Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы"
тест по биологии (9 класс)

Чембрович Елена Анатольевна

Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы" в 3 вариантах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.r._mnogoobrazie_i_evolyutsiya_zhivoy_prirody_2.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме:

 «Многообразие и эволюция живой природы»

Вариант 1

А1. Понятие изменчивости отражает:

а) способность организма передавать свои признаки; б) способность организма приобретать новые признаки, в) действие условий окружающей среды; г) наследственные изменения организма.

А 2. При определении принадлежности организма к тому или иному виду необходимо учитывать:

а) комплекс критериев вида, б) Знания о входящих в него популяциях,

в) Род, к которому принадлежит вид, г) Историю развития вида.

А3. Ареал, занимаемый видом в природе, — это критерий

а) морфологический, б) физиологический, в) экологический, г) географический.

А4. Какой отбор повышает устойчивость насекомых к ядохимикатам?

а) движущий, б) искусственный, в) методический, г) стабилизирующий.

А5. Какое значение в жизни животных имеет предупреждающая окраска?

а) отпугивает хищников, б) привлекает особей другого пола, в) делает животных незаметными в окружающей среде, г) обостряет внутривидовую борьбу за существование.

А6. Фактор эволюции, проявляющийся в обострении конкуренции между особями одного или разных видов, называют: а) естественным отбором, б) борьбой за существование,

в) модификационной изменчивостью, г) методическим отбором.

А7. В популяции происходят борьба за существование и естественный отбор, поэтому её считают:

а) формой существования вида, б) единицей эволюции, в) элементом экосистемы, г) единицей систематики.

А8. К предшественникам людей большинство антропологов относят

 а) австралопитеков, б) шимпанзе, в) орангутанов, г) горилл.

А9. К движущим силам эволюции относится: 1) приспособленность организмов к окружающей среде, 2) многообразие организмов, 3) борьба за существование, 4) образование новых видов.

А10. К результатам эволюции относят: а) наследственную изменчивость, б) борьбу за существование, в) приспособленность организмов, г) естественный отбор.

В1. Установите последовательность соотношения систематических категорий у растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) род Паслён

2) царство Растения

3) класс Двудольные

4) семейство Паслёновые

5) отдел Покрытосеменные

В2. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести:

  1. нервная система трубчатого типа
  2. жаберные щели на глотке зародыша
  3. четырёхкамерное сердце
  4. ушные раковины
  5. скелет верхних и нижних конечностей
  6. борозды и извилины в коре больших полушарий

В3. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.

ПРИЗНАК

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело покрыто мантией

Б) раковина имеет две створки

В) обитает в пресных водоемах

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) питается водными микроорганизмами

Е) личинка развивается в воде

1) морфологический

2) экологический

В4. Вставьте в текст «Критерии вида» пропущенные термины из предложенного перечня:        

                                                               КРИТЕРИИ ВИДА

Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, то есть __________ (А) вида. Сходство процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это __________ (Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие к одному виду, – это __________ (В). Для организмов одного вида характерны сходные потребности в условиях среды – это __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) экологический критерий

2) генетический критерий

3)физиологический критерий

4) географический критерий

5) биохимический критерий

6)морфологический критерий

7) этологический критерий

8) исторический критерий

А

Б

В

Г

Контрольная работа по теме:

 «Многообразие и эволюция живой природы»

Вариант 2

А1. В системе органического мира грибы составляют систематическую категорию

а) царство, б) класс, в) тип, г) подцарство.

А2. Основоположником современного учения об эволюции является

А) Ж.Б. Ламарк, Б) Ч. Дарвин, В) Ж.Л. Бюффон, Г) Ш. Бонне.

А3. Мутационная изменчивость не связана с изменением:

а) строения  ДНК; б) фенотипа; в) строения хромосом; г) числа хромосом.

А4. Ведущим критерием для определения принадлежности особи к виду является:

а) морфологический, б) экологический, в) генетический, г) физиолого-биохимический.

А5. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:

а) кратно увеличивают набор хромосом в клетках, б) скрещивают чистые линии, в) скрещивают родителей и потомков, г) уменьшают набор хромосом в клетках.

А6. Естественный отбор, в отличие от искусственного отбора:

а) проводится для создания новых сортов растений, б) способствует формированию полезных для человека признаков, в) происходит в живой природе постоянно, г) используется для улучшения пород животных.

А7.  К какому виду эволюционных приспособлений относят сезонные миграции птиц?

 а) морфологическому, б) биохимическому, в) поведенческому, г) физиологическому.

А8. К направляющей движущей силе эволюции Ч. Дарвин относил

1) наследственную изменчивость, 2) внутривидовую борьбу, 3) межвидовую борьбу,

4) естественный отбор.

А9. Что из перечисленного относят к результатам эволюции?

1) естественный отбор, 2) борьбу за существование, 3) наследственную изменчивость,

4) приспособленность организмов к среде обитания

А10. Формирование приспособленности и образование новых видов в природе происходит в результате: а) Стремления особей к самосовершенствованию,

б) Сохранения человеком особей с полезными наследственными изменениями,

в) Сохранение естественным отбором особей с полезными им наследственными изменениями,

г) Сохранение естественным отбором особей с разнообразными ненаследственными изменениями.

