Разработка урока "Ядро" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Разработка урока по теме "Ядро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yadro.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Ядро

Задачи: изучить строение ядра как важнейшем компоненте эукариотической клетки; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава; сформировать знания о хромосомах как носителях наследственности.

Элементы содержания: прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, гаметы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», ЭОР, ЦОР.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний учащихся

Закончите предложение (работа по карточкам)

Рассмотреть строение клеточной мембраны можно с помощью электронного микроскопа.

Основу клеточной мембраны составляет двойной слой молекул липидов, в котором расположены молекулы белков. Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают избирательное прохождение ионов внутрь клетки или из нее. Питательные вещества попадают в клетку путем пиноцитоза и фагоцитоза. Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в пищеварительных вакуолях расщеплению под действием пищеварительных ферментах.

Ответы:

  1. электронного микроскопа; 2.) двойной слой молекул липидов; 3) молекулы белков; 4)  избирательное прохождение ионов внутрь клетки или из нее. 5)

пиноцитоза и фагоцитоза; 6) в пищеварительных вакуолях; 7) пищеварительных ферментах

  1.  Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Большинство клеток одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержат ядро. Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими, а а имеющие ядро – эукариотическими.

Организмы

                            Эукариоты                                                            прокариоты

         Растения, животные, грибы                                       бактерии, цианобактерии

Одна клетка может содержать одно или несколько ядер, это зависит от степени активности клетки. К многоядерным клеткам относятся, например, клетки костного мозга, печени, мышечной ткани.

  1. Ядро – обязательный органоид эукариотической клетки (искл. эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки флоэмы растений)

Функции:

  1. Хранение, воспроизведение и передача наследственной генетической информации.
  2. Регуляция процессов обмена веществ, биосинтеза веществ, деления, жизненной активности клетки.

Строение ядра

Ядерная оболочка

Состоит из двух мембран: внутренней гладкой и наружной шероховатой;

Функции: обмен веществ между цитоплазмой и ядром; синтез белка; отграничивает содержимое ядра.

Ядерный сок (нуклеоплазма, кариоплазма) -  внутренняя полужидкая среда, где находятся ядрышки и хромосомы. Состав: аминокислоты, белки, ферменты.

Ядрышко (состоит из РНК и белка). Ядрышки формируются и видны только в неделящихся клетках, а во время деления разрушаются.

Функции: синтез РНК; формирование рибосом.                                                                                                                                                                                                                                                    

Хромосомы (хроматин - нити ДНК)

Функции: хранение и передача наследственной информации.

  1. Хромосомы – носители наследственности, особенности строения и химического состава, хромосомный набор.

Хромосома – спирализованный хроматин делящихся клеток, состоит из ДНК, РНК, белков гистонов – нуклеопротеид. Содержит гены.

Хромосомы являются носителями наследственной информации. Но большую часть своего существования они  имеют вид тонких нитей, которые очень трудно изучать. Эти нити конденсируются и образуют четко очерченные хромосомы только во время клеточного деления. Наиболее удобным этапом для исследования хромосом является метафаза митоза. Для того чтобы задержать клетки на этой стадии, исследователи хромосом добавляют к культуре клеток колхицин - вещество, которое разрушает микротрубочки веретена деления и останавливает деление именно на стадии метафазной пластинки.

На стадии метафазы почти все хромосомы имеют Х-образную форму. Это связано с тем, что в этот момент каждая из хромосом состоит из двух хроматид, соединенных в месте первичной перетяжки. В хромосоме можно выделить плечи. Эти плечи могут быть примерно одинаковыми или иметь разную длину. В таком случае выделяют длинное и короткое плечо хромосомы. В месте соединения двух хроматид в хромосоме расположена первичная перетяжка. В некоторых хромосом на плечах можно найти и вторичные перетяжки.

Каждая из хромосом метафазной пластинки имеет парную ей гомологичную хромосому. Гомологичные хромосомы дублируют одна одну. В каждой из хромосом такой пары находятся участки, которые кодируют одинаковые гены. Но в разных гомологичных хромосомах могут находиться различные варианты (аллели) одного гена.

Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены, гомологичные хромосомы.

Для каждого из видов эукариотичных организмов характерен определенный набор хромосом, который можно увидеть на метафазных пластинках клеток представителей этого вида. Этот набор хромосом называется кариотипом, и он является важным систематическим признаком. Важными характеристиками кариотипа является число, размер и форма хромосом, которые его составляют.

Кариотип – набор хромосом, содержащийся в клетках одного организма.

Следует отметить, что количество хромосом в определенных тканях и органах одной особи может отличаться от характерной для определенного вида. Например, в большинстве клеток организма позвоночных животных или цветочных растений все хромосомы представлены в виде гомологических пар. А вот в половых клетках этих организмов все хромосомы представлены только в одном экземпляре без своей гомологичной пары. Такой набор хромосом называется гаплоидным, а хромосомный набор обычных клеток - диплоидным. Это связано с особенностями полового размножения. В ходе этого процесса новый организм образуется в результате слияния двух половых клеток родителей. Если бы в половых клетках не происходило уменьшение числа хромосом, то каждое следующее поколение имело бы вдвое больше хромосом, чем их родители.

Все клетки организма делятся на соматические и половые  (показать в виде схемы)

Соматические (клетки тела) – 2n, половые - n

У человека 2n = 46 хромосом в соматической клетке, а в половых  n = 23 хромосомы. Половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические. В этом заключается их биологический смысл: во время полового процесса происходит обмен генетической информацией и восстановление диплоидного набора: n + n =2n

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

  1. Почему клетки, из которой удалено ядро, не может долго существовать?
  2. Почему ядро не способно к самостоятельному существованию?
  3. Какие функции выполняет ядро?

Домашнее задание: записи в тетради, § 15,  соответствующий материал в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"

Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Разработка мастер - класса Шубиной Ларисы Викторовны на тему: "Изучение элементов бурятского танца по некотрым разработкам Т.Е. Гергесовой"

Разаботка мастер - класса на тему: "Изучени элементов бурятского танца по некоторым разработкам ТЕ Гергесовой"...