Урок "Заповедный урок Куршская коса"
презентация к уроку по биологии

Кондрашкина Наталья Антоновна

презентация и разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovednyy_urok_kurshskaya_kosa_5-8_klassy.docx43.98 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «КУРШСКАЯ КОСА»

 

 

 

Принято

Научно–методическим советом

 

«____»____________2017 г.

 

Протокол № _____от____________

 

Утверждаю

Директор ФГБУ «Национальный

парк «Куршская коса»

 

_________________ А.А. Калина

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАПОВЕДНОГО УРОКА

«КУРШСКАЯ КОСА – ТВОЙ ЗАПОВЕДНЫЙ ОСТРОВ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5–8 КЛАССОВ

 

 

                                     Авторы: Паркова Т.В., Фомченко Е.В.  

                                                               методисты отдела экологического

                                                                   просвещения и туризма

 

 

 Калининград

2017

Цель занятия:

Демонстрация учащимся школ выдающейся универсальной ценности национального парка «Куршская коса».

Задачи:

  • познакомить с разнообразием ландшафтов, животного и растительного мира Куршской косы;
  • рассказать об истории заселения и заповедания косы;
  • познакомить с деятельностью сотрудников в национальном парке.

Структура занятия

Урок состоит из трех взаимосвязанных блоков с демонстрацией презентации «Куршская коса – твой заповедный остров».

1 блок – «Знакомство с национальным парком «Куршская коса» – включает ознакомление учащихся с историей заселения и заповедания Куршской косы (+интерактив «Лента времени»).

2 блок – Уникальность территории. Игра «Определи по звуку». Получение и закрепление информации о животном и растительном мире Куршской косы (+интерактив «Живые символы Куршской косы»).

3 блок – знакомство с основными видами деятельности национального парка (+физкультминутка, + делаем покетмод)

4   блок – мастер-класс

Оборудование и реквизит:

  1. Проектор и экран, компьютер, колонки.
  2. Видеоролик «С днем рождения, Куршская коса» (30 сек).
  3. Презентация «Куршская коса – твой заповедный остров».
  4. Материал к интерактиву «Живые символы Куршской косы»: карточки с ландшафтами Куршской косы (море, залив, лес, дюны); карточки растений и животных, обитающих в этих природных комплексах; карточки «Ленты времени», аудиофайлы к игре «Определи по звуку».
  5. Карта Куршской косы.
  6. Покетмод
  7. Материалы для мастер-класса.

План занятия

Продолжительность урока – 45 мин.

  1. Введение (3 мин.). Деление на малые группы (пазлы)
  2. История заселения и заповедания (7 мин.)
  3. Интерактив «Лента времени», работа в группах (7мин.)
  4. Уникальность Куршской косы (2 мин.)
  5. Игра определи по звуку (2 мин.), работа в группах.
  6. Живые символы: растительный и животный мир (8 мин.).
  7. Интерактив «Живые символы Куршской косы», работа в группах (5 мин).
  8. Куршская коса сегодня: научно–исследовательская, природоохранная и эколого–просветительская деятельность (5 мин.)
  9. Физкульминутка (2 мин.)
  10. Собираем покетмод. Обобщение (4 мин.)
  11. Мастер-классы

Ход занятия

  1. Введение (3 мин.)

В начале урока рассказываем учащимся о том, что в 2017 году в России отмечают 100-летие заповедной системы. В нашей области находится один из уникальных заповедных островов России – национальный парк «Куршская коса». Предлагаем посмотреть 30-секундный видеоролик – поздравление от Куршской косы «С юбилеем, заповедная Россия» (Приложение «Видео»).

Делимся на малые группы

Разрезаются 2–4 картинки с ландшафтами Куршской косы на части, равные количеству учеников в классе. Каждому раздается кусочек картинки. Задача – собрать картинки из частей подобно тому, как мы собираем пазлы. В итоге ребята делятся на группы по количеству картинок. Далее участие во всех интерактивах на уроке проходит в этих же малых группах. На усмотрение преподавателя за каждое выполненное задание (в интерактивах «Определи по звуку», «Лента времени», «Живые символы») группы могут получать баллы и в конце урока победитель поощряется.

*На усмотрение преподавателя во время урока для переключения внимания учеников рекомендуем провести игру на коммуникацию (2 мин) (для жителей Калининградской области)

 «Дотронься до плеча соседа». Учитель задает вопросы о том, были ли ребята в парке, что интересного увидели, узнали, какие растения, животных встречали. Если ответ положительный, то участник дотрагивается до плеча (до уха, до головы, до правого, до левого плеча и т.д.) своего соседа по парте. Примеры вопросов:

  1. Кто был на Куршской косе?
  2. Кто гулял по маршруту высота «Эфа»
  3.  Кто видел кабана в лесах парка?
  4. Кто посещал «Танцующий лес»?
  5. ….

