«Классификация растений»
методическая разработка по биологии (6 класс)

Ондар Ольга Каадыр-ооловна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок395.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУГ-АКСЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Урок биологии в 6 классе по теме

«Классификация растений»

Автор урока: Ондар Ольга Каадыр-ооловна

                         учитель биологии МБОУ Суг-Аксынской СОШ

                         Сут-Хольского кожууна

Сценарий урока

Урок повторительно-обобщающий по теме: «Классификация растений»

      Цель урока: обобщить, углубить и закрепить знания и умения учащихся.

      Задачи:

      - осознавать свое положение в природе;

      - закрепить знания о многообразии растений;

      - закрепить практические навыки по определению растений;

      - формировать бережное отношение к природе;

      - воспитывать чувства коллективизма, совершенствовать навыки работы в                                               команде.

      Предметные результаты

      Учащиеся должны знать: признаки однодольных и двудольных; признаки семейств растений; многообразие растений; роль в природе; значение для человека.

      Учащиеся должны уметь: узнавать изученные растения, обосновывать их  роль в природе; работать дополнительной литературой; анализировать информацию; обсуждать и решать проблемы.

      Метапредметные результаты

      Учащиеся должны уметь:

      - различать объем и содержание понятий;

      - различать родовое и видовое понятия;

      - определять аспект классификации;

      - осуществлять классификация.

      Тип урока: повторительно-обобщающий.

      Методы и приемы обучения: словесно-наглядный; самостоятельная работа в группах; игровые моменты.

      Форма проведения: урок - игра.  

      Оборудование: компьютер, гербарии растений, дополнительная литература, словари,  мяч, картинки с изображением растений.

Ход урока

  1. Организационный момент.

     Учитель. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня урок несколько необычный – он будет проходить в форме игры. Предлагает ребятам распределиться по командам, выбрать капитанов – на это дается две минуты. Каждая команда имеет свое название по изученным семействам. (Гвоздичные и Колокольчиковые) За каждое правильное выполненное задание в качестве оценки команды будут получать по букве. В итоге, каждая команда сможет прочитать слово, которое будет означать победу.  

  1. Актуализация знаний

   Если я сорву цветок,

   Если ты сорвешь цветок,

   Если все: и я и ты,

   Дружно соберем цветы,

   Опустеют все поляны –

    И не будет красоты.

    В течение несколько уроков мы с вами изучали цветковые растения. Узнали, что все цветковые растения имеют…что? (цветок)

    Верно! Все цветки одинаковы? (нет)  

    Почему? (у разных видов растений цветы разные по форме, окраске)

    Что такое цветок? (генеративный орган полового размножения)

    Для чего цветет растение? (чтобы произошло оплодотворение)

    На какие классы разделяют цветковые растения? (класс однодольные и класс двудольные).

     По каким признакам отличаются однодольные и двудольные растения? (количество семядолей в семени. У двудольных растений семя состоит из двух семядолей, а у однодольных – из одной).

     Молодцы! Цель нашего урока обобщить знания о многообразии цветковых растений, об их основных признаках.  

  1.  Закрепление знаний и умений

   Закрепление и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в легкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими ранее.

     Задание 1

     Учитель предлагает вспомнить смысл высказывания: «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню». ( Ухудшается структура лесной почвы: уплотняется, в нее плохо проходят воздух и влага; травмируются и уничтожаются растения, в том числе деревья.)

    Задание 2

     Каждая команда  получает пакет-задание. В течение 10 минут вы работаете по своему заданию, а затем защищаете свой проект в течение 2-3 минут.  

    Задание для команд

    Команда «Гвоздичные»

    1.Дать общую характеристику семейства, составить рассказ по плану: строение корневой системы – листьев – цветка – формула цветка.

    2.Рассказать о растениях данного семейства.

    3.Определить и дать название по гербарию (2 экземпляра).

    Команда «Колокольчиковые»

    1.Дать общую характеристику семейства, составить рассказ по плану: строение корневой системы – листьев – цветка – формула цветка.

    2.Рассказать о растениях данного семейства.

    3.Определить и дать название по гербарию (2 экземпляра).

    Защита проектов.     

Задание 3

     Каждая команда получает задание. Под звуки музыки найти лишнее понятие и объяснить, почему оно лишнее.

  1. Ландыш, купена, вороний глаз, майник, лилия.
  2. Мятлик луговой, лисохвост, осока, костер безостый, тимофеевка.
  3. Ваниль, ятрышник, венерин башмачок, кардамон.
  4. Смородина, земляника, слива, малина, шиповник.
  5. Мимоза, белая акация, желтая акация, глициния, астрагал.

 (1.Лилия не относится к спаржевым.

  2.Осока не относится к злакам.

  3.Кардамон не относится к орхидеям.

  4.Смородина не относится к розоцветным.

  5.Мимоза не относится к мотыльковым.)

