Методическая разработка урока "Процессы размножения и развития животных"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Урок открытие нового знания. Сформировать представление о видах размножения, оплодотворениях и особенностях роста и развития животных.

Создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания. Способствовать формированию ключевых компетенций (познавательной, информационной, коммуникативной) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx42.85 КБ
Файл prilozhenie_2.docx25.58 КБ
Файл prilozhenie_3.docx13.3 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

  1. Используя текст учебника, найдите информацию для восстановления следующей схемы, характеризующей  типы размножения.

Типы размножения

  1. Дополните схему конкретными примерами животных.C:\Users\admin\Desktop\autogen_100405.jpg

Оценка:



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Заполните схему, приведя примеры млекопитающих с разными особенностями размножения.C:\Users\admin\Desktop\autogen_100500.jpg



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

  1. Выпишите номера названий насекомых в соответствии с их типом развития.
  1. Медоносная пчела
  2. Майский жук
  3. Бабочка-крапивница                А. Развитие с неполным превращением
  4. Комар-пискун
  5. Стрекоза-коромысло                Б. Развитие с полным превращением
  6. Кузнечик зеленый
  7. Саранча

  1. Из номеров перечисленных  объектов, расположенных в три столбика, составьте три трехзначных числа, в которых были бы закодированы объекты, имеющие друг  с другом наибольшее сходство.

1. Майский жук

2. Крапивница

3. Медведка

4. Зеленый кузнечик

5.  Колородский жук

6. Дневной павлиний глаз

7. Капустная белянка

8. Саранча

9. Жук-плавунец

САМОПРОВЕРКА

  1. Ответ:         А: 5,6.7.

Б:1,2.3,4

  1. Ответ. 267 – отряд Чешуекрылые; 159  отряд Жуки (Развитие с полным превращением); 348 – отряд прямокрылые (Развитие с неполным превращением)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

7

Тип урока

Урок открытие нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Процессы размножения и развития животных

Цель

Формировать личностные, познавательные, коммуникативные УУД  при изучении размножения как свойства живого, особенностей роста и развития животных, создать условия для применения общеучебных умений в ходе выполнения самостоятельных работ

Основные термины, понятия

Бесполое размножение. Половое размножение. Зародышевые листки. Внутреннее оплодотворение. Наружное оплодотворение.

Планируемый результат

Предметные умения: усвоение знаний о типах и особенностях полового размножения; знать особенности роста и развития некоторых групп животных; умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; умение анализировать и обобщать полученные результаты, выстраивать логическую цепочку своих рассуждений, делать выводы.

Личностные УУД: формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к изучению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения; учиться  определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех

Познавательные УУД: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации (текстами, иллюстрациями); обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, парная, фронтальная

Книгопечатная продукция: учебник; тетрадь, индивидуальный раздаточный материал

Технические средства обучения: презентация

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Актуализация  опорных знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий. Создать благоприятный психологический настрой на работу

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока

Открытие нового знания

Сформировать представление о видах размножения, оплодотворениях и особенностях роста и развития животных.

Создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания. Способствовать формированию ключевых компетенций (познавательной, информационной, коммуникативной)

Осмысление и первичное закрепление знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Способствовать формированию у учащихся осознания границ применения нового знания

Рефлексия учебной деятельности

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Отвечают на приветствие, настраиваются на работу

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока

Взаимодействуют с учителем.

Готовность к учебному действию.

Настраиваются на восприятие материала урока.

Постановка проблемного вопроса. Актуализация знаний

Предметные:

Предметные умения: умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; выстраивать логическую цепочку своих рассуждений.

Личностные УУД: мотивировать к изучению новых

Коммуникативные УУД: умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

На доске эпиграф урока: «Этот процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время». Учащимся предлагается объяснить смысл этих слов. СЛАЙД 1

Просит их догадаться, о каком свойстве живого пойдет речь на этом уроке.

Подсказка: «Это свойство позволяет поддерживать относительно постоянную численность живых организмов на нашей планете». Заслушивает ответы учащихся и корректирует их.

О размножении.

  «Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости,

другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку.

Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,

чтобы его численность не уменьшалась.

Смертность одних особей компенсируется рождением других»

 Вывод: размножение – это единственный путь к бессмертию,

 именно в размножении заключается смысл жизни любого организма. СЛАЙД 2

Обращаются к эпиграфу и высказывают свои предположения.

Беседа-рассуждение.

Делают вывод

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Предметные:

умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; умение анализировать и обобщать полученные результаты, выстраивать логическую цепочку своих рассуждений, делать выводы.

