Конспект интегрированного урока по биологии и литературе " Поможем природе"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Бережная  Елена Анатольевна

Конспект интегрированного урока  по  биологии и  литературе   для  6класса  по теме " Поможем природе"    можно использовать как  на уроке и  во  внеурочной деятельности.  Урок  представлен  в   виде устного  журнала.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_prirode.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

        «Поможем природе»

Цель: сформировать у учащихся знания о видах деятельности по защите природы, развивать навыки лингвистического анализа лирического произведения, показать роль литературы в экологическом воспитании, выявить роль языковых средств в отображении чувств лирического героя, показать зависимость человека и природы друг от друга, воспитание любви к окружающему миру.

Оборудование: стенные газеты, посвященные временам года, иллюстрации к лирическим произведениям о природе, экран для демонстрации разбираемых текстов, кормушки, поделки из природного материала

Эпиграф урока:                                            Охранять зорко нашу природу

                                                                       -Это Родину значит беречь.

                                                    Ход урока

Учитель литературы: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с литературно- экологическим журналом «Поможем природе» и постараемся понять, как  можно помочь растениям и животным нашей планеты. Поможет нам в этом наша группа журналистов, которые вместе со мной и Еленой Анатольевной готовили его выпуск.

Учитель биологии: Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в защите человека, в нашей помощи. Об этом думают ученые, инженеры, все население страны и всей планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? А потому, что, если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что вы можете сделать для охраны природы?

(дети отвечают, как они могут помочь природе)

Учитель литературы: Вы правы, и даже литературные герои с вами согласны. Посмотрите, кто пришёл к нам в гости, вспомните, героями какого произведения они являются и кто его автор.

(входят две ученицы, они представляют героев сказки А. Платонова «Неизвестный цветок»).                             Инсценировка (диалог Даши и Цветка)

- Отчего ты такой?                                                                                                                      

- Не знаю.

- Отчего ты на других не похожий?

- Оттого, что мне трудно.

- А как тебя зовут?

- Меня никто не зовет, я один живу.

-Тут камень, тут глина. Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

- Не знаю.

- Отчего ты так благоухаешь? Наверное, скучаешь и зовешь родную душу? Можно мне тебя поцеловать? (дети называют автора, название произведения)

Учитель литературы: Ребята, что в описании цветка реально, а что сказочное? Реально: стебель, листья, венчик, питается влагой, ловит лучи, а сказочное: есть воля, чувства, говорит, родится сын).

Цветок: А как Даша и её друзья мне помогли? (ответы учащихся)

Учитель литературы: Деятельность ребят принесла свои плоды весной, это прекрасная пора. Именно об этом времени года  первая страниц нашего экологический журнал.

Ученица читает стихотворение «Весна» Ф. Тютчева (на экране появляются весенние пейзажи)

Учитель биологии: Много забот у ребят о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях – растениях и животных. Итак, что мы можем сделать весной?

(сажать, белить и обрезать деревья, высаживать рассаду, чистить родники от прошлогодней травы, оберегать первоцветы). Посадка деревьев- это очень доброе дело. Существует поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил хотя бы одно дерево. В народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего - проклянут и дети». А кто подскажет, как правильно сажать деревья?                      (ответы учащихся: 

1.Нужно подготовить место посадки:  выкопать неглубокую ямку  на 50-60см.

2.Внести небольшое количество удобрений(навоза).

3. Закопать  землей  и хорошо полить.

4. Сажают деревья лучше осенью или весной.)

Учитель литературы: Ребята, чтобы подвести итоги вашим высказываниям, прослушаем два текста, а вы определите их стиль (тексты появляются на экране)

1.Для посадки дерева необходимо , во-первых, выбрать здоровый саженец местных пород. Во- вторых, приготовить лопату и палку высотой 1,5 метра для подпорки. В-третьих, колышки и проволока для ограды. В-четвертых, приготовить перегной и воду.

2.Мы посадим липы и клены, будет город нарядный, зеленый.

 Тополя мы посадим рядами, станут площади наши садами.

 Окружим мы деревьями школу. Пусть звенит над ней гомон веселый.

Любят зелень счастливые дети, любят видеть деревья в рассвете.

Пусть цветет с каждым годом все краше молодая планета наша.

