"Что за грызун?" материал для исследовательских работ
план-конспект по биологии

Абайдуллина Альфия Валерчановна

Материал для исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_gryzun.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Что за грызун?»

( материал для исследовательских работ)

Введение……………………………………………………………...3

Глава I. Это  был  не  крот ………………………………………...5

Глава II. Здесь хозяйничает  водяная  полёвка ………………….6

  1.  Внешний вид земляной  (или водяной) крысы…………6
  2.  Распространение и  среда обитание…………………….6
  3.  Образ жизни………………………………………………7
  4.  Питание……………………………………………………8
  5.  Размножение………………………………………………8
  6.  Сходство водяных крыс с кротами……………………..9

          3. Методы борьбы…………………………………………..10

          4. Эксперимент………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………16

Список источников и литературы………………………………17

Приложение  ……………………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

         Минувшим  летом на  наше  село  внезапно  обрушилось  настоящее  бедствие.  Ещё  до  срока  односельчане  стали  спешно  спасать  урожай  картофеля  и  других  корнеплодов  от  нашествия  маленьких  грызунов,  оставляющих  после  себя  на  грядках  только  холмики  земли,  да  отверстия  своих  подземных  ходов. То  тут,  то  там  слышалось: «Кроты  унесли  всю  картошку!  Кроты  съели  морковь!  Кроты  погрызли  кусты!» Маленькие  зверьки  вели  себя  безнаказанно. Они  нагло  бегали   по  огородам,  дворам и улицам  села  даже  в  дневное  время. Мы  много  раз  видели  их   у себя в огороде.    С  приходом  осени  численность  зверьков  заметно  возросла.  Однажды  такой  зверь  попался  в  капкан.  Рассматривая  его,  у  нас  возникло  сомнение  в  том,  что  это  крот.  Ведь  мы  знали,  что  кроты  редко  выходят  на  поверхность,  они  слепые  и  не  могут  быстро  бегать.  Наш  же  пленник  посматривал  на  нас  чёрненькими  глазками,  пищал  и  отчаянно  работал  всеми  четырьмя  лапками,  пытаясь  вырваться.  К  тому  же  нас  смущал  длинный  хвост,  как  у  крысы.

          А так же появившаяся информация в газетах и в сети Интернет –

«Этой осенью в Вагайском районе появился чрезвычайно опасный вредитель, который принес много неприятностей садоводам и огородникам»;

«В этом году водяные крысы нанесли немалый урон семейному бюджету жителей Выучейского, в некоторых семьях им удалось уничтожить до трети всего урожая».

Так родилась тема моей исследовательской работы. 

Тема   исследования: «Что за грызун?».  

Цель  исследования: выяснить, от нашествия каких зверьков пострадали жители нашего села летом и осенью  2018 года  и найти способы борьбы с «непрошеными гостями».

Исходя из цели, я поставила перед собой задачи:

  • Убедиться, что обвинения в адрес крота являются ошибочными.
  • Изучить информацию обо всех животных, ведущих подземный образ жизни.
  • Составить сравнительный анализ и выяснить с кем нам предстоит бороться.
  • Определить уже существующие методы борьбы с ним и дать им объективную оценку.
  • Побеседовать с жителями села Новоалександровка.
  • Разработать экономичный и действенный метод борьбы с этим зверьком и опробовать его в действии.

Методы  исследования:  наблюдение, анализ, синтез, сравнение,  обобщение полученного опыта.

Объект исследования: подземный вредитель огородов.

Гипотеза  исследования: предположим,  что  источником  бедствия  для  жителей  нашего  села  стали  не  кроты,  а  другие  животные.  Допустим, что из всех известных способов избавления от «пришельцев», есть самый экономичный и гуманный.

Актуальность работы состоит в том, что зная истинного «огородного вредителя», можно будет найти правильный метод борьбы с ним.

ГЛАВА I. ЭТО  БЫЛ  НЕ  КРОТ.

      Чтобы  изучить   информацию  о  кроте,  мы  отправились  в  библиотеку и обратились  к  сети Интернет.  Из  книг, газет  и из интернета  мы  узнали  о  внешнем  виде  и  образе  жизни  крота.  Пользуясь  полученной  информацией,  наблюдая  и  изучая  кадры  видеосъёмки,  мы  сравнили  крота  и  незнакомого  нам  зверька.   (приложение 1)

        Вывод:  При   сравнении  мы  выяснили,  что  крот  сильно  отличается  от  незнакомого  нам  зверька  по  внешнему  виду,  образу  жизни  и  способу  питания.  На  основании  вышесказанного  можно  сделать  вывод  о  том,  что  в 2018  году  жители  села  Новоалександровки   пострадали  от  нашествия  не  кротов,  а  каких – то  других  животных.

