Практика применения активных и интерактивных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе
статья по биологии (10, 11 класс)

Николаева Ирина Сергеевна

Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению. Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность студентов на уроке, создать рабочий настрой и рабочую атмосферу в группе, важно на каждом этапе урока применять различные АМО и ИМО. Применения активных и интерактивных форм и методов обучения я расскажу на примере использования технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_nikolaeva_i.s._statya.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Практика применения активных и интерактивных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе

На данном этапе развития государство испытывает потребность в компетентных, мобильных, конкурентоспособных рабочих и специалистах. Актуальность формирования профессиональных и особенно общих компетенций обусловлена необходимостью соответствия требованиям профессионального стандарта, для удовлетворения потребностей современного рынка труда в профессионально компетентных выпускниках и  расширения профессионального признания.

В настоящее время не существует единого подхода к трактовке понятия «общие компетенции». Однако можно сформулировать следующим образом. Общие компетенции – это совокупность базовых знаний, общих (универсальных) умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности. Общие компетенции имеют надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий и т.п.

Анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме позволил сделать вывод, что объективные потребности общества делают актуальным широкое внедрение  личностно ориентированных развивающих технологий . При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность студентов, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность обучающихся, определяющие поведенческие  качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика»

Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах.

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.  Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: метод проектов, дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, групповая работа с иллюстративным материалом, лекция с заранее запланированными ошибками, проблемная лекция и т.д. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между преподавателем и обучающимися.

Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению. Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность студентов на уроке, создать рабочий настрой и рабочую атмосферу в группе, важно на каждом этапе урока применять различные АМО и ИМО. Применения активных и интерактивных форм и методов обучения я расскажу на примере использования технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Современного студента чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления. ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать студента, развивать устойчивую мотивацию к обучению (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа.

Технология РКМ – надпредметная, всепроникающая, она применима в любых программах и предметах. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов». Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у студентов знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Прием “Ассоциация”

  1) Обучающимся предлагается ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы видите этот рисунок.

Обучающиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые  также записываются на доске

Прием « Верите ли вы, что , «Верные и неверные утверждения»

Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо высказать своё мнение:

(+ ) верно или (–) неверно. Можно использовать на стадии вызова, как проверка подготовки к уроку. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт. А затем по ходу урока формулируются правильные высказывания. Данный приём можно использовать и на стадии рефлексии для проверки усвоенного за урок материала.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные географические сведения, предположения),  после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. Я использую данный прием на 2курсе по географии  по теме « Региональная география»

Прием “Кластер”

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Разбивку на кластеры я использую довольно часто как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

2. Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Моя роль здесь как преподавателя – в основном координирующая.

Стадия позволяет студенту получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Используемые приемы на стадии «Осмысления»:

•        Прием Инсерт (пометки на полях)

•        Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

•        Прием «Тонкие и толстые вопросы»

•        Прием «Мудрые совы»

•        Прием «Фишбоун»

Прием «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. Например: выделить национальные проблемы стран мира и предложить пути их преодоления. Объяснить проблему использования природных ресурсов, глобальные проблемы человечества и т.д.

Приём «Мудрые совы»

 Ход работы:

-самостоятельная работа учащихся с текстом (индивидуально, в группе)

-выполнение заданий с целью обработки информации

 Примеры заданий:

 Найдите в тексте основные понятия и запишите их в алфавитном порядке.

 Выразите главную мысль текста или каждого абзаца одной фразой.

 Отметьте в тексте информацию, которая была вам известна ранее «+»,

 а неизвестную «++».

 Проиллюстрируйте основную мысль рисунком, схемой, карикатурой

Третья стадия – рефлексия – размышления. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу3 Стадия рефлексии

Используемые приемы на стадии «Рефлексия»:

•        Прием «Кластер»

•        Прием «Синквейн»

•        Прием «Эссе»

•        Прием «Шесть шляп»

•        Прием «Самоанализ»

•        «Верите ли вы, что…»

Приём «Шесть шляп»

Рефлексия проводится по методу Эдварда де Боно. Это простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации. Метод позволяет разделить мышление на 6 типов, каждому из которых соответствует метафорическая цветная шляпа. Такое деление позволяет обучающимся провести процесс анализа собственной деятельности намного эффективнее, а преподавателю - соотнести цели занятия с достигнутыми результатами.

Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы.

Белая Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные и т.д.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и оценивать ресурсообеспеченность.

Зеленая. Творчество. Местонахождение полезных ископаемых на контурной карте.

Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Прием “Эссе”

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе.  Для этого я прошу в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара: Вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка". Как вы думаете, почему он так сказал? Напишите эссе на эту тему.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для меня – это возможность получить обратную связь. Поэтому студентам можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;        

2) Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

Прием “Синквэйн”

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Синквейн  от французского слова «cing» – пять. Используется как способ синтеза материала. Он может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Правила написания синквэйна:

 В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

 Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

 Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

 Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

 Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Заключение

ФГОС нового поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучающегося.

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современные технологии позволяют реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях. В условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы обучения на уроках экологии

Использование интерактивных форм и методов на уроках являются актуальной проблемой современной школы и, вероятно, наступает эпоха расцвета интерактивных методов обучения.Слово «интерактив» пришло к на...

Интерактивные формы и методы обучения математике

Публикация.Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения. Методика – это не то, какими книжками мы пользуемся, а то,  как организовано наше обучение. Иными словами ме...

Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе

Метод обучения –это способ  деятельности учителя и ученика по достижению целей обучения, развития и воспитания.Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педаго...

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ. МБОУ « Рождественская средняя общеобразовательная школа».

Воспитание гражданина и патриота Отечества, целостно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к саморегуляции в условиях современной российской социокультурной  си...

Презентация "Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"

Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...

Использование электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных форм и методов обучения в логопедической практике (сочетание МЭО и SMART)

Внедрение новых технологий — это всегда сложный процесс. Сначала мы сами должны полностью овладеть навыками и компетенциями их использования, а затем уже передавать эти знания детям....