Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (из опыта работы)
методическая разработка по биологии

Маркова Ольга Владимировна

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovet.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Маркова О.В.,

учитель биологии

высшей категории

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (из опыта работы)

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу

1 слайд. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира.

2 слайд. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Именно проектно-исследовательская деятельность способствует развитию соответствующих умений и навыков.

3 слайд. С 2007 года я использую в своей практике метод проектов, и за эти годы сформировалась определенная система. Предлагаю вашему вниманию несколько правил, которые могут помочь в осуществлении такого вида работы.

Правило первое: учителю необходимо мотивировать школьников на исследовательскую деятельность!

4 слайд. Мотивацию на исследовательскую деятельность формирую на уроках биологии непрерывно с 5 по 11 класс. Большое значение уделяю проведению учебного эксперимента. Сюда относятся все лабораторные и практические  работы по биологии.

5 слайд. Выполняя лабораторную работу,  ученики приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

 6слайд. Домашние задания также могут носить  исследовательский  характер:

 1.  Описание растений и животных по плану

7 слайд.  2.Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)

3.  Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)

8 слайд. 4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).

9 слайд. 5.Творческие задания, кроссворды, викторины, презентации.

10 слайд. Во внеурочное время проводятся кружковые, факультативные и элективные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, на которых учениками выполняются учебные исследования или их элементы в рамках различных мероприятий: олимпиад, конкурсов, конференций, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.

11 слайд. Такая работа  имеет большое познавательное и воспитательное значение, так как убеждает в реальности существования биологических процессов и явлений, требует поиска путей познания живой природы, приучает школьников к аккуратности, точности, развивает их мышление, пробуждает интерес к предмету.

Правило второе: проблема исследования должна быть актуальна!

12 слайд. В этом учебном году Божкова Любовь, ученица10 а класса, работала над темой «Изучение эффективности мытья рук различными влажными салфетками». Тема очень актуальна. В наш быт вошла традиция использовать влажные салфетки. Они удобны в применении, легки и функциональны. Их можно использовать в офисе, машине, дома, на природе - абсолютно везде и для разных целей. Сегодня на рынке представлено изобилие влажных салфеток, перепробовать все – невозможно, на каких именно остановить свой выбор?

Цель работы: выявить наиболее эффективные влажные салфетки для обработки рук.

Правило третье: поставьте учебные задачи и оцените время, необходимое для реализации проекта (обязательно с некоторым резервом).

 Как учитель для себя я поставила методические задачи:

1. Способствовать возникновению и поддержанию у воспитанников интереса к предмету.
2. Научить учеников видеть актуальное, современное содержание в разделах курса «Биология».
3. Развивать кругозор учащихся.

4. Отводить конкретное время на реализацию проекта (два месяца и неделю (резерв) для его доработки.

Правило четвертое: сотрудничество руководителя и учеников-исследователей  необходимо!

Станет ли успешным исследовательский проект, конечно, во многом зависит и от взаимоотношений учителя и учеников. Если они основаны на партнёрстве и уважении друг к другу, вас ждет успех.

Правило пятое: тема должна быть личностно значима!

13 слайд. Моя доченька Аня в 2013 году обратила внимание, что комнатное растение гиппеаструм, (что в переводы означает «звезда») растет в нашем доме второй год, но цветением не радует.

14 слайд. У ребенка возникли вопросы: какие условия создать, чтобы гиппеаструм радовал цветением? Можно ли спрогнозировать дату цветения?

15 слайд. Третий год Аня занимается исследованием гиппеаструма, оказалось, что если создать необходимые условия, можно спрогнзировать дату цветения. Из работы Ани: У моей мамы день рождения зимой. Теперь я точно знаю, что к 21 декабря у меня для мамы будет подарок – великолепный букет гаппеаструма. Какая радость самим выращивать гиппеаструм из луковицы и с замиранием сердца ждать начала её великолепного цветения!

16 слайд. Правило шестое: учитель координирует и корректирует проделанную работу на промежуточных этапах.

Опыт работы показывает, что хуже всего в  работе над проектом ученики справляются с отбором информации, соответствующей задачам исследования. Учитель должен научить ребят поиску и отбору наиболее точной и достоверной информации, используя обсуждение и наглядно демонстрируя методы работы с материалом.

Правило седьмое: используйте ИКТ!

Во внеурочной деятельности есть консультационные часы для обсуждения с учениками их деятельности. Большие возможности для контактов предоставляет Интернет. Адрес моей электронной почты ученики получают еще на начальном этапе работы над темой. Без ИКТ мы уже не мыслим и создание презентаций.

 Правило восьмое: представление проекта  обязательно нужно отрепетировать.

17 слайд. Слабое место современных школьников – публичное выступление. Необходимо научить ребят укладываться в регламент (не более 10 минут), помочь преодолеть волнение, а для этого им нужно несколько раз выступить в привычной обстановке. Здесь неизбежны временные затраты руководителя проекта, но и результат оправдает ожидания.

Правило девятое: расширяйте аудиторию для представления успешных проектов!

Защита исследовательских работ проходит на уроках или кружках, факультативах.

18 слайд. Затем, мы представляем работу на научно-практической конференции учащихся.

19 слайд. Как правило, нам удается вызвать большой интерес аудитории. Не ограничивайтесь защитой проектов в классе.

20 слайд. Пусть ребята почувствуют важность результатов своей работы, значимость работ.

21 слайд. Это не только повышает их самооценку, но и вовлекает в проектно-исследовательскую деятельность новых «исследователей».

22 слайд. Правило десятое: без рефлексии проект теряет смысл! Получить внешнюю оценку и провести самооценку очень важно школьнику.

Таким образом, организовывая проектно-исследовательскую деятельность учеников, я убеждаюсь – это требующая временных затрат работа, но она оказывает колоссальное влияние на учеников, формирует личность, позволяет максимально раскрыть творческий потенциал, повышает эффективность обучения.  Реализовывать исследовательские проекты интересно. Они  всегда разные. Когда заканчивается работа, испытываешь смешанные чувства: гордость за результат, горечь из-за ошибок и грусть, что все завершилось. Время идет, и вот возникает новая идея, и новая проблема ждет своего решения. Но это уже совсем другая история… 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....

Формы исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Из опыта работы по организации и сопровождению ученических исследовательских работ и проектов на уроках биологии и во внеурочное время....

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

                Содержание: Информация об опыте………………………….......…....………….4Технология опыта………………………................………....………7Результативность...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)

Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

В статье рассматриваются особенности проектной деятельности,возможные этапы проектов, их влияние на познавательную активность учащихся. Приводятся примеры проектов, используемых на уроках биологии и э...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время

В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество, познавательная активность. Более 50% учащихся обладает низкой степенью выраженност...