        Таким  образом,  наша  гипотеза  о  том,  что  источником  бедствия  для  жителей  нашего  села  стали  не  кроты,  а  другое  животное,  полностью  подтвердилась.

       

ГЛАВА II. ЗДЕСЬ  ХОЗЯЙНИЧАЕТ  ВОДЯНАЯ  ПОЛЁВКА.

        Чтобы  выяснить,  что  это  за  животные,  мы  сравнили  фотографии,  сделанные  нами  минувшей  осенью,  с  фотографиями  грызунов   в  интернете.  По  внешнему  виду  наши  зверьки  больше  всего  походили  на  водяную  полёвку (водяную или земляную  крысу) (приложение 2).

        А также провели опрос среди местного населения, показывая фотографии и все опрошенные, а это 35 человек  показали на фотографию водяной  (земляной)  крысы.  Когда  мы  прочитали  о  ней  в  энциклопедии и после проведенного опроса,  сомнений  не  осталось,  в нашем  селе  хозяйничали  водяные  полёвки.

        Животное вредит не только рассаде, повреждая ее, но также крадет с грядок различные корнеплоды и луковичные цветы, вызывая гибель плодово-ягодных насаждений. Усложняет ситуацию факт того, что весьма активный и прожорливый зверек очень быстро размножается. Как выглядит водяная крыса, чем она питается, где обитает и как с ней бороться?

2.1 Внешний вид земляной  (или водяной) крысы

        Земляная крыса относится к крупным грызунам-вредителям, но фактически не является крысой. На самом деле это — мышь-полевка, точнее, самый крупный вид этого семейства. Животное имеет размер от 16,5 до 22 см (из них хвост составляет 6-13 см) и массу тела от 180 до 380 грамм. Тело массивное, с крупной головой и тупой мордой, небольшими почти невидимыми ушками. Хвост круглый, длинный, покрыт мелкими волосами. Зимой шерсть густая и длинная, летом — короткая и редкая. Различаются по виду шерсти крысы, живущие в разных местах обитания или разного возраста. Расцветка спины — темно-бурая, с разнообразными оттенками, живот — грязно-белого цвета. Порой встречаются полностью черные животные. Пальцы на передних лапах короткие, заканчиваются длинными,  малоизогнутыми когтями. Задние лапы вытянутые. Отлично плавает.(приложение 2)

2.2 Распространение и  обитание

          Земляную крысу можно встретить в европейской части страны, на Кавказе, в Сибири (кроме областей Крайнего Севера). Большая численность грызунов сосредоточена на юге Сибири и в Средней Азии.

          Вопросом, где живет водяная крыса, озадачены те, кто однажды встретил грызуна на своем участке. Для жизни выбирает влажные места — по берегам водоемов, болотах и сырых лугах. При высокой численности популяции может заселять сады, поля и огороды. Во время паводков мигрирует, переселяясь в более сухие и удобные места для жизни. Живет зверек в норе, в конце которой имеется гнездовая камера. Определить, что нора принадлежит полевке можно по ходу, высота которого гораздо больше его ширины и имеет округлую форму. Живут водяные крысы также в прогнивших стволах деревьев и даже внутри болотных кочек, обустраивая свои гнезда сухой травой.

СПРАВКА! Часто живет в населенных пунктах, поселяясь на приусадебных участках и создавая ходы в тонких стенах и под полом.

2.3  Образ жизни

         Грызун проявляет активность круглый год, зимой практически все время проводит под землей. По времени суток наибольшая жизнедеятельность сосредоточена вечером и ночью. Из норы вылазит только на короткий промежуток времени, отходя на незначительное расстояние — как правило, во время поедания растений, находящихся на земле. Летом во время наибольшей жары и зимой закупоривает норы изнутри. Земля, возникающая при рытье проходов, выбрасывается на поверхность, образуя небольшие плоские кучи разного размера и на разном расстоянии от точки выхода. Подземные ходы располагаются в 10-15 см от поверхности грунта. Гнездо обычно состоит из обширной сети лабиринтов, гнездовой камеры и нескольких складов с запасами. (Приложение 3)

       Ловко плавает и лазает по деревьям, разоряя птичьи гнезда. Может поселяться в человеческих жилищах, где поедает пищевые продукты и корма. Может прогрызать глинобитные стены и прокладывать ходы под полом. Естественными врагами земляной крысы являются собаки, кошки, шакалы, лисы, ласки и многие другие хищные виды, а также птицы — совы, орлы, полевые луни.

СПРАВКА! Если возле места обитания земляной крысы живут кроты, то они могут пользоваться готовыми прорытыми ходами последних, чтобы быстро добираться до корней и клубней.

