«Актуальные проблемы теории и методики преподавания биологии: избранные задачи и основные трудности при подготовке к ОГЭ ».
материал по биологии (9 класс)

Из опыта работы : основные трудности при подготовке к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            МБОУ«Благодарновская СОШ».

Районный семинар

по теме:

«Актуальные проблемы  теории и методики преподавания биологии: избранные задачи и основные трудности при подготовке к ОГЭ ». (Из опыта работы: основные трудности)

Подготовила:

Учитель биологии

1 категория

Бикшева Александра Александровна

                                                                   2018 год

Биология является одним из востребованных предметов для сдачи экзамена по выбору в формате ОГЭ. Оценка качества образования должна соответствовать международным стандартам. ОГЭ является формой, которая обеспечивает единство требований к качеству подготовки выпускников и создает равные возможности для получения  профессионального образования вне зависимости от особенностей региона и школы.

С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает всё большее доверие школьников, хотя учителя всё ещё с настороженностью и даже страхом относятся к новой форме итоговой аттестации  в 9 классе.

Подготовка к ОГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.

Прежде всего, учителю необходимо хорошо знать спецификацию экзаменационной работы, изучить кодификатор элементов содержания, рассмотреть демо-версию.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ОГЭ?  Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 5-6 классах. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.

Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов. слайд

Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ОГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся.

В5-6 классе, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы заданий: «Верно-неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибку в предложении». Затем перехожу к заданиям тестового характера «Найди один верный ответ из двух предложенных», «Найди верный ответ из четырёх». Во втором полугодии 5-6 класса начинаю использовать тесты «Установи соответствие» при изучении темы «Систематика растений». При изучении темы «Эволюция растений» ввожу тесты на определение последовательности. Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим и на установление последовательности процессов или явлений.

Учу выполнять подобные задания следующим образом: сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений; остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по различным критериям: внешнее или внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы.    

В 7 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также задания «Вставь пропущенное слово». Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины,  следует начинать с определения области биологии, о которой идет речь в тексте, после чего стоит внимательно познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения и соответствия предложенному тексту.

Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Но перегружать урок тестами не следует. Оптимальное их количество в 5-6 классах – 5-7 за урок. Задания пишу заранее на доске, печатаю на карточках или создаю мультимедийные слайды.

Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

Многие утверждают, что задания в форме ОГЭ не способствуют развитию речи учащихся. Я с этим не согласна, ведь задания уровня С и направлены на проверку умения выпускников строить монолог, доказывать своё мнение, рассуждать.  

 Я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии,  а тут и развивается речь детей.  

В системе подготовки к ОГЭ большое значение имеет самостоятельная домашняя работа с тестовыми заданиями. Для этого раздаю индивидуальные дидактические карточки, использую рабочие тетради на печатной основе. Ученикам, имеющим дома компьютер и выход в интернет, по электронной почте рассылаю тексты домашней работы. Проверку заданий провожу либо фронтально на уроке, либо собираю тетради для проверки и исправляю ошибочные ответы, а ученики при этом получают возможность провести работу над ошибками.

С целью подготовки учащихся к ОГЭ я более широко стала применять тестовые формы контроля по всем курсам биологии, используя многообразный дидактический материал, который накапливается и обновляется ежегодно.

Все текущие и тематические контрольные работы провожу в тестовой форме, приближенной к ОГЭ, с заданиями трёх уровней (А, В, С). В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.

Перед тематической контрольной работой на обобщающем уроке провожу фронтальную работу по тренировочному тестированию (вопросы, подобные контрольной работе): на каждую парту раздаю карточки или создаю мультимедийную презентацию, и в форме беседы обсуждаем тесты, возможные логические варианты их решения. Считаю очень важным научить учащихся распределять время на выполнение работы, научить технологии работы с тестами, умению делать выбор: при рассмотрении предложенных вариантов ответов отбирать заведомо неверные, а затем осуществлять окончательный выбор, а во избежание случайной ошибки процедуру поиска правильного ответа повторить несколько раз и только после этого записать ответ.

Опыт проведения контрольных работ в виде тестов доказывает, что опасения о возможности случайного угадывания ответов несостоятельны, и без хорошей подготовки хорошую оценку ещё никто не получил.      