Поясняем ребятам цель урока: поближе познакомится с жемчужиной нашего края – Куршской косой.

 Слайд № 2. Расположение Куршской косы.

Куршская коса – песчаная полоска суши длиной 98 км, отделяющая пресноводный Куршский залив от соленого Балтийского моря. Самое узкое место косы – 400 м (п. Лесной), самое широкое – 4 км (п. Рыбачий). Государственная граница России и Литвы делит ее почти пополам.

История образования Куршской косы тесно связана с развитием Балтийского моря: после таяния ледников в море осталось несколько моренных (постледниковых) островов, которые соединились в длинную узкую полоску суши, в том числе благодаря размыву берегов и переносу песка Самбийского полуострова. Около 5 тыс. лет назад коса приобрела современное очертание.

2.История заселения и заповедания (7 мин.)

Давайте заглянем в историю освоения и заселения Куршской косы, чтобы понять, в чем ее уникальность и почему здесь был создан национальный парк.  

Слайд № 3–12. Жители Куршской косы

Слайд № 5. Курши

Куршская коса носит имя коренных её обитателей – племени куршей, которое с давних времен жили на побережье Балтики. Курши – отважные рыбаки на море, при этом бережно относящиеся к природе Куршской косы.

Слайд №6. Викинги (Викинги – это скандинавские мореходы, совершавшие походы в поисках лучших условий жизни)

Викинги появлялись на Куршской косе в X – XI вв. Помимо разбоя, викинги занимались добычей янтаря, охотничьим промыслом, а также примитивным производством железных деталей. На самой Куршской косе при раскопках было обнаружено поселение  X – XI вв. на дюне Коралленберг. Оно представляло собой укреплённую усадьбу, жители которой занимались текущим ремонтом проходящих судов, кузнечным ремеслом, охотничьим промыслом, сбором янтаря. Копия поселения воссоздана на территории Музейного комплекса и называется «Деревня эпохи викингов «Древняя Самбия».

Слайд № 7. Рыцари Тевтонского ордена (Тевтонский орден – германский духовно–рыцарский орден, который за 50 лет в ходе истребительных войн покорил все прусские земли).

Ко времени завоевания балтских земель Тевтонскими рыцарями Куршская коса уже представляла собой непрерывную полоску суши. Столь выгодное военное и стратегическое значение полуострова не могло остаться без внимания Тевтонского Ордена. На косе строятся замки, прокладывается почтовый тракт.

Слайд № 8. С приходом тевтонцев на Куршской косе начинается массовая вырубка леса. Древесина использовалась для строительства кораблей,  жилья и как топливо, а на освободившихся от лесов площадях выращивали сельскохозяйственные культуры и занимались скотоводством.  

Слайд № 9.

Надо заметить, что история охраны природы на Куршской косе насчитывает не одну сотню лет. Начиная с времен Тевтонского ордена, здесь отслеживалась вырубка леса и добыча рыбы в заливе.

В XVII на Куршской косе было основано лесничество «Гренц». К владениям лесничества относилась южная часть Заркауского леса.

В начале XVIII в. в корневой части полуострова по указу короля Фридриха Вильгельма I для сохранения охотничьих угодий (леса были излюбленным местом царской охоты на благородных оленей и лосей) был организован заповедник «Королевский лес». В дальнейшем, в период массовой вырубки коренных лесов косы, заповедание данного участка спасло его от уничтожения.

Основной природоохранный проект на Куршской косе (длиной в 200 лет) – борьба с опустыниванием. По объему выполненных работ, количеству вложенных средств и трудозатрат этот проект является одним из самых дорогостоящих в истории человечества.

Слайд № 10. Песчаная катастрофа. Вырубка лесов Куршской косы к началу XIX века поставила ее на грань экологической катастрофы: освободившиеся от растительности пески стали засыпать дороги, посевы, остатки лесов и даже целые поселки. На косу пришла беда, как расплата за неразумную деятельность человека.

Слайд № 11. Залесение Куршской косы

В середине XIX века началась масштабная борьба с опустыниванием. Работы по устранению последствий песчаной катастрофы предполагалось вести в двух направлениях. Сначала со стороны морского пляжа требовалось создать защитный песчаный вал – авандюну, чтобы отрезать морским пескам путь в тыл косы, а потом закрепить пески высоких дюн.

