конспект урока на тему "Иммунитет" (ТРКМ)
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Немирович Наталия Николаевна

Урок на тему "Иммунитет" представлен в технологии развития критического мышления.

Технология критического мышления соответствует требованиям к личности в современном мире, способствует организации творчески интересных уроков. Умение самостоятельно работать с информацией, нестандартно, то есть критически мыслить позволяет стать человеком, который хочет учиться в течение всей своей жизни и ответственно относиться к своему образованию. Данная технология содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Немирович Н.Н.

учитель биологии МБОУ «СОШ № 6»

г. Сергиев Посад

Тема урока «Иммунитет»   8 класс

Цель:

 Обучающие: 

  • углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, лечебных сыворотках и вакцинах.

Развивающие: 

  • развивать учебно-интеллектуальные умения: выделять главное и существенное;
  • развивать учебно-познавательные умения: составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком;
  • развивать  поисково-информационные умения: использовать литературные источники.

Воспитательные: 

  • формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха,
  • способствовать воспитанию культуры общения.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Оборудование: презентация «Иммунная система».

Ход урока:

1. Стадия “ Вызов”

Учитель читает отрывок из произведения А.С. Пушкина «Пир во время чумы».

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

Учитель - Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.

В VI веке от чумы в Европе погибла большая часть населения – 10 млн человек. Чуму называли черной смертью.

Не менее опасна была оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.

В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.

Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.

Учитель

 -  Как вы думаете, почему одни люди умирали от этих страшных болезней, а другие нет?

- Сегодня на уроке мы будем говорить об иммунной системе организма.

- Вспомните все что вы знаете, или считаете что знаете о иммунитете.

Для этого напишите в тетради число и тему сегодняшнего урока.

1 этап – Вызов:

  • активизация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения

«Знаю» Запишите в данной строчке все ассоциации, которые у вас возникают со словом “иммунитет”. Записи должны быть емкими и краткими. (Время – 2 мин.)

– Поработайте в группе, обменяйтесь сведениями и дополните свои записи (Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа)). (Время – 3 мин.)

 «Корзина идей» - Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей, все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны).

– Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.

«Хочу знать». В данной строке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, а ваших знаний ещё не хватает.

- Обсудите в группах и озвучьте. (время 3 мин.)

2 этап – Осмысление:

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения

Поработайте с текстом (учебник “Биология. Человек. 8 класс», Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.) , проставляя пометки на полях:

“?” - знал;

“+” - новое;

“ ?” - появился вопрос.

Не нужно слишком часто ставить значки, попытайтесь выделить наиболее важные факты по данной теме.

- Обсудите в группах: 

  1. Что из того, что Вы узнали было для вас знакомо?
  2. Что оказалось новым?
  3. Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?

- На все ли вопросы при обсуждении вы нашли ответ? (если нет, то обсудить в классе)

Самостоятельная работа.

  1. Развитие представлений об иммунитете связано с именами большого числа учёных. Среди них И.И. Мечников, Л. Пастер, П. Эрлих и Э. Дженнер. Какова роль каждого из перечисленных учёных в развитии представлений об иммунитете?
  2. Составьте таблицу:

учёный

Вклад в развитие знаний об иммунитете

Мечников И.И.

Луи Пастер

П.Эрлих

Э. Дженнер

- Обсудите в группах и озвучьте.

Рассмотрите схему и внесите в нее недостающие сведения.  Объясните.

ИММУНИТЕТ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ                        ИСКУССТВЕННЫЙ

______________        _____________           ______________                           ____________

(врождённый)           (приобретённый)           (активный)                               (пассивный)

3 этап – Рефлексия:

  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)

«Узнал». Заполните строчку, что вы узнали нового на уроке, запишите одним или несколькими словами. Напоминаю, записи должны быть емкими, но краткими.

- Посмотрите на предложения на доске и закончите их:

  1. Сегодня для меня …
  2. Так как я знаю, что такое иммунитет …
  3. Я думаю, что …
  4. Если бы ученые не открыли вакцину, то …
  5. Составьте свой рецепт «Как поддержать свой иммунитет»

– Какие оценки сегодня заработали?

Домашнее задание:

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).

Ответьте на вопрос:

- Почему СПИД смертелен?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...