Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс 1 час
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Календарно-тематическое планирование и программа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl_1_chas.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

       Руководитель

методического

объединения учителей _______________________

 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2016 г

Согласовано

   Заместитель

директора по УВР

 

_________/____________/

                            ФИО

 

 «___» ___________2016 г

Утверждаю

     Директор школы

 

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______

от «___» ___________2016 г

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по биологии

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ  10 КЛАССА

 

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                                                              Составитель программы

Очур-оол Саяна Сергеевна

Учитель биологии  высшей  категории

 

  

 

 

 

2016г.

 

                                                                                           

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

    СОГЛАСОВАНО                                                    

Заместитель директора по УВР:

 ___________        ______________

(подпись)                (расшифровка)

 «____» _____________2016 г.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по биологии

Класс  10

 

Учитель  Очур-оол Саяна Сергеевна

 

Количество часов: 

       Всего  35  часов;          

       в неделю  1  час;

Плановых контрольных уроков  4

Количество контрольных уроков 4

Тестовых работ после каждого раздела

Практических и лабораторных работ  3; 1

Планирование составлено на основе рабочей программы учителей биологии

для  общеобразовательных программ школ, гимназий, лицеев при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

Рассмотрено руководителем методического объединения учителей биологии

Очур-оол С.С. Протокол  №_____  от «          » ___________ 2016 г

Согласовано Заместителем директора УВР Дирчин С.А. __________ от «_____» __________ 2016 г   


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

 Общая биология. Базовый   уровень. 10 класс (35 ч. 1 ч в неделю) 

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Д/З

К-во часов

Дата

план

факт

Введение  (4 ч)

1

Краткая история развития биологии

Биология как наука. Развитие биологии как науки

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «классическая биология», «эволюционная биология», «физико-химическая биология».

Приводят примеры практического применения достижений биологии. Биология как комплексная наука, роль биологии в современном обществе. Приводят примеры имена многих выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии

§ 1

1

2

Методы исследования в биологии

Наука как сфера человеческой деятельности. Методы  исследования в биологии

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: :наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория».

Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования.

§2

1

3

Сущность жизни и свойства живого

Жизнь. Сущность жизни. Свойства живого

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого».

Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением «жизнь». Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы.

§3

1

4

Уровни организации живой материи

Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный

Приводят примеры биологических систем разного уровня организации.

§4

1

Раздел 1. Основы

цитологии (14 ч)

5

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки

Цитология. Методы цитологии. Клеточная теория.

Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «центрифугирование», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники

§ 5

1

6

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

Роль воды в клетке. Свойства воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества.

Минеральные вещества клетки. Буферная система

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гидрофильные и гидрофобные вещества», «буферная система» Характеризуют роль воды в клетке. Объясняют структурные и физико-химические свойства воды

§ 7-8

1

7

Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

Углеводы. Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды.

Липиды. Виска. Фосфолипиды

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы или сахариды». Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Липиды. Жиры. Гормоны

Характеризуют состав и строение молекул углеводов и липидов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов, липидов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов и липидов, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль.

§ 9-10

1

8

Строение и функции белков

Белки и их строение. Протеины. Протеиды. Пептид. Пептидная связь. Простые и сложные белки. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Белки или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белков.

Дают характеристику состава и строения молекул белков. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. Приводят примеры денатурации белков.

§ 11

1

9

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: нуклеиновая кислота. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК, рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цистеин, тимин, урацил. Комплементарность. Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности)

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые

§ 12-13

1

10

Химическая организация клетки (обобщающий урок)

Знать основные понятия

Уметь: обобщить знания о химической организации клетки для выполнения теста.

1

11

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы

Цитоплазматическая мембрана. Эндоцитоз. Экзоцитоз. Ядро. Хроматин. Ядрышки. Кариоплазма. Кариотип

Рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, жгутики, реснички.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». «рибосомы», «клеточный центр» Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно- следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника.

§ 14-15

1

12

Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения

ЭПС: гладкая, шероховатая. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Тилакоиды. Граны. Строма. Органоиды движения

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазмотическая сеть»,  «комплек Гольджи», «лизосомы», «клеточные включения», «пластиды», «органоиды движения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно- следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника.

§ 16-17

1

13

Сходства и различия в строении прокариотичеких и эукариотических клеток. Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов

Прокариоты. Эукариоты. Сходство и различия в строении

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток с целью выявления сходства и различий.

§ 18-19

1

14

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов.

§ 20

1

15

Клетка – структурная единица живого (обобщающий урок)

Знать основные понятия

Уметь: обобщить знания о клеточных структурах для выполнения теста.

1

16

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке

Гомеостаз. Метаболизм.

Диссимиляция. Этапы энергетического обмена

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм», «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание».  Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания.

§ 21-22

1

17

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез

Питание клетки. Способы питания. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют световую и темновую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

§ 23-25

1

18

Пластический обмен. Биосинтез белков

Генетическая информация. Генетический код. Транскрипция. Трансляция

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности и генетического кода.

