разработка урока "Липиды" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Разработка урока по теме "Липиды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lipidy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Органические молекулы - липиды

Задачи: продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ на примере молекул липидов; продолжить формирование умения раскрывать взаимосвязь строения и функций молекул органических веществ.

Элементы содержания:  липиды

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  ЭОР, ЦОР, таблица строение липидов.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

Фронтальный опрос.

  1. Объясните происхождение термина «углеводы», используя общую формулу этих веществ
  2. Охарактеризуйте содержание углеводов в клетках различных живых организмов.
  3. Какие вещества относят к моносахаридам,
  4. Какие вещества называют дисахаридами?
  5. Приведите примеры полисахаридов, назовите их мономеры.
  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Липиды - это органические соединения, нерастворимые в воде, но растворимые в органических растворителях (эфире, бензине, хлороформе)

Липиды обычно делят на простые и сложные. Простые состоят только из остатков жирных кислот (или альдегидов) и спиртов. Сложные липиды являются комплексами простых липидов с белками, углеводородами или производными ортофосфатной кислоты.

Жирными называют карбоновые кислоты, которые содержат в составе своего углеводного «цепочки» от четырех до двадцати четырех атомов Углерода. Хотя они могут случаться в живых организмах и в свободном состоянии, но преимущественно представлены как компоненты липидов. Особенности строения этих кислот оказывают им важных для живых организмов свойств. Они состоят из карбоксильной группы и углеводородного «хвоста». Карбоксильная группа позволяет реагировать со спиртами, образуя липиды, а углеводородный «хвост» предоставляет гидрофобных свойств. Жирные кислоты могут быть насыщенными (только одинарные связи между атомами Углерода) или ненасыщенными (могут иметь один или несколько двойных связей между атомами Углерода). Оба эти типы жирных кислот встречаются в природных липидах. Из насыщенных жирных кислот в живых организмах часто содержится пальмитиновая, стеариновая или лауриновая. Из ненасыщенных жирных кислот в живых организмах часто содержится олеиновая, линолевая, линоленовая и арахидоновая (для человека последняя кислота является незаменимой).

Чаще всего простые липиды жирные кислоты образуют с триатомним спиртом глицерином. Эту группу соединений называют триглицеридами. Группа восков образуется в результате взаимодействия жирных кислот с одноатомными спиртами. Кроме того, к группе простых липидов включают стероиды и терпены

Заполнение вместе с учениками таблицы

Функции простых липидов

 Класс соединений

Функции

Воски

Образуют водонепроницаемые слои на поверхности тела. Входят в состав наружного скелета насекомых. Используются пчелами для строительства сот

Триглицериды

(нейтральные жиры)

Выполняют структурные и энергетические функции. Является основой биологических мембран. Триглицериды, которые при температуре 20 °С остаются твердыми, традиционно называют жирами, а те, которые по этой температуры являются жидкими- маслами

Стероиды и терпены

Выполняют структурные, регуляторные и защитные функции. Играют важную роль в обмене веществ

 

Рассматривая функции простых липидов, следует обратить внимание учащихся на такие факты. Триглицериды являются основным энергетическим резервом большинства животных. На единицу массы они запасают вдвое больше энергии, чем углеводы. А это очень важно для животных, которым лишняя масса энергетических запасов может мешать двигаться. Триглицериды у животных запасаются в специальной жировой ткани (это разновидность соединительной ткани). Хранятся они внутри клеток в виде жировых капелек. Кроме запасание энергии жировая ткань теплокровных животных выполняет еще и важную термоизоляционную функцию. Она очень эффективно сохраняет тепло и позволяет млекопитающим и птицам вполне комфортно чувствовать себя в холодных водах Арктики и Антарктики.

Воски производятся многими растениями, образуя на поверхности их листьев и плодов защитный слой. Среди животных их широко используют не только насекомые, но и позвоночные животные. У них эти соединения синтезируют кожные железы, которые таким образом смягчают кожу и защищают ее от воды. К тому же воски успешно производит и использует целый ряд морских организмов.

К группе стероидов и терпенов относят холестерин, который придает жесткости клеточным мембранам, ряд гормонов (тестостерон, эстроген), витаминов (витамины А и D) и защитных веществ (основой живицы хвойных является именно терпены).

Примерами сложных липидов могут быть фосфолипиды, гликолипиды и липопротеиды. В состав фосфолипидов кроме глицерина и жирных кислот входит остаток ортофосфатной кислоты. Наличие этого остатка способствует формированию различных свойств у двух концов молекулы липида. Остатки жирных кислот образуют длинный «хвост» молекулы с ярко выраженными гидрофобными свойствами. А вот остаток ортофосфатной кислоты образует на противоположном конце молекулы отрицательный заряд, что придает этой области (ее называют полярной «головкой») гидрофильных свойств. К остатку ортофосфатной кислоты может присоединяться еще одна молекула спирта, что приводит к возникновению большого многообразие форм фосфолипидов.

Фосфолипиды играют важную роль в функционировании клеточных мембран, взаимодействуют с рядом белков-рецепторов и участвуют в транспорте некоторых веществ сквозь мембрану.

Гликолипиды в своем составе чаще всего имеют галактозу или ее производные, хотя встречаются и другие представители углеводов, их важнейшая функция в мембранах клеток - образование рецепторных структур.

Липопротеиды образуются в результате ассоциации липидов со специфическими белками. Они встречаются в биологических мембранах, миелиновых оболочках нервов, хлоропластах и, в свободном виде в плазме крови (где выполняют транспортные функции).

В завершение следует рассмотреть группу липидов в целом и выяснить главные функции, которые эти соединения выполняют в живых организмах.

Функции липидов

1.Структурная - липиды являются основой клеточных мембран и основной составляющей жировой ткани.

2.Энергетическая - липиды являются одним из основных источников энергии у животных и ряда растений, кроме того, как витамины они берут участие в целом ряде реакций обмена веществ.

3.Запасающая- липиды позволяют организмам эффективно запасать энергию, кроме того, они могут быть источником эндогенной воды, которая образуется в результате их окисления.

4.Защитная - липиды в составе мембран защищают содержимое клеток от попадания вредных веществ и потери полезных, а жировая ткань защищает организм от потери тепла и повреждений внутренних органов во время ударов; некоторые липиды являются защитными веществами, защищающими организм от проникновения паразитов и возбудителей заболеваний.

5.Регуляторная - липиды образуют важные гормоны, которые регулируют жизнедеятельность организмов.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Какие вещества относят к липидам?

2. Какую структуру имеют молекулы липидов?

3. Какие функции липиды выполняют в живых организмах?

По возможности желательно провести обобщение нового материала в форме работы в группах с обсуждением проблемных вопросов.

Возможные вопросы для обсуждения

1. Почему в живых организмах широко используются сложные липиды, хотя для их синтеза нужны большие энергетические затраты, чем для синтеза простых липидов?

2. Почему способность липидов образовывать в водных растворах капли оказалась очень важной для появления жизни?

3. Как связана структура липидов с функциями, которые они выполняют?

Домашнее задание: записи в тетради, § 5,  соответствующий материал в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"

Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Разработка мастер - класса Шубиной Ларисы Викторовны на тему: "Изучение элементов бурятского танца по некотрым разработкам Т.Е. Гергесовой"

Разаботка мастер - класса на тему: "Изучени элементов бурятского танца по некоторым разработкам ТЕ Гергесовой"...