Биология, 8 класс
план-конспект занятия по биологии (8 класс)

Киселева Мария Александровна

Модель Дондерса на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_26.docx209.33 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока:

Тема урока: «Дыхательные движения».

Цели: сформировать представление о работе легких, на примере модели Дондерса, изучить работу диафрагмы, и регуляцию дыхания.

Задачи:

Образовательные: 

Изучить особенности дыхательных движений; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ.

Развивающие:

Привлекать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, рассказывать по рисунку и таблице, делать выводы, анализировать, сравнивать, выделять главную мысль.

Воспитательные:

Сформированные чувства бережного отношения к своему организму и здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практической работы.

Оборудование: учебник, презентация с заданиями, презентация «Значение дыхания. Органы дыхания», видеофильм «Значение  дыхания», тесты.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формирование познавательных интересов, мотивов учебной деятельности.

Развитие навыков мышления: анализа, сравнения, умения выделять главное, делать выводы.

Развитие навыков самонаблюдения. Самообразование.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

Добывать недостающую информацию, с помощью вопросов (познавательная активность),  умение вести беседу, строить диалог.

Регулятивные УУД:

Овладение исследовательскими умениями: определять цели урока,  осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Познавательные УУД:

Умение обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Личностные:

Формирование познавательных интересов, мотивов ученой и исследовательской деятельности.

Развитие навыков анализа, сравнения, умения делать выводы.

Структурный план урока:

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (2 минуты) 
  2. Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты) 
  3. Проверка домашнего задания. (15 минут)
  4. Изучение нового материала. (15 минут) 
  5. Обобщение изучаемого на уроке. (3 минут)
  6. Подведение итогов урока. (2 минуты) 
  7. Домашнее задание к следующему уроку. (1 минута) 

Основные этапы урока
(время)

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент
(2 минуты)

Беседа

Приветствие учащихся. Проверка психологического настроя.

Проверка посещаемости и готовности к уроку. Психологический настрой учащихся. Наш сегодняшний урок необычный. На короткое время я стану вашим учителем, а вы моими учениками. Очень хочется, чтобы наш урок прошел в благоприятной атмосфере сотрудничества   и взаимопонимания.

Приветствие учителя, психологическая настройка на восприятие информации.

Учащиеся настраиваются на восприятие материала.

 

Листочки учитель раскладывает на парты в начале урока.

Постановка цели и задачи перед учащимися
(2 минуты)

Тему и цель нашего урока мы с вами сформулируем, выполнив задания в группах.

Для этого вам нужно будет вспомнить материал прошлых уроков.

Вы уже разделились на группы, в которых, я надеюсь, вам будет комфортно работать.

Ребята, кому нравиться решать кроссворды, выстраивать логические цепочки, работать и диаграммами?  

Каждая группа получает задание, в зависимости от своего желания.

Учащиеся формулируют цель урока.

Записывают тему урока.

Заранее разделить на группы.

Проверка домашнего задания (15 минут)

Работа в группах

Работа в группах.

  1. я группа установить последовательность прохождения воздуха по дыхательным путям при дыхании через нос (выстроить цепочку на доске)

              1                                   2                                   3

        

                          4                             5                       6                         7

        

        

Проблемный вопрос: Почему нужно дышать через нос?

  1. я группа решение кроссворда

1. Лёгочные пузырьки

2.Эластичный, гибкий хрящ, закрывающий путь в гортань

3.Часть пищеварительной системы, по которой проходит воздух

4. Разветвление трахеи

  1. я группа решение кроссворда
  1. Оболочка, покрывающая лёгкие и выстилающая изнутри стенки грудной клетки

2. Процесс окисления органических веществ, который идёт с выделением СО2 и запасами энергии

3. Главная дыхательная мышца

4. Процесс обмена газами

5. Трубка длиной 8,5 – 15 см, имеет твёрдый скелет в виде хрящевых полуколец

4-я группа составить диаграммы «Процентный состав вдыхаемого воздуха» и  «Процентный состав выдыхаемого воздуха» (Составить диаграмму на доске)

Учитель: при решении кроссворда у нас получилось два ключевых слова: вдох и выдох. Это два понятия, которые мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке. Может быть, кто-то знает, что такое вдох и что такое выдох? (Дыхательные движения). Правильно. Итак, тема нашего урока   «Дыхательные движения. Регуляция дыхания»

Ребята, а так вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? (Ответы обучающихся)

Изучение нового материала

(15 минут)

Рассказ учителя + беседа, так же использование таблиц и схем.

