Задания для подготовки к олимпиаде по биологии 6-11 кл
олимпиадные задания по биологии

Дон Екатерина Геннадьевна

Задания для подготовки к олимпиаде по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс.

Задание 1 (10 баллов)

На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1  

В какой среде зародилась жизнь на Земле?

1. в океане

2. на суше

3. на суше и в океане одновременно

Вопрос № 2

Какое живое существо является родственником слона?

1. мамонт

2. стрекоза

3. Динозавр

Вопрос № 3

Какой из перечисленных ящеров является летающим?

1. плезиозавр

2. ихтиозавр

3. птерозавр

Вопрос № 4  

Кто является первооткрывателем клеток?

1. Михаил Ломоносов

2. Джордано Бруно

3. Роберт Гук

Вопрос № 5  

Как называется прибор для наблюдения за живыми клетками?

1. бинокль

2. микроскоп

3. телескоп

Вопрос № 6  

Какие организмы состоят из клеток?

1. только растения

2. только животные

Вопрос № 7

Хлеб, выпеченный из дрожжевого теста, становится лёгким и пористым, так как:

1) в тесте образуется углекислый газ

2) в тесте образуется азот

3) тесто содержит много жира

4) тесто содержит много соли

Вопрос № 8

Трутовик серно-жёлтый:

1) является ценным пищевым продуктом

2) вредит лесному хозяйству

3) используется в хлебопечении

4) вызывает заболевания

Вопрос № 9

Бактерий относят к особому царству органического мира, так как в их клетках:

1) не встречаются хлоропласты

2) нет прочной оболочки клетки

3) нет жгутиков

4) не бывает ядра

Вопрос № 10

Изогнутые формы бактерий называются:

1) кокками

2) сардинами

3) вибрионами

4) бациллами

5) все живые тела

Задание № 2 (3 балла)

Выберите  три правильных ответа, которые вы считаете наиболее полными и правильными  

Бактерии вызывают заболевания:
1) возвратный тиф;
2) сыпной тиф;
3) малярию;
4) туляремию;
5) гепатит.
6) грипп

Задание № 3 (5 баллов)

Определите правильную последовательность. Запишите номера правильной последовательности, например: 324

Расставьте виды человека в хронологическом порядке их возникновения.
1. человек разумный
2. дриопитек
3. австралопитек
4. человек прямоходящий
5. человек умелый

Максимальный балл по работе 18

7 класс.  

Задание № 1 (10 баллов)

На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1

Образуя споры, бактерии:

1) готовятся к половому размножению

2) делятся надвое

3) переносят неблагоприятные условия

4) размножаются и расселяются

Вопрос № 2  

Накопление в почве азотистых веществ является результатом деятельности бактерий:

1) гнилостных

2) клубеньковых

3) молочнокислых

4) почвенных

Вопрос № 3

Мукор относится к:

1) дрожжевым грибам

2) ржавчинным грибам

3) плесневым грибам

4) трутовым грибам

Вопрос № 4

Наличие в составе лишайника нитей грибницы обеспечивает:

1) поглощение организмом лишайника атмосферной и почвенной влаги

2) использование света для образования питательных веществ

3) сапротрофное питание организма лишайника

Вопрос № 5

Сосна занимает верхний ярус, потому что она:

А – любит тень

Б – влаголюбивая

В - любит свет

Г – устойчива к засухе

Вопрос № 6

Луг и лес:

А – растительные сообщества

Б – флора

В – растительность

Г – участок суши

Вопрос № 7

К низшим растениям относят:

А – хвощи

Б – мхи

В – водоросли

Г – папоротники

Вопрос № 8

К отделу покрытосеменных относят:

А – ряску

Б – спирогиру

В – хлореллу

Г – ламинарию

Вопрос № 9

Спорами размножаются:

А – сфагнум

Б – пшеница

В – клен

Г – фасоль

Вопрос № 10

Систематическая категория, объединяющая виды:

А – класс

Б – род

В – семейство

Г – отдел

4) размножение и расселение лишайника

Задание № 2 (3 балла)

Выберите  три правильных ответа, которые вы считаете наиболее полными и правильными

Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они
1. Превращают органические вещества выделений организмов в минеральные
2. Обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии
3. Имеют микроскопические размеры, образуют ткани
4. Не используются животными как пища
5. Образуют неорганические вещества, доступные растениям, выделяя их в почву
6. Многоклеточные эукариотические организмы

Задание 3 (6 баллов)

Определите правильную последовательность. Запишите номера правильной последовательности, например: 324

Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры
1) Образование предростка
2) Оплодотворение при наличии воды
3) Прорастание споры
4) Развитие на предростке женских и мужских растений мха
5) Созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских – яйцеклеток
6) Развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

Задание 4 (2 балла)

Выберите правильные суждения

1. Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.
2. Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.
3. Листовые пластинки однодольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.
4. Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему.

