РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс) Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю Учитель: Савинкова О.В.
рабочая программа по биологии (6 класс)

    Рабочая программа  составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой организм. 6 класс»,  авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.: Дрофа, 2014. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

    Программа конкретизирует содержание стандарта, даёт конкретное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

    Курс биологии 6 класса опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya6kl._2018.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город  Краснодар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 63

                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                     решение педсовета

                                                                            от 30.08.2018 года протокол № 1

                                            Председатель

                                                                    ___________  Кеда С.Б.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По                                          биологии

Уровень образования  (класс):                основное общее ( 6 класс)

Количество часов:  34 часа 1 раз в неделю                 

Учитель:  Савинкова О.В.

Программа разработана на основе авторской  «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.: Дрофа, 2014.

 Пояснительная записка

    Рабочая программа  составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой организм. 6 класс»,  авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.: Дрофа, 2014. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

    Программа конкретизирует содержание стандарта, даёт конкретное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

    Курс биологии 6 класса опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями строения растительного и животного организма;

- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы;

- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Общая характеристика учебного предмета

     Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Цели образования для учащихся 6-х классов

1.        Подготовка к восприятию предмета биологии в старших классах.

2.        Вхождение в мир культуры на основе знакомства с миром природы.

3.        Формирование системы познавательных ценностей. Приобщение к культуре как к  системе ценностей, накопленных в обществе в области биологии с помощью содержания материала 5-го класса.

4.        Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.

5.        Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативными, информационными, ценностно-смысловыми.

6.        Формирование познавательной культуры учащихся.

Программа составлена для базового уровня.

Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане

      В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс.

     Программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс»,  рассчитана на учащихся 6 классов с количеством часов в год – 34, в неделю 1 час.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

    Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих результатов

 Личностные:

1.        Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.

2.        Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетическое отношение к живым объектам.

Метапредметные:

1.        Овладеть исследовательской и проектной деятельностью, научиться видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.

2.        Уметь работать с разными источниками биологической информации.

3.        Научиться выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; здоровью, своему и окружающих.

4.        Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.

Предметные:

1.    В познавательной (интеллектуальной) сфере:

•        Научить выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов.

•        Научить приводить доказательства (аргументацию) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.  

•        Научить классифицировать биологические объекты.

•        Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

•        Научить различать на таблицах части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространённых растений, домашних животных; опасных животных и растений.

•        Научить сравнивать биологические объекты и процессы

 уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

•        Научить выявлять приспособленность организмов к среде; типов взаимодействия  разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей органов, систем органов и  их функциями.

•        Научить овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановке биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно – ориентационной сфере:

•        Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни.

•        Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

3.        В сфере трудовой деятельности:

•        Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

•        Соблюдать правила работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.

4.         В сфере физической деятельности:

•        Научить оказанию приёмов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.

5.         В эстетической сфере:

•        Уметь выявлять эстетические достоинства объектов живой природы.

Содержание учебного предмета.

     «Биология» − естественнонаучный курс для младших подростков.

Курс  биологии в 6 классе включает три основных содержательных раздела:

•        Строение и свойства живых организмов,

•        Жизнедеятельность организмов,

  •   Организм и среда.

         В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления о строение растительной и животной клеток, о ткани, о органах и системах органов.

       Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о питание и пищеварение, дыхание, выделение , движение, размножение и росте.

    Тематическое планирование

№ п/п

Разделы,
темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Строение и свойства живых организмов

11

15

2

Жизнедеятельность организмов

18

17

3

Организм и среда

2

2

Всего:

31+4

34

Перечень лабораторных работ 6 классе:

 Лабораторная работа № 1

«Строение клеток живых организмов»

Лабораторная работа № 2

«Ткани живых организмов»

Лабораторная работа № 3

«Распознание органов у растений и животных»

Лабораторная работа № 4

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

  Лабораторная работа № 5

«Движение инфузории туфельки.»

Проектная деятельность учащихся 5-х классов направлена на использование таких естественно-научных методов и приёмов, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

 1.Литература:

•     Стандарты второго поколения

•     Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков .«Биология. Живой организм» 6 класс, М.: «Дрофа», 2016 год.

•  «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс», авторской программы «Биология. Живой организм. 6 класс»,  авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.: Дрофа, 2014.

 2. Медиаресурсы:

•     Образовательные диски серии «1С» для 6 класса.

3. Информационные  электронные ресурсы

-http://www.ug.ru

-Сайт «Учительская газета»

-http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ

-http://metodisty.ru

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Микропрепараты

1. инфузория туфелька

2. ткани

3. Животная клетка

4. растительная клетка

Модели:

• Скелет лягушки

• Чучело утки кряквы

• Скелет рыбы

• Скелет голубя

• Скелет ящерицы

Планируемые результаты изучения курса биологии

      Учащиеся научатся:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клеток и организмов разных царств живой природы, их практическую значимость;

- применять методы  биологической науки познания для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

-  использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе

Учащиеся получат возможность научиться:

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, биологическими приборами и инструментами;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;

- находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Средства контроля

     Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

СОГЛАСОВАНО                                                          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей                              Зам. директора по УМР

естественно-научного цикла

от «30» августа 2018 г.                                                  ________Меркулова И.А.

Руководитель МО                                                         «30» августа 2018 г.    

_________ Пономаренко В.А.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

________  И.А.Меркулова

«30»  августа  2018  года

Муниципальное образование город  Краснодар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 63

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по    биологии

Класс:      6

Учитель:    Савинкова О.В.

Количество часов: всего    34 часов;  в неделю  1 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы Савинковой О.В., рабочая программа утверждена решением педсовета протокол № 1

от  30 августа 2018 года

Планирование составлено на основе авторской  «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.: Дрофа, 2014.

В соответствии с ФГОС ООО

Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков .«Биология. Живой организм» 6 класс, М.: «Дрофа», 2016 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Ступень обучения - 5- 9 класс ФГОС основного общего образования Количество часов 510 ч (3 урока в неделю) базовый (базовый, профильный)

1. Пояснительная записка.  Рабочая программа по  физической культуре  для 5 - 9 классов разработана на основе:- Примерной программы по физической культуре 5-9 классы. В.И. Ляз, А.А, Зда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс количество часов по учебному плану 34 2015-2016 учебный год

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.         Тема 5 класса — «Де...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» Уровень образования – основное общее 6 класс. Количество часов: 35

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, Программой развития УУД на ступени ООО. Программа ...

Рабочая программа по алгебре для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР, 6 класс базовый уровень, основное общее образование, 170 часов

Рабочая программа по математике составлена на основе   сборника  рабочих программ. 5-6 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: ...