Открытый урок для 6-го класса на тему: "Опыление растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

В данной работе разработан конспект урока для 6-го класса на тему: "Опыление цветков растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dlya_6-go_klassa_na_temu_opylenie_rasteniy.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по ФГОС в 6 классе.

Матвеева Наталья Георгиевна -  учитель биологии высшей категории

МБОУ «Туранская СОШ № 1»

Учебник «Биология: Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс; автор: В.В. Пасечник.

Тема: «Опыление у цветковых растений».

Место урока: Урок № 18 в разделе «Жизнь  растений»

Тип урока: комбинированный.

Цель: знакомство учащихся с опылением у цветковых растений.

Задачи:

  • продолжить формирование знаний о размножении организмов, об особенностях полового размножения, о значении полового размножения;
  • познакомить учащихся с термином «опыление», его типами, особенностями и многообразием насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений;
  • выявить  значение опыления, и особого значения искусственного опыления.

Планируемые результаты:

  1. Предметные умения:
  1. Давать определение понятий: опыление, способы опыления: самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление;
  2. Выявлять отличительные признаки самоопыления и перекрестного опыления, насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений;
  3. Называть и приводить примеры насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляющихся растений;
  4. Обосновывать необходимость опыления;
  5. Уметь объяснять методику и значение искусственного опыления;
  6. Формировать отношение к растениям как основе жизни.
  1. УУД

Личностные:

  1. Принятие социальной роли обучающихся
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях
  4. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы
  5. Умение планировать и регулировать свою деятельность
  6. Организация рабочего места и распределение времени

Регулятивные:

  1. Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения известных и неизвестных знаний
  2. Умение контролировать в форме сличения результата с эталоном
  3. Умение оценивать результат своей работы

Познавательные:

  1. Умение формулирования темы урока, познавательной цели, задач урока.
  2. Готовность получать необходимую информацию, работать с текстом и иллюстрациями учебника,
  3. Умение определять понятия, строить логические  суждения, делать выводы
  4. Умение применять алгоритм при выполнении работы

Коммуникативные:

  1. Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
  2. Продуктивно взаимодействовать с партнерами, выполнение заданий в парах и в группах, продолжают учиться сотрудничать с одноклассниками в процессе нахождения и обсуждения полученной информации об опылении и  особенностях полового размножения растений.
  3. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Организация пространства

  1. Метапредметные связи: Биология, экология
  2. Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
  3. Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблицы, диски,
  4. Раздаточный материал (Карты, карточки, термины, жетоны, трафареты, шары)
  5. Инструктивные карточки для командной работы. /Приложение 1/

                                      Этапы урока.

1. Организационный. 

(СЛАЙД 1). Приветствие. Здравствуйте ребята. Зовут меня М.Н.Г. Я учитель Туранской школы №1. Сегодня мы с вами здесь встретились, чтобы провести этот необычный урок биологии. Надеюсь, что у всех у вас хорошее настроение и урок пройдет плодотворно.

Ребятки, у вас на столах лежат карты, на которых написаны ваши рабочие номера, а в центре карты обозначен номер стола. Пожалуйста, поднимете руки участники под №1 (№2, №3, №4). Молодцы, А теперь поднимите руки участники стола №1 (№2, №3, №4). Молодцы.

Вспомните, ребята, что вы изучали на пошлом уроке биологии?...  (Я вам подскажу. Вы изучали половое или семенное размножение).  Посмотрим, участники, какого стола, лучше подготовились к уроку? А за лучшие ответы вы получите жетоны, а исходя из их количества и оценку.

2. (СЛАЙД 2). Проверка знаний (выдавать  жетоны!!!)

  1. Какой орган цветкового растения называется генеративным  или органом полового                 (семенного) размножения и почему? (СЛАЙД 3)
  2. (СЛАЙД 4) Какое строение имеют пыльцевые зерна?
  3. (СЛАЙД 5)Какое строение имеет семязачаток?
  4. (СЛАЙД 6)Что такое оплодотворение?
  5. (СЛАЙД 7)Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?                          Какой ученый изучал этот процесс?
  6. (СЛАЙД 8)Какие части плода образуются из разных частей завязи? 

Молодцы, ребята, тема сложная, поэтому были затруднения. Сколько жетонов получилось набрать? К следующему уроку подготовитесь лучше.

2. Актуализация знаний.

        А сейчас мы перегруппируемся. Для этого я раздам вам разноцветные карточки с терминами и процессами. А теперь все тихонько встаем, смотрим на карточки всех ребят и объединяемся в новые группы по смыслу.

