Биология, 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Киселева Мария Александровна

Среды жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_21.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока:

Тема урока: «Среды жизни на планете земля».

Цель урока:  актуализировать знания учащихся  о разнообразии мест обитания живых организмов, систематизировать знания учащихся об условиях существования жизни на Земле; познакомить с разными средами жизни.

Задачи:

Образовательные: проявлять познавательный  интерес к изучению сред жизни организмов на нашей планете; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы, определять цель деятельности и удерживать её до получения результата, искать средства для её осуществления; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; обнаруживать учебную проблему совместно с учителем; выполнять задания в соответствии с целью.

Развивающие: развить интерес к биологии, как науке, изучающей живые организмы и процессы, регулирующие жизнедеятельность живого организма,  заложить основы формирования навыков сравнения, анализа, обобщения, формировать умение делать выводы, выделять главное, формулировать цель и задачи урока.

Воспитывающие:  воспитание биологической грамотности, самостоятельности, ответственности, бережного отношения к окружающей природной среде.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: презентация, текст учебника, видео

Структурный план урока:

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (2 минуты) 
  2. Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты) 
  3. Организация восприятия и осмысления новой информации. Практическая работа. (27 минуты) 
  4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (6 минуты)
  5. Подведение итогов урока. (2 минуты) 
  6. Домашнее задание к следующему уроку. (1 минуты) 

Основные этапы урока
(время)

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент
(2 минуты)

Беседа

Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя.

Проверка посещаемости.

Добрый  день. Для начала задам вам два вопроса:

– В каких местах растут растения (верблюжья колючка, рогоз)?

– Где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?

Верно. А можем ли мы это назвать, одним словом?

Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников через стихотворение  Леонида Олюнина:

Спросили у Мухи  – глазастой и бойкой:

– Скажите, чем вас привлекает помойка?

Не всякий пойдёт на такое сближение –

Отходы кругом и следы разложения.

И Муха ответила –  честно, открыто:

– Кому-то – помойка, кому-то – корыто.

Легко здесь живётся, и просто – с питанием:

И это моя среда обитания.

Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации.

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты) 

Фронтальный краткий опрос

Смогли ли вы заметить ключевые слова?


Это слова:
среда обитания.

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему 

«Какое значение для живых организмов имеет наличие разных сред  жизни на Земле?».

(Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

Какова же тема и цель нашего урока?

Учащиеся предлагают цели к уроку, и формулируют задачи.

Организация восприятия и осмысления новой информации.

(23 минут) 

Беседа с учащимися, презентация, раздаточный материал.

Попробуйте записать в тетради определение среда жизни.

Формулируют и записывают определение понятия «среда жизни». 

Проверяют записи.

Сравнивают с определением. 
Среда жизни – совокупность всех условий, в которых живёт организм.

Водная среда жизни

Учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 64 «Среды жизни» на с. 76, слайд презентации с изображением обитателей водной среды и назвать их. Затем учащиеся анализируют текст слайда об условиях жизни организмов в воде.

 Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС)

Наземно-воздушная среда

Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер.

Почвенная среда жизни

Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков). Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов.

Организм как среда жизни

Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами. Эта среда характеризуется относительной стабильностью условий, защищённостью от внешних врагов, обилием легкоусвояемой пищи. Все это достаточно часто приводит к вторичным упрощениям строения, вплоть до потери целых систем органов.

Физкультминутка

Все ребята дружно встали 
И на месте зашагали, 
На носочках потянулись, 
А теперь назад прогнулись, 
Как пружинки мы присели 
И тихонько вместе сели. 

 Формулируют и записывают определение понятия «среда жизни». 

Проверяют записи.

Затем учащиеся анализируют текст слайда об условиях жизни организмов в воде.

Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называть представителей наземно-воздушной среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в наземно-воздушной среде.

Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называют представителей почвенной среды, анализируют текст презентации об условиях жизни в почвенной среде.

Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называть представителей наземно-воздушной среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в организменной среде.

 

Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. (2 минуты)

Рассказ учителя, беседа с учащимися.

Учащиеся выполняют тестированное задание по двум вариантам.
Выпишите буквы, обозначающие названия сред жизни и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.

Вариант I

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:

1. Дождевой червь. 2. Волк. 3. Лягушка. 4. Крот. 5. Свиной цепень. 6. Рак. 
7. Личинка майского жука. 8. Человек. 9. Холерный вибрион. 10. Щука. 
11. Клубеньковые бактерии.         

Вариант II

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:

1. Зелёная жаба. 2. Лиса. 3. Сазан. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб-трутовик.
7. Слепыш. 8. Человеческая аскарида. 9. Медведка. 10. Дельфин.
11. Туберкулёзная палочка.

 

Отвечают на вопросы учителя по пройденному материалу.

 

Подведение итогов урока. (2 минуты) 

Молодцы! Выставляем оценки за урок.

Дополните «Облако тегов»:

Сегодня я узнал (узнала) … 
Было интересно узнать, что … 
Было трудно … 
Я выполнял задания … 
Теперь я могу… 
Я научился (научилась) … 
У меня получилось … 
Я смог (смогла)… 
Меня удивило…

Учащиеся подводят итоги урока.

Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута) 

Записи на доске

§ 17

Учащиеся записывают задание учителя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....