§ 26-27

1

Раздел 2. Размножение и индивидуальное

развитие организмов (5 ч)

19

Жизненный цикл клетки. Способы деления клетки. Митоз. амитоз

Жизненный цикл клетки. Митотический цикл. Митоз. Амитоз

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи межу продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки.

§28-29

1

20

Способы деления клетки. Мейоз

Мейоз. Механизм мейоза

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения.

§30

1

21

Формы размножения организмов. бесполое размножение. Половое размножение

Бесполое. Вегетативное. Половое размножение

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем

§31-32

1

22

Развитие половых клеток. Оплодотворение

Развитие половых клеток. Гаметогенез. Оплодотворение. Двойное оплодотворение  

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Описывают процесс двойного оплодотворения

§33-34

1

23

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития

Онтогенез. Типы онтогенеза. Периоды онтогенеза. Эмбриональный период онтогенеза. Эмбриональная индукция.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием.

§ 35-37

1

Раздел 3. Основы генетики

(9 ч)

24

История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное  скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Правило расщепления. Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генетика», «ген», «генотип», «фенотип», «аллельные гены»; признаки биологических объектов-генов и хромосом.

 Характеризуют   сущность гибридологического метода. Описывают  опыты, проводимые Г. Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание.

§ 38-39

1

25

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание

Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание. Генофонд

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание»  «генотип», «фенотип», «множественные аллели». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании

§40

1

26

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание.

§ 41

1

27

Практическая работа

Решение генетических задач

закономерности наследования признаков при моногибридном и дигибридном  скрещивании.

Решают задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание.

1

28

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов

Хромосомная теория наследственности. Кроссинговер. Хромосомные карты. Взаимодействие неаллельных генов

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы:

§ 42-43

1

29

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола

Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие хромосомной и нехромосомной наследственности. Теория наследования пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутасомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания.

§ 44-45

1

30

Изменчивость

Изменчивость. Виды изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции», «наследственная изменчивость»,  Характеризуют закономерности модификационной и наследственной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. сравнивают модификации и мутации. Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов.

§ 46

1

31

Виды мутаций. Причины мутаций

Виды мутаций. Мутагенные факторы

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «мутация», «мутагенные факторы». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов.

§ 47-48

1

32

Основы генетики (обобщающий урок)

Знают основные понятия

Обобщают знания по генетике

1

Раздел 4. Генетика

человека (3 ч)

33

Методы исследования генетики человека

Методы исследования генетики человека

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют методы исследования генетики человека. Приводят примеры.  Обсуждают проблемы возникновений наследственных заболеваний организмов.

§ 49

1

34

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности

Генные заболевания. Хромосомные болезни. Почему близкородственные браки нежелательны

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генные заболевания», «хромосомные болезни». Характеризуют генные болезни организмов. Приводят примеры генных заболеваний каждого типа у организмов. Сравнивают генные и хромосомные болезни. Обсуждают проблемы генетической безопасности

§ 50-51

1

35

Повторение и обобщение изученного материала

Знают основные понятия

Обобщают знания по пройденным материалам

1

 


Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования в старшей школе..

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику А.А.Каменский, Е. А. Криксунов, В.В.Пасечник или учебником авторов В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Биология. Общая биология», 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: «Дрофа», 2009 г. Входит в федеральный перечень  учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку,  обеспечивающие реализацию программы; перечень нормативных документов, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, виды и формы контроля; информационно – методическое обеспечение; учебно-тематический план; содержание курса;  календарно-тематическое планирование;

Программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием  разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базой, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе направлено на достижение определенных целей. В первую очередь это освоение необходимой суммы знаний и представлений о биологических системах, об истории развития современных представлений о живой природе, о методах научного познания. Ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Место предмета в базисном учебном плане.

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 35 часов (1 час в неделю)

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении,

многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями: характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; развитие умений проведения экспериментальных исследований; решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценки, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Результаты обучения.

В результате изучения биологии  учащиеся должны знать, понимать:

Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии,  роста, развития, размножения, оплодотворения, наследственности и изменчивости, генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения.

Основные положения биологических теорий, сущность законов.

Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

Уметь:

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета человека; роль гормонов и витаминов в организме; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.

Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных; поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

Выделять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

Сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот; митоз и мейоз; способы размножения организмов; фенотипы и генотипы, гомозиготы и гетерозиготы; гомогаметы и гетерогаметы; биологические объекты; организмы, представителей отдельных систематических групп); естественные и искусственные экосистемы; естественный и искусственный отбор; географическое и экологическое видообразование; макроэволюцию и микроэволюцию;  делать выводы на основе сравнения;

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды; факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных заболеваний и простудных заболеваний;

Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях;

Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии: клонирование, искусственное оплодотворение.

Виды и формы контроля

Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса;

Тематический контроль осуществляется по завершении раздела, темы в форме тестирования, по опросному листу;

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования по опросному листу, творческой работы.

Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЭГЕ, с использованием:

1.  Тесты по биологии 6-11 классы. – М.Олимп 2001

2.  Биология. Задания и упражнения. Т.Л.Богданова Москва «Высшая школа» 1991

3.  Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся.