Первый текст - официально-деловой, т.к. это инструкция, четкие указания, второй- художественный, т. к. присутствует эмоциональность, есть эпитеты: нарядный, веселый, счастливые, выражающие приподнятое настроение лирического героя.

-Что объединяет   эти тексты? (Тема-  посадка деревьев, основная мысль- делать добрые дела).

Учитель биологии, литературы и ученик

Учитель биологии: Люди любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев.

Ученик: Этот мальчик любит в зной отдыхать в тени лесной.

А скажи- ка ты ему: Если лес тебе так мил,

Сам нигде ты почему деревцо не посадил?

Учитель биологии: Важно не только посадить растение, надо бережно и заботливо ухаживать за ним. Оберегать от поломок, от вредителей. Регулярно поливать.

Учитель литературы: Пастух кору надрезал у березы, склоняясь, тянет сладкий сок.

                                         За каплей капля падает в песок березы кровь,

                                           прозрачная, как слезы.

Учитель биологии: Кору деревьев резать нельзя. Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. А что станет с деревом дальше? Как ему можно помочь? Почему сборщики сока наносят дереву вред?

(ответы учащихся)

Помните, ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, пластилином, глиной, замазкой.

Учитель литературы:  Какой-то мальчишка поранил березку,

                                          Изрезал ножом на березке бересту.

                                          Березка, не плачь, за аптечкой схожу,

                                          Глубокую ранку бинтом завяжу.

Хочется, чтобы эти милые сердцу русские березы не страдали от нашего варварского поведения, а являлись источником вдохновения для поэтов.

Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки и горят серебряные росы.

Весну сменяет лето красное, а природа вновь ждет от нас помощи.

Ученик читает стихотворение «Как здесь свежо…» Ф. Тютчева (на экране летний лес)

Учитель биологии: Летом помощь природе - это борьба с сорняками. Не случайно говорят: Сорную траву из поля вон! А какие сорные травы вы знаете?  Где они встречаются? Почему их нужно удалять? (ответы учащихся)

Отгадайте загадки.

  1. На  зеленой  хрупкой  ножке  

 Вырос шарик    у  дорожки

Ветерочек  прошуршал

И развеял этот шар ( одуванчик)

2 Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку (мак)

  1. Колоситься  в  поле рожь.

Там, во ржи , цветок найдешь.

Ярко- синий и  пушистый,

Только жаль, что не душистый ( василек)

  1. Белая корзинка-

Золотое донце,

В ней лежит росинка,

И сверкает солнце( ромашка)

  1. Злая, как волчица,

Жжется, как  горчица!

Что это за диво?

Это же…. ( крапива)

 Учитель литературы: Листаем наш журнал дальше. Любимое время года А. С. Пушкина.

«Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса! Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото ,одетые леса». Сколько сразу изобразительных средств передают настроение лирического героя. Это и метафора( леса в золоте), и эпитеты(пышное), и оксюморон( унылая- очарованье). Прослушайте стихотворение Ф. Тютчева «Осенняя роза», найдите языковые средства, с помощью которых этот поэт передает свое восхищение розой (эпитеты, сравнения, метафоры).

Учитель биологии: А какие работы можно проводить осенью в саду? Охранять природу, значит сохранять её богатства. А ведь это ещё и газ, вода, чистый воздух. Сохранять богатства природы можно, например, собирая макулатуру. 60 килограмм макулатуры спасает одно дерево. Даже дома можно из старой газеты сделать чистый лист бумаги, который можно использовать, как писчую.

Ученик: Старую газету замочить в миске на ночь, воду слить, а бумагу превратить в однородную массу. Вновь залить водой и перемешать. Опустить проволочную сетку, на которую осядет бумага. На мягкую ткань перенести сетку и положить массой вниз. Накрыть другим куском ткани. Пленкой, сверху положить груз. Полученный лист просушить на газете. Бумага для заметок готова.

Учитель литературы: Природа дает нам все для жизни, а для поэтов- это неиссякаемый источник вдохновения. В поэзии весна, лето, осень, зима всегда означали нечто большее, чем просто времена года они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил. Настроениями радости и веселья. Грусти и печали. Родная природа привлекает поэтов своей красотой, спокойствием и величием. А у нас уже снег пушистым ковром ложится на землю, наступает Зима.     На безлюдный простор побелевших полей

                                              Смотрит весело лес из- под черных кудрей.