(Презентация).

Работа с текстами и учебником.


Вы знаете, как меняется состав  воздуха в легких. (Постановка проблемного вопроса.) Но почему воздух то входит в легкие, то выходит?

Что заставляет нас совершать дыхательные движения?

Механизм дыхательных движений

Учитель: ребята,  изучение нового материала мы начнем с интересной демонстрации. Это модель Дондерса. Как она работает и что показывает, вы, я думаю, догадаетесь сами.

Что имитирует данная модель?

Давайте теперь разберемся,  какую часть дыхательной системы имитируют части данной модели.

У  человека  два  легких,  каждое легкое  находится  в герметически замкнутом пространстве.

При нарушении герметичности плевральной полости устанавливается постоянное сообщение с атмосферным воздухом и давление в плевральной полости становится равным атмосферному.

Легкие спадают  и движения грудной клетки уже не приводит к растяжению легких и наполнению их воздухом.

Это состояния называется пневмоторакс. Если он двухсторонний, то организм погибает.

(Демонстрация этого на модели: сверху развязывается нитка и вставляется карандаш. При имитации дыхательных движений «легкие» не наполняются воздухом)

Учитель: для того чтобы понять механизм вдоха и выдоха  давайте проведем небольшой эксперимент (физиологическую пробу).  

Сейчас каждый из вас понаблюдает за своей грудной клеткой. Все сделайте медленный  глубокий вдох, а затем медленный глубокий выдох. Что менялось? Что вы почувствовали.

В спокойном состоянии человек делает 16—20 дыхательных движений в 1 минуту.

При таком темпе дыхания вдох осуществляется за счет сокращения межреберных мышц и мышц диафрагмы — грудобрюшной преграды.  

Сокращаясь,  диафрагма оттесняет органы брюшной полости вниз, межреберные мышцы поднимают ребра, при этом объем грудной и, естественно, плевральной полости увеличивается. Давление в ней понижается еще значительнее. Это вызывает расширение легких, легочных пузырьков и бронхов и падение в них давления.

При выдохе под действием собственной тяжести ребра опускаются, мышцы диафрагмы расслабляются, она принимает первоначальное положение и грудная полость уменьшается до обычных размеров.

Легочные пузырьки и бронхи уменьшаются в объеме за счет сокращения своих эластичных стенок и выталкивают наружу большую часть находящегося в них воздуха.

Вызывается один ученик, демонстрирует работу модели. Обучающемуся,  предлагают оттянуть резиновое дно вниз и понаблюдать, что происходит.   Учащиеся   наблюдают  раздувание «легкого»  при оттягиваний  вниз резиновой диафрагмы и спадание «легкого»  при  движении  диафрагмы  вверх.

Ответы детей: дыхательные движения.

Ответы детей:

- полость, ограниченная  внутренними стенками воронки и резиновым дном, моделирует грудную полость;

- выводная трубка  воронки — трахею с бронхом;

- шарик внутри воронки — легкое;

- резиновое дно изображает диафрагму.

(Объем грудной клетки).

 

Обобщение изучаемого на уроке

(2 минуты)

Беседа, использование игры.

1. Что такое внешнее и внутреннее дыхание?

2. Какие стадии характерны для процесса дыхания?

3. В чем заключается значение дыхания?

4. Какие органы образуют воздухоносные пути?

5. Почему объем легких изменяется вслед за изменением объема грудной полости?

6. Почему кусочек легкого, опущенный в воду, не тонет?

Беседа с учащимися.

 

Подведение итогов урока.
(
2 минуты)

Спасибо всем за работу! Все молодцы!

Домашнее задание к следующему уроку.
(1 минута)

Записи на доске

§ 25

Задание № 2 на странице 110

Учащиеся записывают задание учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....