Методическая разработка по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки" направлен на формирование представлений о химическом составе клетки, приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_himicheskiy_sostav_kletki.docx473.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по биологии (5 класс)

Конспект урока  «Химический состав клетки»

 

Тема урока: Химический состав клетки.

Класс: 5

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Цели урока:

Содержательные -    формирование  представлений о химическом составе клетки;  развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Деятельностные    -  создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников; развитие  навыков  самоконтроля,  развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Задачи:

Содержательные -  дать представление об неорганических и органических веществах;  экспериментально доказать, что в состав клеток входят: вода, минеральные соли, жиры, белки, углеводы; систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.

Деятельностные  -  приобретение учащимися исследовательских знаний и умений; развитие логического  мышления; создание  условий для развития речевой деятельности школьников.

Личностные -   воспитание   самодисциплины, культуры коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного взаимодействия), рефлексивных качеств личности.

Результаты:

Личностные

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание здоровьесберегающих технологий;

формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,  учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

Метапредметные  результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить  эксперименты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе), анализировать и оценивать информацию;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные  результаты:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, о  взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, ноутбук, медиапроектор, экран, электронное приложение к учебнику, минилаборатория.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Организационный момент (2 мин).

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, создание благоприятной атмосферы урока.

Ученики настраиваются на активную работу.

Мотивация к деятельности.

2. Проверка ДЗ (3 мин)

Устный опрос – вопросы 6 и 8 на с.32

3.Проблемно-мотивационный этап (5 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!

  1. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.
  2. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода → обесцвечивание раствора.


Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое.

А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете!

Ребята, Вы, наверное, не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и внутри нас.

Пожалуйста, ответьте мне еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

Из чего состоят все живые организмы? (из клеток).  Так какая тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Химический состав клетки»

-У вас на партах лежат инструктивные карты для работы на уроке, запишите тему урока.

Наблюдают за опытом.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока.

Метапредметные результаты:

выявление связи науки химии и биологии.

Личностные результаты: формирование интеллектуальных умений  (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Диаграмма содержания химических элементов в клетке на с.36 учебника, сравнить с диаграммой на с.37

Ребята, говорится, что клетки живых организмов имеют сходный химический состав. Как вы думаете, что подразумевается под этим? (клетки организмов состоят из одних и тех же элементов).

Учитель формирует проблему: «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?» Подводит учащихся к пониманию темы и цели урока.

Сегодня мы будем самостоятельно находить ответы на важные вопросы, работая с учебником и проделывая опыты.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

4.Информационный этап. Актуализация знаний. (14 мин)

Цель этапа: исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров.

Ребята, ознакомьтесь с рис. своих учебников на стр.  33 и попробуйте самостоятельно  составить схему «Вещества клетки» (3 мин).

                                                 вещества клетки

неорганические вещества                 органические  

вода       минеральные соли               белки                                                                                                              

Проверка результатов заполнения схемы.

Работа в группах по 4-5 человек  (3 мин) (выделить основные функции веществ: вода – 1 группа; мин. соли – 2 группа, углеводы – 3 группа, белки – 4 группа, жиры – 5 группа, нуклеиновые кислоты – 6 группа)

А теперь в ходе проведения опытов мы определим и изучим данные вещества клетки.

Учитель напоминает о технике безопасности при проведении лабораторных работ (2 мин).

Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из  воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

( схема оформляется по ходу изучения)

Просмотр демонстрационного опыта, доказывающий наличие воды в клетках (видео).

1. Прокаливание семян

Положим  в  пробирку  сухие  семена подсолнечника и прокалим  их  на огне. На  стенках  пробирки  мы  увидим  капельки  воды, которая выделилась при  нагревании из  клеток.

Первая группа с места озвучивает основные функции воды

Минеральные  соли составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико: соли натрия и калия обеспечивают раздражимость, соли кальция придают прочность костной ткани, раковинам моллюсков (группа 2).

Цель нашего эксперимента – доказать, что растения содержат минеральные соли. Объект исследования - семена подсолнечника. После их сжигания осталась зола. О чем это говорит? (в состав растений входят минеральные вещества (соли)).

Таким образом, доказательство наличия какой группы веществ мы наблюдали сейчас? (неорганических)

Заполняют схему в инструктивной карте.

вещества              

         нуклеиновые кислоты

углеводы        жиры  

Вспоминают правила поведения в лаборатории.

Наблюдают за опытами, анализируют, делают выводы.

Ответы учащихся.

Коммуникативные УУД:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Предметные результаты:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах

Физминутка (2 мин)

Биологическая игра

Ответ «да» - встают с места

Ответ «нет» - сидят на месте

1. Первым увидел клетки и дал им такое название Роберт Гук (+)

2. Зоология – наука о животных (+)

3. Зеркало микроскопа содержит увеличительную линзу (-)

4. Икринки рыб и лягушек – это женские половые клетки (яйцеклетки) (+)

5. Все клетки в организме человека одинаковые (-)

6. Ядро клетки располагается в цитоплазме (+)

Выполняют упражнения.