Максимальный балл - 21

8 класс. 

 

Задание № 1 (10 баллов)

На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1  

Двойное оплодотворение характерно для:

1. Цветковых растений

2. Водорослей

3. Голосеменных растений

4. Мхов

Вопрос № 2  

В семейство объединяют растения на основе

1. Строения корня

2. Жилкования листьев

3. Строения цветка и плода

4. Строения стебля

Вопрос № 3  

Инфузория туфелька передвигается с помощью

1. Ложноножек

2. Жгутика

3. Жгутика и ложноножек

4. Ресничек

Вопрос № 4

Кишечнополостное животное, имеющее известковый скелет, –

1. Медуза аурелия

2. Актиния

3. Коралловый полип

4. Пресноводная гидра

Вопрос № 5

Какой стадии эмбрионального развития соответствует строение пресноводной гидры?

1. Бластуле

2. Гаструле

3. Нейруле

4. Зиготе

Вопрос № 6

Третий слой клеток – мезодерма – появляется у

1. Круглых червей

2. Плоских червей

3. Кольчатых червей

4. Кишечнополостных

Вопрос № 7

Почему нельзя брать в рот травинки с сырых лугов?

1. На них могут быть возбудители малярии

2. На них могут быть яйца остриц

3. Можно заразиться финнами бычьего цепня

4. На них могут быть инцистированные личинки печеночного сосальщика

Вопрос № 8

Какие животные имеют незамкнутую кровеносную систему?

1. Круглые и плоские черви

2. Моллюски и членистоногие

3. Кольчатые черви и бесчерепные

Вопрос № 9

Трехкамерное сердце имеют:

1) млекопитающие

2) земноводные

3) птицы

4) пресмыкающиеся

Вопрос № 10

Грибы не относят к растениям, а выделяют в особое царство по ряду признаков, среди которых:

1) в их клетках присутствует ядро

2) оболочка их клеток содержит хитин

3) они размножаются только путём деления клетки надвое

4) они поглощают из окружающей среды только неорганические вещества

4. Хрящевые и костные рыбы

Задание № 2 (3 балла)

Выберите  три правильных ответа, которые вы считаете наиболее полными и правильными

Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?
1. Теплокровность
2. Наличие вороньих костей
3. Правая дуга аорты
4. Трехкамерное сердце
5. Наличие диафрагмы
6. Выкармливание детенышей молоком

Задание № 3 (5 баллов)

Определите правильную последовательность. Запишите в ответе номера правильных ответов без пробела, например, 354.

Установите последовательность появления основных групп растений на Земле.
1) зелёные водоросли
2) моховидные
3) покрытосеменные
4) папоротниковидные
5) голосеменные

Задание № 4 (2 балла)

Выбери правильные суждения. Запишите номера правильных ответов без пробелов в порядке возрастания, например: 123

1. Кольчатые черви – это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
4. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой.
5. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.

Максимальное количество баллов - 21

9 класс.  

 

Задание № 1 (10 баллов)

На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1  

Минимальный уровень организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации, — это:

а) биосферный;

б) молекулярный;

б) молекулярный;

в) организменный;

г) клеточный.

Вопрос № 2

Межвидовые отношения начинают проявляться на уровне:

а) биогеоценотическом;

б) популяционно-видовом;

в) организменном;

г) биосферном.

Вопрос № 3

Полярностью молекул воды объясняется ее способность:

а) медленно нагреваться и остывать;

б) разлагаться при фотосинтезе на водород и кислород;

в) растворять неполярные соединения;

г) растворять полярные соединения.

Вопрос № 4

Элемент, входящий в состав гемоглобина и связывающий кислород крови, — это:

а) кальций;

б) натрий;

в) железо;

г) медь.

Вопрос № 5

Каких продуктов, скорее всего не хватает в рационе детей, больных рахитом:

а) морских водорослей и картофеля;

б) яиц и рыбы

в) свинины, говядины;

Вопрос № 6

Плазматическая мембрана не выполняет функцию:

а) транспорта веществ;

б) защиты клетки;

в) взаимодействия с другими клетками;

г) синтеза белка.

Вопрос № 7

Фагоцитами называются:

а) нейроны;

б) лейкоциты;

в) миоциты;

г) эритроциты.

Вопрос № 8

Из перечисленных органоидов только в растительных клетках присутствуют:

а) митохондрии;

б) лизосомы;

в) хлоропласты;

г) рибосомы.

Вопрос № 9  

Запасным веществом в клетках животных является:

а) целлюлоза;

б) глюкоза;

в) гликоген;

г) белок.

Вопрос № 10  

К прокариотическим организмам относится:

а) вирус гриппа;

б) дрожжевая клетка

в) холерный вибрион;

г) спора мха.

г) томатов и огурцов.

