Программа дополнительного образования "В мире живой природы"
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)
Программа дополнительного образования "В мире живой природы" направлена на работу с одаренными детьми.
Цели программы:
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения;
- создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма
(МАОУ СОШ №1)
__________________________________________________________
Рассмотрено на заседании | Согласовано: | |
ШМО учителей естественно- гуманитарного цикла | ||
Протокол №3 от . 28.05.2020г. Руководитель ШМО |
Заместитель директора | |
_______Рахимкулова Ф.Ф. | ________ Симакова Л.Н. |
Программа
дополнительного образования
«В мире живой природы»
для учащихся 15-17 лет по работе с одаренными детьми по биологии
Автор программы: | учитель биологии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №1 Тебякина Светлана Николаевна |
Когалым, 2020г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по работе с одаренными детьми по биологии предназначена для учащихся 10-11-ых классов. Занятия 1 раз в неделю. За год 35 занятий.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели МАОУ СОШ №1. Данная рабочая программа предусматривает развитие образовательной среды школы, цель которой: предоставление качественного образования, обеспечивающего личностный рост обучающихся и воспитанников, в условиях информационно-развитой образовательной среды, посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения новых образовательных технологий.
Цели рабочей программы с одаренными детьми:
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения;
- создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Данная программа учитывает основные задачи развития образования в регионе, и ставит перед собой следующие задачи:
- обновление содержания и технологий образования;
- стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся;
- создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности;
- обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней;
- оказать педагогическую поддержку талантливым детям 10-11-х классов.
Основные направления программы учитывают требования образовательной программы и предусматривают комплекс мероприятий:
- к участию в предметных олимпиадах по биологии и экологии;
- исследовательская деятельность учащихся;
- интеллектуальные и творческие конкурсы;
- клубная деятельность.
Данная рабочая программа предусматривает осуществление личностно- ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе. В программе используются современные учебные материалы: современные образовательные технологии; методические пособия; тестовые задания.
Использование современных образовательных технологий в обучении является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Выбранные технологии (проблемное обучение, развитие исследовательских навыков учащихся, проектные методы обучения, обучение сотрудничестве парная, групповая работа, икт и др.) имеют качественные характеристики, которые содержат принципы, приемы и методы, способствующие задачам обучения, воспитания и развития с точки зрения здоровьесбережения, интенсификации процесса обучения, личностно - ориентированного подхода. Рабочая программа учитывает особенности учащихся и основывается на следующих принципах работы с одаренными детьми:
- индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения);
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип развивающего обучения;
- усложнения содержания учебной деятельности;
- ориентация на потребности обучающегося; максимальное расширение круга интересов.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный.
Формы работы: ролевые тренинги; «мозговые штурмы»; интеллектуальные марафоны; классно-урочная работа (работа в парах, в малых группах, разно уровневые задания; творческие задания; работа с текстом учебника, атласами, схемами, биологическими моделями, гербариями, коллекциями, иллюстрациями; лабораторные и практические работы; применение интерактивных форм работы; дискуссия; игры; различные конкурсы и викторины; проекты по различной тематике; индивидуальные творческие задания; участие в олимпиадах разного уровня.
В рамках социального партнёрства с целью организации самостоятельной познавательной деятельности, поиска дополнительной информации, воспитания бережного отношения к природе проводятся библиотечные уроки, занятия и экскурсии в музеи, библиотеки города Когалыма, когалымскую городскую больницу, когалымское лесничество, а также участие в интеллектуально-творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня. Для оценки планируемых результатов обучения используются современные оценочные средства, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий: компьютерные тесты по биологии и экологии; проекты; викторины; кроссворды.
При работе с одаренными детьми я работаю по следующей схеме:
Фамилия, имя учащегося | Понятия и термины | Творческие задания | Самостоятельная работа | Устные ответы | Письменные работы | Итоговая работа (зачет) |
Итоговый контроль сформированности УУД осуществляю по следующей схеме:
Ф.И. ученика | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Итоговый % | Уровень сформированности УУД |
Уровни сформированности:
85-100% - владеет данной УУД в полном объеме, высокий уровень сформированности;
70-85% - владеет данной УУД частично, средний уровень сформированности;
Меньше 70% - данный вид УУД не сформирован, низкий уровень сформированности.
Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшениюрезультатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.
Таким образом, освоение учащимися данного курса позволит удовлетворить следующие требования ФГОС к результатам обучения биологии:
Предметные результаты:
1.В познавательной сфере:
- Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- Различие на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных разных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
- Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности:
- Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
- В сфере физической деятельности:
- Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, уход за ними, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере:
- Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, планировать и выполнять учебные исследования и проекты, представлять их результаты;
- умение работать с разными источниками биологической информации в различных источниках, сопоставлять, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение
Учебно-тематический план
№ | Содержание обучения. Темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Введение. Биология — наука о живой природе | 2 | 2 | |
2 | Клетка как биологическая система | 4 | 2 | 2 |
3 | Химическая организация клетки | 4 | 4 | |
4 | Организм как биологическая система | 6 | 5 | 1 |
5 | Многообразие организмов | 4 | 4 | |
6 | Человек и его здоровье | 7 | 7 | |
7 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | 3 | 3 | |
8 | Экосистемы и присущие им закономерности | 3 | 2 | 1 |
9 | Зачет | 2 | ||
Итого | 35 | 30 | 4 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Содержание обучения. Темы | Всего часов | Дата проведения | Формы организации и виды деятельности |
1 | 1. Введение. Биология — наука о живой природе | 2 | Организационные моменты. Эвристическая беседа. Техника безопасности. | |
2. Клетка как биологическая система – 4 часа | ||||
2 | Клеточная теория, ее основные положения. | 1 | Работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы: «История развития учения о клетке», анализ положений современной клеточной теории | |
3 | Клеточное строение организмов. Прокариоты и эукариоты. Лабораторная работа №1 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» | 1 | Работа с микроскопом, приготовление и рассмотрениемикропрепаратов. Сравнивают клетки растений, бактерий, грибов и животных | |
4 | Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. | 1 | Работа над мини-проектами: создание моделей клеток | |
5 | Практическая работа №1 | 1 | Выполнение олимпиадных заданий | |
3.Химическая организация клетки. Метаболизм – 4 часа | ||||
6 | Элементарный химический состав. Неорганические и органические вещества клетки. | 1 | Работа в группах. Составление кластера «Химический состав клетки» | |
7 | Биополимеры. Углеводы. Липиды | 1 | Работа в группах. Выполнение тестов | |
8 | Биополимеры. Белки, их строение и функции | 1 | Работа с терминами. Выполнение тестов | |
9 | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты | 1 | Решение задач по молекулярной генетике | |
4. Организм как биологическая система - 6 часов | ||||
10 | Многообразие организмов разных царств. | 1 | Работа в группах с дополнительной литературой. Выполнение и защита мини-проектов | |
11-12 | Закономерности наследственности и изменчивости | 2 | Работа с терминами. Решение элементарных задач по генетике | |
13-14 | Практическая работа №2 «Решение задач генетических задач» | 2 | Работа в парах. Решение генетических задач | |
15 | Зачет по теме «Организм как биологическая система» | 1 | Выполнение тестовой работы | |
5. Многообразие организмов – 4 часа | ||||
16 | Бактерии, особенности строения. Многообразие бактерий | 1 | Работа с дополнительной литературой, таблицами, | |
17 | Растения. Особенности строения и многообразия | 1 | Выполнение олимпиадных заданий. Защита мини-проектов | |
18 | Грибы. Особенности строения и многообразия | 1 | Выполнение олимпиадных заданий. Защита мини-проектов | |
19 | Животные, их строение, жизнедеятельность, размножение | 1 | Выполнение олимпиадных заданий. Защита мини-проектов | |
6. Человек и его здоровье – 7 часов | ||||
20 | Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Лабораторная работа №2 «Строение животных и растительных тканей» | 1 | Работа с микроскопами и готовыми микропрепаратами. Составление таблиц | |
21 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности | 1 | Выполнение тестовых заданий | |
22 | Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Профилактика инфекционных заболеваний | 1 | Работа в группах. Выполнение и защита мини-проектов | |
23 | Роль дыхания, кровообращения и выделения в поддержании жизнедеятельности организма | 1 | Работа с дополнительной литературой. Выполнение олимпиадных заданий | |
24 | Опора и движение. Работа скелета и мускулатуры | 1 | Защита мини-проектов | |
25 | Поведение и психика. Условия сохранения и укрепления здоровья человека | 1 | Работа с дополнительной литературой. Выполнение олимпиадных заданий | |