Личностные результаты: знание основ здорового образа жизни.

Органические вещества

Учитель задает учащимся наводящие вопросы:

Наличие какой группы веществ мы должны далее определить? (органических)

 Ответы учащихся.

Исследовательская работа. (14 мин)

1.Опыт, доказывающий наличие углеводов в клетке.

Функции углеводов – группа 4

2. Опыт, доказывающий наличие жира в клетке

Функции жиров – группа 5

3. Опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Функции белков – группа 3

Работают по алгоритму (инструктивная карточка). Проводят самостоятельно опыт.

Делают выводы.

Личностные результаты: соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием.

Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов.

Учитель акцентирует внимание на нуклеиновых кислотах. Сохранение наследственной информации и её передача потомкам.

Функции – группа 6

Невооруженным глазом увидеть невозможно.

5.Аналитический этап. Закрепление материала. (3 мин)

Цель этапа: определить уровень  усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки.

Решение кроссворда в группах

Учитель подводит итог урока и задает   вопрос: Каково практическое применение знаний, которые вы получили сегодня на уроке?

Решение, проверяют все вместе

Ученики предлагают свои ответы.

Предметные результаты: формирование первичных систематизированных представлений о строении, химическом составе клетки.

Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально и в группе.

Предметные УУД: объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе.

6.Этап рефлексии (1 мин).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов учащихся.

Выбрать подходящий смайл и обвести его (в это время на доске ДЗ, также оно в инструктивной карте)

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы, включенные в «Лист успеха».

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные УУД: построение  речевых высказываний.

Регулятивные УУД:

развитие навыков самооценки и самоанализа.

7.Домашнее задание (1 мин).

Записано в инструктивной карте

  • §6;
  • Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения (не менее 5) и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

Познавателъные  УУД:

работать с различными источниками информации, готовить сообщения и представлять результаты работы классу.

Инструктивная карта урока биологии. 5 класс

Фамилия, имя ___________________________________________

Тема урока__________________________________________________________________

1.Используя текст учебника (с.33), заполни схему

Вещества  клетки

неорганические                                                         органические

                                                                                                                 

Демонстрационный опыт «Прокаливание семян пшеницы»

E:\5 класс_ФГОС\5_Химический состав клетки\img17.jpg

Вывод: В семенах семян входят __________________ вещества (при нагревании сгорают), и  ________________ вещества (вода – при нагревании остается на стенках пробирки, минеральные вещества – при нагревании не горят, остаются в виде золы).

2.Исследовательская работа.

Эксперимент №1.

  1. На  клубень картофеля  капнуть немного раствора йода.
  2. Что изменилось? Сделать вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эксперимент №2.

  1. На салфетку поместите очищенные от семенной кожуры семена подсолнечника и раздавите их. Что вы видите? О чем это свидетельствует?

          Запишите вывод:______________________________________________________

Эксперимент №3.

  1. Кусочек теста положить на марлю. Сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой.  Развернуть марлю. Что обнаружили в марле?  

____________________________________________________________________________________________________________

  1. В стакан с мутной водой капнуть раствор йода.  Меняется ли цвет? О чем это говорит?

Запишите вывод:__________________________________________________________

Лист успехаC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\BXUMF0UE\smiley-25612_640[1].png

Я оцениваю свою работу на уроке  _________

    http://cs317428.vk.me/v317428587/1d83/X5_BY8yPvkA.jpgприкольные смайлыhttp://userava.ru/diary/wp-content/uploads/2014/09/2100_confused_emotion.jpg

Домашнее задание:

  • §6;
  • Провести эксперимент №3;
  • Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения (не менее 5) и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

Кроссворд по теме «Химический состав клетки»

1

2

3

4

5

6

1. Основные вещества клетки, которые составляют 50 % ее сухой массы.

2. Вещество-углевод, которое можно обнаружить в клубнях картофеля

3. К этой группе веществ относится глюкоза, сахароза, клетчатка

4. Вещества, ответственные за хранение и передачу наследственной информации (нуклеиновые _________)

5. Соли какого вещества придают прочность костям? (кальций)

6. Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме, хороший растворитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....

Методическая разработка урока биологии в 9 классе "Клетка эукариот - биологическая система?"

Урок с применением проектной методики. Способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Предусмотрено использование компьютерной презентации, подготовленной учителем, создание и защита мини ...

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Тема урока: Химический состав клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель:  изучить химический состав...

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5...

Методическая разработка по биологии по теме « Строение клетки» в 10 классе

Цель: изучить строение основных органоидов цитоплазмы растительной и животной клетки и химическую организацию самой клетки...