основе   формирования   научных понятий. На основе полученных результатов были сделаны  выводы  о  том,  что использование  указанных   приемов   стимулируют   стремление   учащихся   к самостоятельному  выполнению  заданий,  характеризуются   сосредоточенностью произвольного  задания,  отвлечений  учащихся  на   уроках   стало   меньше.

Использование  натуральных  объектов,   символов   вызывают   у   школьников эмоциональные   проявления,   что   в   целом   характерно   для    развития познавательного интереса.

      V. Использование биологических задач при развитии познавательного

                            интереса к биологии.

         Верным является утверждение, что коль  нет  познавательной  задачи,

нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач  в

процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики  исследуют  явление, ищут  пути  его  решения,  выдвигают   различные   предположения,   приводят доказательства, а это,  несомненно,  способствует  активизации  мыслительной деятельности  школьников,  развитию  логического  мышления,   познавательной самостоятельности  и  в  итоге  формированию  и   развитию   познавательного интереса к биологии. В практике работы  школы  используются  следующие  типы задач:

         а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

         Задача  1.  Клетки  кожицы  листа  прозрачные,  бесцветные.   Какое

значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

         Задача 2. Почему слизни  в  знойные  дни  укрываются  под  камнями,

дисками, а в сырую погоду  их  можно  увидеть  ползущими  по  земле  или  на растениях.

         б) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

         Задача 1. Весной на учебно-опытном участке посеяли  семена  спаржи.

Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На          следующий год спаржа разрослась, на каждом её  побеге  образовались цветки, но плодов не было. В последующие года наблюдалось такое же  явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?

         в) Задачи на распознавание натуральных объектов.

         Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат  растительной  ткани.

Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили  вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении.

         г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

         Задача 1. Замечено,  что  содержащиеся  в  аквариуме  пиявки  перед

грозой или снегопадом выползают из воды и  присасываются  к  стеклу  над  её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на  дне  водоёма или плавают в толще воды.

         - Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.

        - Какие из них кажутся наиболее вероятными?

         Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют

дерево просто  как  место  поселения,  т.е.  это  «квартиранты».  А  вот  на

деревьях  в  больших  городах  лишайников  не  встретишь.  Предложите   свои гипотезы, объясняющие данное явление.

         д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

         Задача 1. Земноводные могут различать  окраску  предметов,  цветов.

Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.

         - Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?

         - Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?

         е) Задачи, помогающие устанавливать связь  теоретических  знаний  с

практическими.

         Задача 1. Когда берут кровь из  вен  предплечья,  врач  накладывает

жгут на плечо. Пациент  сжимает  и  разжимает  кисть  руки,  при  этом  вены

набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?

         ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.

         Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером,

перед сном. Сравните эти  величины.  Объясните  причины  изменения  роста  в течение дня.

         Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной  стороне  руки  -

это вены.

         з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

         Задача 1. Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры  тела. Амплитуда изменения температуры  -  56°!  Когда  зверек  летит,  температура  бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается  у них 420 раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз.  Какое  значение  имеют  эти биологические явления в жизни летучих мышей?

         В Ы В О Д: Биологические задачи  различного  характера  вызывают  у

школьников живой  интерес,  создают  благоприятный  эмоциональный  фон.  Они способствуют  активизации  мыслительной  деятельности  обучаемых,   развитию логического   мышления,   познавательной   самостоятельности   и   в   итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.  У  учащихся  в ходе их решения возникают вопросы,  которые  свидетельствуют  об  умственной активности,  о  стремлении   узнать   больше,   что   является   показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.

  VI. Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

         Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической  науки.  «В  игре  раскрывается  перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.

         К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

         • Как и любая деятельность, игровая деятельность  на  уроке  должна

быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

         • Важную роль играет психологическая и интеллектуальная  готовность

к участию в игре.

         • Для создания радостного настроения,  взаимопонимания,  дружелюбия учителю   необходимо   учитывать   характер,    темперамент,    усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

         •  Содержание  игры  должно  быть  интересно  и  значимо   для   её

участников;  игра  завершается   получением   результатов,   представляющих

ценность для них.

         -  Игровые  действия  опираются  на  знания,   умения   и   навыки,

приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся  возможность  принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

         - Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным  в целесообразности её использования.

         Учебная игра выполняет несколько функций:

         - обучающую,  воспитательную  (оказывает  воздействие  на  личность

обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

         - ориентационную (учит  ориентироваться  в  конкретной  ситуации  и

применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

         -    мотивационно -побудительную    (мотивирует    и     стимулирует

познавательную деятельность учащихся, способствует развитию  познавательного интереса.  Приведем  примеры  познавательных  игр,  которые    применяют  на практике учителя.

         а) Игры - упражнения.

