Программа дополнительного образования "В мире живой природы"
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Тебякина Светлана Николаевна

 

 Программа дополнительного образования "В мире живой природы" направлена на работу с  одаренными детьми.

Цели программы:

  • развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения;
  • создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_po_biologii.docx50.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

(МАОУ СОШ №1)

__________________________________________________________

Рассмотрено на заседании

    Согласовано:

ШМО  учителей естественно- гуманитарного цикла

Протокол №3  от . 28.05.2020г.

Руководитель  ШМО

     

Заместитель  директора

_______Рахимкулова Ф.Ф.

________ Симакова Л.Н.

Программа

дополнительного образования

«В мире живой природы»

для учащихся 15-17 лет по работе с одаренными детьми по биологии

                                                                                                   

Автор программы:

учитель  биологии высшей    квалификационной категории МАОУ СОШ №1                                                  

Тебякина Светлана Николаевна

               

               

                                                             

 

Когалым, 2020г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по работе с одаренными детьми по биологии    предназначена для учащихся 10-11-ых классов. Занятия 1 раз в неделю. За год 35 занятий.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели МАОУ СОШ №1. Данная рабочая программа предусматривает развитие образовательной среды школы, цель которой: предоставление качественного образования, обеспечивающего личностный рост обучающихся и воспитанников, в условиях информационно-развитой образовательной среды, посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения новых образовательных технологий.

Цели рабочей программы с одаренными детьми:

  • развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения;
  • создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.

Данная программа учитывает основные задачи развития образования в регионе, и ставит перед собой следующие задачи:

  • обновление содержания и технологий образования;
  • стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся;
  • создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности;
  • обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней;
  • оказать педагогическую поддержку талантливым детям 10-11-х классов.

Основные направления программы учитывают требования образовательной программы и предусматривают комплекс мероприятий:

  • к участию в предметных олимпиадах по биологии и экологии;
  • исследовательская деятельность учащихся;
  • интеллектуальные и творческие конкурсы;
  • клубная деятельность.

Данная рабочая программа предусматривает осуществление личностно- ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе. В программе используются современные учебные материалы: современные образовательные технологии; методические пособия; тестовые задания.

Использование современных образовательных технологий в обучении является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Выбранные технологии (проблемное обучение, развитие исследовательских навыков учащихся, проектные методы обучения, обучение сотрудничестве парная, групповая работа, икт и др.) имеют качественные характеристики, которые содержат принципы, приемы и методы, способствующие задачам обучения, воспитания и развития с точки зрения здоровьесбережения, интенсификации процесса обучения, личностно - ориентированного подхода. Рабочая программа учитывает особенности учащихся и основывается на следующих принципах работы с одаренными детьми:

  • индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения);
  • принцип опережающего обучения;
  • принцип комфортности в любой деятельности;
  • принцип развивающего обучения;
  • усложнения содержания учебной деятельности;
  • ориентация на потребности обучающегося; максимальное расширение круга интересов.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный.

Формы работы: ролевые тренинги; «мозговые штурмы»; интеллектуальные марафоны; классно-урочная работа (работа в парах, в малых группах, разно уровневые задания; творческие задания; работа с  текстом учебника, атласами, схемами, биологическими моделями, гербариями, коллекциями, иллюстрациями; лабораторные и практические работы; применение интерактивных форм работы; дискуссия; игры; различные конкурсы и викторины; проекты по различной тематике; индивидуальные творческие задания; участие в олимпиадах разного уровня.

В рамках социального партнёрства с целью организации самостоятельной познавательной деятельности, поиска дополнительной информации, воспитания бережного отношения к природе проводятся библиотечные уроки, занятия и экскурсии в музеи, библиотеки города Когалыма, когалымскую городскую больницу, когалымское лесничество, а также участие в интеллектуально-творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня. Для оценки планируемых результатов обучения используются современные оценочные средства, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий: компьютерные тесты по биологии и экологии; проекты; викторины; кроссворды.

