Алгоритмы подготовки к ОГЭ по биологии.
методическая разработка по биологии (9 класс)

Алгоритмы подготовки к ОГЭ по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка к ОГЭ по биологии.26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка обучающихся к ОГЭ по биологии.

Одной из наиболее актуальных проблем для современного учителя является подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Это очень важная и  планомерная работа всех участников образовательного процесса: учителя, обучающегося и родителей.

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий по биологии предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, которые  рекомендованы Министерством образования РФ.

Аттестационная работа требует от выпускников умения сравнивать объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к итоговой аттестации. Конечно же с самых первых уроков в 5 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения.

Подготовкой нужно заниматься постоянно: из урока в урок,  потому что за один год  высоких результатов добиться очень сложно. А наши дети, порой, выбирают данный предмет в самый последний момент, т.е в 9 классе имея уже ряд пробелов в знаниях. Кто-то из них собирается поступать в Медицинский колледж, другие в лицеи и гимназии для дальнейшего обучения что бы поступить в Вузы. Тогда и начинается основная подготовка. С учащимися 9 класса работа по подготовке начинается сразу с сентября месяца.

Гарантией успеха для сдачи экзаменов является уверенность обучающихся в собственных силах, в своих знаниях и умении применить эти знания на практике. Поэтому необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Необходимо изучить не только теоретический материал, но и рассмотреть все таблицы, рисунки, схемы, а так же провести работу с микроскопом и микропрепаратами. Во время осенних и весенних каникул была проведена подготовка к ГИА по биологии обучающихся 9-х классов. Они с интересом работали в кабинете, рассматривали микропрепараты, делали записи и рисунки, выполняли задания.

На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе материалы для закрепления беру из различных сборников по биологии и ГИА. В список материалов для подготовки к ОГЭ по биологии входят:

  • школьные учебники;

лекции, написанные по урокам (школьники часто пренебрегают материалами, написанными на уроках. А зря! Именно эти лекции содержат основную информацию, которая потребуется на экзамене).

  • дополнительная литература (можно взять в библиотеке или купить в книжных магазинах);
  • методические пособия;
  • сборники тестовых задач с решениями.

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии (разработано ФИПИ). 

Направления работы при подготовке к ОГЭ

1.Первое направление - это внеурочная работа с учащимися на консультациях. 

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание  уделяю  работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей  животного и растительного мира, определять их принадлежность к  типу, отделу, классу.

В разделе «Человек и его здоровье» рассматриваются вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека.

При  подготовке учащихся к экзамену на консультациях  учимся   читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы. На это акцентирую особое внимание т.к. ребята волнуются, торопятся, не дочитываю вопросы и не всегда вникают в их смысл.        

 2. Внеурочная подготовка  проходит в несколько этапов.

Первый этап: входная диагностика. Ребятам предлагается прорешать  несколько вариантов ОГЭ. Это может быть сделано не на одном занятии. Основная цель: выявить уровень знаний на данный момент  и определить пробелы в знаниях.

Второй этап: проводится анализ допущенных ошибок, определяются темы и типы заданий, требующих доработки.

Третий этап: составление общего тематического плана для групповых занятий. Данный план должен включать те темы, которые являются наиболее сложными для большинства обучающихся с учетом и индивидуальной работы с каждым учеником.

3Третье направление - это работа на уроках. 

При организации повторения планирую уроки с обязательным содержанием разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Для успешной сдачи ГИА учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий. Так же я провожу  различные формы текущего контроля с использованием заданий, аналогичным заданиям ОГЭ. Во время проведения уроков необходимо уделять важное внимание  работе с терминами и основными  понятиями. Это позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний.

4. Для самостоятельной подготовки, дома рекомендую сайты с онлайн-тестами, «Решу ОГЭ» и т.д. При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ОГЭ предпочитаю составление схемы, таблицы, а не конспекта темы. При составлении схемы и таблицы учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме (или её части).

Усвоение теории и сформированности навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя.

Практика показывает, что круг проблем, возникших при подготовке к экзаменам, следующий:

Во-первых, это нежелание работать как на уроке, так и дома.

Во-вторых, недопонимание учащимися и их родителями серьёзности проблемы.

В-третьих, лень мыслить, примитивность мышления, узость кругозора в связи с низким уровнем начитанности.

В-четвёртых, невнимательное чтение тестовых заданий, излишняя спешка при их выполнении.

5.Пятое направление -  останавливаюсь подробно на системе оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

6. Шестое направление - говорю о продолжительности экзамена по биологии, выделяю при этом, что на выполнение каждой части экзаменационной работы обучающийся должен спланировать свое время таким образом, чтобы вовремя закончить свою работу.

7. Седьмое направление - провожу инструктажи с обучающимися:

- напоминаю о правилах поведения в аудитории;

- объясняю ход работы с КИМ (главное, напоминаю о том, что необходимо внимательно читать задания!);

- знакомлю с основными правилами заполнения бланков ЕГЭ (для тренировки заполнения можно использовать черновики бланков).

8. Следующим направлением  в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю  и  закрепляю знания и умения базового уровня.  Для этих целей использую   тесты,  материалы, рекомендованные ФИПИ. Тестовый контроль меня привлекает тем, что  – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала. Подготовка учащихся к экзаменам с помощью ИКТ может осуществляться как в рамках  школьного урока, так и во внеурочной деятельности применяя, например, ресурсы сети Интернет. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/  и на образовательном портале для подготовки к экзаменамhttp://bio.reshuege.ru/ . Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части  и  презентации по решению заданий второй части. На различных сайтах информационной поддержки ОГЭ  предлагаются варианты пробного тестирования в режиме On-line. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании.

Выступаю на родительских собраниях в 9 классе с целью информирования родителей о порядке проведения итоговой аттестации, о результатах тестирования учащихся класса, проведения разъяснительной работы по оказанию психологической помощи учащимся и созданию благоприятной домашней обстановки в период подготовки и проведения ОГЭ и т. д. 

Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ОГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен.

Я считаю, что решить проблему с подготовкой к ГИА можно только всем миром: в союзе с родителями. С учениками постоянно проводить беседы о необходимости дополнительных занятий, о серьезном отношении к экзаменам, о пропусках уроков, об успеваемости.

Для этого необходимо чтобы взрослые обеспечили своим детям здоровый сон, нормальное питание и достаточное количество свободного времени для изучения необходимого материала.

Заканчивая свой доклад, хочу обратиться к словам Р. Рождественского:

Вы знаете, мне по- прежнему верится,

Что если останется жить Земля,

Высшим достоинством Человечества

Станут когда-нибудь учителя".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пошаговый алгоритм подготовки к написанию части «С»

Обучающий тренинг написания части «С»  ЕГЭ по русскому языку...

Алгоритм подготовки к уроку химии.

В данном материале даются советы по организации подготовки к уроку....

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ И ГИА

}Определение стартового уровня подготовки.}Диагностика уровня подготовки (ВШТ, срезы знаний).}Формирование индивидуальной и дифференцированной программы подготовки.}Знакомство с бланковой документацие...

Алгоритм подготовки к итоговому сочинению

Материал  представляет собой пошаговую подготовку к итоговому сочинению....

Алгоритм подготовки учащихся к ЕГЭ

Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе, начиная с 5 класса. Способы и приёмы, а также задания, которые помогают формировать логическое мышление и способы решения заданий, которые характе...

Алгоритм подготовки к экзаменационному сочинению по литературе в 11 классе.

Презентация, которая пошагово готовит учащихся к успешной сдаче экзаменационного сочинения по литературе....