Рабочая программа и КТП по биологии 11 класс 1 час
рабочая программа по биологии (11 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Рабочая программа и КТП по биологии 11 класс 1 час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl_1_chas.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

       Руководитель

методического

объединения учителей _______________________

 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2017 г

Согласовано

   Заместитель

директора по УВР

 

_________/____________/

                            ФИО

 

 «___» ___________2017 г

Утверждаю

     Директор школы

 

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______

от «___» ___________2017 г

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по биологии

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ  11 КЛАССА

 

НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                                                              Составитель программы

Очур-оол Саяна Сергеевна

Учитель биологии  высшей  категории

 

  

 

 

 

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Общая биология» для учащихся 11 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2004). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Каменский А.А., Криксунов Е.А, Пасечник В.В.. Общая биология. 10-11 кл.– М: Дрофа, 2010. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

Структура программы

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; основное содержание курса с перечнем разделов; тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы, перечнем лабораторных работ и определением основных видов учебной деятельности школьников; требованием к уровню подготовки; список литературы; нормы и критерии оценивания.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов в год.

Общая характеристика предмета

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляет ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные разделы курса: Основы учения об эволюции. Основы селекции и биотехнологии. Антропогенез. Основы экологии. Эволюция биосферы и человек.

   Цели изучения курса

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний и практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в биологическую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью, уважения мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни и оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,  здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения профилактики заболеваний.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

В результате изучения биологии  учащиеся должны знать, понимать:

Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии,  роста, развития, размножения, оплодотворения, наследственности и изменчивости, генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения.

Основные положения биологических теорий, сущность законов.

Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

Уметь:

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных; поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

Выделять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

Сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот; митоз и мейоз; способы размножения организмов; фенотипы и генотипы, гомозиготы и гетерозиготы; гомогаметы и гетерогаметы; биологические объекты; организмы, представителей отдельных систематических групп), делать выводы на основе сравнения;

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды; факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных заболеваний и простудных заболеваний;

Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях;

Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии: клонирование, искусственное оплодотворение.

Виды и формы контроля

Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса;

Тематический контроль осуществляется по завершении раздела, темы в форме тестирования, по опросному листу;

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования по опросному листу, творческой работы.

Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:

1.  Тесты по биологии 6-11 классы. – М.Олимп 2001

2.  Биология. Задания и упражнения. Т.Л.Богданова Москва «Высшая школа» 1991

3.  Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся.

4. Биология поурочные планы базовый уровень 11 класс

Используемая литература:

1.Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 6-11 классы – М.Дрофа, 2001.

2. Каменский А.А., Криксунов Е.А, Пасечник В.В.. Общая биология. 10-11 кл.– М: Дрофа, 2010.С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общая биология» 10 -11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: «Дрофа», 2004 г

3.Методическое пособие «Биология. Задания и упражнения» Т.Л.Богданова –М.Высшая школа 1991.

4.Тесты по биологии 6-11 классы. – М.Олимп 2001

5.Самостоятельные работы учащихся по общей биологии Л.П.Анастасова.-М. просвещение 1991г.

6.Учебно-тренировачные материалы для подготовки учащихся.

7.Биология в схемах и таблицах. Эффективная подготовка к ЕГЭ. А.Ю.Ионцева, А.В. Торгалов. -М. Эксмо 2010

Информационные ресурсы:

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11

2.Биология 10-11 класс. Общая биология. Мультимедийное приложение к учебнику.

3. Биология. Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы.

4. www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября».

5. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете «Биология». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учетом школьной учебной программы по предмету «Биология».

6. www.km.ru/education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Учебно-тематический план

Название разделов

К-во

часов

К/р

Л/р

1.Учение об эволюции органического мира Лабораторная работа 

Описание особей по морфологическому критерию»

Лабораторная работа

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

11

1

2

2. Основы селекции и биотехнологии

5

1

3. Антропогенез

5

1

4. Основы экологии

10

5. Эволюция биосферы и человек

3

Итоговый урок

1

1

Итого

35

4

2

Содержание

  1. Эволюция живого мира на Земле (11 ч)

Развитие биологии в додарвиновский период

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений «Изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы Карла Линнея в систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка, первые русские эволюционисты.

