Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Нестеренко Нэля Леонидовна

Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 класс

Урок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об организации индивидуального обучения  детей с  особыми образовательными потребностями.

Использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 класс /Под редакцией В.В.Воронковой /

 Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы.  7 класс. З.А. Клепинина. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:» методическая разработка занятия для обучающихся с ОВз»

Урок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об организации индивидуального обучения  детей с  особыми образовательными потребностями.

Использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 класс /Под редакцией В.В.Воронковой

 Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы.  7 класс. З.А. Клепинина. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

 М.: Просвещение, 2019;

Дети обучаются  в коррекционном классе, им 14 , 15 лет ,класс 7 . Прошли обследование  на ПМК и  один ребенок(1)в психиатрическом стационаре, где у нее были выявлены нарушения поведения и эмоций, парциальное недоразвитие когнитивных процессов, дислексия- она изменяет порядок букв при составлении или зачитывании слова/предложения,  у нее плохая память, низкое внимание, трудности в изучении алфавита.

В 7 кл она не может складывать слова из слогов. Только списывает их.

Вторая девочка при обследовании на ПМК  у нее выявлены нарушения внимания, быстрая утомляемость, задержка  психического развития, нуждается в специальных образовательных условиях.

По решению ПМК оба ребенка обучаются в коррекционном классе ,по очной форме обучения.

Тема урока: Листопад и его значение.

Класс: 7.

Тип урока: урок изучения, закрепления и обобщения полученных знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: формирование представлений о процессе листопада.

обучающиесоздать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о процессе листопад и его значении для растений;
коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес; :  развивать связную устную  речь,  мелкую моторику, -

 воспитательные: прививать интерес к предмету; любовь к окружающему миру
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:

  • Умение работать самостоятельно.
  • Умение работать с учебником и находить нужную информацию.
  • Умение анализировать и делать выводы.

умение распознавать листья деревьев;

Формируемые понятия:

  • Листопад.

Дидактические средства и материалы:

  • Учебник : « Биология» 7 класс. ,З.А. Клепинина, Москва., «Просвещение»,  2019;
  • Мультимедиапроектор.
  • Презентация «Листопад»
  • Листья деревьев и набор картинок ( высушенные листья, собранные во время экскурсии)

Ход урока

Методы и средства обучения

Навыки и умения, отрабатываемые на уроке

  1. Организационный момент.

 Всё на месте, всё в порядке.

Мы начнём урок с зарядки.

Кружат в танце, словно листья.

Наши пальчики и кисти

Мотивационный компонент учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на учебную деятельность

 Выполняются упражнения для развития мелкой моторики

  1. Актуализация знаний.

Ребята, рассмотрите иллюстрации. Какое время года изображено на них.

Д: Осень.

У: Верно. Какие приметы осени, вы можете назвать? (картины на доске)

Д: Предположительные ответы: птицы улетают, листья желтеют и опадают,идет дождь

У: Верно. Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: «О каком явлении осени говорится в нём?» 

 Еще недавно на вершине клена

С другими листьями он дружно шелестел,

Но час пришел, и бывший лист зеленый,

Опору потеряв, с вершины вниз слетел.

Вот он лежит, опору потерявший

Сухой кленовый лист,

В ненастный день опавший,

А лес еще живет — шуршит его листва,

Хоть осень с каждым днем

Берет свои права

И наступает время листопада.

Не сокрушайся, друг! (слайд)

Смириться с этим надо.!

С. Михалков.

У: Итак, о каком явлении осени говорится в стихотворении?

Д: О листопаде.

А) - На прошлом уроке мы говорили о том, какую роль играет лист в жизни растения.

-Какие два процесса происходят в листьях растений?       ( Питание и дыхание.)

-Сравните процесс дыхания листа  и питания (с использованием таблицы, учебник с. 67)

-На столе лежат четыре картинки. На них изображены деревья.

-Какие это деревья?  

-Это лиственные деревья: клён, ясень, берёза и дуб.

-Соотнесите название и картинку каждого дерева.

-С какого дерева упали эти листья?( Каждый лист прикрепляется на своё дерево.)

- У каких деревьев листья простые? (Простые листья у берёзы, и дуба.)

-Какие листья у рябины? Почему?

(У рябины ,ясеня листья сложные, на одном черешке несколько листовых пластинок.)

В) Учитель поднимает картинку, и листья падают.

-Что произошло? Листья упали. Листья  падают.

У: Как вы думаете, почему в природе есть такое явление?