Первые работы по возведению авандюны начались с 1811 года.  

В рамках проекта:

  • построен защитный приморский дюнный вал (авандюна) длиной 98 км, и высотой  до 15 м;
  • созданы обширные лесные плантации;
  • искусственно покрыты лесом большие белые дюны.

Огромный вклад в борьбу с опустыниванием внесли:

  1. Франц Эфа – немецкий дюнный инспектор, с именем которого связаны наиболее масштабные и успешные работы по восстановлению лесного защитного покрова Куршской косы (укреплению дюн).
  2. Мюллер – главный лесничий Кенигсбергского управления лесами, который для закрепления дюн предложил применить новый эффективный способ: посадка саженцев с комом земли, что значительно повышало приживаемость растений.

Слайд № 12.

В 1937 г. – для сохранения популяции лося создан государственный природный заповедник «Немецкий лосиный лес» (Эльхвальд), а позднее, в 1939 году в состав заповедника вошло часть земель Куршской косы.

1987 г. – образование государственного национального парка «Куршская коса».

2000 г. – «Куршская коса» внесена в список ЮНЕСКО как единый международный российско-литовский объект в номинации «культурный ландшафт». Внесение в этот список подтверждает исключительную и всеобщую мировую ценность культурного и природного места, которое требует охраны во благо всего человечества.

3.Интерактив «Лента времени» – (7 мин)

Группам (или каждому ученику)  выдаются карточки (см. Приложения) с описанием этапов истории Куршской косы и даты, задача – расставить все карточки в хронологическом порядке, сопоставляя каждой карточке с описанием карточку с датой. Кто быстрее выполнил задание, зачитывает для всех получившуюся последовательность.

Слайд № 13. Национальный парк

Раскрываем понятие «национальный парк». Национальный парк – это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. Создаются национальные парки для охраны природы в гармоничном сочетании с экологическим туризмом.

4. Уникальность Куршской косы (2 мин.)

Природная уникальность

Куршская коса – это самая крупная песчаная пересыпь в мире.

Этот уникальный уголок планеты образовался в результате взаимодействия моря, ветра и деятельности человека. Желая остаться на меняющейся Куршской косе, человек во все времена должен был действовать сознательно, выбирать надлежащие формы деятельности. Ведь необратимые изменения ландшафта Куршской косы могут представлять угрозу для её сохранения.

Слайд № 14. Многообразие ландшафтов

Только здесь, совершая прогулку, можно в один день увидеть песчаные пустыни и луга, покрытые мхом и лишайником, сырые ольшаники и сухие сосновые боры, высокоствольные сосны и низкорослые заросли горной сосны, широколиственный лес и южную тайгу, великолепные песчаные дюны и ровные поля, верховые и низинные болота, песчаные пляжи, протянувшиеся на десятки километров с юга на север.

Биоразнообразие

Благодаря необычному ландшафту и особому микроклимату на Куршской косе царит удивительное биологическое разнообразие животного и растительного мира.

5.Игра: «Определи по звуку» (2 мин)

Работа в группе. Ученикам предлагается закрыть глаза и внимательно слушать записи звуков, который включает учитель. Задача – правильно определить, где записан звук: в лесу, на заболоченном участке, на песчаной дюне или на море. Все эти биотопы мы можем встретить на косе. Правильные ответы команды записывают на листочках, а затем сверяют.

 

Слайд № 15. Миграционный путь птиц.

По Куршской косе проходит миграционный путь птиц, связывающий Финляндию, Карелию и Прибалтику с южной Европой и Африкой. Среди пролетных птиц много редких и исчезающих видов.

6. Живые символы: растительный и животный мир (8 мин)

Несмотря на свои небольшие размеры, территория национального парка удивляет видовым разнообразием растительного и животного мира. Это связано с многообразием природных комплексов, пограничным положением между морем и заливом, а также природоохранным статусом «Куршской косы». На территории парка насчитывается более 880 форм растений и более 290 видов животных.