Демонстрация портретов и биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность К.Линнея, Ж.Б.Ламарка.

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация портрет и биография Ч.Дарвина. маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Лабораторная работа 

Описание особей по морфологическому критерию.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция

Эволюционная роль мутаций.генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга. Формы естественного отбора.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Вид, как генетически изолированная система; репродуктивная изоляционные механизмы.

Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристика популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация живых растений и животных; гербариев и коллекций показывающих разные приспособительные признаки; схемы иллюстрирующие процессы географического видообразования.  

Лабораторная работа

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прпогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции; многообразие видов, органическая целесообразность; постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза; коллекция.

Лабораторная работа ароморфозы у растений и идиоадаптации у животных

  1. Основы селекции и биотехнологии (5 ч)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Индивидуальный и массовый отбор. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицинской, микробиологической и других промышленности.

Демонстрация пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков; коллекций и препаратов сортов культурных растений, отличающихся  наибольшей плодовитостью.

  1. Происхождение человека (5 ч)

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение человека в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза.  Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, разнообразие, единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация модели скелетов человека и позвоночных животных.

  1. Основы экологии (10 ч)

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажность  и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

  1. Биосфера и человек (3 ч)

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Заключение (1 ч)

Обобщение и повторение пройденного за курс общей биологии в 11-м классе.

                                                    

                                 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

    СОГЛАСОВАНО                                                    

Заместитель директора по УВР:

 ___________        ______________

(подпись)                (расшифровка)

 «____» _____________2017 г.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по биологии

Класс  11

 

Учитель  Очур-оол Саяна Сергеевна

 

Количество часов: 

       Всего  35  часов;          

       в неделю  1  час;

Плановых контрольных уроков  4

Количество контрольных уроков 4

Тестовых работ после каждого раздела

Практических и лабораторных работ  2

Планирование составлено на основе рабочей программы

для  общеобразовательных программ школ, гимназий, лицеев при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

Рассмотрено руководителем методического объединения учителей биологии

Очур-оол С.С. Протокол  №_____  от «          » ___________ 2017 г

Согласовано Заместителем директора УВР Дирчин С.А. __________ от «_____» __________ 2017 г   


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

 Общая биология. Базовый   уровень. 11 класс (35 ч. 1 ч в неделю) 

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Д/З

К-во часов

Дата

план

факт

Тема:  Основы учения об эволюции (11)

1

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина

уинм

Развитие биологии в додарвиновский период. Эволюционная теория Ч.Дарвина. античные воззрения. Эпоха Возрождения.

Знать ученых, внесших вклад в развитие биологии.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, характеризовать вклад ученых в развитие биологии как науки

§ 52

1

2

Вид, его критерии

ку

Основные понятия: вид, подвид, виды-двойники, ареал, критерии вида: Совокупность критериев – условие обеспечения целостности и единства вида.

Знать основные понятия вид, критерии вида.

Уметь характеризовать критерии вида, доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида; приводить примеры видов животных и растений; перечислять критерии вида; анализировать содержание понятия «вид».

§53

1

3

Популяции. Генетический состав популяций

ку

Популяция – элементарная единица эволюции. Генофонд.

Знать определение понятия  «мутация», «генофонд»

Уметь характеризовать популяцию как структурную единицу вида; популяцию как единицу эволюции

§54, 55

1

4

Изменения генофонда популяций

ку

Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции: популяционные волны, миграции, природные катастрофы (дрейф генов), изоляции Генетическое равновесие в популяциях; закон Харди - Вайнберга

Знать определение ключевых понятий «микроэволюция», «дрейф генов», «популяция»

Уметь называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях; доказывать, что популяция - элементарная единица вида и эволюции

§56

1

5

Борьба за существование и ее формы

ку

Основные понятия: наследственная изменчивость, борьба за существование.

Факты: Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость, борьба за существование – движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями среды.

Знать определения понятий: наследственная изменчивость, борьба за существование. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Уметь характеризовать сущность борьбы за существование, приводить примеры ее проявления.

§57

1

6

Естественный отбор и его формы

ку

Основные понятия: естественный отбор.

Факты: естественный отбор – движущая сила эволюции.