Литература:

Основная литература:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 6-11 классы – М.Дрофа, 2001.

2. Рабочие программы Биология 5-9 классы – М.: «Дрофа», 2013

3.  А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник – М.: «Дрофа», 2009

4. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общая биология» 10 -11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: «Дрофа», 2004 г

5.  Общая биология. 10-11 классы /под ред. акад. Д.К.Беляева, проф. Г.М.Дымшица и проф. А.О.Рувинского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1997.

6.  Общая биология / под ред. акад. В.К.Шумного, проф. Г.М.Дымшица и проф. А.О.Рувинского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1999.

Дополнительная литература:

1.Айла, Ф., Кайгер, Дж. Современная генетика: в 3 т. – М.: Мир, 1987.

2.Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

3. Воронцов, Н.Н., Сухорукова  Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): учебное пособие для 10-11 классов средней школы, 2-е изд. – М.: Наука, 1996.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: 3 т. – М.: Мир, 1990.

5. Инге-Вечтомов, С.Г.Генетика с основами селекции. – М.: Высшая школа, 1989.

6. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1998.

7. Мамонтов С.Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992.

8. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. – М.: Просвещение, 1992.

9. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. –М.: Просвещение, 1994.

10. Одум Ю. Экология. – М.: Мир, 1986.

11. Флинт Р. Биология в цифрах. – М.: Мир, 1992.

Научно-популярная литература.

1.Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери) – М.: Мысль, 1988.

2. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные) – М.: Мысль, 1992.

3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные) – М.: Мысль, 1993.

4. Акимушкин И. Невидимые нити природы.  – М.: Мысль, 1985.

5. Ауэрбах Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 1966.

6. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. – М.: Мир, 1990.

7. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. – М.: Мир, 1984.

8. Эттенборо Д. Живая планета. –М.: Мир, 1988.

Методическая литература.

1..Методическое пособие «Биология. Задания и упражнения» Т.Л.Богданова –М.Высшая школа 1991.

2.Тесты по биологии 6-11 классы. – М.Олимп 2001

3.Самостоятельные работы учащихся по общей биологии Л.П.Анастасова.-М. просвещение 1991г.

4.Учебно-тренировачные материалы для подготовки учащихся.

5.Биология в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. А.Ю.Ионцева, А.В. Торгалов. -М. Эксмо 2010

6.Богданова Д.К. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей. – Киев, 1986.

7.Козлова Т.А. Методические рекомендации и тематическое планирование к учебнику № Общая биология» для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. – М.: Дрофа, 2004.

Комиссаров Б.Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии. 10 класс. – М., 1984.

Информационные ресурсы:

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11

2.Биология 10-11 класс. Общая биология. Мультимедийное приложение к учебнику.

3. Биология. Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы.

4. www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября».

5. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете «Биология». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учетом школьной учебной программы по предмету «Биология».

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

9. http://ebio.ru/ - электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

10. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

11. http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске «Открытая биология». Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.

Учебно-тематический план

Название разделов

К-во

часов

К/р

Л/р

п/р

  1. Введение  

4

  1. Основы цитологии

14

1

1

  1. Размножение и развитие организмов

5

1

1

  1. Основы генетики

9

1

1

  1. Генетика человека

3

1

Итоговый урок

1

Итого

35

4

3

Содержание

Введение.  Биология как наука (4 ч)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле. Связь биологических дисциплин с другими науками. Уровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы; молекулярный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотичекий и биосферный уровни организации живого. Единство химического состава живой материи. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Основные свойства живого.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.

  1. Основы цитологии (14 ч)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос  и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры – белки, структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Репликация ДНК, передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Обмен веществ и превращение энергии к клетке. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.

Демонстрация модели структурной организации биологических полимеров: белков, нуклеиновых кислот.

Прокариотические клетки; форма и строение. Строение цитоплазмы бактериальной клетки, организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Митоз. Биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения организма.

Вирусы и бактериофаги.

Демонстрация модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений, животных, одноклеточных грибов.

Лабораторная работа

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)

Размножение организмов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное  и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития дорепродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.

Биогенетический закон.

  1. Наследственность и изменчивость организмов (9 ч)

 Закономерности наследования признаков

Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание, третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики.

Демонстрация таблица и динамическое пособие.

Лабораторная работа

Решение генетических задач

 Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутация. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехналогии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационная кривая, вариационный ряд.

Демонстрация таблица и динамическое пособие.

Лабораторная работа

Изучение изменчивости организмов. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)

  1. Генетика человека (3 ч)

Особенности и методы изучения генетики человека. Хромосомы и генетические карты человека. Генеалогический метод и анализ родословных. Составление схем родословных. Близнецовый метод исследования в генетике человека. Наследственные болезни человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Лабораторная работа

Решение генетических задач на наследование резус-фактора у человека.

Заключение (1 ч)

Обобщение и повторение пройденного за курс общей биологии в 10-м классе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...