Рабочая программа Элективного курса «Эколог и Я» 6 класс на 2014- 2015учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс)

Козлова Галина Николаевна

Рабочая программа элективнорго курса для учащихся 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_6_klass_ekolog_i_ya.docx42.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25 с. Большой Нимныр»

МО «Алданский район»

Рабочая   программа

Элективного курса  «Эколог и Я» 6 класс

на 2014- 2015учебный год

Козлова Галина Николаевна

учитель первой категории.

Пояснительная записка

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Программа для творческого объединения "Экологический" рассчитана  для  изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей.

В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-15 человек) и рассчитана нa среднее возрастное звено (5-7 классы) в учреждении дополнительного образования.

Всего на учебный год -  35 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий . На практических занятиях ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья ("Дадим вторую жизнь вещам!").

Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.

Основные направления и содержание деятельности.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

 Во время курса  обучения ребята изучают общие экологические понятия,  

Начиная с темы "Бомбы замедленного действия" на нашей планете", мы вспоминаем пройденное ребятами в первый год обучения, обобщаем и дополняем изученное ранее новым, более серьезным материалом.

В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы первого года обучения ("Экология человека", "Экология в нашем доме" и др.), а на втором году обучения - раздел программы "Дурные пристрастия", при изучении которого ребята получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.

В течение второго года обучения ребята узнают о жизни леса ("Жизнь лесных дебрей"), глубже изучат удивительные создания природы - растения. Заканчивается курс второго года обучения темой "Все о национальных парках", где подводится итог всему изученному ранее.

Курс программы третьего года обучения содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы третьего года обучения - воспитание у ребят убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Курс третьего года обучения ставит перед собой следующие задачи:

- сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;

- научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;

- развить коммуникативную культуру учащихся в процессе инструкторской работы в разновозрастных группах детей.

Ребята, обучающиеся третий год - инструкторы, будущие помощники педагога, организаторы экскурсий в природу, фенонаблюдатели, лекторы. Основная их задача - пропаганда экологических знаний. Именно инструкторская работа формирует у ребят организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и воспитывает общественную экологическую активность.

Большое внимание программа третьего года обучения уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.

Отличие данной программы по экологии  в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны ("Дурные пристрастия"). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческим организм.

  

Тематический план   

Тема

Теория

Практика

Всего часов

Дата проведения

1.

Организационное занятие

1

-

1

2.

Основы экологического образования

1

-

1

3.

Экология и экономия в собственном
кошельке.

 1

-

1

4.

Природа - наш общий дом

1

-

1

5.

Основные составляющие природы

1

1

1

6.

Пищевые связи

1

1

1

7.

Мир полон хищников

1

1

1

8.

И на хищника управа есть

1

1

1

9.

Конкуренция и соперничество

1

1

1

10.

Дружба в природе

1

-

1

11.

Тайны живой природы

1

-

1

12.

Как построить экосистему

1

-

1

13.

Воздух, значение его чистоты для живых организмов

1

1

1

14.

Царство почвы - уникальный мир природы

1

1

1

15.

Вода - чудо природы

1

1

1

16.

Вода и живые организмы

1

-

1

17.

Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

-

1

1

18.

Пресные воды - наше богатство

1

1

1

19.

Основные источники загрязнения водоемов

1

1

1

20.

Жизнь водных пространств и экология

1

1

1

21.

Приматы моря

1

-

1

22.

Уязвимое море

1

-

1

23.

Экологический рассказ. Диспут.

1

-

1

24.

Экология в нашем доме

1

-

1

25.

Экомир моей семьи

1

-

1

26.

Экология человека

1

1

1

27.

Экология и генетика

1

-

1

26.

Экология насекомых

1

1

1

29.

Бионика - наука о подражании живым
существам

1

-

1

30.

Агитзанятия "Секреты леса"

1

-

1

31.

А мы тоже пахнем

1

-

1

32.

Растения лечат людей

1

1

1

33.

Природа моей страны

1

-

1

34.

Красная книга

1

-

1

35.

Экологический марафон

1

-

1

Содержание программы

1. Организационное занятие

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

2. Основы экологического образования

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.

 Урок феи Экологии. Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология".

3. Экология и экономия в собственном кошельке

Почему скупой платит дважды? Давайте посчитаем. Меры личной экологической безопасности

4. Природа - наш общий дом

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".

5. Основные составляющие природы.

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".

6. Пищевые связи

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

Урок феи Экологии. "Почему погибла дубрава?"