         Игровая деятельность  может  быть  организована  в  коллективных  и

групповых формах, но всё же более  индивидуализирована.  Её  используют  при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

         Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и  др.)  одно  случайно попавшее в этот список.

         б) Игра-поиск.

         Учащимся  предлагается  найти  в  рассказе,  к  примеру,   растения

семейства Розоцветных,  названия  которых  вперемежку  с  растениями  других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр  не требуется специального оборудования, они  занимают  мало  времени,  но  дают хорошие результаты.

         в) Игры - соревнование.

         Сюда можно  отнести  конкурсы,  викторины,  имитации  телевизионных конкурсов и т.д.  Данные игры можно  проводить  как  на  уроке,  так  и  во внеклассной работе.

         г) Сюжетно - ролевые игры.

         Их особенность в том, что учащиеся  исполняют  роли,  а  сами  игры

наполнены глубоким и интересным  содержанием,  соответствующим  определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция",  «Круглый  стол»  и др.  Учащиеся  могут  исполнять  роли  специалистов   сельского   хозяйства, рыбоохраны,  ученого-орнитолога,  археолога  и  др.  Роли,  которые   ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные  цели, но  и  профессиональную  ориентацию.  В  процессе такой  игры   создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов,  желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

         д) Познавательные игры - путешествия.

         В предлагаемой  игре  учащиеся  могут  совершать  «путешествия»  на

континенты, в различные географические пояса, климатические зоны  и  т.д.  В игре могут сообщаться и  новые  для  учащихся  сведения  и  проверяться  уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после  изучения  темы или нескольких тем раздела с целью  выявления  уровня  знаний  учащихся.  За каждую «станцию» выставляются отметки.

         Пример игры - путешествия.

         Условия игры:

         1) К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы.

         2) За ответы на каждой станции получаете 5 баллов.

         Станция 1 «Муравейник»

         Вопросы:

         1) Могут ли муравьи предсказывать погоду?

         2) Что такое мирмекология?

         3) Какие муравьи строят гнёзда в грибах?

         .Станция 2 «Айболит»

         Вопросы:

         1) Какие насекомые могут быть лекарями?

         2) Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?

         3) Что такое «муравьиный спирт» и где он применяется?

         Станция 3 «Природоохранная»

         Вопросы:

         1) Как можно защитить муравьев?

         2) Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?

         3) Как защищаются членистоногие?

         Станция 4 «Летающие цветы»

         Вопросы:

         1) Какое значение имеет окраска бабочек?

         2) Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы?

         3) Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы?

         4) Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку?

         Станция 5 «Жуки»

         Вопросы:

         1)Какие жуки получили название от известных крупных  млекопитающих и почему?

         2) Какие жуки пахнут розами?

         3) Как красива жужелица. Почему же её неприятно брать в руки?

         4) Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками?

Почему?

         Из бесед с учителями мы установили, что большинство из них  считают

игру важным средством  для  развития  познавательного  интереса  учащихся  к предмету,  но  все  же  используют  этот  прием  немногие.   Среди   причин,

объясняющих  этот  факт,  назывались:  отсутствие  методических  разработок, неумение  организовать  учащихся  на  игру  (плохая  дисциплина),  нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся.

         ВЫВОД: включение в учебный процесс познавательных игр  способствует раскрытию  творческого  потенциала,  активизации  мыслительной  деятельности ребенка.

А также в своей работе применяю модульную технологию. Модуль определяется как целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им. В основе подхода к отбору учебного содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения. Основная задача учителя на таком уроке – научить школьников самостоятельно добывать знания.

Применение ИКТ позволяют мне совершенствовать свою деятельность как учителя биологии, кроме того, помогает донести материал до каждого ученика в классе. ИКТ повышает интерес к изучению предмета, овладеть вниманием каждого ученика.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хову – Аксынская средняя общеобразовательная школа

Методическая проблема:

 «Активизация познавательной деятельности школьников»  

                                                          Учитель биологии 1 категории

                                                    Очур-оол Саяна Сергеевна

Хову-Аксы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков индивидуальной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особен...

презентация Методическое совещание по теме:"Методы активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе" Харченко О.Е. МОУ СОШ №2 г.Буденновска

презентация Методическое совещание по теме:"Методы активизации познавательной деятельности школьников в учебном процессе" Харченко О.Е. МОУ СОШ №2 г.Буденновска...

Методическая разработка «Информационно – деятельностный подход к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников»

Приёмы м формы организации самостоятельной и познавательной деятельности школьников при мзучении математики и физики...

Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике

Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...

Методические рекомендации по проектированию учебно-познавательной деятельности школьника на этапе целеполагания (на примере уроков русского языка и литературы).

В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания.Проблема целеполагания актуальна для учащихся, потому что впереди их ждет жизнь, нап...

Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по химии с применением ИКТ

Проблема развития познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребе...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»

Выступление на заседании МО  по теме:  «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»...