26 | Зачет по теме «Человек и его здоровье» | 1 | Выполнение тестовой работы | |
7. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира – 3 часа | ||||
27 | Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции | 1 | Работа с дополнительной литературой. Выполнение тестов. | |
28 | Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. | 1 | Выполнение мини-проектов. Решение олимпиадных заданий | |
29 | Современная эволюционная теория | 1 | Работа сдополнительной литературой | |
8. Экосистемы и присущие им закономерности – 4 часа | ||||
30 | Экологические факторы среды. Типы взаимодействий популяций разных видов | 1 | Работа в парах. Проведение анализа типов взаимодействия организмов. | |
31 | Сообщества. Экосистемы. Свойства экосистем | 1 | Выполнение тестовых заданий | |
32 | Применение экологических знаний в практической деятельности человека | 1 | Защита мини-проектов | |
33 | Практическая работа №3. «Решение экологических задач» | 1 | Решение экологических задач | |
34-35 | 9. Зачет | Защита проектов | ||
Итого | 35 | 4 |
Содержание программы
- Введение. Биология — наука о живой природе (2ч.)
Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы.
- Клетка как биологическая система (4ч.)
Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки.Митоз, мейоз. Фазы митоза и мейоза.Хромосомы, их строение и функции.
3. Химическая организация клетки (4ч.)
Элементарный химический состав клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
- Организм как биологическая система (6ч.)
Организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности. Многообразие организмов разных царств. Размножение и онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория наследственности.
- Многообразие организмов (4ч.)
Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство, их соподчиненность. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные, их строение, жизнедеятельность, размножение. Признаки основных отделов, классов, семейств растений. Главные признаки одноклеточных и многоклеточных животных, их классификация. Хордовые животные, их классификация, особенности строения. Роль живых организмов в природе и жизни человека.
- Человек и его здоровье (7ч.)
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний. Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
- Надорганизменные системы. Эволюция органического мира (3ч.)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции. Макроэволюция. Формы эволюции. Направления и пути эволюции. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека.
- Экосистемы и присущие им закономерности (3ч.)
Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические, анторопогенные. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Биогеоценоз, его компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Разнообразие биогеоценозов. Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Защита среды от загрязнений. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их развития.
- Зачет (2ч.)
Защита проектов
Список литературы
- Лемешевская М.А.Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67. - Библиогр.: с. 67.
- Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы: тренировочные задачи / сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2016. – 148 с.
- Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы / Т.А. Ловкова. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 128 с. - (Школьные олимпиады).
- Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013. - 128 стр.
- Биология в схемах и таблицах / А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М. : Эксмо, 2012. – 352
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)
предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/29/picture-436782-1522321755.jpg)
Программа дополнительного образования "Здесь я родился, здесь живу..."
Цель данной программы - формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к родному краю и Отечеству, уважения исторических традиций, что является необходимым условием развития социа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-449520-1400594615.jpg)
Программа дополнительного образования детей "Эволюция живого мира на Земле"
Дополнительное образование...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-994105-1515957858.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»
Программа "Мир природы" экологического клуба " Лучик" предназначена для реализации в системе дополнительного образования, Программа расчитана на три года обучения., предназна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-427797-1396297044.jpg)
Программа дополнительного образования "Мы живем среди людей" 5 класс
Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина обра...
Программа кружка "В мире живой природы"
Рабочая программа предметного кружка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972770-1510520381.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Юный друг природы"
Рабочая программа "Юный друг природы" предназначена для учащихся 5-6 классов коррекционных школ для дополнительного образования. Новизна программы в том, что она совмещвет в себе экологическ...