Давайте поиграем в пищевые цепочки.

7. Мир полон хищников

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках" 

8. И на хищника управа есть

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

Как на вашем огороде защищаются сорняки?

9. Конкуренция и соперничество

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:

1. Рассказ про злого волка и доброго.

2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?

3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?

Самостоятельная фантазия.

10. Дружба в природе

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы". 

11. Тайны живой природы.

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.

12. Как построить экосистему.

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.

Урок феи Экологии. Давайте заведем аквариум.

13. Воздух, значение его чистоты для живых организмов

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?" 

14. Царство почвы - уникальный мир природы

Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"

Составь рассказ по экологическому рисунку.

15. Вода - чудо природы

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.

16. Вода и живые организмы

Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?

Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Мудрый Сагуаро".

17. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

18. Пресные воды - наше богатство.

Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

Урок феи Экологии. Составление рассказа по экологическому рисунку.

19. Основные источники загрязнения водоемов

Вода и производство. Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.

Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Гибель ежей".

Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".

20. Жизнь водных пространств и экология

Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.

Урок феи Экологии. Экологические рассказы: "Нефть в море", "Отчего погибли киты".

Экологическая игра: "В гости к фее Экологии"  

21. Приматы моря

Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.

22. Уязвимое море.

Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.

2З. Экологическии рассказ. Диспут

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.

24. Экология в нашем доме

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

25. Экомир моей семьи

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

Урок феи Экологии. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище."

26. Экология человека.

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

Урок феи Экологии. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).

27. Экология и генетика

Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.

28. Экология насекомых

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

Урок феи Экологии. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".

29. Бионика - наука о подражании живым существам

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

30. Агитзанятия "Секреты леса"

В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.

31. А мы тоже пахнем

Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.

 32. Растения лечат людей

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!

33. Природа моей страны.

Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.

Урок феи Экологии. Работа с литературой по теме.

34. Красная книга

Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

35. Экологический марафон

Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.

З6. Экология нашего села

Состояние окружающей среды нашего села. Ее связь с состоянием окружающей среды района. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному селу?

37. Они любили свою Землю

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.

Урок феи Экологии. Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы нет необходимости, чтобы учащиеся имели хорошие базовые знания по биологии. Необходимо обеспечить их необходимой литературой для теоретических и практических занятий : учебник «Экология России» Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, практикум по экологии, Красная книга России и Татарстана, лабораторное оборудование для проведения практических и лабораторных занятий.

Прогнозируемые результаты.

Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение туристскими навыками.

Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы кружка положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Экологический", являются:

 - умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

Этапы педагогического контроля:

№ п\п

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма подведения итогов

Сроки

1

2

3

4.

5.

Умение выполнять практические работы.

Навыки поведения в природе

Умение раскрывать экологические понятия

Знания редких и исчезающих видов животных и растений

Знание терминов, понятий.

Экскурсии, проекты

Составление правил

Тестирование

Викторина

Самостоятельная работа

В течение года

Во время экскурсий

По итогам изучения темы

Первый год обучения.

По мере необходимости

Список литературы:

Литература, используемая педагогом.

Воронин А.А. Регламентирование туризма. М., 1974 г.

Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии естественных группировок растительности.- Известия АН СССР. Сер. Геогр., 1972,№1

Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10

Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,1972

Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977

Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971

Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975

Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974

Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.

Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.

Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.

Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.

Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.

Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.

Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.

Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997

Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.

Литература, рекомендованная для чтения.

Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975

Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971

Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999

Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975

Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980

Гарибова Л.В. Водоросли, лишайники и мхи. М., Мысль, 1988

Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992

Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992

Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997

Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995

Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми школьного НОУ секции естественных наук на 2014-2015учебный год МБОУ "Дмитриевогорская СОШ"

Данный план является частью плана работы школьного научного общества "Совенок" Он включает в себя групповую и индивидуальную работу учителч . Большое внимание уделяетс привлечению к совместной работе ...

Рабочая программа на 2014/ 2015учебный год Учебный предмет: Чтение Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа на 2014/ 2015учебный годУчебный предмет:  ЧтениеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Воспитательный план работы с классом на 2014-2015учебный год

Воспитательный план - главный помощник классного руководителя....

Индивидуальный план профессионального развития педагога Трусовой Натальи Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ № 7» г.Когалыма на 2014-2015учебный год

представлен индивидуальный план профессионального развития педагогаТрусовой Натальи Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ № 7» г.Когалымана 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа курса экология 5 класс

Разработка курса внеурочной деятельности по экологии 5 класс...