Д: Варианты ответов.

У: А, вы хотите узнать, почему с лиственных деревьев опадают листья?

Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций

Опора на жизненный опыт учащихся




Эмоциональный настрой на учебную деятельность















Постановка проблемного вопроса, формирование познавательного интереса для изучения новой темы урока

Листья на стле

  1. Сообщение темы и задач урока.

Тема урока: «Листопад и его значение»..

У: На уроке мы:

  1. Продолжим формировать знания о строении растения.
  2. Изучим процесс листопад.
  3. Выясним его значение для растений.

 Подготовка к этапу восприятия нового материала

Постановка цели урока

Организация действий учащихся по её принятию

  1. Изучение нового материала.

Словарная работа.

-Как образовалось слово «листопад»? Сложное слово получилось при сложении двух основ. Лист, падать - листопад.

-Листопад - биологический процесс сбрасывания листвы растениями.

-Внимательно рассмотрите иллюстрацию  (презентация)

Какое время года здесь изображено?

-Почему вы так считаете? Назовите приметы осени.               ( Ответы).

-А листопад, это тоже примета осени? (Да).

-Всё лето листья помогали растению дышать и питаться, а осенью, когда изменились погодные условия, посмотрите, что происходит с листьями (презентация)

Не могут деревья без листьев расти,

Им нужно дышать и питаться.

Но осень приходит. Зима впереди.

С листочками надо расстаться.

Лист цвет изменил – не хватает тепла

И света ему не хватает.

И даже вода, что к листочку текла,

Теперь по утрам замерзает.

От вредных веществ задыхается он

И тихо ложится на землю.

Теперь листопад говорит нам о том,

Что деревья осенние дремлют.

Без листьев деревья всю зиму проспят.

Они сберегут свои силы

На то, чтоб весною из почки опять

Листочку раскрыться хватило.

-А сейчас вместе с осенью прогуляемся по осенним лесам да паркам и сделаем для себя выводы

У.( презентация)

Ребята рассмотрите иллюстрации, сравните их. Скажите, что на них изображено?

Д: Предположительный ответ: времена года лето и осень.

У: Верно, назовите растения, которые изображены на иллюстрациях.

Д:( Предположительные ответы: деревья, кустарники, травы.)

У: Какие отличия в жизни растений летом и осенью вы можете назвать. (презентация)

Д: (Предположительные ответы: летом растения цветут, листья на деревьях зелёные; осенью листья меняют цвет).

У: Верно, осенью многие живые организмы начинают готовиться к зиме. У многих животных, особенно холоднокровных - у ящериц, лягушек, змей замедляются процессы, происходящие в организме и они впадают в спячку. Впадают в спячку и теплокровные животные – ежи, медведи.

 А как же растения? Они к зиме готовятся?

Д: (Предположительные ответы) -да.

У: (презентация) Однолетние травянистые растения осенью прекращают рост и отмирают, а многолетние растения осенью готовятся к зиме.

У: рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос:

 Как лес меняет окраску в течение года? (презентация)

Д: весной листва деревьев имеет зелёную окраску, летом она темно-зелёная, ранней осенью появляются желтые листья, затем в окраске листьев преобладают красные цвета.)

У: Верно, а что происходит поздней осенью?

Д: Листья опадают.

У: Давайте рассмотрим этот процесс подробнее. (презентация)

 Как вы уже знаете листья пересекают жилки, это сосуды по которым в них поступает вода. К концу лета над листом начинает образовываться новая почечка, которая, на следующий год распустится новым листом. К осени процессы жизнедеятельности у растений также замедляются, деревья меньше потребляют влаги из почвы, а в листьях замедляется процесс испарения, так как температура окружающего воздуха понижается. Процесс фотосинтеза прекращается, листья начинают изменяться в окраске и отделяться от ветвей и опадают. Этот процесс называется листопадом. (слайд)

Формирование интереса.

Использование наглядности, как коррекционно-развивающий приём, мотивация к обучению

Связь ранее изученного материала.

Использование вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся

Включение учащихся в активную учебно-поисковую деятельность




Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся

Научное формирование целостной картины мира









Активизация словаря, расширение кругозора

V. Физкультминутка.

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт. (презентация) 

Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Ёлочка к нам тянет ручки,

Солнце вышло из-за тучки.

Погуляли мы, ребята.

А теперь пора за парты.

Здоровьесберегающие технологии.

 Смена видов деятельности.

