Нетрадиционные уроки биологии как средство повышения мотивации учащихся.
методическая разработка по биологии

Елена ПавловнаМельникова

Использование электронной формы учебника на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efu_vystuplenie.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

станица Стодеревская

Нетрадиционные уроки биологии как средство повышения мотивации учащихся.

Выступление Мельниковой Елены Павловны        

учителя биологии МКОУ СОШ №10                

учителя б\к                                                        


Я хочу Вас познакомить с электронным учебником. В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания "электронный учебник" - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания

ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).

Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию. Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое. Установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, даю я сама. Я считаю, что только учитель может вывести учеников на высокий уровень познавательной активности, организуя их самостоятельную деятельность, независимо от форм представления учебников.

В чем же отличие цифровой копии от ЭФУ?

Цифровой копией учебника является точная копия печатного учебника, представленная в формате PDF. В отличие от электронной формы учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №870 и реализованной в формате EPUB) цифровая копия учебника не содержит электронных образовательных ресурсов и расширенного набора инструментов навигации.

Срок использования цифровой копии учебника не ограничивается.

Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?

Электронное приложение к печатному учебнику — это набор обособленных электронных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал. Использование электронного приложения не является обязательным.

Давайте разберем, как же работать с ЭФУ?

мною опробованы следующие варианты работы :

1. Демонстрационный режим - ЭФУ на мой рабочий компьютер, отображается на экран или на интерактивную доску. В демонстрационном режиме мне, как учителю, работать удобно, а детям труднее. Кто-то быстрее читает, пишет, выполнят задания и не имеет возможности перейти на другую страницу.

2. Компьютерный класс - ЭФУ установлены на индивидуальные компьютеры для каждого учащегося. Так как по совместительству я явлюсь учителем информатики, проблем с этим вариантом у меня не возникло, но дома ребенок не может воспользоваться учебником и не во .всех школах имеются индивидуальные рабочие места на каждом уроке.

3. «Модель BYOD» - ЭФУ устанавливается на собственные мультимедийные устройства обучающихся. Основная проблема этого варианта в том, что не все дети могут принести на урок планшеты. Да и сами родители пока недоверчиво, а некоторые и пассивно, относятся к ЭФУ. Планшеты и ноутбуки могут выйти из строя по множеству причин (уронили, кончилась зарядка и т.д.), что является дополнительной проблемой для учителя. Вообще эта модель мне понравилась  больше всего. Основной её плюс, в том, что работа дома стала для моих учеников одним удовольствием. Им доступны ресурсы сети, которые уже отбраны соответственно теме. Должно быть домашнее задание на 15 минут, оно на 15 минут и есть.

ЭФУ по технологии достаточно просто, здесь не требуются специальные навыки. Материалы параграфов точно соответствуют печатному учебнику. Меньше тратится время на подготовку к уроку, придумывание новых интересных приемов подачи материала. В ЭФУ предоставлено широкое поле возможностей быстро и без особых усилий привнести в урок разнообразие, наглядность, повысить интерес к предмету. Хочется отметить наличие дополнительных возможностей, которых нет в печатном издании: информационные файлы; быстрый переход от одной главы к другой, от урока к уроку, возможность оставлять закладки, регулировать размер шрифта, увеличивать все рисунки и схемы. Для лучшего усвоения учащимися материала учебника в каждом параграфе есть мультимедийные практические и  контрольно-измерительные задания, в которых ученик может произвольно манипулировать представленными фрагментами информации для достижения правильного результата (сопоставлять их, соединяя линиями; выстраивать в правильном порядке и т. п.). В них после получения информации об ошибке допускается возможность повторного выполнения задания с повторной проверкой достигнутого результата. Такие работы вызывают большой интерес у учащихся, дают возможность осуществлять самоконтроль. В конце учебника размещены и небольшие итоговые проверочные задания, что тоже очень удобно.

Возьмем к примеру тему: насекомые. Одним из заданий на ОГЭ и ЕГЭ является установка последовательностей. последовательность полного превращения насекомых и неполного часто встречается в тренировочных заданиях. Детям сложно заучить это наизусть. В ЭФУ есть видео, позволяющее проследить весь процесс, от гусеницы и до куколки. Конечно, сразу хочу сказать, что просмотр видео не может нам гарантировать знание этапов, поэтому в учебник добавлены вспомогательные рисунки, схемы, тренажеры, которые позволяют при неправильном выполнение, ещё раз попробовать. Всё это тренирует и зрительную память, и слуховую, множественное выполнение данного задания, создает в голове ученика определенный алгоритм.

Как же пользоваться им на уроке? Я знаю, что никто из нас не использует обычный учебник весь урок. Только определенные виды работы подразумевают обращение к печатному тексту.  Так же и применение ЭФУ не предполагает непрерывной работы с ним: ученики могут обращаться к электронному учебнику на отдельных этапах урока для решения учебных задач, поставленных мною, не нарушая требований СанПина ( 25 минут непрерывной работы за жидкокристаллическим монитором.).

Электронные учебники  облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память , допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

Мне бы хотелось немножко рассказать о цифровой платформе Lecta, это приложение издательств Вентана-Граф, Дрофа и т.д. Она позволяет приобретать и устанавливать любые ЭФУ . Сегодня для всех преподавателей, которые хотят попробовать ЭФУ Lecta предоставляет возможность бесплатно на 100 дней загрузить 5 любых учебников.

Использование ЭФУ позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Хотелось бы закончить свое выступление фразой "Завтра никогда не ждет", оно уже наступило и только нам решать когда его впустить в свою жизнь.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Современный урок и мастерство учителя как средство повышения мотивации учащихся

доклад по теме "Современный урок и мастерство учителя как средство повышения мотивации к обучению в средней школе"....

Игровые технологии на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся при изучении грамматики

урок иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Особенно это следует учитывать, работая в специальной школе, где в основе каждого урока должен лежать дифференцированный подход с элемен...

"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"

Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...

«Использование ИКТ на уроках математики как средство повышения мотивации учащихся»

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока, как повысить интенс...

Использование ИКТ на уроках биологии, как способ повышения мотивации учащихся

Я использую различные современные технологии на своих уроках, одной из которых является использование ИКТ. В этой статье размещены варианты применения ИКТ на уроках биологии....