Процессы:  проявления в природе естественного отбора.

Знать сущность естественного отбора, его формы и их действия на живые организмы.

Уметь характеризовать сущность естественного отбора; отличить  три формы естественного отбора друг от друга.

§58

1

7

Изолирующие механизмы

ку

Основные понятия:  «мутация», «ген», «изоляция», «волны жизни».

Факты: популяционная структура вида.

 Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная.

Видообразование – результат эволюции.

Знать эволюционную роль мутаций; изолирующие механизмы;

Уметь приводить примеры различных видов изоляции;

Описывать сущность и этапы географического, экологического видообразования; доказывать зависимость видового разнообразия от условий среды.

§59

1

8

Видообразование

ку

Видообразование на основе дивергенции Видообразование – результат микроэволюции. Способы видообразования: симпатрическое и аллопатрическое.

Знать определения ключевых понятий; основные способы видообразования.

 Уметь описывать механизм основных путей видообразования, приводить соответствующие примеры.

§60

1

9

Макроэволюция, ее доказательства

ку

Макроэволюция. Переходные формы. Филогенетические ряды.

Знать определения ключевых понятий; доказательства макроэволюции.

Уметь объяснять и приводить соответствующие примеры.

§61

1

10

Система растений и животных – отображение эволюции

ку

Биноминальное название видов. Естественная классификация

Знать основные систематические категории при классификации растений и животных;

Уметь использовать данные систематики для доказательства эволюции организмов, находить различие естественной и искусственной систем

§62

1

11

Главные направления эволюции органического мира

ку

Главные направления эволюции – биологический прогресс и регресс.

Основные понятия: макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация; конвергенции, дивергенция, аналогичные и гомологичные органы.

Знать определения понятий: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация,

конвергенция, дивергенция, параллелизм;

Уметь раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. описывать проявления основных направлений эволюции; приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций. отличать аналогичные органы от гомологичных органов; приводить примеры.

§63

1

Тема: Основы селекции и биотехнологии (5)

12

Основные методы селекции и биотехнологии

уинм

Селекция, сорт, порода, штамм; методы селекции; Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Знать методы селекции, ее задачи. Уметь: объяснять происхождение культурных растений.

§64

1

13

Методы селекции растений

ку

Селекция. Гетерозис. Гибридизация.

Знать закон гомологических рядов наследственной изменчивости; основные методы селекции растений отбор и гибридизация;

 Уметь объяснить явление гетерозиса.

§65

1

14

Методы селекции животных

ку

Одомашнивание. Искусственный отбор. Порода, сорт, штамм  Методы селекции: массовый и индивидуальный отборы.

Знать основные методы селекции растений и животных.

Уметь сравнивать массовый и индивидуальный отборы; объяснить явление гетерозиса и причины трудностей межвидового скрещивания

§66

1

15

Селекция микроорганизмов

ку

Особенности селекции микроорганизмов. Успехи биотехнологии.

Знать методы используемые в селекции микроорганизмов.

Уметь: объяснять значение селекции микроорганизмов; успехи биотехнологии.

§67

1

16

Современное состояние и перспективы биотехнологии

уипз

Биотехнология, генная инженерия, клонирование,  трансгенные организмы (ГМО)

Уметь сравнить клонирование с традиционным методом селекции. Объяснять методы генной инженерии.

§68

1

Тема: Антропогенез (5)

17

Положение человека в системе животного мира

уинм

Основные понятия: Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза. Факты: происхождение человека. Место человека в системе животного мира.

Знать определение термина: «антропология», «антропогенез», движущие силы антропогенеза 

Уметь определять место человека в системе животного мира.

§69

1

18

Основные стадии антропогенеза

ку

Стадии развития человека. Сходство и различие человека с животными.

Знать основные стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии.

Уметь доказывать, что человек биосоциальное существо; характеризовать биологические и социальные особенности представителей каждой стадии эволюции человека

§70

1

19

Движущие силы антропогенеза

ку

Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Уметь объяснять причины антропогенеза. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека, роль биологических и социальных факторов в антропогенезе.

§71

1

20

Прародина человека

ку

Гипотезы о происхождении человека. Гипотезы о прародине человека.

Знать различные гипотезы происхождения человека.