При работе с одаренными детьми я работаю по следующей схеме:

Фамилия,

имя

учащегося

Понятия и термины

Творческие задания

Самостоятельная работа

Устные ответы

Письменные работы

Итоговая работа (зачет)

Итоговый контроль сформированности УУД осуществляю по следующей схеме:

Ф.И.

ученика

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итоговый %

Уровень

сформированности УУД

Уровни сформированности:

85-100% - владеет данной УУД в полном объеме, высокий уровень сформированности;

70-85% - владеет данной УУД частично, средний уровень сформированности;

Меньше 70% - данный вид УУД не сформирован, низкий уровень сформированности.

Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшениюрезультатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.

Таким образом, освоение учащимися данного курса позволит удовлетворить следующие требования ФГОС к результатам обучения биологии:

Предметные результаты:

1.В познавательной сфере:

  • Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
  • Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • Различие на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных разных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
  • Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
  1. В сфере физической деятельности:
  • Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, уход за ними, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
  1. В эстетической сфере:
  • Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Метапредметные результаты:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, планировать и выполнять учебные исследования и проекты, представлять их результаты;
  2. умение работать с разными источниками биологической информации в различных источниках, сопоставлять, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;

- признание права каждого на собственное мнение;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение

Учебно-тематический план

Содержание обучения.

Темы

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение. Биология — наука о живой природе

2

2

2

Клетка как биологическая система

4

2

2

3

Химическая организация клетки

4

4

4

Организм как биологическая система

6

5

1

5

Многообразие организмов

4

4

6

Человек и его здоровье

7

7

7

Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

3

3

8

Экосистемы и присущие им закономерности

3

2

1

9

Зачет

2

Итого

35

30

4

Календарно - тематическое планирование

Содержание обучения.

Темы

Всего

часов

Дата проведения

Формы  организации  и  виды  деятельности

1

1. Введение. Биология — наука о живой природе

2

Организационные моменты. Эвристическая беседа.

Техника безопасности.

2. Клетка как биологическая система – 4 часа

2

Клеточная теория, ее основные положения.

1

Работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы: «История развития учения о клетке», анализ  положений современной клеточной теории

3

Клеточное строение организмов. Прокариоты и эукариоты.

 Лабораторная работа №1 «Строение   растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»

1

Работа с микроскопом, приготовление и рассмотрениемикропрепаратов. Сравнивают клетки растений, бактерий, грибов и животных

4

Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток.

1

Работа над мини-проектами:                                                                                                                        создание моделей клеток

5

Практическая  работа №1

1

Выполнение олимпиадных заданий

3.Химическая организация клетки. Метаболизм – 4 часа

6

Элементарный химический состав. Неорганические и органические вещества клетки.

1

  Работа в группах. Составление кластера «Химический состав клетки»

7

Биополимеры. Углеводы. Липиды

1

Работа в группах. Выполнение тестов

8

Биополимеры. Белки, их строение и функции

1

Работа с терминами. Выполнение тестов

9

 Биополимеры. Нуклеиновые кислоты

1

Решение задач по молекулярной генетике

4. Организм как биологическая система  - 6 часов

10

 Многообразие организмов разных царств.

1

Работа в группах с дополнительной литературой. Выполнение и защита мини-проектов

11-12

Закономерности наследственности и изменчивости

2

Работа с терминами. Решение элементарных задач по генетике

13-14

Практическая работа №2 «Решение задач генетических задач»

2

Работа в парах. Решение генетических задач

15

Зачет по теме «Организм как биологическая система»

1

Выполнение тестовой работы

5. Многообразие организмов – 4 часа

16

Бактерии, особенности строения. Многообразие бактерий

1

Работа с дополнительной литературой, таблицами,  

17

Растения. Особенности строения и многообразия

1

Выполнение олимпиадных заданий. Защита мини-проектов

18

Грибы. Особенности строения и многообразия

1

Выполнение олимпиадных заданий. Защита мини-проектов

19

Животные, их строение, жизнедеятельность, размножение

1

Выполнение олимпиадных заданий. Защита мини-проектов

6. Человек и его здоровье – 7 часов

20

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.