Успех на ОГЭ во многом зависит и от организационной подготовки, от того насколько выпускники информированы о технологии проведения экзамена.

Недостаточное развитие у учащихся умений строго следовать инструкциям к заданиям. Недостаточная психологическая подготовка учащихся и их родителей к сдаче ОГЭ. (слайд) Поэтому провожу беседы с учениками, родителями о процедуре ОГЭ, знакомлю с нормативно-правовой документацией, регламентирующей проведение экзамена, официальными Интернет-ресурсами информационной поддержки ОГЭ http://www.ege.edu.ru, http://obrnadzor.gov.ru, http://www.rustest.ru. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благодарновская СОШ » Учитель биологии первой квалификационной категории Бикшева Александра Александровна 2018 г «Актуальные проблемы теории и методики преподавания биологии: избранные задачи и основные трудности при подготовке к ОГЭ». (Из опыта работы: основные трудности)

Слайд 2

Актуальные проблемы : Недостаточная развитость у учащихся универсальных мыслительных операций. Метод Тестирование Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим и на установление последовательности процессов или явлений .

Слайд 3

Типичные ошибки: По темам: « Систематика растений и животных» «Кровообращение» «Высшая нервная деятельность» «Эндокринная и гуморальная регуляция» «Генетика» «Экология» «Обмен веществ и энергии» «Эволюция» «Задания по рисункам»

Слайд 4

Актуальные проблемы : Недостаточное развитие у учащихся умений строго следовать инструкциям к заданиям.

Слайд 5

Создание психологического комфорта при подготовке к ЕГЭ

Слайд 6

Составляющие психологической готовности: эмоционально- волевая готовность мотивационная готовность интеллектуальная готовность личностно- социальная готовность это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации наличие знаний, умений и навыков по предметам

Слайд 7

Экзамен как психологическая нагрузка СТРЕСС ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ Информационные перегрузки (низкий темп принятия решений при высокой ответственности за последствия решений) Текущие и будущие тревоги Страхи и фобии Боязнь неудачи

Слайд 8

Как оказывать психологическую поддержку? Правила для взрослых Уметь помочь выпускнику разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться. Проводить с ним больше времени. Знать обо всех попытках справиться с заданием . Уметь взаимодействовать. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. Принимать индивидуальность ребенка. Демонстрировать оптимизм. Опираться на сильные стороны. Избегать подчеркивания промахов.

Слайд 9

Памятки Как вести себя на экзамене? Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам Мысленные стратегии преодоления страха при подготовке к экзаменам Советы выпускникам: как подготовиться к сдаче экзаменов

Слайд 10

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Слайд 11

Способы снятия нервно-психического напряжения Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение … Спортивные занятия. Контрастный душ. СтиПальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них. Скомкать газету и выбросить ее. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку. Слепить из газеты свое настроение. Закрасить газетный разворот. Громко спеть любимую песню. Покричать то громко, то тихо. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную». Смотреть на горящую свечу. Вдохнуть глубоко до 10 раз и другие.

Слайд 12

Информационная поддержка Стенд «Подготовка к ЕГЭ», где размещена информация: как себя вести на экзамене, образецы выполненной работы по КИМам разных лет, образцы решения разных типов задач. кодификатор заданий ЕГЭ Спецификация ЕГЭ по биологии

Слайд 13

Помощь учителей и родителей выражается в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать . Экзамен – это важный и сложный этап в жизни ребенка. .

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания биологии с применением ТРИЗ

В работе описаныТриз-подход в преподавании биологии. Рассказано о структуре и содержании Триз-педагогики.Результатом применении ТРИЗ на уроках биологии является воспитание творческой личности, подгото...

Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками

В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....

Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды.

Обобщение опыта работы. Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды. где описываются методы обучения с использованием информационных компьютерных технологий....

Методический доклад «Методика преподавания биологии»

Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и зад...

Методика преподавания темы «Решение задач с использованием графических возможностей cреды Delphi».

Методическая разработка для общеоразовательной школы. Поурочное знакомство с графикой на языке программирования Delphi/...

Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе

Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе...

Авторская методика преподавания биологии в школе старшей ступени

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочное время средствами предмета биология в школе ствршей ступени.Цель:Формирование образовательной компетенции выпускника профильной школы как ...