Видоизменения побегов
методическая разработка по биологии (6 класс)

Строчкова Оксана Николаевна

Презентация к уроку с практической работой "Видоизменения побегов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidoizmeneniya_pobegov.pptx1.7 МБ
Файл konspekt_uroka.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подземные побеги

Слайд 2

Внимание! Черный ящик! В “черном ящике” лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывают чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел, ударов мечей. Философы древности разрезали этот загадочный предмет поперек, объясняя своим ученикам строение Вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднем веке утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что лежит в черном ящике?

Слайд 3

Внимание! Черный ящик! У лысой головки есть глазки и бровки. Глаза чуть-чуть раскосы, а брови безволосы

Слайд 4

Внимание! Черный ящик! В земле веревочка, а в ней кладовочка

Слайд 5

Тема: Подземные побеги Цель: доказать, что клубень, луковица и корневище подземные побеги Гипотеза: если клубень, луковица и корневище являются подземными побегами, то мы обнаружим у них стебель, почки и листья Задачи: 1. Выявить наличие стебля, почек и листьев у клубня, луковицы и корневища 2. Определить функции клубня, луковицы и корневища

Слайд 6

№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, топинамбур 2 3

Слайд 7

№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, топинамбур 2 Луковица 1 - сухие чешуи 2- сочные чешуи 3 -донце 4 - корни 5 - зачаточные листья лук, чеснок, декоративные растения: тюльпан, нарцисс, амарилис и другие 1 2 3 4 ц11151 11111 2 3 4 1 5

Слайд 8

№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, Топинамбур Хохлатка Медуница 2 Луковица 1 - сухие чешуи 2- сочные чешуи 3 -донце 4 - корни 5 - зачаточные листья лук, чеснок, декоративные растения: тюльпан, нарцисс, амариллис и другие 3 Корне- вище 1 - Стебель 2 -Верхушечная и пазушная почки 3 - Пленчатые чешуйки 4 - Придаточные корни Крапива, пырей, ирис, ландыш, аспидистра , сансивьера 1 2 3 4 ц11151 11111 2 3 4 1 5 1 2 3 4

Слайд 9

Цикламен Амариллис Северные подснежники Гусиный лук

Слайд 10

Вегетативное размножение

Слайд 11

№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, Топинамбур Хохлатка Медуница Запас питательных веществ 2 Луковица 1 - сухие чешуи 2- сочные чешуи 3 -донце 4 - корни 5 - зачаточные листья лук, чеснок, декоративные растения: тюльпан, нарцисс, амариллис и другие 3 Корне- вище 1 - Стебель 2 -Верхушечная и пазушная почки 3 - Пленчатые чешуйки 4 - Придаточные корни Крапива, пырей, ирис, ландыш, аспидистра , сансивьера 1 2 3 4 ц11151 11111 2 3 4 1 5 1 2 3 4

Слайд 12

№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, Топинамбур Хохлатка Медуница Запас питательных веществ Переживание неблагоприятных условий 2 Луковица 1 - сухие чешуи 2- сочные чешуи 3 -донце 4 - корни 5 - зачаточные листья лук, чеснок, декоративные растения: тюльпан, нарцисс, амариллис и другие 3 Корне- вище 1 - Стебель 2 -Верхушечная и пазушная почки 3 - Пленчатые чешуйки 4 - Придаточные корни Крапива, пырей, ирис, ландыш, аспидистра , сансивьера 1 2 3 4 ц11151 11111 2 3 4 1 5 1 2 3 4

Слайд 13

№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, Топинамбур Хохлатка Медуница Запас питательных веществ Переживание неблагоприятных условий Вегетативное размножение 2 Луковица 1 - сухие чешуи 2- сочные чешуи 3 -донце 4 - корни 5 - зачаточные листья лук, чеснок, декоративные растения: тюльпан, нарцисс, амариллис и другие 3 Корне- вище 1 - Стебель 2 -Верхушечная и пазушная почки 3 - Пленчатые чешуйки 4 - Придаточные корни Крапива, пырей, ирис, ландыш, аспидистра , сансивьера 1 2 3 4 ц11151 11111 2 3 4 1 5 1 2 3 4

