Моющие средства в нашей жизни
проект по биологии (9 класс)

Шишова Ирина Анатольевна

Обычное моющее средство  отрицательно влияет на представителей живой природы (в том числе на микрофлору человека, и как следствие на его здоровье в целом), а экологически безопасные средства  (современные и «бабушкины») безвредны для живых организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyushchie_sredstva_v_nashey_zhizni.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

Тип проекта: исследовательский.

Тема индивидуального проекта: « Моющие средства в нашей жизни»

                                          Выполнил:

 ученик 9  «В» класса

             Скорик Максим Олегович                  

                         Руководитель:

                                                       Шишова Ирина Анатольевна , учитель биологии

                                           

                                                       

                                                 

                                                  г. Россошь-2019

Содержание

1.Введение  …………………………………………………………………………..3

2.Глава1……………………………………………………………………………….3                    

1.1 Цели и задачи …………………………………………………………………….3        

1.2 Актуальность……………………………………………………………………..4

1.3Гипотеза…………………………………………………………………………...4

3Глава2.Теоретическая часть………………………………………………………..5

2.1 Действующие вещества всех моющих средств  ……………………………..6-7              

2.2 Состав моющих средств……………………………………………………….7-8

2.3 Опасные вещества в составе бытовой химии…………………………………..8 4Глава3.Практическая часть………………………………………………………8-9

3.1 Изучение этикеток …………………………………………………….. ……9-10

3.2 Исследование «смываемости» с поверхности  посуды  МС………………...10

3.3 Исследование рН растворов………………………………………………..10-11

3.4 Влияния раствора моющего средства на рост и развитие семени фасоли….11

3.5 Определение микробов…………………………………………………………11

4. Заключение ………………………………………………………………………13

5.Рекомендации……………………………………………………………………..14

6. Список литературы ……………………………………………………………...15

7.Приложение ………………………………………………………………………16

1.Введение

В настоящее время развитие моющих средств достигло совершенства. На  рынках их появилось великое множество. Все они различны, производители с каждым годом стараются усовершенствовать продукцию, сделать её более качественной и практичной. На сегодняшний день моющие средства значительно упрощают нам жизнь, делая уборку более легкой, не требуя особых усилий. Но вместе со всеми положительными качествами моющих средств возник главный, немало важный вопрос, есть ли вред от моющих средств? Производители данной продукции утверждают, что вреда  моющие средства не представляют, но некоторые исследования прямо указывают нам на их вред, показывая, что они не полностью смываются водой. В данной работе мы провели ряд опытов, которые покажут, чьи же утверждения верны.

Получив такую информацию, я не смог оставаться в стороне и решил провести свое независимое расследование.

Глава1

1.1 Цель:

Исследование влияния моющих средств на здоровье человека. Выбор, в случае вреда, менее опасного средства для здоровья человека.

1.1 Задачи

Провести диагностику использования моющих средств для посуды;

        а)На основе школьного социологического опроса выявить наиболее часто используемые учащимися в домашних условиях

   б)виды моющих средств для посуды

        в)Изучить влияние моющих средств для посуды на биологические объекты.

1.2 Актуальность

Моя мама часто моет посуду. Мне стало интересно: полезно моющее средство, которым пользуется моя мама и другие мамы нашего класса, для здоровья или нет. Так много рекламы, которая говорит о безвредности моющих средств. Но так ли это на самом деле? Производители данной продукции утверждают, что вреда  нет , но некоторые исследования прямо указывают нам на их вред, показывая, что они не полностью смываются водой

1.3 Гипотеза

Обычное моющее средство  отрицательно влияет на представителей живой природы (в том числе на микрофлору человека, и как следствие на его здоровье в целом), а экологически безопасные средства  (современные и «бабушкины») безвредны для живых организмов.

Предмет исследования: синтетические моющие средства для мытья посуды.

Методы исследования:

    социологический опрос,

         статистическая  обработка данных,

    метод исследования,

    метод наблюдения,

 метод сопоставления.

 

 Глава2.Теоретическая часть.

Стиркой и мытьём занимались ещё в глубокой древности. Более чем за две тысячи лет до нашей эры в городах Римской империи существовали превосходно оборудованные бани с бассейнами для плавания. В этих банях для мытья тела использовали отруби, соки растений и некоторые сорта моющих глин.