  1. Женские органы
  1. Пестик
  2. Завязь
  3. Рыльце
  4. Яйцеклетка
  1. Мужские органы
  1. Тычинка
  2. Пыльник
  3. Спермии
  4. Пыльцевое зерно
  1. Генеративные органы растения
  1. Цветок
  2. Плод
  3. Семена
  4. околоплодник
  1. Вегетативные органы
  1. Корень
  2. Стебель
  3. Побег
  4. лист
  1. Процессы
  1. Опыление
  2. Оплодотворение
  3. Цветение
  4. Плодоношение

Объясните, ребята, почему вы так распределились?

Теперь тихонько садимся в новом составе. И переходим к новой теме.

Изучение нового материала.

        А тему урока вы должны сами сформулировать. Чтобы сформулировать тему,  внимательно слушаем мои подсказки. Готовы, ребята?

  1. Это название процесса.
  2. Этот  процесс происходит перед оплодотворением.
  3. Этот процесс вы  сегодня наблюдали на слайде (СЛАЙД 6),  но не называли. Догадались?
  4. Какую пользу растениям приносят насекомые? Пчела Майя.

И как сформулируем тему? (СЛАЙД 9). Опыление у  цветковых растений. (Записываем в тетрадях число, тему урока)

  1. Что вы знаете об опылении?
  2. А как вы думаете, вся ли это информация, или есть что-то еще, вам неизвестное? (Какие виды опыления? Для чего оно нужно)?
  3. (СЛАЙД 10) Какие же задачи урока мы сформулируем?
  • Расширить представления об опылении растений.
  • Познакомиться с видами опыления.
  • Выяснить значение опыления   для растений.

(СЛАЙД 11). Работа с учебником. Стр.195 статья «Опыление». Из два первых абзацев найти ответы на вопросы:

  1. Что такое опыление?
  2. Какие типы опыления бывают?

Ребята, на работу я даю три минуты, после этого мы должны будете ответить на вопросы.

(СЛАЙД 12) На первый вопрос отвечают участники №1, записываем определение в тетради. Ключевые слова: «перенос пыльцы», «на рыльце».  

(СЛАЙД 13) На второй вопрос - №2, чертим схему в тетради.

                

                  

                

                        Схема                                                Схема

Картофель

Лен, Рис

Лилии, Астры

Бархатцы, Яблоня,

Кукуруза, Рожь, Тимофеевка, Пырей,

Ячмень, Овес                         Подсолнечник,                              Верба, Ольха,

Горох, Фасоль                         Клевер.                                               Береза.

Пшеница

ФИЛЬМ 1. Способы опыления.

(СЛАЙД 14). Работа в группах. (ИНСТРУКЦИИ). Работаем по инструктивным карточкам. На работу я даю 5 минут. Распределитесь, кто будет руководить, кто следит за временем, кто пишет, кто будет отвечать.

Ответы команд.

(СЛАЙД 15-16). Самоопыление. Перенос пыльцы с тычинок   на рыльце пестика этого же цветка.          (Запись определения в тетрадь)

Самоопыление происходит у мелкоцветковых растений, что дает им успех на выживание.

Самоопыление у растений происходит в еще не раскрывшемся цветке, в бутоне.

Встречается реже, чем перекрестное.

Потомство очень похоже на родительские растения.

Ячмень, овес, пшеница, рис, хлопчатник, лен, горох, фасоль, картофель.(Только запоминать)

(СЛАЙД 17-18).    Перекрестное опыление насекомыми. (Запись в тетрадь)

  • Цветки крупные одиночные, яркоокрашенные (или белые).
  •   Мелкие цветки обычно собраны в соцветия, тоже яркоокрашенные.
  •   Сладкий сок нектар, расположенный в глубине цветка и вырабатываемый особыми железками – нектарниками, есть нектар, запах.
  • Пыльца крупная, липкая,  шероховатая легко прилипает к мохнатому  телу насекомых.

Лилии, астры, бархатцы, яблоня, клевер, подсолнечник, астры.

ФИЛЬМ 2. Опыление с помощью насекомых. Медуница. Бабочка Адмирал.

(СЛАЙД 19-20). Перекрестное опыление ветром. (Запись в тетрадь)

  • Перенос пыльцы ветром.
  • Растения растут большими скоплениями.
  •  Цветки мелкие, невзрачные, обычно собраны в   соцветия.
  • Созревает много пыльцы.
  •  Пыльца сухая, мелкая, легкая.
  • Пыльники на длинных ножках свисают из цветка.
  • Крупные и пушистые рыльца, как и тычинки, высовываются из цветка.
  • В цветках нет нектарников, нет нектара, нет запаха.
  • Зацветают раньше, чем распустятся листья, чтобы  пыльца не задерживалась на листьях.
  • В природе опыление с помощью ветра происходит  у многих растений

Кукуруза, пырей, рожь, тимофеевка, верба, ольха, береза.