Слайд 14

Источники информации http :// www.fotosoyuz.ru/preview/600x600-p2owd7/gf/fh2ch3/600x600,fs-KRYLOV,15,5137-J.jpg?f0dp1jhz http:// www.asienda.ru/data/cache/2015apr/02/36/208622_28683.jpg http:// i.ucrazy.ru/files/i/2012.4.21/1335018356_savv-39.jpg http://i.ucrazy.ru/files/i/2008.2.28/1204198967__ gor291101_800.jpg http:// rasfokus.ru/images/photos/medium/552593a09ec927c83f0ae4c7522f5ee9.jpg http:// fb.ru/misc/i/gallery/30291/830712.jpg http://player.myshared.ru/925012/data/images/img12.png



Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6-а класса

Тема: «Подземные побеги»

Цель: Формирование универсальных учебных действий:

Предметных: обучающиеся  научатся называть видоизмененные подземные побеги, распознавать их, находить признаки сходства и различия, делать выводы о принадлежности клубня, луковицы и корневища к видоизмененным побегам

Личностных:  формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

Регулятивных:  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки.  

Познавательных:  устанавливать причинно - следственные связи. Давать определения понятиям.

Коммуникативных: выдвигать гипотезу, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Использовать информационные ресурсы для поиска ответа на вопрос. Проявлять исследовательскую деятельность.

Методы: проблемный, поисково-исследовательский        

Структура:

  • Организационный момент
  • Проверка домашнего задания
  • Изучение нового материала
  • Закрепление
  • Рефлексия
  • Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Проверка д.з. осуществляется в виде тестового контроля с взаимной проверкой.

Критерии оценивания:  

нет ошибок – 5

1ошибка – 4

2 ошибки – 3

3 и более ошибок – 2

  1. В черном ящике  находятся растения, имеющие необычные побеги. Я буду загадывать загадки, а вы догадайтесь, что лежит в черном ящике?

В “черном ящике” лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывают чудесное свойство: якобы он способен  предохранять воина от стрел, ударов мечей. Философы древности разрезали этот  загадочные предмет поперек, объясняя своим ученикам строение Вселенной. Во все времена и у всех народов ему  приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний.

Что лежит в черном ящике?

(луковица)

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу.

 (лук)

У лысой головки есть глазки и бровки.

 Глаза чуть-чуть раскосы, а брови безволосы

(клубень картофеля)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»

 (картофель)

 В земле веревочка, а в ней кладовочка 

(корневище).

О чем мы будем говорить  сегодня на уроке?

Давайте подумаем, какой частью растения являются луковица и клубень?

Учащиеся выдвигают гипотезу о том,  что луковица и клубень это подземные побеги.

Каким методом мы будем пользоваться для доказательства или опровержения нашей гипотезы? Какие задачи мы будем решать?

Выполнение лабораторной работы.

  • Разнообразие побегов.
  • Изучение корневища, клубней, луковицы на натуральных объектах.
  • Строение и значение видоизменений побегов.

 Для того чтобы заполнить пятую  колонку таблицы, нам необходимо решить проблемные задачи.

- Чем корневище, клубень и луковица отличаются от обычного надземного побега? (нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи)

- Чем можно объяснить наличие перечисленных вами особенностей? (различие в среде обитания, различие в функциях)

- Итак, главная функция подземных видоизмененных побегов – запас питательных веществ. Докажем это с помощью простого опыта «Разрежем клубень на две части, на разрез клубня капнем раствора йода, очень быстро появляется темно-синее окрашивание. О чем это говорит?»

