Ч. Дарвин об интересных фактах поведения разных животных. Краткие тексты для работы с классом на уроке.
учебно-методический материал по биологии (7, 9 класс)

Селезнева Лариса Викентьевна

Эти тексты могут использоваться и для работы на уроках зоологии, и на уроках общей биологии для знакомства с впечатлениями Даривна от кругосветного путешествия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дарвин о необычной рыбе106.5 КБ
Файл darvosminog.docx14 КБ
Файл darvsobaki.docx118.61 КБ

Предварительный просмотр:

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». — М.: Гос. изд-во географической лит-ры, 1955. — 574 с. С. 62.

(Сокращено)

Однажды я с интересом наблюдал повадки Diodon antennatus*, которого поймали, когда он плавал около берега. Эта рыба с дряблой кожей широко известна своей… способностью раздуваться, причем она приобретает почти сферическую форму. Если вынуть её из воды на короткое время, а потом снова погрузить в воду, то вслед за тем она поглощает большое количество воды и воздуха ртом, а, может быть, также и жаберными отверстиями. Это достигается двумя способами: проглоченный воздух вгоняется в полость тела, откуда он не может выйти вследствие сокращения мышц, заметного снаружи; вода же входит слабой струей через рот, который широко открыт и остается неподвижным; следовательно, этот последний акт основан на всасывании. Кожа на животе гораздо свободнее, чем на спине; поэтому во время надувания нижняя поверхность растягивается… верхней, вследствие чего рыба плавает спиною вниз.

Кювье сомневается в том, чтобы Diodon мог плавать в таком положении; однако рыба может таким образом не только передвигаться по прямой линии, но и круто поворачивать в любую сторону. …Вследствие того что тело, наполненное большим количеством воздуха, всплывает, жаберные отверстия оказываются над водой, но струя воды, втягиваемая ртом, все время протекает через них.

Пробыв недолго в таком раздутом состоянии, рыба обыкновенно сильным движением выталкивает из себя воздух и воду через жаберные отверстия и рот… Этот Diodon защищается несколькими способами. Он может сильно кусаться и способен выбрасывать изо рта на некоторое расстояние струю воды, производя при этом странный звук движением челюстей.

С раздуванием тела сосочки, которыми покрыта его кожа, напрягаются и становятся колючими. Но всего любопытнее, что, если взять его руками, из кожи живота выделяется волокнистое вещество прекрасного карминово-красного цвета, которое окрашивает слоновую кость и бумагу так прочно, что окраска сохранилась во всей своей свежести и по сегодняшний день; я не имею ни малейшего представления ни о характере, ни о назначении этого выделения. От доктора Аллена из Форреса я узнал, что он часто находил в желудках акул плававшего там живого раздувшегося Diodon и что ему известно несколько случаев, когда рыба выходила наружу, проедая не только стенки желудка, но и бока чудовища, отчего последнее погибало. Кто мог бы вообразить, что мягкая маленькая рыбка может уничтожить громадную хищную акулу*.D:\Хресто\ХрестоЖивотн\Diodon_holocanthus.jpg

(Примечание*: рыба-ёж, у Дарвина устаревшее латинское название; есть несколько видов — ЛС)

(Примечание С.Л. Соболя: Близкий к описываемому виду  — Diodon hystrix. Воздух, который захватывает рыба, входит не в «полость тела», а в особый мешок, соединенный с глоткой. Сообщение д-ра Аллена, по-видимому, не соответствует действительности. По крайней мере, ни академику Л.С. Бергу, ни мне не удалось нигде найти данных, которые бы это подтверждали).



Предварительный просмотр:

О каком животном идет речь? Его название заменено в тексте звездочками ***.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль» — М.: Гос. изд-во географической лит-ры, 1955. — 574 с. С. 56. (Сокращено)

Несколько раз я с большим интересом наблюдал повадки ***. Хотя эти животные часто попадаются в лужах, остающихся после отлива, но завладеть ими вовсе не легко. При помощи своих длинных рук и присосков они могут втягивать свое тело в чрезвычайно узкие щели, а если они уж укрепились там, то приходится приложить большую силу, чтобы вытащить их. В иных случаях они с исключительной быстротой бросались с одной стороны лужи на другую задом вперед, окрашивая в то же мгновение воду темно-коричневыми чернилами.

Этих животных бывает трудно обнаружить вследствие еще одной весьма необычайной их способности — изменять свой цвет подобно хамелеону. …В глубокой воде их общий оттенок был коричневато-пурпурный, а на суше или в мелкой воде этот темный оттенок сменялся желтовато-зеленым. При более внимательном рассмотрении цвет этот оказывался почти серым, испещренным множеством ярко-желтых крапинок; серый цвет изменял свою яркость, а крапинки то исчезали, то вновь появлялись. Изменения эти происходили таким образом, будто по телу беспрерывно проходили облака... Под действием слабого гальванического разряда соответствующий участок тела становился почти совершенно черным; такой же эффект… вызывало царапанье кожи иголкой. Эти наплывающие облака, похожие… на игру красок на лице, происходят, как говорят, от попеременного расширения и сокращения крохотных пузырьков, содержащих различно окрашенные жидкости*.