                                              Словно рад он чему,- и на ветках берез,

                                              Как алмазы , горят капли сдержанных слез.

Ученик читает стихотворение Ф. Тютчева «Печальная береза» (на экране появляются виды зимнего пейзажа)

Учитель биологии: А какую помощь можно оказать природе зимой? 9ответы учащихся) Вот какие кормушки мы сделали.

Ученик: Для гостей на окно сыплет Костя зерно.

                Воду льет на блюдце: пусть они напьются.

                Мерзнут лапки у синичек: плохо им без рукавичек.

                 Да и голодно в мороз…Я им семечек принес:

                 Посмотрите-ка сюда, это вкусная еда!

                 На ладонь ко мне садятся, греют лапки. Не боятся.

Учитель биологии: Во все времена года человеку многое приходится делать для улучшения условий природной среды. Даже озеленение класса – это полезное дело. А какие растения можно использовать для озеленения класса? Какие комнатные растения прячутся в моих загадках?

  • Вот я толстый и пузатый. Весь колючий, полосатый (кактус)
  • Лик пахучий, а хвост колючий (роза)
  • Листья тонкие, длинные, полосатые, а усы  на концах рогатые (хлорофитум)

Ученики вручают кабинету биологии выращенный ими кактус.

Вы можете не только выращивать комнатные растения и озеленять школьные кабинеты, но и проводить беседы с товарищами, соседями, делать плакаты в защиту природы, сочинять стихи, рассказы, сказки о бережном отношении к природе. Одну из таких сказок мы и послушаем.

Ученик читает свою сказку.

Учитель литературы: Ребята, а как можно сохранить частичку природы на долгие годы, ведь её красота так недолговечна? Можно делать поделки из природного материала, панно, картины. Вот такие. Как мы видим на этой выставке.

А что чувствует человек, когда делает добрые дела в природе? Вот как об этом говорит Л. Никитина в рассказе «Радостные минуты».

                                 Литературный монтаж

1 ученик: Весной, в холодные ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушки синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость! В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем- то разрушен. Снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

2 ученик: Любая помощь будь то человеку, растению или самому маленькому животному приносит радость, счастье. И помощь может быть самая разная.

Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,

А он живой, он жив пока,

Жужжит в окне, расправив крылья.

И я зову на помощь маму:

Там жук живой, раскроем раму!

3 ученик: Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей

Я рощам возвратил певицу, я возвратил свободу ей.

Она исчезла, утопая в сиянье  голубого  дня,

И так запела, улетая, как бы молилась за меня.

4 ученик: Ребята, а я все правильно сделала?

  Я кузнечика словила, в банку с травкой посадила.

  Пусть покажет, как трещит, как усами шевелит.

Учитель литературы: Листая наш литературно- экологический журнал, мы узнали как природа помогает  поэтам в создании лирических произведений, как беден был бы наш мир без птиц. Зверей, растений.

Учитель биологии: Мы поговорили о том, какую помощь могут оказать школьники природе. Узнали, что означает беречь родную природу.

Всех ребят в большие походы звонкой песней сумеем завлечь.

Охранять зорко нашу природу- это Родину значит беречь

Оценки за урок.

Домашнее задание по литературе: написать эссе по теме урока.

                                 по биологии: подготовить сообщение о работе в саду осенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие" Поможем природе".

Урок по окружающему миру для 2 класса....

Конспект урока биологии в 10 классе "Круговорот веществ в природе"

Файл содержит коспект урока биологии на тему "Круговорот веществ в природе" по учебнику Пономаревой. Работа на уроке по группам....

конспект урока биологии по теме "Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика."

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся...

Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина

Данный материал представляет собой развернутый конспект урока  биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Конспект урока биологии "Человек и природа: сегодня и завтра."

Разработка урока, целью которого является ознакомление с основными экологическими проблемами нашей планеты, связанными с деятельностью человека; раскрытие роли биологических знаний в решении глоб...

Сценарий классного часа по экологическому воспитанию на тему: «Поможем природе!»

Разработка классного часа по экологическому воспитанию....