Разработка урока "Биосинтез белка" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Разработка урока по теме "Биосинтез белка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biosintez_belkov_1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Биосинтез белков

Задачи: сформировать знания об основном процессе метаболизма – биосинтеза белка; объяснить сущность матричных реакций, углубить знания о генетической информации клетки..

Элементы содержания: биосинтез белка, генетический код, транскрипции, трансляции.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы  с изображением биосинтеза белка. ЭОР, ЦОР.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний учащихся

Тест «Обеспечение клеток энергией». С тестовыми заданиями можно работать устно или письменно

  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя с показом видеофрагмента

          Сегодня мы рассмотрим тему «Биосинтез белков в живой клетке». Дадим определение биосинтезу, рассмотрим основные этапы образования белка в живой клетке. Узнаем, что служит основным поставщиком энергии для большинства процессов биосинтеза.

         Биосинтез – это процесс создания сложных органических веществ в ходе биохимических реакций, протекающих с помощью ферментов.

Этот процесс всегда происходит с поглощением энергии. Например, образование полисахаридов из моносахаридов, образование белков из аминокислот, образование нуклеиновых кислот из нуклеотидов. Энергию поставляет молекула АТФ (аденозинтрифосфорная кислота), которая содержит макроэнергетические связи.

При гидролизе выделяется энергия, она используется для обеспечения процессов биосинтеза. В биосинтезе молекул белка участвуют аминокислоты, ферменты, рибосомы, молекулы РНК (рибосомные, транспортные, информационные).

Полипептидные цепи, или молекулы белка, создаются на рибосомах цитоплазмы. Биосинтез зависит от участка ДНК в определенном месте хромосомы (гене). Гены содержат информацию об очередности аминокислот во время синтеза белка, кодируют его первичную структуру.

 Суть генетического кода

Информация о каждой аминокислоте записана в комбинации из трех нуклеотидов (триплетов) – одну аминокислоту кодируют три нуклеотида

Генетический код универсален, одинаков для всех живых организмов. Молекулы информационной РНК переносятся в цитоплазму клетки. Триплеты информационной РНК называют кодонами.

Схема процесса биосинтеза: ДНК - и РНК- белок

Данные, полученные экспериментально, показали, что биосинтез белка состоит из двух этапов: транскрипции, трансляции.

 Транскрипция

Транскрипция – механизм, с помощью которого нуклеотидная последовательность одной из цепей молекулы  ДНК переписывается в комплементарную последовательность в виде молекулы информационной РНК .

Второе определение. Транскрипция – процесс синтеза информационной РНК, в котором в качестве матрицы используется одна из цепей молекулы ДНК.

Процесс транскрипции

Специальный фермент находит на молекуле ДНК требуемый ген и копирует его, раскручивая участок двойной спирали ДНК.

Фермент перемещается вдоль цепи ДНК и строит цепь информационной РНК в соответствии с принципом комплементарности. По мере движения фермента растущая цепь информационной РНК отходит от ДНК матрицы, а двойная спираль ДНК восстанавливается. Когда фермент достигает конца копирования участка, называемого стоп-кодоном, молекула РНК отделяется от матрицы, т. е. от молекулы ДНК. Транскрипция – это первый этап биосинтеза белка. На этом этапе происходит считывание информации путем синтеза информационной РНК.

 Трансляция

Трансляции – механизм, с помощью которого  нуклеотидные последовательности информационной РНК переводятся в последовательность аминокислот в молекуле полипептидной цепи. Процесс идет в цитоплазме на рибосомах. Образовавшиеся информационные РНК выходят из ядра через поры и отправляются к рибосомам. Рибосома скользит по РНК и выстраивает из определенных аминокислот длинную полимерную цепь белка. Аминокислоты доставляются к рибосомам с помощью транспортных РНК. Для каждой аминокислоты требуется своя транспортная РНК, соответствующая определенному триплету информационной РНК (кодону). В молекуле транспортной РНК, которая имеет форму трилистника, имеется два участка – акцепторный и триплетный антикодон. К акцепторному участку присоединяется аминокислота, а триплетный антикодон связывается с комплементарным кодоном в молекуле информационной РНК

Цепочка информационной РНК обеспечивает определенную последовательность аминокислот в цепочке молекулы белка. Жизнь информационной РНК – от 2 минут (у некоторых бактерий) до нескольких дней (как, например, у высших млекопитающих). Затем информационная РНК разрушается под действием ферментов, а нуклеотиды используются для синтеза новой молекулы информационной РНК. Таким образом, клетка контролирует количество синтезируемых белков и их тип.

  1. Закрепление

Биосинтез белка состоит из двух этапов: транскрипция (образование информационной РНК по матрице ДНК, протекает в ядре клетке) и трансляция (эта стадия проходит в цитоплазме клетки на рибосомах).

  1.  Что такое биосинтез?
  2. Опишите процесс транскрипции.
  3. Где происходит процесс трансляции?
  4. В чем суть генетического кода?

Домашнее задание записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....