Впервые о получении мыла из жира и золы упоминается в трудах римского врача Галена. Промышленное производство мыла в отдельных европейских странах возникло, по-видимому, в  19 веке. В это время мыло уже варили в Германии и во Франции. Позже мыловарение стало развиваться в Англии. В 1400 г. Исключительной славой пользовалось «венецкое» мыло.

В 13 веке мыловарение на Руси уже существовало как вполне развитый промысел. Более того, мыло стало даже предметом вывоза в другие страны.

В последние десятилетия использование мыла для стирки тканей, очистки стеклянных, керамических, деревянных, металлических и полимерных изделий резко сократилось в связи с появлением синтетических моющих средств (СМС), которые называют также детергентами.

В состав нашего помощника входят различные щёлочи и хлор. Ни для кого не секрет, что хлор - враг организму человека. Попадая в организм, он раздражает слизистую и может привести к заболеваниям бронхо. Даже из-за такого незначительного количества этого вещества, уже могут ощущаться проблемы.

Не верите? Так, для того, чтобы полностью смыть моющее средство с посуды, надо ополаскивать более 5 раз . Кто из нас так делает? Я думаю, практически никто. Соответственно, частицы моющего средства с плохо ополоснутой посуды попадают в нашу пищу, а затем и в наш организм. Химики утверждают, что полностью удалить ПАВ с поверхности посуды удается лишь хромовой смесью или прокаливанием в пламени горелки. Моющее средство попадает в наш организм с посуды, на котором оно остается.

В желудке находится соляная кислота. Она выполняет важную задачу – позволяет расщеплять белки пищи. Почему же тогда желудок не растворяется под её воздействием? Потому что он покрыт защитной оболочкой из слизи, которая постоянно вырабатывается клетками стенок желудка, которая разрушается под действием СМС.

Значит, если в организм человека попадает СМС с недомытой тарелки, то защитная, отталкивающая воду оболочка вокруг стенок желудка, становится тоньше. Результат – развивается язва желудка.

По телевизору ежедневно идут рекламы моющего средства, но не каждый человек знает как они вредны для здоровья.

2.1 Действующие вещества всех моющих средств.

На наше здоровье подчас влияют совершенно неожиданные вещи. Например, банальное мытьё посуды.

Воздействуя непосредственно на кожу рук, моющее средство, а точнее агрессивные поверхностно - активные вещества (ПАВ), входящие в его состав, приводят к разрушению естественного защитного слоя (липидного барьера) кожи. После длительного контакта происходит потеря влаги, повышается проницаемость кожных покровов, появляется сухость, шероховатость и шелушения. Тяжесть реакции зависит, в первую очередь, от состояния здоровья, а также от сочетания воздействия с другими повреждающими факторами. Особенную опасность моющие средства представляют для людей, склонных к аллергии и с дерматологическими заболеваниями. Заявленный производителем на упаковке рекламный лозунг о входящих в состав защитных веществах для кожи рук (особенно часто используется «алое вера»), в большинстве случаев не имеет под собой оснований.

Во время мытья посуды, мы находимся в тесном контакте с моющим средством и вдыхаем вещества, которые в нем содержатся. Порой отнюдь не безобидные: они могут провоцировать развитие аллергии и заболеваний дыхательных органов. Этому способствует такой компонент как «аромат», входящий в состав моющих средств, призванный заглушить неприятный химический запах. Канадская ассоциация пульмонологов и Канадское астма общество считают чистящие и моющие средства веществами, которые провоцируют развитие заболеваний дыхательной системы, в том числе астмы.

Несомненно, опасность представляет оседание моющего средства на поверхности посуды. Вымыв посуду, многие отмечают, что средство не смылось полностью, можно ощутить тончайшую пленочку или запах средства. То же самое можно отметить и при использовании специальных моющих средств в посудомоечной машине. Вряд ли кому-то удастся смыть полностью средство, просто ополоснув посуду (как рекомендуют большинство производителей на упаковке средств для мытья посуды). Остатки моющего средства могут быть и не в очень большом количестве, но так как мы используем посуду ежедневно, опасные вещества, хоть и малыми дозами, но попадают в организм регулярно. А они способны накапливаться в организме, провоцируя развитие различных заболеваний. При получении разрешения для продажи нового средства для мытья посуды, во время испытаний на безопасность, производителям не требуется проводить исследования о том, какое влияние на организм человека оказывают систематически попадающие остатки не до конца смытых с посуды моющих средств.1

2.2 Состав моющих средств:

По своему химическому составу средства для мытья посуды ненамного отличаются от стиральных порошков. В состав одних входят едкие щелочные компоненты, фосфаты, в другие – энзимы (назначением этих компонентов является омыление и последующее разрушение белковых и жировых загрязнений) .

