Разработка урока биологии в 5 классе Клетка. Ткани.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Кудрявцева Наталья Валентиновна

Разработка урока по ФГОС. Интересный урок биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_kletka_tkani_5_kl_biologiya.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса «Биологии»!

1) Что Вы видите на слайде?                              Красивый дом

2) Из чего построен дом? Из чего он состоит?  Из кирпича

3) Что изображено на картинке?                        Растения и животные

4) Из чего все они состоят? Отгадайте загадку:  Клетка

Материи мельчайшая частица-

Меня не видит глаз, - так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений, человека, зверя ,птицы!

Так  отгадайте кто же я?

  5) А теперь посмотрите, что у меня в руках      Ткань

у меня в руках коробочка и в ней что-то есть!

Для того чтобы узнать что там, послушайте подсказку:

 «Здесь находится творение рук человеческих.

По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э.

 Изготавливают это, переплетая нити на станке.

Это находится на каждом из нас.

Из этого шьют одежду для различных сезонов"

Что в коробочке?

6) Какова же тема нашего урока?                           Клетки и ткани.

7) Цель нашего урока (…слайд)

  • Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.
  • Клетка очень мала (её размеры вы видите на слайде), не вооруженным глазом её не рассмотреть, сделать это открытие Гуку помог….С помощью микроскопа и изучают строение клетки! Давайте вспомним материал прошлого урока о строении микроскопа и выполним не большую проверочную работу (тест)

_______________________________________________

  • Прежде чем перейдем к изучению новой темы запишем Д\З:

 1) п.5

 2) Оформить в тетрадях Лаб.работу №2  стр.23;

 3) вылепить из пластилина объемную модель строения клетки.

Урок поможет вам справиться с выполнением д/з.                             А для этого вам нужно быть внимательными и активными.

  • Все живые организмы на земле (кроме вирусов) имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека, грибов, бактерий построено из клеток, словно дом из кирпичиков.

Клетки растений, животных и грибов могут быть различными по размеру и форме. Но все они имеют одинаковые части.

Давайте обратимся к материалу учебника параграф 5, стр. 19 и найдем ответ на вопрос:

Что является основными частями клетки?

(Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана (оболочка))

В рабочей тетради стр. 13 подпишите основные части клетки.

(кто забыл тетрадь -  рисуют в простых тетрадях)

  • Давайте выясним, какое значение имеют в клетке эти части и заполним таблицу стр. 14. (строение клетки – задание 2)

Для этого обратимся к информации на слайде:

«Я – мембранная оболочка – клетки граница.
Ее защищаю – врагу не пробиться!
И форму клетки сохраняю..
И некоторые вещества пускаю.
Пусть клетка дышит, питается….
И  главной частью зовут меня точно!»

( записывают функцию: защита, сохраняет форму, обмен веществ)

«Всю жизнь в движении провожу.
Все сообщаю, провожу.
И медленно мое движение.
Люблю ведь я веществ круженье.
И вязкая, бесцветная,
Для глаз я незаметная!»

(функция: связь между органоидами)

«Правитель мудрый, справедливый
Хозяин в доме...
Храню секреты информаций»

                                                    (функция: хранитель наследственной информации)

  • Ребята посмотрите на слайд и ответьте, есть ли еще какие то части в клетке?  (ДА)
  • В цитоплазме клетки помимо основных частей (ядро, цитоплазма, оболочка – клеточная мембрана)  находятся органоиды - постоянные структуры клетки имеющие особое строение и отвечающие за определенные функции.
  • Давайте обратимся к учебнику стр. 20, найдем и зачитаем информацию о таких органоидах как рибосомы, хлоропласты, вакуоли (ребята зачитывают)
  • Помимо этих частей клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах.

  • Обратите внимание на рис 16 "Строение растительной и животной клеток".
  • 1 ряд: Найдите в чем сходство
  • 2-3 ряд  в чем отличие  (работаем в парах - обсуждаем с соседом по парте)

сходства

различия

И клетки растений и животных имеют:

  • ядро,
  • цитоплазму,
  • клеточную мембрану
  •  вакуоль.
  • Клеточная стенка есть только у клеток растений, у клеток животных её нет, т.е. оболочка у растительной клетки толще;
  • Только у клетки растений есть – хлоропласты (в которых содержится зелёное вещество – хлорофилл);
  • У клеток растений очень большая вакуоль.

Физ. Минутка под стихотворение

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Есть организмы состоящие из одной клетки - одноклеточные, а есть многоклеточные, состоящие из большого количества клеток, которые могут выполнять разные функции.

  • Если клетки сходны по строению, функциям и происхождению, то они образуют ткань.
  • Найдем и зачитаем  определение "Ткань" стр. учебника 21.
  • В состав ткани входят не только клетки, но и межклеточное вещество, которым заполнено пространство между клетками.
  • Из тканей в организме образуются органы, формируется тело организма.
  • Давайте выясним, какие ткани есть у животных, а какие у растений?
  • Работая в парах выполните задание на листочках. Вам нужно заполнить пропуски. Вы должны используя материал учебника определить либо название ткани, либо особенность строения или функцию.

Давайте проверим что нового вы узнали, что у Вас получилось.

 1 ряд Назовите ткань, которая защищает органы растения от повреждений.(покровная)

Назовите ткань в которой клетки делятся, обеспечивая рост растения. (образовательная)

Проводит воду и органические вещества (проводящая)

Придает опору растению и его органам (механическая)

Образует и накапливает питательные вещества (основная)

2-3 ряд Познакомимся поближе с животными тканями

Ткань выстилает внутренние полости и полость рта, защищает от воздействия окружающей среды (эпителиальные)

Ткани с большим количеством межклеточного вещества, к ней можно отнести кровь, хрящевую, костную ткань. (соединительная)

Клетки этой ткани имеют отростки различной длины (нервная)

Ткань обеспечивает движение организма (мышечная)

  • Сегодня на уроке мы поработаем в группе,  рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука. Кожица лука – это кусочек ткани. Цель нашего исследования:

1) Найти отдельные клетки.

2) Определить к какой группе тканей относится кожица лука.

 Под микроскопом видно, что клетки кожицы чешуи лука очень близко расположены по отношению друг к другу, что помогает защищать то, что лежит под ними. Значит, кожица — это покровная ткань.

3) Зарисовать в  рабочих тетрадях клетки кожицы лука (стр.16,  Задание 6)

4) Сделать вывод.

Заслушать вывод работы.

  • Закрепление:

Продолжить предложение:

1) мельчайшая частица живого организма….(клетка)

2) Плотное образование округлой формы, хранитель наследственной информации (ядро)

3) Полужидкое слизистое содержимое клетки, имеющие сложное строение (цитоплазма)

4) Полость заполненная клеточным соком (вакуоль)

5) Группы клеток сходных по строению (ткани)

  • В завершении урока, выберите, пожалуйста, ту картину, которая соответствует вашему настроению.

(поднять руки, кто за картину №1  - №2)

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...