Лабораторная работа №2 «Строение животных и растительных тканей»

1

Работа с микроскопами и готовыми микропрепаратами. Составление таблиц

21

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности

1

Выполнение тестовых заданий

22

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Профилактика инфекционных заболеваний

1

Работа в группах. Выполнение и защита мини-проектов

23

Роль дыхания, кровообращения и выделения  в поддержании жизнедеятельности организма  

1

Работа с дополнительной литературой. Выполнение олимпиадных заданий

24

Опора и движение. Работа скелета и мускулатуры

1

Защита мини-проектов

25

Поведение и психика. Условия сохранения и укрепления здоровья человека

1

Работа с дополнительной литературой. Выполнение олимпиадных заданий

26

Зачет по теме «Человек и его здоровье»

1

Выполнение тестовой работы

7. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира – 3 часа

27

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции

1

Работа с дополнительной литературой. Выполнение тестов.

28

Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции.

1

Выполнение мини-проектов. Решение олимпиадных заданий

29

Современная эволюционная теория

1

Работа сдополнительной литературой

8. Экосистемы и присущие им закономерности – 4 часа

30

Экологические факторы среды. Типы взаимодействий популяций разных видов

1

Работа в парах. Проведение анализа типов взаимодействия организмов.

31

Сообщества. Экосистемы. Свойства экосистем

1

Выполнение тестовых заданий

32

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

1

Защита мини-проектов

33

Практическая работа №3. «Решение экологических задач»

1

Решение экологических задач

34-35

9. Зачет

Защита проектов

Итого

35

4

Содержание программы

  1. Введение. Биология — наука о живой природе (2ч.)

 Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы.

  1. Клетка как биологическая система  (4ч.)

 Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки.Митоз, мейоз. Фазы митоза и мейоза.Хромосомы, их строение и функции.

3. Химическая организация клетки (4ч.)

Элементарный химический состав клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

  1. Организм как биологическая система (6ч.)

 Организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности. Многообразие организмов разных царств. Размножение и онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория наследственности.

  1. Многообразие организмов (4ч.)

 Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство, их соподчиненность. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные, их строение, жизнедеятельность, размножение. Признаки основных отделов, классов, семейств растений. Главные признаки одноклеточных и многоклеточных животных, их классификация. Хордовые животные, их классификация, особенности строения. Роль живых организмов в природе и жизни человека.

  1. Человек и его здоровье (7ч.)

 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний. Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

  1. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира  (3ч.)

 Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции. Макроэволюция. Формы эволюции.  Направления и пути эволюции. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека.

  1. Экосистемы и присущие им закономерности (3ч.)

 Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические, анторопогенные. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Биогеоценоз, его компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Разнообразие биогеоценозов. Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Защита среды от загрязнений. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их развития.

  1. Зачет (2ч.)

          Защита  проектов

Список  литературы

  1. Лемешевская М.А.Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67. - Библиогр.: с. 67. 
  2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой. – М.: Просвещение, 2010 г.
  3. Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы: тренировочные задачи / сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2016. – 148 с.
  4. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы / Т.А. Ловкова. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 128 с. - (Школьные олимпиады).
  5. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013. - 128 стр.
  6. Биология в схемах и таблицах / А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М. : Эксмо, 2012. – 352


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)

предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...

Программа дополнительного образования "Здесь я родился, здесь живу..."

Цель данной программы - формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к родному краю и Отечеству, уважения исторических традиций, что является необходимым условием развития социа...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»

Программа "Мир природы" экологического клуба " Лучик" предназначена для реализации в системе дополнительного образования,  Программа расчитана на три года обучения., предназна...

Программа дополнительного образования "Мы живем среди людей" 5 класс

Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина обра...

Программа кружка "В мире живой природы"

Рабочая программа предметного кружка...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный друг природы"

Рабочая программа "Юный друг природы" предназначена для учащихся 5-6 классов коррекционных школ для дополнительного образования. Новизна программы в том, что она совмещвет в себе экологическ...