Большинство специальных средств, применяемых для мытья посуды (как дешевых, так и дорогих, как импортных, так и отечественных) , имеют примерно одинаковый состав.

Попробуем разобраться какие вещества входят в состав моющих средств для посуды и каково их назначение.

Основным компонентом любого средства являются ПАВ (анионогенный и неионогенный), минеральная соль, бетаин, энзим, щелочь, лауретсульфат натрия, кокосовая и лимонная кислота. Именно они и помогают удалять загрязнения с посуды. Чем выше концентрация ПАВ, тем выше моющая

способность. По ГОСТу ПАВы должны составлять не более 5 %

Для повышения вязкости средства служат загустители, хлорид натрия, кокамид DEA

1Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1975,стр 56

Для ухода за кожей рук добавляют гель алоэ вера, регулятор pН , глицерин, натуральные экстракты растений, лимонен, феноксиэтанол – Комплексообразователи позволяют смягчить воду, а карбамид, гидротропы, бензотиазолил –ускоряют процесс растворения загрязнений в воде.

Антибактериальные вещества, муравьиный альдегид, алоэ вера – служат для уничтожения микробов. Цветонаполнитель и красители – для придания средству определенного цветового оттенка. Они используются для придания привлекательного вида средству или для сокрытия неприятного цвета исходных веществ.

Чтобы средство приятно пахло, добавляют парфюмерные составы, отдушки, ароматизаторы, натуральные экстракты растений.

Стабилизаторы и лауретсульфат натрия способствуют образованию хорошей пены.

Для обеспечения сохранности качеств средства во время хранения в него вводят консерванты.Как вы заметили, количество натуральных компонентов в этом списке довольно невелико, соответственно можно сделать вывод, что все составы средств для мытья посуды базируются именно на синтетических составляющих. Эти компоненты действенны при удалении загрязнений и заботятся о ваших руках, однако столь непривычные для простого обывателя химические элементы все же заставляют задуматься о том, что может попасть в наш организм с остатками средства для мытья посуды.

2.3 Опасные вещества в составе бытовой химии:

фосфаты;

антиокислители;

вредные ПАВы;

сульфиты;

фенол;

крезол;

красители;

формальдегиды;

кислоты;

 Некоторые компоненты, например фосфаты, запрещены во многих странах. В Европе и США жёстко контролируют производителей, в продажу поступают отбеливатели, стиральные порошки, чистящие и моющие средства без включения в состав опасных компонентов.

                  Глава 3.Практическая часть.

I, Свое исследование я начал с социологического опроса  населения города. В  анкетировании  участвовало  100  человек  разного  возраста.

Анкета включала следующие вопросы:

1. Назовите моющее средство, которое Вы используете для мытья посуды

2. Каким наиболее важным критерием вы руководствуетесь при выборе средства

А) эффективность (хорошо удаляет загрязнения)

Б ) экономичность ( удается помыть большое количество посуды)

В) безопасность (не оказывает вредного воздействия на человеческий организм)

Г) устраивает цена

3. Уверенны ли Вы в том, что хорошо прополаскиваете посуду после мытья моющим средством

4. Знаете ли Вы народные средства для мытья посуды?(какие)

Вывод: анализ анкеты показал, что наиболее часто используемыми средствами для мытья посуды являются: Фери (33 чел.), АОС(13 чел.), Сорти(3 чел.), Капля(16 чел.), Вита лайн (3 чел.), Эва клин(3чел.), Миф(4чел.), Амвей (2 чел), Мама(1 чел),Золушка(2 чел),Аленушка (2 чел),Ушастый нянь(2 чел).

Наиболее важным критерием при моющего средства респонденты считают его эффективность(46человек), на втором месте критерий экономичности( 32 человек), на третьем – доступная цена(18 человек), на четвертом –безопасность средства(4 человека).