***проявлял свою хамелеоноподобную способность как плавая, так и неподвижно лежа на дне. Меня очень занимали разнообразные уловки, к которым прибегал один***, стараясь остаться незамеченным; он, казалось, вполне понимал, что я подстерегаю его. Некоторое время он лежал без движения, потом, крадучись, точно кошка за мышью, продвигался на дюйм или на два; время от времени он изменял свой цвет; действуя таким образом, он добрался до более глубокого места и тут внезапно рванулся вперед, оставляя за собой густую завесу чернил, чтобы скрыть нору, в которую он уполз.

Когда, наблюдая морских животных, мне случалось свесить голову… над скалистым берегом, меня не раз обдавала снизу струя воды, которой сопутствовал слабый скрипучий звук. Сначала я не мог понять, что бы это могло быть, но потом выяснил, что струю выбрасывал***... …Мне кажется, что он способен довольно верно прицеливаться, направляя соответствующим образом трубку, или сифон, находящийся на нижней стороне его тела. Ползать по суше эти животные могут лишь с трудом, потому что им тяжело нести голову. Я заметил, что одно из них, которое я держал в каюте, слегка фосфоресцировало в темноте.

(Примечание С.Л. Соболя: — механизм изменения окраски у головоногих, хамелеона и других животных сводится… к попеременному расширению и сокращению пигментных клеток с  различного цвета зёрнышками пигмента)



Предварительный просмотр:

Чарлз Дарвин о пастушьих собаках Южной Америки

Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». — М.: Гос. изд-во географической лит-ры, 1955. — 574 с. С. 189.

Глава VIII БАНДА-ОРЬЕНТАЛЬ И ПАТАГОНИЯ

Во время моего пребывания в этой эстансий меня занимали местные пастушьи собаки... Повстречать во время поездки верхом большую отару овец под охраной одной или двух собак, на расстоянии нескольких миль от жилья и человека, — обычное дело. Меня часто удивляло, как могла установиться такая тесная дружба. Метод воспитания состоит в том, что щенков, пока они еще очень малы, отнимают от матери и приучают к будущим товарищам.

Щенку три-четыре раза в день дают сосать овцу, а также устраивают ему в овчарне гнездышко из шерсти; ему совсем не дают общаться ни с другими собаками, ни с хозяйскими детьми. Кроме того, щенка обыкновенно кастрируют, так что, когда он вырастает, в нем едва ли вообще останутся какие-либо чувства к своим сородичам. В результате такого воспитания у собаки нет желания покинуть отару, и, как другая собака будет защищать своего хозяина, так эта будет защищать овец. Когда приближаешься к отаре, забавно видеть, как собака тотчас же с лаем выскакивает вперед, а овцы все бегут за ней, не отставая, обступив ее, будто старого вожака-барана. Этих собак также легко выучить приводить отару домой вечером в определенный час. Больше всего хлопот доставляет желание щенят поиграть с овцами: забавляясь таким образом, они иногда самым немилосердным образом гоняют своих бедных подданных.

…Целая стая голодных диких собак едва ли отважится когда-нибудь напасть на отару, которую охраняет пусть даже один из этих верных пастырей. <…>

В описанном случае пастушья собака смотрит на овец как на своих собратьев, и это придает ей уверенности, а дикие собаки, хотя и знают, что каждая отдельная овца не только не собака, но и вкусная еда, все-таки до некоторой степени соглашаются с такой точкой зрения при виде отары с пастушьей собакой во главе.

Интернет о пастушьих собаках магалланес

http://files.kabobo.ru/tw_files2/urls_264/25/d-24812/7z-docs/1_html_7baa4620.jpg

Как вы видите, у этой собаки особенная внешность: высокий рост, веселая мордашка, мохнатые уши, густая шерсть. Еще одна особенность шерсти пастуха магалланес заключается в том, что к ней не прилипает снег.

http://files.kabobo.ru/docs/26400/index-24812-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности для учащихся 1-3 классов на уроках физической культуры

Инструктаж представлен в виде презентации. Презентация составлена для знакомства детей с правилами поведения и техникой безопасности на уроках физической культуры, а так же для того чтоб повысить заин...

Интересные факты про животных.

В данной презентации преставлены интересные факты из жизни некоторых животных....

Подвижные игры с бегом, произношением стихов, интересными фактами о животных.

Данные  игры  будут полезными для организаторов детского досуга, преподавателей младших школьников. Для ознакомления с играми, где персонажами являются животные, а также между их повторами ...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...

Интересные факты о растениях и животных

Интересные факты о растениях и животных...

Презентация "Интересные факты о животных"

Презентация предназначена для детей школьного возраста....