Рабочая программа факультативного курса 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fk_7vklass_iskandarova.docx349.05 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Live\Desktop\ЭК,ВД 2-18-19\Рисунок (62).jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля» составлена и предназначена для обучающихся 7-х классов, на основе примерной программы авторского коллектива под редакцией В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М.: Дрофа, 2017. — 54, [1] с. ISBN 978-5-358-19242-3и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс рассчитан на углубление и обобщение знаний, обучающихся 7 класса, мотивированных на дополнительное изучение биологии. Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по зоологии, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание.                                                                                                                                  Курс индивидуально-групповых занятий направлен на расширение и углубление знаний о животном мире, уникальных особенностях строения, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия, так как много интересной информации остаётся за страницами учебника.                Учащиеся в процессе изучения курса совершенствуют умение работать с литературой, готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам. Итогом изучения курса является защита проектов.                                                                                        Содержание курса рассчитано на учащихся 7 классов и изучается в течение 35 часов,1 ч. в неделю.

Цель курса: формирование у учащихся интереса к изучению природы в целом и животных в частности.

Задачи:

  • расширить и углубить знания по курсу зоологии;
  • формировать интерес к изучению биологии и положительную учебную мотивацию;
  • раскрыть и развить творческие способности учащихся;
  • продолжить формирование экологического мировоззрения у учащихся.

В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы учёных и т.д.).

Успешность освоения курса изучается в процессе наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, её интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.

Факультативное изучение жизни животных предусматривает организацию ряда семинаров, лабораторных работ, экскурсий в природу, зоопарк, зоомузей, краеведческий музей, проведение заключительной конференции по материалам, подготовленным учащимися по литературным источникам и на основании собственных наблюдений. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению умениями обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности, а также способствовать подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.

Основные формы изучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.

Планируемые результаты

        Программа обеспечивает достижение обучающимися основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  5.  Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
  6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД

  1. Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности е решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УДД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; аргументировано отстаивать свое мнение.        
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  6. Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.
  7. Смысловое чтение.

Предметные результаты

учащиеся должны знать:

  • классификацию животного мира
  • жизненные формы животных
  • организацию животных
  • значение животных и меры их защиты

уметь:

  • самостоятельно выполнять творческую работу
  • работать с различными информационными источниками
  • анализировать и делать выводы из полученной информации
  • творчески подходить к решению задачи

2.Содержание курса

Раздел

Кол-во часов

1.Введение

1

2.Многообразие и развитие животного мира

4

3. Среды жизни и места обитания животных

6

4. Животные и биотические факторы

6

5. Животные и абиотические факторы среды

6

6. Животные и антропогенные факторы

5

7. Сезонные явления животных

4

8. Заключение

3

ИТОГО

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Содержание учебного материала

Практические работы

Экскурсии

Проектные и творческие работы

Требования к уровню подготовки учащихся

1.Введение (1 час)

1

Введение

Основные цели и задачи курса. Значение знаний экологии животных в жизни человека.

2.Многообразие и развитие животного мира (4 часа)

2

Систематика животных

учащиеся должны знать:

- систематические категории животных

среды жизни и места обитания животных

- доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические

учащиеся должны уметь:

- распознавать животных различных таксономических единиц

- называть доказательства эволюции

3

Многообразие животных

Практическая работа «Изучение простейших животных»

4

Историческое развитие животного мира

Практическая работа «Построение генеалогического древа»

5

Доказательства эволюции животных

Творческие работы

3. Среды жизни и места обитания животных (6 часов)

6

Наземно-воздушная среда жизни

учащиеся должны знать:

- среды жизни животных

- условия разных сред,

- представителей животных разных сред жизни

- особенности животных-паразитов

учащиеся должны уметь:

- описывать многообразие условий обитания животных

- приводить примеры животных разных сред обитания

- приводить примеры и характеризовать животных-паразитов

7

Животные лесов, степей, пустынь, тундры, гор

Экскурсия в музей «Знакомство с животными арктической зоны и тундры»

8

Водная среда жизни

9

Животные океанов, морей, рек, озёр

Творческие работы

10

Почвенная среда жизни. Животный мир почвы

11

Организменная среда. Животные-паразиты

Проектная деятельность

4. Животные и биотические факторы (6 часов)

12

Взаимовлияние животных и растений

учащиеся должны знать:

-типы взаимосвязей животных с другими организмами

- типы связей животных между собой

- роль животных в разных сообществах

учащиеся должны уметь:

- объяснять значение животных в сообществах

- объяснять особенности взаимовлияние животных и различных экологических факторов

- выяснять экологические связи между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни

13

Животные и грибы

14

Животные и бактерии

15

Взаимосвязи животных между собой. Нейтральные связи

Творческие работы

16

Взаимовыгодные отношения животных

17

Конкурентные отношения животных

Проектная деятельность

5. Животные и абиотические факторы среды (6 часов)

18

Значение воды в жизни животных

учащиеся должны знать:

- абиотические факторы и их влияние на животных

учащиеся должны уметь:

- объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора

-приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных

19

Экологические группы животных по отношению к воде

Практическая работа «Сравнение органов дыхания разных животных»

20

Значение температуры в жизни животных

21

Экологические группы животных по отношению к теплу

Экскурсия в музей «Приспособительные особенности животных арктической зоны»

22

Значение воздуха в жизни животных. Роль кислорода

23

Свет в жизни животных

6. Животные и антропогенные факторы (5 часов)

24

Влияние человека на животных

Проектная деятельность

учащиеся должны знать:

- антропогенные факторы и их влияние на животных

- меры охраны животных

- значение животных в природе и жизни человека;

- знать законы об охране животного мира

учащиеся должны уметь:

- объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора

-приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний животными; соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

25

Естественные и искусственные условия обитания животных

26

Одомашнивание животных

27

Охрана животных. Красная книга

Творческие работы

28

Заповедники, заказники России, Красноярского края

Экскурсия в Объединенную дирекцию заповедников Таймыра

7. Сезонные явления животных (4 часа)

29

Размножение и индивидуальное развитие разных животных

учащиеся должны знать:

-сезонные изменения разных животных

- значения миграции, спячки, оцепенения в жизни животных

- индивидуальные изменения животных

учащиеся должны уметь:

- объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора

-приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

30

Размножение и индивидуальное развитие разных животных

Творческие работы

31

Приспособленность различных животных к сезонным изменениям

32

Миграции. Спячка. Оцепенение

Творческие работы

8. Заключение (3 часа)

33

Создание и защита проектов «Мир животных»

Проектная деятельность

34

Создание и защита проектов «Мир животных»

Проектная деятельность

35

Итоговый тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе

Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе...

Рабочая программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 7 класса "Grammar in use"

Данная программа разработана в поддержку основного УМК "Enjoy English" M.З.Биболетовой для учащихся 7 класса и предназначена для более глубокого изучения грамматики английского языка. Может служить по...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...