     Задание 4

     Узнайте растения по внешнему виду. Растения, занесенные в Красную книгу:

венерин башмачок,растение венерин башмачок    Применение купены лекарственной в народной медицине    ятрышник пятнистый в саду  Gagea whole plant.jpg     http://hitpic.ru/images/23/13.jpg

         1                          2                          3                       4                            5

     (венерин башмачок, купена лекарственная, ятрышник пятнистый, гусиный лук, эдельвейс).

Физкультминутка.

Зарядка для глаз: пишем глазами любимые растения

Задание 5

Вам нужно отгадать о каких растениях идет речь, дать название растения и семейства, к которому данное растение относится.

     1.В поле росла, под  жерновом была, из печки на стол караваем легла. (Пшеница, злаковые).

     2.Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко, розоцветные).

     3.Лето целое старалась одевалась, одевалась… а как осень подошла, нам одежки отдала. Сотню одежек сложили мы в бочонок. (капуста, крестоцветные).

     4.Стоят в поле сестрички: желтые глазки, белые реснички. (Ромашка, сложноцветные).

     5.Он никогда и никогда, не обижал на свете. А что же плачут от него, и взрослые и дети. (Лук, лилейные).

     6.Что капали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да  хвалили. (Картофель, пасленовые).

Задание 6.

     Выполните тесты.

     1. Классами являются:

     1. злаковые и сложноцветные

     2. голосеменные и покрытосеменные

     3. однодольные и двудольные

     2. Жизненную форму кустарник имеют:

     1. сирень и орешник

     2. смородина и осина

     3. клен и бузина

     3. Черника и брусника имеют жизненную форму

     1. дерево

     2. кустарник

     3. кустарничек

     4. Плод зерновка характерен для растений семейства:

     1. пасленовые

     2. злаки

     3. бобовые

     5. Масличными культурами являются:

     1. горчица сарептская и капуста кольраби

     2. катран абиссинский и сурепка дикая

     3. рыжик яровой и рапс

     6. Ядовитые растения чаще всего встречаются среди растений семейства

     1. злаки

     2. пасленовые

     3. бобовые  

     Задание 7

     Что изображено? Команды должны быстро отгадать картинки с изображением  растений. Растения луга:

василек    Белая ромашка на природе    Лечебные свойства одуванчика          http://oblepiha.com/uploads/posts/2013-10/1383025068_2.jpg

             1                                 2                                   3                                4                                5

 

( василек луговой, белая ромашка, одуванчик лекарственный, колокольчик раскидистый, клевер луговой.)

     Задание 8

     А знаете ли вы, какое значение имеют растения в жизни человека? Звучит музыка, учитель предлагает командам сыграть в догонялки. Члены команды называют пример использования растений человеком и бросают мяч своим соперникам, те должны быстро продолжить перечень. Если мяч задерживается у команды, больше чем на 5 сек. – объявляется переход хода.

     IV. Подведение итогов.

        По итогам всех заданий каждая команда получила по 8 букв. Они складывают из них слова и получают: первая команда – О-Х-Р-А-Н-Я-Е-М;

Вторая команда – Р-А-С-Т-Е-Н-И-Я

    V.  Задание на дом:

     Составить кроссворд по теме «Классификация растений»

      Творческое задание. Написать эссе на тему «Цветковые растения в нашей жизни».

     Рефлексия.

  1. Какие вопросы  показались вам наиболее интересными и познавательными?
  2. Какие задания вызвали затруднения в понимании?
  3. Какие задания были скучными, не заинтересовали вас?
  4. Какие ваши знания по данной теме нуждаются в дополнительной доработке?
  5. По каким вопросам вам бы хотелось получить дополнительные сведения, научную информацию, расширить круг проблемных вопросов.

   

     В нашем игре сегодня нет проигравших, все ребята – молодцы!

     Литературный монтаж. Под музыку звучат стихи современных поэтов, посвященные проблемам экологии.

Давайте пройдемся медленно по кругу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветками наклонится

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

   Учитель. Краткий анализ оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация растений

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу "Классификация растений" в 6 классе в форме игры "биологическое лото"...

Презентация открытого урока «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»

Презентация к интегрированному уроку по географии и биологии для 6-х классов «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»...

презентация к уроку "Классификация растений"

Урок по программе Пономаревой И.Н. Может быть кому-нибудь пригодится моя презентация. Буду очень рада. Тема базовая, знания для ребят новые, усваиваются нелегко, а при дальнейшем изучении биологии игр...

Разработка урока по теме: "Классификация растений"

Конспект урока по теме: Классификация растений" - урок обобщения и систематизации...

Презентация урока по теме: "Классификация растений"

Презентация к обобщающему уроку по теме: "Классификация растений"...

6 класс. Тема. Отделы растений. Понятие о классификации растений.

Рассматриваются вопросы систематики, классификации растений....

Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс

Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...