Биология, 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Киселева Мария Александровна

Многообразие грибов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_17.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока:

Тема урока: «Многообразие и значение грибов».

Цель урока:  раскрыть особенности многообразия грибов, рассмотреть шляпочные грибы, плесневые, одноклеточные грибы,   выявить признаки съедобных и опасность несъедобных грибов и возможные методы первой помощи при отравлении несъедобными грибами.

Задачи:

Образовательные: развивать понятия о многообразии грибов; продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

Развивающие: развить интерес к биологии, как науке, изучающей живые организмы и процессы, регулирующие жизнедеятельность живого организма,  заложить основы формирования навыков сравнения, анализа, обобщения, формировать умение делать выводы, выделять главное, формулировать цель и задачи урока.

Воспитывающие:  воспитание биологической грамотности, самостоятельности, ответственности, бережного отношения к окружающей природной среде.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный урок)

Оборудование: презентация, текст учебника, гербарные образцы.

Структурный план урока:

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (3 минуты) 
  2. Проверка домашнего задания. (8 минут). 
  3. Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты) 
  4. Организация восприятия и осмысления новой информации. (20 минуты) 
  5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (2 минуты)
  6. Подведение итогов урока. (3 минуты) 
  7. Домашнее задание к следующему уроку. (2 минуты) 

Основные этапы урока
(время)

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент
(3 минуты)

Беседа

Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя.

Проверка посещаемости.

Добрый день! Присаживайтесь!

На прошлом уроке мы начали рассматривать царство Грибов.

Сегодня мы продолжаем изучать эти интереснейшие организмы. Сегодня вы узнаете много новой и полезной информации.

Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации.

 

Проверка домашнего задания

(8 минут)

Прежде чем начать обсуждать новую тему, мы проверим, как вы справились с темой прошлого урока.

На листочках, вам будет нужно записать ответы на предложенные вопросы.

Вы ставите номер вопроса и рядом записываете только ответ.

Открытые тесты по теме: «Живые царства. Грибы»

1.Грибы изучает наука…

2. Грибы сочетают в себе признаки…

3. С растениями грибы сближают…

4. С животными грибы сближают …

5. В клеточной стенке грибов содержится…

6. Тело гриба называется …

7. Бесцветные нити гриба называются…

8. Известно более…

9. По способу питания грибы …

10.Роль грибов в природе и жизни человека разнообразна: …

Мы проверили домашнее задание.

(Если есть сообщения – заслушиваются, проверяются модели грибов, сделанные детьми).

Выставляются оценки за подготовку и выполнение домашнего задания.

Переходим к теме сегодняшнего урока.

Учащиеся проверяют знания по пройденной теме.

  1. Микология
  2. Животных и растений
  3. Неподвижный образ жизни, питание всасыванием питательных веществ
  4. Тип питания (гетеротрофы)
  5. Хитин
  6. Плодовое тело или грибница
  7. Гифы
  8. 100 000 видов
  9. Гетеротрофы
  10. Питание, медицина

Постановка цели занятия перед учащимися. (3 минуты) 

Фронтальный краткий опрос

Запишем тему урока:

«Многообразие и значение грибов».

Прежде чем начать рассуждать по теме урока, давайте посмотрим небольшую презентацию о необычных грибах, которые на самом деле являются необычными и удивительными. 

Просмотр презентации.

Какую цель мы можем поставить к сегодняшнему уроку?

Формулируют цель урока.

 Записывают тему урока.

Просмотр и обсуждение презентации по многообразию грибов.

Презентация в приложениях к уроку № 17.

Организация восприятия и осмысления новой информации.

(25 минут) 

Беседа с учащимися, презентация, раздаточный материал.

Помимо тех фактов, которые мы узнали из презентации, послушайте еще некоторые интересные сведения.

  • Небесно – голубой гриб обитает в Новой Зеландии. Эти голубые грибы могут быть ядовитыми, но их токсичность мало изучена.
  • Самый удивительный и загадочный гриб – это весёлка обыкновенная. Этот гриб вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Его ножка за одну минуту может вырасти до 5 мм
  • Когда на грибы попадает солнечный свет, то грибы начинают вырабатывать витамин Д.
  • Плесень на продуктах появляется от того, что некоторые грибы способны летать по воздуху.
  • После аварии на Чернобыльской АЭС с помощью робота обнаружили грибы! Этим грибам радиация необходима для жизни.
  • Самым дорогим грибом  в мире является трюфели.
  • Среди огромного количества грибов есть гриб, который может ходить – это плазмодий.
  •  Единственные из всех грибов – рыжики, которые можно есть сырыми.  
  • Среди грибов есть грибы – хищники.

Мы убедились, что грибы многообразны и необычны. Давайте рассмотрим группы грибов, которые известны на данный момент биологии.

Рассмотрим виде таблицы. Чертим таблицу, 4 колонки.

После того, как готова таблица, используя информацию на странице 61 про шляпочные грибы, заполните 2-5 колонки. 

Название группы

Особенности строения

Значение

Примеры

Рисунок

Шляпочные грибы

Плодовое тело  в виде шляпки на ножке, на нижней стороне шляпки формируются споры.

Употребление в пищу, медицина

Трюфель, подберезовик, мухомор

Стр. 63 рис. 55.

Плесневые грибы

Разветвленная грибница, на грибнице – головки на ножках, внутри которых развиваются споры.

Мукор, пенициллин

Антибиотики

Рис. 53 стр. 61.

Одноклеточные грибы

Не образуют грибницу. Почкуются.

Дрожжи

Хлебопечение, виноделие.

Стр. 62, рис. 54.

Таблица заполнена. Теперь обсудим тему: Съедобные и несъедобные грибы.

Самые довитые грибы это: бледная поганка, белая поганка, мухомор (красный и королевский).

 

Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (4 минуты)

Рассказ учителя, беседа с учащимися.

Сегодня мы обсудили строение грибов, посмотрели интересные особенности.

На странице 62 у вас приведены меры, которые нужно предпринять, что бы избежать отравления грибами.

Запишите в тетрадях памятку, которая поможет избежать отравлений.

Отвечают на вопросы учителя по пройденному материалу.

 

Подведение итогов урока. (2 минуты) 

Молодцы!

Учащиеся подводят итоги урока.

Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута) 

Записи на доске

 § 14

Учащиеся записывают задание учителя.

Дополнительное задание на слайде.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....