На вопрос «Уверенны ли Вы в том, что хорошо прополаскиваете посуду после мытья моющим средством», утвердительно ответили 36 человек, 13 человек над данным вопросом не задумывались, 51 человек ответили «нет».

Проанализировав результаты анкетирования, мы выбрали 6 наиболее предпочитаемых жителями поселка средств, чтобы проверить  экспериментально  на  самом  ли  деле все эти средства для мытья посуды одинаково  воздействуют на живые организмы.

II. Моющие средства посуды не так безопасны, как говорится в рекламе и на упаковках.

III. Не смываются водой, остаются на посуде и попадают в организм человека.

IV.Не все средства для посуды способны уничтожать вредные микроорганизмы и грибки.

V.СМС оказывают подавляющее влияние на рост и развитие биологических объектов. Моющие средства посуды отрицательно влияют на живые организмы.

VI. Вопреки общеизвестным рекламным роликам ни одно моющего средство не смогло удалить следы загрязнения в холодной воде.

VII. Наиболее эффективно действуют моющие средства в горячей воде, образуя обильную пену, что требует тщательного ополаскивания посуды.

VIII. Полученная информация по результатам исследовательской работы может быть использована на факультативных занятиях и элективных курсах по химии.

IX.Проблема использования средств бытовой химии очень актуальна и может быть изучена в последующих исследовательских работах.

Вывод: при выборе средства руководствуются, в первую очередь, качеством и ценой, во-вторую, советом продавца и подруги, в последнюю- рекламой.

 3.1 Опыт № 1. Изучение этикеток.

Применение  любого средства бытовой химии должно начинаться с изучения данных на этикетке. И чем точнее эти данные, тем достовернее информация. Из этикеток, исследуемых моющих средств для посуды, я определил, что во всех моющих средствах в составе имеются поверхностно-активные вещества, консерванты, загустители, отдушки.

А в мерах предосторожности написано, что беречь от детей, хранить вдали от нагревательных приборов и при попадании в глаза промыть водой. Все это подтверждает о их небезопасности для здоровья человека. Первоначально я изучил информацию на этикетках моющих средств.

«МИФ». На упаковке «МИФ» указан состав, описан способ применения. В мерах предосторожности указано только «Беречь от детей».«Fairy». У «Fairy» указан состав, нет подробного описания метода применения, а лишь предложено «нанести небольшое количество на губку или посуду и добавлять по необходимости». Меры предосторожности касаются глаз: в случае попадания нужно промыть водой.«AOS». На «AOS» указана самая полная информация: указан способ применения, меры предосторожности и даже совет, что можно делать с этим средством после окончания срока годности.

3.2 Опыт №2.Исследование «смываемости» с поверхности  посуды  МС.

а)Выяснить, какое количество химии остается на нашей  посуде  после мытья, когда она уже являет взору весь свой блеск и чистоту, нам поможет тест на смываемость. Делается это так:  посуда  ополаскивается в трех водах и смотрят сколько средства остается в последнем смыве. Я помыла посуду моющим средством, ополоснули 3 раза и посмотрела, сколько средства остается в последнем смыве.

б)По данным эксперимента видно, что после однократного ополаскивания следы  моющего   средства  присутствуют на  посуде.2 (приложение 6).

2АртеменкоА. И. Удивительный мир органической химии. М, 2004. Стр.48

 3.3 Опыт №3.Исследование рН растворов

Оборудование: химический стакан или любая стеклянная емкость,          цифровая лаборатория  «Prolog».

Ход определения. Сполоснуть стакан исследуемой водой и налить в него немного исследуемой  воды. Сухими чистыми руками взять одну полоску индикаторной бумаги погрузить кончик в пробу на 30 сек. Вынуть полоску из пробы и сравнить с цветом шкалы. Записать цифру, помещенную под наиболее подходящей к  образцу по цвету полоской. Это и есть полученное значение рН.

        PH водопроводной воды=7,7

        PH образца №1(FAIRY)=8.3

      PH образца №2(AOS)=8,12

        PH образца №3(МИФ)=8,44

рН растворов жидких средств для мытья посуды  приблизительно равен 8 и более(слабо щелочная среда).