В1.  Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) отряд Приматы

2) семейство Мартышкообразные

3) тип Хордовые

4) царство Животные

5) вид Макака-резус

6) класс Млекопитающие

В2. В чём отличие Человека разумного от животных класса Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести:

1) развитие речи

2) наличие пяти отделов головного мозга

3) формирование опорно-двигательного аппарата

  4) формирование сводов стопы

  5) способность изготавливать орудия труда

  6) наличие зрительного и слухового анализаторов

В3. Установите соответствие:

Признак, характерный для лебедя-шипуна

Критерии вида

А) имеет красный клюв с черным кончиком

Б) зимует на побережьях морей

В) гнездится в тростниковых зарослях

Г) является самым крупным лебедем

Д) имеет буроватое брюхо, красные ноги

1) Морфологический

2) Экологический

В4. Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня: ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Основоположником современного учения об эволюционном развитии органического мира был __________ (А). К основным положениям его учения относятся следующие: важнейшим фактором эволюции является __________ (Б) изменчивость; внутри одного вида, а также между разными видами происходит __________ (В); в природе действует __________ (Г), приводящий к разнообразию организмов на Земле.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1)ненаследственная (модификационная)

2) естественный отбор

3) Ч. Дарвин

4) Ж.Б. Ламарк

5) борьба за существование

6)наследственная (мутационная)

7) искусственный отбор

8) взаимопомощь

А

Б

В

Г


Контрольная работа по теме:

 «Многообразие и эволюция живой природы»

Вариант 3

А1. Что относится к движущим силам эволюции, согласно теории Ч. Дарвина?

1) стремление к прогрессу, 2) необходимость питаться, 3) естественный отбор,

4) развитие новых органов.

А2. Естественный отбор, в отличие от искусственного отбора,

1) способствует формированию полезных для человека признаков,

2) проводится для создания новых сортов растений,

3) используется для улучшения пород животных,

4) происходит в живой природе постоянно.

А3. Заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он:

1) признал изменяемость видов, 2) разработал современную классификацию животных и растений

3) доказал, что приобретённые признаки наследуются, 4) создал учение о естественном отборе.

А4. Метод, сущность которого состоит в кратном увеличении числа хромосом в делящейся клетке, называют методом:

1)гетерозиса, 2) мутагенеза, 3) отдаленной гибридизации, 4) полиплоидии.

А5. Синтетическая теория эволюции считает минимальной эволюционной единицей:

1) особь, 2) вид, 3) популяцию, 4) разновидность.

А6. Свойство организмов приобретать различия между особями в пределах вида – это

1) наследственность 2) преемственность 3) раздражимость 4) изменчивость

А7.  В селекции растений чистые линии получают путём:

1) перекрестного опыления, 2) самоопыления,

3)экспериментального мутагенеза, 4)межвидовой гибридизации

А8.  Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между:

1) взрослой лягушкой и головастиком, 2) бабочкой капустницей и её гусеницей,

3) дроздом певчим и дроздом рябинником, 4) волками одной стаи.

А9. Вид — совокупность особей, обладающих:

1) одинаковым набором хромосом, 2) способностью образовывать пищевые связи,

3) способностью вступать в симбиотические отношения, 4) сходным строением клеток.

А10. Верны ли суждения о происхождении птиц?

А. Современные птицы и пресмыкающиеся имеют много сходных признаков, которые свидетельствует о происхождении птиц от древних пресмыкающихся.

Б. Археоптерикс – прямой предок современных птиц.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) семейство Крестоцветные,

2) отдел Покрытосеменные

3) род Редька

4) класс Двудольные

5) царство Растения.

В2. Что из перечисленного характерно для скелета человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) сводчатая стопа

2) прямой позвоночник без изгибов

3) позвоночник с S-образным изгибом

4) широкий чашевидный пояс нижних конечностей

5) сжатая с боков грудная клетка

6) массивные челюсти

В3. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

Причина

Способ видообразования

А) расширение ареала исходного вида                            

Б) стабильность ареала исходного вида                            

В) разделение ареала вида естественными преградами

Г) разделение ареала вида искусственными преградами

Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала.

1) географическое

2) экологическое

В4. Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня:

Эволюционное учение

Основоположником современного эволюционного учения был ________(А). До него уже высказывались идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ________(Б) и выживании наиболее приспособленных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ________(Г) органического мира.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) разнообразие,

2) Ч. Дарвин,  

3) естественный отбор

4) приспособленность,

5) сотворение мира,  

6) условия среды,  

7) самозарождение.

А

Б

В

Г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа по биологии 9 класс

контрольная работа по теме "Наследственность и изменчивость"...

Контрольные работы по биологии 6 класса

Контрольные работы в виде тестов по биологии 6-го класса (учебник И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко "Биология")...

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проверочная работа по биологии 5 класс по теме «Многообразие живых организмов»

Проверочная работа по биологии 5 класс по теме «Многообразие живых организмов» составлена в тестовой форме, для удобства прилагается бланк ответов, в который учащиеся вносят верные ответы. работа...

Мониторинговая контрольная работа по биологи 11 класс по теме "Эволюция"

УМК –  Н. И. Сонин.Предполагает проверку ЗУН по теме: «Эволюционное учение».Работа составлена на основе открытого банка заданий ЕГЭ по биологии....