Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Линник Вера Викторовна

 Цель работы:   - создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.

 Задачи:

 - изучить данные о психологических особенностях детей с творческими способностями;

 - совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;

 - реализовать систему работы по развитию творческих способностей обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».  Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:  - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?  Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.  Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:  - Всё в твоих руках».

Каждый по-своему понимает эту притчу. Бесспорно одно: в руках учителя будущее общества. Многое зависит от того, как мы научим мыслить, творчески работать сегодняшнего школьника.

 Цель работы:   - создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.

 Задачи:

 - изучить данные о психологических особенностях детей с творческими способностями;

 - совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;

 - реализовать систему работы по развитию творческих способностей обучающихся.  

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя, проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации.

 Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – одна из главных задач современной школы. На мой взгляд,  задача учителя заключается в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, а также развить творческие способности каждого ребёнка. Важно раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества. Задатки творческих способностей, бесспорно,  присущи любому ребёнку, поэтому нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускник средней школы должен не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение проблемы.      

 Для того чтобы способности детей начали проявляться на уроках и на занятиях во внеурочное время, когда они в деятельности показывают свои способности, важно выявить их интересы,  их способности к научной, творческой деятельности.

 Система по выявлению способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:

 - диагностику уровня развития творческих способностей; наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;

 - промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);

  - осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию.

 Конечно, стараюсь создавать условия, в которых  интеллектуальные возможности ребёнка могли бы развиваться.

 Можно отметить следующие условия:

 - использование современных педагогических технологий;

 - создание ситуации успешности;

- мотивация обучающихся;

 - взаимодействие с семьёй.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           При работе с детьми необходимо:

- постоянно стимулировать их познавательную активность и познавательную мотивацию; - развивать креативность мышления, стремиться придавать познавательному процессу творческий характер;

 - выбирать те виды творческой, познавательной деятельности, в которых ребёнок будет наиболее успешным.

Основной формой работы с обучающимися был и остаётся урок. Знания более прочные, когда ученик не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе. Именно форма активного обучения является началом любознательности. В своей работе стараюсь уроки биологии и географии сделать более интересными, изучение того или иного понятия связать с жизнью.

 Поэтому для развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и географии  использую разные виды заданий: составление обобщающих таблиц,  составление кроссвордов, творческие биологические диктанты, наблюдение, экспресс-исследование и т.п.

 Но, для развития способностей детей этого недостаточно. Стараюсь вовлекать учащихся в разные виды познавательной деятельности через работу в кружках, факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях по предмету, участие ребят в творческих конкурсах различных уровней. Также уделяю внимание индивидуальной работе с учащимися, проявляющими особый интерес к предмету: подготовка к олимпиадам, участие в научном обществе учащихся. Результаты своей работы учащиеся представляют на школьной конференции «Первые шаги», лучшие направляются для участия в районной конференции «Шаг в будущее».

 Участвуем в районной  экологической конференции «Живи, Земля!» , в районном экологическом проекте «Чистое завтра».

Работа по развитию творческих способностей детей необходима для формирования качеств личности, стремящейся к успеху и понимающей, что успех зависит от их работоспособности и желания преобразовывать мир вокруг себя.

 Работа по выявлению и развитию способностей учащихся имеет свои результаты – это

 - повышение интереса к знаниям у школьников, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков;

 - активное участие в предметной неделе;

 - участие в НОУ;

 - участие в олимпиадах, различных конкурсах.

Творческие задания по биологии повышенной сложности.

 Задача: Произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду в буквальном смысле по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха.

Изобретательские задачи могут быть сформулированы в общем виде следующим образом: "Дана биологическая система для выполнения некоторой функции; эту систему надо усовершенствовать, но при улучшении ее параметра:

 А ухудшается параметр

Б. Как быть?"

 Эти задачи целесообразно решать с помощью методов логического поиска, например алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Задача: Красные глаза

На снимках, сделанных на цветное фото со вспышкой, зрачки глаз людей зачастую получаются красными. Это происходит, если их размер в момент съемки достаточно велик. Тогда значительное количество света проникает в глазное яблоко и отражается от его насыщенных кровью внутренних тканей.

 Что нужно сделать при съемке, чтобы исключить эффект «красных глаз»?