Исследование  влияния моющих средств  для посуды на биологические объекты является одним из важных экспериментов моей работы, потому что каждый человек, использующий данные средства, подвергается непосредственному воздействию моющих средств для посуды.

3.4 Опыт № 4: Влияния раствора моющего средства на рост и развитие семени фасоли.

Я решил провести повторный эксперимент. В одну пробирку налили раствор моющего средства, а в другую пробирку воду, сверху поместили плотный ватный тампон и семя фасоли. Длительность опыта 7 дней. По мере понижения уровня растворов тампон опускали ниже.

В 1 чашечке семя не проросло, а лишь набухло, появился затхлый запах.

Во 2 пробирке семя фасоли проросло.

В 3 чашечке семя не проросло.

В 4 чашечке семя не проросло.

Значит, моющее средство отрицательно влияет на развитие и рост семени, а значит и на окружающую среду.

Вывод: МС негативно влияет на рост и развитие растений. Активный рост семян смоченных раствором «МИФ» может свидетельствовать о вызванных мутациях.

 3.5 Опыт № 5.Определение микробов.

Одну колбу ополоснули моющим средством, другую чистой водой, поместили немного речного песка и кусочек хлеба. Колбы закрыла ватным тампоном и поместила в теплое место. Через семь дней увидела, что в колбе с моющим средством начала появляться плесень.

Вывод: значит в посуде, которую помыли моющим средством появляются микробы.

Безопасные моющие средства посуды.

Приведенные ниже рецепты помогут Вам сделать дом более здоровым!

Новая тенденция современного домоводства — использование в домашнем хозяйстве только натуральных средств. Вот некоторые, хорошо проверенные временем «бабушкины рецепты».

Кухня

Конфорки электроплиты можно отчистить жесткой щетинной щеткой. Немного крупной соли посыпьте на поверхность конфорки и энергично потрите щеткой. Оботрите диск конфорки влажной тряпкой и затем вытрите досуха.

Жирные пятна со стенок кухонного гарнитура удаляются кусочком замши, смоченным в уксусе.

Пластиковые ручки шкафчиков прекрасно очистит спирт.

Ванная и туалет

Металлическая арматура снова заблестит как новая, если ее почистить тряпкой или губкой, капнув на нее немного спирта.

Кафельная плитка прекрасно чистится водой с разведенным в ней мелом. Кроме того, мел, попадая на участки между плитками и высыхая, придает швам дополнительную белизну.

Отложения на стенках унитаза очищаются смесью буры и лимонного сока, которые смешиваются до кашицеобразного состояния, наносятся на загрязненные места и оставляются на несколько часов, лучше на ночь. Затем стенки очищаются щеткой или мочалкой и промываются водой.

Если на стенах ванной от влажности появился грибок, то такие места надо протереть формалином, а затем промыть водой. Работать удобнее всего обыкновенной зубной щеткой, которой вы уже не пользуетесь.

Для уборки налета плесени и грибка в ваннах и на плитке используйте чистый уксус. С помощью губки с уксусом протрите ванну, затем посыпьте содой, после чего потрите влажной губкой и смойте водой. Что бы на плитке не образовывалась мыльная плёнка, нужно каждый раз после душа вытирать стены насухо.

Унитаз будет всегда в порядке, если регулярно делать такую обработку: соду насыпьте прямо в унитаз, затем добавьте немного уксуса и потрите щёткой.

При чистке засорившихся труб применяется все те же сода и уксус. Засыпьте пол стакана в трубу пищевой соды. Добавьте пол стакана уксуса и закройте пробкой. Пусть постоит минут 20, а затем налейте в трубу кипяток.

Жилые помещения

Мягкую обивку мебели нужно время от времени выбивать. Возьмите большую простыню и смочите ее в воде, добавив немного уксуса. Теперь можете хорошенько выбить мебель - пыль не будет разлетаться по комнате и снова оседать на шторы, мебель и ковры.

Краски ковра станут ярче, если его протереть губкой, смоченной в уксусе, разведенном в воде в пропорции 1:10 с добавлением соли.

Поблекшие гардины восстановят яркость красок, если к стиральному порошку перед стиркой добавить порошок разрыхлителя для теста.

Пищевую соду при любой чистке используйте на губке с небольшим количеством воды.