Снятие зрительного и эмоционального напряжения

Развитие зрительно-моторных координаций

VI. Значение процесса листопада. Работа с учебником.

У: Прочитайте в учебнике на стр. 65 «Значение Листопада» и ответьте на вопрос: Какое значение для растений имеет осеннее опадание листьев? (презентация)

Проверка выполненного задания (презентация)

  1. Уменьшение испарения .
  2. Выведение продуктов обмена.
  3. Предотвращение поломки ветвей под тяжестью снега.

У: Ребята, подумайте, все растения на зиму сбрасывают листву?

Д: Нет. На зиму не сбрасывают листву хвойные деревья.

У: Верно. Посмотрите на иллюстрацию, ветка какого растения изображена? (презентация)

Д: Ветка сосны.

У: Какие вы ещё можете назвать хвойные деревья?

Д: Ель, пихта, кедр.

У: Кроме хвойных деревьев на зиму не сбрасывают листву и комнатные растения. (слайд) Они радуют нас своей красотой круглый год.

У: Какие, вы можете назвать комнатные растения?

.

Включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и оперированию знаниями.


Организация деятельности по выделению существенных признаков, конкретизации знаний.

Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций


Развитие речи и навыков коммуникативного общения.

Научное формирование целостной картины мира Экологическое воспитание

Опора на жизненный опыт учащихся

Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся

VII. Закрепление полученных знаний.

Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного.

Давайте вспомним, что нового мы изучили:

  1. Как называется процесс сбрасывания листвы у деревьев?
  2. Назовите деревья, которые не сбрасывают на зиму листву.

Проверка полноты осознанности, действительности и прочности полученных знаний.

VIII. Закрепление и обобщение полученных знаний по теме «Лист».

Ребята, на этом уроке мы заканчиваем изучать орган растения лист. Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках. (презентация) Вспомните, какие важные процессы происходят в листьях растений и из предложенных вариантов ответов, выберите верные. (презентация)

Проверка выполнения работы. (презентация)

Самостоятельная работа способствует активизации логического мышления,

развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся.

Связь ранее изученного материала.

IX. Подведение итога урока

 Вот и подошёл к концу наш урок. Я предлагаю вам игру «Цветик-многоцветик».       Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок

Вывод .

- Листопад защищает растения от неблагоприятных условий жизни, то есть от жары, холода, накопленных вредных веществ. Предотвращает поломку деревьев и кустарников.

-Листопад- это биологический процесс  сбрасывания листвы  растениями.

  •     Рефлексия  ( выбираем смайлик, который соответствует вашему настрою на уроке)

Формирование положительных эмоций

Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока

Вскрыть недостатки, показать пути их преодоления

Развитие самооценки

X. Домашнее задание

  • У Задание на дом: с.70.
  • Комментирование оценок за урок.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


 


Самоанализ урока

 Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 класс.
В начале занятия сообщается детям тема урока, ставится перед ними цель и задачи, которые необходимо решить.
Все поставленные цели и задачи соответствуют особенностям учебного материала и были достигнуты в ходе занятия.

 Структура урока  построена в соответствии с его типом и поставленными задачами и состояла из трёх основных частей: организационного момента, основной части и подведение итогов урока. Она была чётко спланирована и продумана . Каждый этап урока плавно переходит в другой, и все части урока связаны между собой. Время  рационально распределено между этапами занятия. Уделено внимание физкультминутке, т.к. дети с  низким уровнем внимания.
На занятии используется  наглядное оборудование, а также презентация  которая применялась в течение всего урока

Знания, предоставляемые детям на уроке, имели научную основу и были в доступной форме изложены . Наблюдалась связь этих знаний с жизнью и другими образовательными предметами. Материал был заранее подобран  в соответствии с темой урока и познавательными особенностями учащихся.
В ходе занятия решались воспитательные задачи, которые в основном были направлены на то, чтобы воспитать у учащихся интерес к предмету, прививать любовь к окружающему миру
..
На занятии были использованы все виды методов: наглядные – презентация, гербарий; словесные - слово учителя; практические - выполнение практических заданий  с листьями, умение распознавать листья деревьев.
Все поставленные задачи были решены, материал успешно усвоен детьми.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...

Программа по математике для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Математика 6 класс

Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования РФ, рассчитана на 204 часа....

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...

Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Урок. Основная форма учебной работы в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

В данной статье описывается урок, как форма организации учебного процесса (характеристики, требования, типы; подготовка учителя к уроку, самоанализ и методические рекомендации учителю)....