Личностные УУД: формировать интерес к изучению природы.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения.

Читает четверостишие, в котором заключается подсказка к названию темы урока:

«Начало жизни,

дорогие детки,

Несут, конечно,

половые клетки.

Давайте сформулируем тему урока

Озвучивает тему урока. СЛАЙД 3

Определяет задачи урока

Предлагают свои варианты названия темы урока

Ставят задачи урока

Открытие нового знания

Предметные:

Предметные умения: усвоение знаний о типах и особенностях полового размножения; знать особенности роста и развития некоторых групп животных; умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; умение анализировать и обобщать полученные результаты, выстраивать логическую цепочку своих рассуждений, делать выводы.

Личностные УУД: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к изучению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук

Регулятивные УУД: учиться  определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех

Познавательные УУД: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации (текстами, иллюстрациями);

Используя текст учебника, найдите информацию для восстановления следующей схемы, характеризующей  типы размножения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СЛАЙД 4, 5

Уточняет и расширяет знания учащихся о раздельнополых и обоеполых животных, приводит примеры. СЛАЙД 6, 7

Используя текст учебника, сравните наружное и внутреннее оплодотворение, выявите черты сходства и различия.

Укажите преимущества внутреннего оплодотворения.

Дает задание самостоятельно ознакомиться с материалами учебника и предлагает составить рассказ по иллюстрациям учебника на с. 229 составить схемы, используя следующие термины: «индивидуальное развитие», «зародышевый этап»,

«послезародышевый этап», «стадии развития зародыша», «дробление», «бластула», «нейрула», «развитие организмов после рождения», «прямое развитие», «непрямое развитие». СЛАЙД 8

Распределите организмы на две группы, в зависимости от типа развития СЛАЙД 9.

Изменения в размножении животных в связи с выходом на сушу.

Просит самостоятельно подготовить вопросы.

Рис.169.Защитные приспособления зародышей наземных позвоночных.

СЛАДЙ 10

Выполняют в парах самостоятельную работу с текстом и иллюстрациями учебника. Составляют схемы с предложенными терминами.

Самостоятельно работают с учебником. Обсуждают итоги работы

Выполняют самостоятельную работу с текстом и иллюстрациями учебника.

Распределяют организмы

Слушают учителя.

Обращаются к тексту учебника за подсказкой и выполняют задание

Вернитесь к § 30 и зарисуйте схему строения яйца птицы. Обозначьте особенности его строения, обеспечивающие условия, необходимые для развития зародыша: питание, газообмен, защиту.

Осмысление и первичное закрепление знаний

Предметные:

Предметные умения: усвоение знаний о типах и особенностях полового размножения; знать особенности роста и развития некоторых групп животных; умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; умение анализировать и обобщать полученные результаты, выстраивать логическую цепочку своих рассуждений, делать выводы.

Личностные УУД: формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Регулятивные УУД: учиться  определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех

Познавательные УУД: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации (текстами, иллюстрациями);

Выполните задание 2 на стр. 231.Заполните схему, приведя примеры млекопитающих с разными особенностями размножения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Выполняют задания учителя и производят самопроверку.

Выполняют задания.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД: формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к изучению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук

Регулятивные УУД: учиться  определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех

Предлагает подвести итоги урока (уровень достижения целей, степень участия каждого ученика в учебном процессе и т. д.)

Использовать знания, полученные при изучении главы 2 приведите  конкретные примеры прямого развития животного и развития с превращением, обитающих на территории Пензенской области. Представить результаты в виде презентации. СЛАЙД 11

Анализируют и оценивают  свою деятельность на уроке.

Записывают и обсуждают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы

Данная методическая разработка урока с использованием двух презентаций: Растительный мир Кубани. Редкие исчезающие виды животных Кубани....

Методическая разработка урока математики "В мире необыкновенных животных" ( умножение и деление обыкновенных дробей, 6 класс).

Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей". Методическая разработка включает в себя конспект урока и презентацию....

Методическая разработка урока по французскому языку. Тема:"Животные" 4 класс

Тема :  «Les animaux!»Тип урока: урок комбинированныйОборудование: проектор, интерактивная доска SmartBoard, программа Notebook.Исходная компетенция учителя (владение ИКТ): владение к...

Методическая разработка урока английского языка по теме "Животные"

Цель урока: совершенствование коммуникативной компетенции по теме «Животные»....

Методическая разработка урока по теме:"Селекция растений, животных и микроорганизмов"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Селекция растений, животных и микроорганизмов". В данной разработке дан полный план урока, технологическая карта....