ФИЛЬМ 3. Опыление с помощью ветра .

(СЛАЙД 21).  Искусственное опыление. (Рис. №  на стр. Запись в тетрадь)

1. Опыление осуществляется человеком.

2. Может провести, как самоопыление,   как и перекрестное опыление.

3. С  целью выведения    новых сортов.

4. Для повышения   урожайности растений    (при отсутствии условий для опыления)

  • Значение опыления. Ответить на последний вопрос.  Какое значение имеет опыления   для растений.  (СЛАЙД 22 - 23).     Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал, хотя обильно цвел. Почему?
  •    Стали искать причину. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется. А почему?
  •  А потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить.
  • Почему только шмели опыляют клевер? Опыление – важный процесс,    без   которого (не происходит оплодотворение, а значит), не образуются  плоды и    семена (цветковых растений и жизни). 

(СЛАЙД 24) Закрепление. Ответить на вопросы: Что такое опыление и его виды, но не словами, а пантомимой действиями без слов. Для этого вы становитесь пестиками, тычинками, пчелками и учеными. ВОПРОСЫ В ШАРАХ.

  • Что такое опыление?
  • Какие типы опыления вам известны?
  • Какое опыление встречается чаще?
  • Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение,  а при каком не совсем? Почему?
  • Почему растениям, растущим в теплицах и   парниках, необходимо искусственное опыление.
  • Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают  на цветки? Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромную работу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, что с одного улья получают несколько десятков кг мёда.  

(СЛАЙД 25) Расставьте по порядку процессы, происходящие в цветке: 1.оплодотворение, 2. образование плодов и семян, 3.опыление, 4.цветение. Расставьnt только цифры.  4–3–1-2

Домашнее задание.   (СЛАЙД 26)    Параграф  44 стр. 195-200. Дополнительная информация стр.198-199 (рис. 159). Творческое задание: Выяснить кто или что  являются помощниками растений при перекрестном опылении, кроме ветра, насекомых и человека?    Почему только шмели опыляют клевер? 

(СЛАЙД 27)    Рефлексия.

1.Что узнали нового?

2.Чему научились?

3. Достигли ли    намеченных целей?

4.Что не получилось?  Почему?

5.Что понравилось на уроке?

(СЛАЙД 28)    Спасибо за  урок! Этапы урока.

  1. Организационный
  1. Учитель: Приветствие учащихся, актуализация знаний, определение темы.

  1.  Учащиеся: подготовка к уроку, отвечают на вопросы,
  1. Мотивация и постановка задач
  1.    Учитель: направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач
  2.    Учащиеся: формулируют цель и задачи, устанавливают рабочие отношения, самостоятельно контролируют время и им управляют
  1. Постановка проблемы, уточнение направления исследования
  1.     Учитель: создает проблемную ситуацию, организация работы
  2.     Учащиеся: знакомятся задачей исследования, смысловое чтение, определение и понимание учебной задачи, работа по плану
  1. Исследование, оформление работы

 4.1  Учитель: помогает работе в парах

4.2   Учащиеся: описание объектов изучения, сравнение признаков, анализ           информации, сотрудничество с учителем и одноклассниками, работа по алгоритму,         контроль учебной деятельности.

  1. Представление результатов

      5.1.   Учитель: Организация обсуждения выводов

      5.2.    Учащиеся: озвучивают результаты исследования, выслушивают одноклассников,                   контроль правильности ответов, оценка деятельности, умение участвовать в         диалоге.

  1. Рефлексия

      6.1.     Учитель: организация обсуждения результатов, собрать тетради на проверку

      6.2.     Учащиеся:  участвуют в обсуждении, осознанно строят выводы, вносят необходимые изменения.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

Конспект открытого урока в 5-м классе по теме "Однолетние цветочные растения. Петуния."

Задачи: Образовательные·        создать условия  для формирования знаний  об  однолетнем  цветочном   растении  петунии.Коррекцион...

План открытого урока по биологии, 6 класс. Тема «Выделение у растений. Листопад»

План открытого урока по биологии, 6 класс.Тема «Выделение у растений. Листопад»...

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»....

Открытый урок в 6-в классе по предмету «Домоводство». Тема «Обобщение знаний о комнатных растениях».

Урок обобщения и систематизации знаний.Обобщить знания учащихся о комнатных растениях.Образовательные задачи:формировать умения детей различать и называть комнатные растения;расширять знания уч-ся о м...