(о наличии крахмала, крахмал – это запасное питательное вещество, им особенно богаты клубни и корневища)

-  Кроме картофеля клубень имеет комнатное растение цикламен. Это растение с нежными пламенеющими цветками носит второе некрасивое название «свиной хлеб». Как вы думаете почему? (клубни цикламена, богатые крахмалом, охотно поедают свиньи)

- Перед вами еще одно комнатное растение – амариллис. Давайте познакомимся с ним поближе (рассказывает ученик).

Ученик: «Родина амариллиса – африканская пустыня Карру. В пустыне на ссохшейся почве не видно жизни. Только изредка попадаются уродливые алоэ. Однако не всегда в пустыне Карру стоит жара. В конце зимы, в августе там выпадают  прохладные дожди. Глинистая почва пустыни размягчается и в несколько дней неожиданно покрывается красивыми крупными цветками амариллиса. Откуда же берутся эти красивые растения на твердой сухой почве пустыни Карру? Ведь не могут же эти растения за какие-нибудь две недели вырасти из семян и зацвести?» (амариллис имеет под землей луковицу, которая позволяет ему прятаться от жестокой засухи, в сонных чешуевидных листьях луковицы накапливаются вода и питательные вещества, которые обеспечивают жизнь растению)

- В «прятки» умеют играть не только растения степей и пустынь, но и наши северные раноцветущие растения. Они цветут в апреле-мае. Мы их называем подснежниками. Какие подснежники вам известны? (Ветреница, медуница, гусиный лук, хохлатка).  Уже в конце июня эти растения образуют плоды и семена, а затем вся надземная часть их отмирает. Откуда же они появляются следующей весной? (подснежники имеют видоизмененные подземные побеги)

Итак, вторая функция подземных побегов – переживание неблагоприятных условий.

Посмотрим на таблицу «Вегетативное размножение»:

-размножение картофеля делением клубня,

-размножение чеснока детками-зубками.

О чем говорят эти примеры?

Третья функция подземных побегов – вегетативное размножение.

Запишите функции в нашу табличку.

Наш урок подошел к концу.

Домашнее задание

Параграф 10, оформить лабораторную работу.

Творческое задание: краткое сообщение о надземных видоизменениях побегов.

-Вернемся к началу нашего урока. Какую гипотезу вы выдвигали?  Смогли вы это доказать или нет? Достигли ли мы своей цели? Есть ли у вас вопросы  по материалу урока?

-Выполните задания для самопроверки.

Итоги урока, рефлексия

Если вы узнали что-то новое, вам было интересно,  и вы справились со всеми заданиями – поднимите зеленую карточку;

Если вы узнали что-то новое, вам было интересно,  но вы испытывали небольшие затруднения при выполнении тестовых заданий или при выполнении практической работы  – поднимите желтую карточку;

Если вы узнали что-то новое, вам было интересно,  и  вы испытывали большие затруднения при выполнении тестовых заданий или при выполнении практической работы  – поднимите красную карточку;

Клубнелуковица гладиолуса и крокуса (шафрана) !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок исследование "Видоизмененные побеги"

в игровой форме учащиеся узнают, что клубень картофеля и луковица - это видоизмененные побеги....

Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"

Урок подготовлен с исползованием методов  проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эврис...

Видоизменение побегов

Тип урока, раскрывающий содержание темы, урок-объяснение. Данный урок учитель строит на сочетании различных приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности учащихся, выполняет основные функ...

Видоизменение побегов

Тип урока, раскрывающий содержание темы, урок-объяснение. Данный урок учитель строит на сочетании различных приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности учащихся, выполняет основные функ...

Видоизменения побегов

Три презентации, в которых отдельно рассматриваются корневище, луковица, клубень. Рассмотрено строение видоизменённых побегов и приведены примеры растений....

Урок биологии в 6 классе: «Видоизменения побегов»

Цель урока: выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.Урок построен на исследовании и с...