Для мытья полов смешайте белый уксус 1/2 стакана с двумя литрами теплой воды.

Средство для чистки ковров - смешайте соду с боржоми до образования пасты, потом просто пропылесосьте ковер.

Для чистки стекла рекомендуем смешать две столовые ложки белого уксуса в одном стакане воды. Полученный состав налейте в бутылку с распылителем. Чтобы устранить подтёки, можно использовать один уксус. Для дезинфекции используйте чистый медицинский спирт, нанесенный на губку. Когда высохнет полностью, хорошо проветрите помещение.

4.Заключение .

На сегодняшний день имеется огромное количество СМС. СМС выполняют различные свойства, но одно свойство общее – очистка различных поверхностей.

Изучив вред СМС, начинаешь задумываться над тем, какое средство использовать и как его применить без вреда для здоровья и как утилизировать его без последствий для окружающей среды. Все же мне было интересно заниматься этой работой, так как мне хотелось узнать, чем пользуется человек для экономии своего времени.

Проведённые нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

Исследовав состав СМС, мы убедились, что эти вещества состоят из большого количества компонентов.

Вред СМС обширен. Попадание СМС в организм человека неприятно сказывается  на его здоровье, разрушая пищеварительную систему. Неблаготворное влияние оказывает на животных. С точки зрения экологии СМС попадая на землю, наносят ей непоправимый вред, и при производстве СМС большое количество паров выбрасывается в атмосферу.

СМС помогают нам облегчить труд при уборке и сэкономить время, но, наверное, здоровье дороже. Синтетические моющие средства одинаково хорошо моют как в мягкой, так и в жесткой воде

Если вы хотите быть здоровыми и счастливыми, нет ничего проще использования натуральных природных средст

                                             5.РЕКОМЕНДАЦИИ

По использованию моющих средств для посуды.

1.Мойте посуду в резиновых перчатках.

2.Капайте средство сначала на губку или в воду, но не на саму посуду.

3.Тщательно ополаскивайте посуду (2-3 минуты).

4.Вытирайте посуду полотенцем (так можно удалить до 90% ПАВов).

5.Держите флаконы МС закрытыми, чтобы не допустить токсичных испарений.

6.Откажитесь от поролоновой губки. Она является идеальной средой для размножения бактерий и плохо дезинфицируется.

7.Если есть возможность, купите посудомоечную машину. Она отлично смывает ядовитые вещества с посуды. Не смешивайте несколько разных средств бытовой химии? это может быть очень опасно для здоровья.

8.Не покупайте средства без указания состава и с явными изъянами на упаковке. Скорее всего, это подделка.

                        

                                6.Список литературы

1.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998.

2.Амбрамзон А.А. и др. Поверхностно-активные вещества. Синтез, анализ, свойства, применение. Л., 1988.

3. «Энциклопедия для детей», г. Москва. «Аванта» 2006 г.

4.Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю. А., «Химия для вас» г.Москва 1983г.

                                                                 7.Приложения

Картинки по запросу фотография моющего средства фейри


                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

химия и моющие средства

Элективный курс для предпрофильной подготовки в 9 классе позволяет расширить знания обучающихся  и мотивировать на обучение в средней профильной  школе...

Мыло и синтетические моющие средства.

История получения мыла, его состав и свойства....

Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»

Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...

Конспект урока по теме: "Средства защиты при работе с моющими средствами для уборки санузла", презентация.

Цель данного урока:  расширить и обобщить знания учащихся о средствах индивидуальной защиты, используемых при работе с моющими средствами.  Урок сопровождается показом слайдов с помощью муль...

Определение коэффициента поверхностного натяжения синтетических моющих средств

Определение коэффициента поверхностного натяжениясинтетических моющих средств...

Исследовательская работа "Синтетические моющие средства"

Презентация. Исследовательская работа  по химии для 10 класса на тему "Синтетические моющие средства" Это исследовтательская работа была выполнена совместно с учениками Чечкабской средней школы....

Конспект урока: МОП 5 класс «Влияние моющих веществ на здоровье. Техника безопасности при работе с моющими средствами»

Цель урока: узнать как влияют моющие средства на здоровье, познакомить с разнообразием моющих средств, научить пользоваться моющими средствами, соблюдая технику безопасности. Методическое рснащение ур...