Слайд № 16,17. Лесные представители:

  • животного мира: лось, европейская косуля, кабан, олень пятнистый, лисица, барсук, белка, орлан-белохвост, большой пестрый дятел.
  • растительного мира: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, туя гигантская, ольха черная, рябина, береза, смородина, крушина, папоротники;

Слайд № 18,19. На песчаных дюнах встречаются:

  • животный мир: муравьиный лев, скакун приморский, полевой конек.
  • растительный мир: синеголовник приморский, козлобородник, качим метельчатый (перекати-поле), колосняк гигантский, чина приморская, горчица морская;

Слайд № 20, 21. В Балтийском море обитают:

  • животный мир: серый тюлень, морянка, камбала, сарган, бычок, мидии, песчаная ракушка.
  • растительный мир: зеленые водоросли (ульва прорастающая, ульва кишечная, клодофора), бурые водоросли (фукус), красные водоросли (фурцеллярия);

Слайд № 22, 23. В Куршском заливе можно встретить:

  • животный мир: бобр речной, выдра, кряква, лебедь-шипун, угорь, плотва, пескарь, судак, лещ.
  • растительный мир: тростник, камыш озерный, рогоз, кувшинка, кубышка, рдест;

Слайд № 24. Также на территории национального парка встречаются редкие и охраняемые виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Калининградской области и России, что лишний раз подтверждает высокий статус, который носит эта территория (растительный мир: тайник сердцевидный, зимолюбка зонтичная, грушанка средняя, гроздовик полулунный; животный мир: орлан-белохвост, камышовая жаба, серый тюлень, полевой конек, скакун приморский, муравьиный лев).

7.Интерактив «Живые символы Куршской косы» (5 мин) (работа в малых группах). Учащимся раздаются ландшафты Куршской косы (море, залив, лес, дюны), карточки растений и животных, обитающих в этих природных комплексах. Ребята должны сделать правильный выбор и разместить растения и животных на соответствующих ландшафтах.

8. Куршская коса сегодня: научно-исследовательская, природоохранная и эколого-просветительская деятельность (7 мин.)

На территории национального парка «Куршская коса» осуществляются следующие виды деятельности:

Слайд № 25. Природоохранная деятельность:

  1. Восстановление и поддержание авандюны.
  2. Уход за лесом и его обитателями (уборка территории от захламленности; санитарные рубки; обеспечение пожарной безопасности: минерализованные полосы, просеки, подкормка животных).
  3. Восстановление леса (шишкосушилка – саженцы – питомники – лесонасаждения).
  4. Обустройство туристических маршрутов (лестницы, настилы, смотровые площадки).
  5.  Создание благоприятных условий для регулируемого отдыха (учет посетителей парка).

Научно–исследовательская работа:

Слайд № 26. Научный отдел национального парка:

  • наблюдения за атмосферными параметрами (температура, направление и сила ветра); уровень и прозрачность залива, температура моря и залива; температура почвы;
  • мониторинг численности животных (совместно с отделом лесничества);
  • мониторинг состояния берегов (степень размыва) и котловин выдувания с помощью gps–приборов; последующие рекомендации отделу лесничества;
  • рекреационный мониторинг – подсчет количество туристов на маршрутах, степень нагрузки (рекомендации по степени эксплуатации маршрута);
  • фенологические наблюдения за животным и растительным миром (более 100 объектов): миграции птиц, цветение растений и т.д.

Слайд № 27. Биостанция «Рыбачий»

В 1956 г. в пос. Рыбачий была организована Орнитологическая станция (Биостанция) Зоологического института АН СССР. Полевой стационар получил свое название в честь птицы зяблика (на латыни «фрингилла»), поскольку именно зяблик на долгие годы стал объектом исследований. Стационар является подразделением первой в мире орнитологической станции, основанной еще в 1901 году профессором И. Тинеманном.  

В «Рыбачинских» ловушках 7 месяцев в году сотрудники станции отлавливают и кольцуют птиц с целью их детального прижизненного обследования.  

Научная база АтлантНИРО.

Неоценимую помощь в сохранении и пополнении рыбных запасов Куршского залива оказывает Калининградский институт АтлантНИРО. На его научной базе, находящейся на территории парка, проводятся исследования и рыборазведение мальков.

Слайд № 28. Эколого–просветительская деятельность:

  • содержание и развитие Визит–центра для посетителей парка;
  • организация и проведение экскурсий, мероприятий, праздников;
  • работа со школьниками и преподавателями;
  • работа со СМИ.

Экотуризм

       Удивительная красота природы Куршской косы и ее эстетическое воздействие на человека представляет собой уникальный объект для развития экологического туризма.

9.Физкультминутка. (3 мин) Учитель называет вид работы (например, мониторинг численности животных, восстановление авандюны и т.д.) ученики отгадывают, какой отдел этим занимается, и показывают характерное движение соответственно:

«Наука» – изображают ладонями бинокль, приставив их к глазам.  

«Экопросвещение» – жестикуляция оратора.

 «Охрана» – грозят пальцем.