Задание № 2 (3 балла)

В ответе необходимо записать номера правильных ответов без пробелов, например: 234 (от наименьшего к наибольшему)

Из правого желудочка сердца вытекает кровь
1. По направлению к легким
2. По направлению к клеткам тела
3. Артериальная
4. Венозная
5. По артериям
6. По венам

Задание № 3 (6 баллов)

Определите правильную последовательность. Запишите последовательность номеров ответов без пробела, например 3451.

Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.
1) развитие заростка
2) оплодотворение
3) развитие спорофита
4) образование архегониев и антеридиев
5) образование спорангиев
6) прорастание споры

Задание 4 (2 балла)

Выбери правильные суждения.Запишите номера правильных суждений без пробела, начиная с наименьшего номера, например: 234

Серое вещество состоит из отростков нейронов.
2. Зрительная зона находится в затылочной зоне коры больших полушарий.
3. Нервная система делится на центральную и соматическую.
4. Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.
5. Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.

Максимальное количество баллов 21

10 класс.  

 

Задание № 1(10 баллов)

На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1

Ребёнок получил от каждого из родителей две разные мутации, содержащиеся в негомологичных хромосомах. Его будущие дети:

А. получат только одну мутацию;

Б. получат обе мутации;

В. не получат ни одной мутации;

Г. возможны все три варианта.

Вопрос № 2

Какие органоиды не имеют мембран?

А) митохондрии;

Б) рибосомы;

В) лизосомы:

Г) пластиды.

Вопрос № 3

Межвидовые отношения начинают проявляться на следующем уровне организации жизни:

А) биогеоценотическом;

Б) популяционно-видовом;

В) организменном;

Г) биосферном.

Вопрос № 4

Если цепь ДНК содержит 28% нуклеотида аденина, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида гуанина?

А) 28%

Б) 14%

В) 22%

Г) 44%

Вопрос № 5

Примером фагоцитоза является:

А) поступление воды в клетку;

Б) ускорение биохимических реакций;

В) нагноение раны;

Г) выброс наружу пищевых остатков у инфузорий.

Вопрос № 6

Современные взгляды биологов на причины биологической эволюции органического мира согласуются с представлениями:

А) о мутационном процессе;

Б) о наследовании приобретённых признаков;

В) о божественном творении мира;

Г) о стремлении организмов к прогрессу.

Вопрос № 7

Иллюстрацией к дарвиновскому термину «внутривидовая борьба» являются отношения:

А) между воронами в сквере;

Б) между воронами и воробьями;

В) между котами и собаками;

Г) между акулами и рыбами-прилипалами.

Вопрос № 8

К немембранным компонентам клетки относится:

А. ядро

Б. аппарат Гольджи

В. ЭПС

Г. рибосома

Вопрос № 9

Ферменты лизосом образуются в:

А. комплексе Гольджи

Б. клеточном центре

В. пластидах

Г. митохондриях

Вопрос № 10

Противоположными по смыслу являются пары понятий:

а) фагоцитоз - лейкоцитоз;

б) пиноцитоз — эндоцитоз;

в) фагоцитоз — эндоцитоз;

г) эндоцитоз — экзоцитоз.

Задание № 2 (6 баллов)


Необходимо записать номера правильных ответов без пробела (от наименьшего к наибельшему), например: 123

Вопрос № 1  

Рецепторы – это нервные окончания, которые:
1) воспринимают информацию из внешней среды,
2) воспринимают информацию из внутренней среды,
3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,
4) располагаются в исполнительном органе,
5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,
6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

Вопрос № 2

Выберите признаки, характерные для клеточного ядра:
1) содержится в клетках прокариот;
2) содержится в клетках эукариот;
3) одномембранная структура;
4) двумембранная структура;
5) осуществляет синтез белка;
6) хранит наследственную информацию, заключенную в хромосомах.

Вопрос № 3

Папоротники относят к царству растений, так как
1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород
3) их клетки содержат хлоропласты
4) их клетки содержат цитоплазму
5) выполняют роль консументов в экосистеме
6) клеточная стенка состоит из целлюлозы

Задание № 3 (2 балла)

Определите правильную последовательность. В ответе запишите цифры номеров правильных ответов без пробела,например:51243.

Установите последовательность расположения зон корня, начиная с корневого чехлика:
1) зона проведения
2) зона всасывания
3) зона деления
4) зона растяжения
5) корневой чехлик

Задание № 4 (2 балла)

Выбери правильные суждения. Запишите номера правильных суждений без пробела, например: 356 (начиная с наименьшего номера).

1) В молекуле АТФ - два остатка фосфорной кислоты.
2) АТФ в больших количествах содержится в мышечных и нервных клетках.
3) Серое вещество состоит из тел нейронов.
4) Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную.
5) Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.
6) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.

Максимальное количество баллов - 20

11 класс.