2.4 Питание

        Мягкие сочные части растений, произрастающие на болоте, молодые побеги тростника, прикорневые части осоки, рогозы или камыша – это то, чем питается водяная крыса. Помимо околоводных растений грызуны поедают и корнеплоды. Излюбленными лакомствами вредителей являются морковь, свекла или картофель. (Приложение 4)

        Крупные корнеплоды они стараются съедать на месте. Клубни же небольших размеров зверьки сносят в норы, делая запасы на зиму. Причем для этих целей грызуны отбирают исключительно ровные и непорченые овощи. К началу весны такие заготовки заканчиваются. Это вынуждает полевку менять свое местообитание, перебираясь на дачные участки, где для пищи она использует корни садово-огородных растений. 

2.5 Размножение

         В южных регионах при комфортных условиях земляная крыса может размножаться весь год. В иных местах процесс происходит с весны до осени, два-три раза. Количество особей в приплоде зависит от времени жизни животного — чем старше самка, тем больше может принести детенышей. Потомство выводится под землей, в отдельном оборудованном месте. При достижении возраста в один месяц, молодняк начинает жить самостоятельно. В оптимальных условиях численность земляной крысы разрастается в несколько раз, и их количество может достигать 400 животных на гектар поля.
Водяная крыса отличается высокой плодовитостью. Ведь способность к размножению самки имеют еще в год своего рождения, даже не достигнув веса взрослых особей. Первый помет появляется весной. За один раз рождается обычно 6-7 детенышей. В течение теплого периода одной самкой может быть выведено до 4 крысиных выводков.

Первое время самка ухаживает за крысятами и защищает их от нападения других животных. В случае опасности она способна даже накинуться, жестоко кусая преследователя. По истечении месяца молодые крысята становятся практически самостоятельными и даже уже способны съесть сочные корма, корневища молодых деревьев или садовых цветов. (Приложение 5)

        А  куда  же  водяные  полёвки  исчезли  с  приходом  зимы?  Никуда.  Водяная  крыса  проводит  зиму  под  снегом  в  норе  с  запасами  пищи.  Выходит  она  на  поверхность  ранней  весной.  Если  с  осени  водяных  крыс  было  много,  и  зимовка  под  снегом  проходила  благополучно,  то  в  прибрежных  лесах  и  садах  многие  деревца  и  кусты  окажутся  повреждёнными.  У  сотен,  а  иногда  у  тысяч  осинок,  ив,  тополей  водяные  крысы  подгрызут  за  зиму  корни,  обгложут  кору  с  нижней  части  стволиков  у  корневой  шейки.  Весной  некоторые  повреждённые  деревца  легко  выдернуть  из  перекопанной  крысами  земли,  так  как  снизу  они  полностью  «подрублены»  острыми  резцами  зверьков.

2.6 Сходство водяных крыс с кротами

          При наличии бугров взрыхленной земли в саду или на огородном участке, подозрение падает на кротов. Однако отличие заключается в том, что кроты весьма безобидные существа, не портят урожай, а в период, когда на участках уже нет посевов, даже насыщают почву кислородом рыхлением. Полевка проделывает многочисленные хода, строит норы, обустраивает хранилища. При большом заселении на участке водяная крыса способна уничтожить весь посев картофеля под землей, не оставляет моркови, свеклы. Мелкую картофель полевка тащит в хранилище, крупную съедает на месте, поскольку не в силах утащить с собой. Садоводы страдают от водяной крысы не меньше огородников. Грызуны портят молодые побеги, взрыхляют землю, выворачивают корни растений на поверхность. В результате засыхают молодые деревья, цветы, кустарники. Между тем полевка и кроты могут спокойно жить вместе на одном участке, не мешая друг другу. Встает главный вопрос:

 «Как избавить свои угодья от нашествия вредной полевки и оставить в живых кротов?»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя  данную  исследовательскую  работу,  нам  удалось  выяснить,  что  так  вести  себя  в  огороде  может  только  водяная  крыса.  Также  мы  узнали  о  том,  что  водяные  крысы  являются  основными  переносчиками  очень  тяжёлого  инфекционного  заболевания – туляремии.  Чтобы  не  заразиться,  необходимо  поставить  прививку,  и   ни  в  коем  случае  не  брать  зверьков  голыми  руками (даже  трупы  умерших  животных).  

       Таким  образом,  появление  кротов  в  лесных  посадках  или  в  саду   никого  не  должно  пугать,  а  перекапывание  почвы  водяными  крысами  надо  считать  сигналом  опасности,  указанием  на  то,  что  следует  срочно  организовать  борьбу  с  грызунами.

       А  своим  родственникам  и  соседям  теперь  я  могу  рассказать  об  эффективных  методах  борьбы  с  «непрошеными  гостями» - водяными  крысами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...