Виды работ:

  • наука: наблюдение за животными, изучение растений, измерение температуры воздуха и силы ветра,  кольцевание птиц, разведение мальков;
  • охрана: охрана въезда на территорию парка, восстановление авандюны, подкормка животных, ремонт деревянных настилов на маршрутах, лесонасаждения, уборка в лесу;
  • экопросвещение: проведение праздников, работа в музее, проведение экскурсий, работа со школьниками.

10. Обобщение (4 мин.). Собираем покетмод.

Повторяем вкратце пройденный материал. Подвести к идее того, что все виды деятельности в парке неразрывно связаны и важны для сохранения удивительного заповедного острова «Куршская коса».

В конце урока предлагаем изготовить покетмод (см. в Материалах для интерактива), который ученики могут забрать на память с собой.

11.  Дополнительные мастер-классы и творческие задания, которые мы рекомендуем проводить на заповедном уроке:

Творческое задание «Поздравь свой заповедный остров со 100-летием заповедной системы».

Ребята делают открытки или поздравительное фото, которые публикуются в соцсетях (группа НП «Куршская коса»  Вконтакте https://vk.com/park_kosa). Лучшие работы будут опубликованы на сайте национального парка «Куршская коса». Победители конкурса получат памятные призы.

Материал к изготовлению поздравительной открытки: картон, клей, бумажные фигурки животных, картинки с видами Куршской косы, макет косы, фломастеры (см. Материалы для интерактива – Материалы для открытки)

Мастер-класс «Песочный сувенир»

На этом мастер-классе вы изготавливаете простой, но памятный и красивый сувенир. Технология его изготовления несложная, но необходимо предварительно собрать природный материал.  

В стеклянную баночку из-под детского питания насыпается песок. Вы можете взять разноцветный песок, засыпав его слоями. Сверху кладем сухие травы, семена, ольховые шишечки, засушенные ягоды, ракушки, камушки. Разрезаем плотную льняную ткань на небольшие кусочки и покрываем горлышко банки, завязываем сверху бечёвкой. Наклеиваем на боковую поверхность баночки распечатанный на бумаге логотип национального парка (см. в Материалах для интерактива).  

Мастер-класс «Песочный логотип»

Распечатываем на плотном картоне заготовку с логотипом национального парка «Куршская коса».

Раскрашиваем фломастерами, карандашами или краской «морскую часть» (верхнюю) логотипа синим цветом. Наносим слой клея ПВА на «песочную часть» (нижнюю) логотипа, можно по контуру дюн, насыпаем сверху песок, ждем 1 мин и стряхиваем лишний песок.

Литература:

  1. Куршская коса. Культурный ландшафт/ В.И. Кулаков, В.А. Паевский, А.А. Соколов, Г.С. Харин и др. – Калининград: Янтарный сказ, 2008.
  2. Куршская коса: исторические впечатления/ О.В. Рыльков, А.А.Калина, Л.Г. Поплавская, И.П. Жуковская. – Калининград: изд–во БФУ им. И. Канта, 2016.
  3. Проблемы изучения и охраны природного и культурного наследия национального парка «Куршская коса»: сборник научных статей. Вып. 12/ сост. И.П. Жуковская. – Калининград: Изд–во БФУ им. И.Канта, 2016.
  4. Природа Балтики (учебно–методическое пособие): Руководство к действию для организации учебной, исследовательской и природоохранной работы в образовательных учреждениях/ Под ред. Д.П. Филиппенко. Калининград: Смартбукс, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в коррекционной школе – интернате 8 вида."Обработка деталей по прямым и закруглённым срезам косой двойной обтачкой"

Конспект урока: Технология в коррекционной школе – интернате VIII вида."Обработка деталей по прямым и закруглённым срезам косой двойной обтачкой"  1. Закрепить полученные знания по обработке...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

Конспект комбинированного урока "Двусторонняя гладь. Прямая и косая"

Цель - научить выполнять двустороннюю гладь прямыми и косыми стежками, развивать умение работать со схемами, инструкционными картами, образцами....

Конспект урока по швейному делу "Обработка закругленного среза детали одинарной косой обтачкой"

Открытый урок в 6 классе " Обработка закругленного среза детали одинарной косой обтачкой". Урок разработан с использованием интерактивной доски Smart....

Презентация обучающегося 8 класса "Куршская коса"

Презентация подготовлена обучающимся к интегрированному уроку по теме "Памятники природы Восточно-Европейской равнины"...

Куршская коса

Тестовое задание.Заполните правильно пропуски в тексте....