Задание № 1

На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1

Может эволюционировать:

А.кошка Мурка;

Б.население бродячих кошек города N; Это правильный ответ

В.трутни пчелиной семьи;

Г.попугай, живущий в квартире №14.

Вопрос № 2

При голоде или во время зимней спячки запасы энергетических субстратов расходуются в следующем порядке:

А.жиры – белки – углеводы;

Б.жиры – углеводы– белки;

В.углеводы – жиры – белки; Это правильный ответ

Г.белки – углеводы – жиры.

Вопрос № 3

Наиболее правильно следующее из утверждений:

А) только живые системы построены из сложных молекул;

Б) все живые системы обладают высокой степенью организации;

В) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов; Это правильный ответ

Г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации систем.

Вопрос № 4

Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

А) калий;

Б) кальций;

В) фосфор; Это правильный ответ

Г) цинк.

Вопрос № 5

Прохождение через мембрану ионов Na+ и К+ происходит путём:

А) фильтрации;

Б) осмоса;

В) активного переноса; Это правильный ответ

Г) облегчённого транспорта.

Вопрос № 6

Причина приспособленности организмов и их биологического разнообразия заключается:

А) в сохранении полезных наследственных изменений; Это правильный ответ

Б) в их внутреннем стремлении приспособиться к среде;

В) в упражнении полезных органов и передаче их по наследству потомкам;

Г) в единовременном творении всех форм жизни.

Вопрос № 7

Иглы ежа возникли в результате:

А) страха перед волками, поедавшими ежей с мягким покровом;

Б) выживания ежей с более жёсткой шерстью; Это правильный ответ

В) изменения климата после отступления ледника, которые привели к модификационным изменениям шерсти;

Г) всех вышеперечисленных причин.

Вопрос № 8

Ядрышко – это место образования:

А.ДНК

Б.хромосом

В.лизосом

Г.рибосом Это правильный ответ

Вопрос № 9

Функция внутриклеточного переваривания макромолекул принадлежит:

А.рибосомам

Б.лизосомам Это правильный ответ

В.ядру

Г.хромосомам

Вопрос № 10

Ядро в клетке растений открыл:

А) А. Левенгук

Б) Р. Гук

В) Р. Броун Это правильный ответ

Г) И. Мечников

Задание № 2 (4 балла)

В ответе запишите последовательность цифр, соответствующих правильному ответу, например: 146 (от наименьшей цифры к наибольшей)

Вопрос № 1

Дальнозорким людям необходимо использовать очки:
1) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой,
2) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки,
3) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов,
4) так как они плохо различают расположенные вдали предметы,
5) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет,
6) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

Правильный ответ 236

Вопрос № 2

Активность фотосинтеза можно повысить (возможно несколько верных ответов):
1) увеличив содержание кислорода в воздухе;
2) внесением удобрений;
3) увеличив содержание углекислого газа;
4) повысив освещенность
5) регулярный полив
6) использование насекомых – опылителей

Правильный ответ 345

Задание № 3 (2 балла)

Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде последовательности пяти цифр, например: 21354.

Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей:

1) Редька
2) Крестоцветные
3) Двудольные
4) Редька дикая
5) Покрытосеменные

Правильный ответ 41235

Задание № 4 (4 балла)

Выбери правильные суждения.


1.АТФ - производное тиминового нуклеотида и фосфорной кислоты.
2.Энергия солнца превращается в химическую энергию молекулы АТФ.
3.Кора больших полушарий образована серым веществом.
4.Зрительная зона находится в лобной доле.
5.Нервная система делится на центральную и соматическую.
6.Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного мозга.
7.Выделяют два класса покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.

Правильный ответ 2367

Максимальное количество баллов - 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки к олимпиаде по физике обучающихся 7-8 кл

Задания для подготовки к олимпиаде по физике обучающихся 7-8 кл.по различным темам.Тема 1. Сложение скоростей для тел, движущихся параллельно....

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Банк заданий по подготовке к олимпиаде по биологии

В данном банке собраны примеры олимпиадных заданий по биологии для 6-11 классов. В банке имеются задания. матрицы ответов и ключи....

Задания для подготовки к олимпиаде по физике

В материале представлены примерные задания (муниципального этапа олимпиады ) с решениями...

Тренировочные задания для подготовки к олимпиаде по литературе в 11 классе

Данные тренировочные задания составлены по произведениям из списка 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник. Они расширяют кругозор старшеклассников и позволяют лучше подготовить их к Всерос...

Задания для подготовки к олимпиаде по литературе

Задания для сравнительного анализа поэтических текстов...

Задания для подготовке к олимпиаде по краеведению (истории и культуре Санкт-Петербурга ) 8- 9 классы

на основе материала Л.К.Ермолаевой по программе «история и культура Санкт-Петербурга»...