Уметь анализировать различные гипотезы происхождения человека.

§72

1

21

Расы и их происхождение

ку

Расы и их происхождение. Нации, расизм

 Уметь различать человеческие расы; объяснять механизмы формирования расовых признаков; доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма

§73

1

Тема: Основы экологии (10)

22

Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы

уинм

Основные понятия: экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы. Факты: Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей среды.

Знать определение терминов: «экология», «абиотические», «биотические», «антропогенный факторы».

Уметь анализировать и оценивать воздействия факторов среды на живые организмы; выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

§74,75

1

23

Местообитание  и экологические ниши

ку

Местообитание  и экологическая ниша

Знать отличие понятия «местообитание» и «экологическая ниша»

§76

1

24

Основные типы экологических взаимодействий

ку

Экологическое взаимодействие. Виды экологических взаимодействий.

Знать определение термина: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, типы взаимодействия организмов.

Уметь: приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направление потока вещества и энергии в пищевой сети; характеризовать роль организмов (продуцентов, потребителей, разрушителей) в потоке вещества и энергии;

§77

1

25

Конкурентные взаимодействия

ку

Внутривидовая и межвидовая конкуренция. Территориальность.

Знать виды конкуренции, понятие территориальность.

Уметь приводить примеры конкуренций

§78

1

26

Основные экологические характеристики популяции

ку

Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность. Возрастная структура.

Знать демографические показатели популяций.

§79

1

27

Динамика популяции

ку

Динамика популяции

Знать определение динамика популяции; колебания численности особей в популяции.

Уметь объяснять роль биотических и абиотических факторов в изменении плотности популяции.

§80

1

28

Экологические сообщества. Структура сообщества

уинм

Биоценоз, экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные и естественные экосистемы. Структура сообщества.

Знать определения ключевых понятий, компоненты пространственной и экологической структуры экосистем

Уметь характеризовать компоненты структуры экосистем, описывать биогеоценоз, объяснять различие экосистем.

§81,82

1

29

Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи

ку

Пищевая цепь, трофические связи, автотрофы, гетеротрофы, поток энергии, пищевая цепь.

Знать определение термина: пищевая цепь, детрит, автотрофы, гетеротрофы;

Уметь: приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; составлять схемы пищевых цепей.

§83,84

1

30

Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия

ку

Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности. Экологическая сукцессия

Уметь объяснять направление потока вещества и энергии в пищевой сети; характеризовать роль организмов (продуцентов, потребителей, разрушителей) в потоке вещества и энергии; Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе. Описывать механизм сукцессии; объяснять причины смены экосистем и его роль в природе.

§85,86

1

31

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования

ку

Загрязнение окружающей среды. Формирование экологического сознания. Природные ресурсы.

Знать роль человека в биосфере факторы вызывающие экологический кризис; антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

Уметь приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу, находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей для биосферы в целом.

§87,88

1

Тема: Эволюция биосферы и человек (4)

32

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни

уинм

Гипотезы о происхождении жизни: креационизм, самопроизвольное зарождение жизни, панспермии, биохимической эволюции.

Гипотеза абиогенного зарождения жизни. Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции

Уметь описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни; характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий; находить и систематизировать  информацию  по проблеме происхождения жизни.

§89,90

1

33

Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы

усиоз

Гипотеза биопоэза. Гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Учение В.И Вернадского.

Знать основные этапы в развитии жизни на Земле,  определение понятия: «биосферы», структура биосферы,  свойства биосферы.

Уметь  характеризовать живое, биокосное вещество биосферы; объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; анализировать содержание рисунка в учебнике и определять границы биосферы.

§91,92

1

34

Антропогенное воздействие на биосферу

ку

Основные понятия: антропогенные факторы. Факты: влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Факторы вызывающие  экологический кризис.

Знать роль человека в биосфере факторы вызывающие экологический кризис; антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

  Уметь высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы; предлагать пути преодоления экологического кризиса; объяснять необходимость защиты окружающей среды; использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

§93

1

35

Обобщение курса «Общая биология»

ук

Итоговое тестирование по темам курса «Общей биологии»

Знать: основные понятия тем

Уметь применять на практике полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)

Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)...