Противоречие: зрачки должны быть маленькими, чтобы не было красных глаз на фото, но зрачки человека обычно расширены больше, чем нужно.

ИКР: зрачки сами должны сузится до фотовспышки. Как сделать, чтобы перед фотовспышкой глаза сузились? Используйте посредник — предварительный световой сигнал.

В новинке японской фирмы «Канон» вспышка при срабатывании выдает примерно за секунду до основного импульса более слабый импульс, чтобы зрачки людей успели сузиться. В таком случае подсветка внутренности глаза резко слабеет и зрачок на фотографии имеет нормальный цвет.

Задача: Животные на дороге

Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе... Исключить такое перебегание, построив забор на протяженности всего шоссе — нереально.

 Как предупредить животных о приближающейся машине?

ИКР: машина сама ночью предупреждает о своем приближении. Используйте посредник, использующий свет от фар.

В Швеции к придорожным столбикам прикрепляют гладко отполированные прямоугольные пластинки — они служат для того, чтобы отбрасывать свет от приближающегося транспорта на обочину и опушку, предупреждая животных об опасности. Считается, что применение подобных пластинок снизило несчастные случаи на шоссе на 67 %. 

Задача: Кормление циплят

Вылупившиеся цыплята бестолковы, постоянно суетятся в поисках корма и питья. Конечно, забавно смотреть за суетящимися пушистыми комочками, но при работе птицеводческого комбината эта неорганизованность оборачивается потерей веса птицы.

 Как — почти сразу — в отсутствии мамы-курицы научить цыплят есть и пить?

Противоречие: курица должна быть, чтобы научить цыплят есть и пить, и не должна быть, потому что это экономически невыгодно. Используйте посредник — цыпленка.

Предложено к цыплятам подсаживать 2-6 суточного цыпленка с выработанным рефлексом на пищу и воду. 

Задания  Методы креативного мышления
1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные
метод образного видения

Примеры ответов учащихся:
• на вопрос №1 – «Одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная»
2. Представьте себе, что вы – эвглена зелёная. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)

Примеры ответов учащихся:
• на вопрос №2 – «Я одноклеточная - мне очень одиноко и скучно, а бывает и страшно, я очень маленькая – быстро устаю»
3. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова:

кто? что? зачем? где? чем? когда? как?
метод эвристических вопросов
4. Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные
метод образного видения
5. Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни.
метод эвристических вопросов
6. Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, которого не существует в природе: органы возьмите от разных насекомых.

метод фактов
7. Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг исчезнут все насекомые?
метод прогнозирования
8. Найдите биологическую неточность
А) в стихотворении А. А. Фета «Бабочка»:
Ты прав.
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым
миганьем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась,
куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
и вот - дышу.
Б) в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
9. Придумайте ребусы:
-один – о рыбах,
-второй – о земноводных,
-третий – о пресмыкающихся.
метод символического видении
10. Почему мы так говорим:
-как рыба в воде
-нем, как рыба
-как сельди в бочке?
Верно ли это с биологической точки зрения?
метод эвристического исследования
11. Придумайте рекламу отряду Акулы.
метод образного видения

Верно ли это с биологической точки зрения?
метод эвристического исследования
12.Знаете ли вы?
С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко.
• Куда он его несёт?
• К какому отряду относится ёж?
• Чем же он питается?
• Разве яблоки ему нужны?
• Может, это он готовит себе на зиму?
• Как зимует ёж?
• Нужно ли ему зимой пропитание?
• И почему из множества яблок ёж выбирает наиболее кислые дички?
• Зачем же они ему?

 метод гипотез

Творческие задания применимы на уроках по различным темам - в этом смысле они универсальны.

 Применяю  несколько типов творческих задач.

1.Количественные задачи (расчетные).

Пример: Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не менее 25 ООО - 30 ООО шагов, что в среднем составляет 20 км.

Подсчитайте, сколько километров человек проходит за год, за жизнь (70 лет.)

Решение количественных расчетных задач помогает учащимся оценивать состояние своего здоровья, развивают навыки самоконтроля и заботиться о здоровом образе жизни.

2.Качественные задачи.

Пример: При рассмотрении коллекции насекомых или птиц одних и тех же видов видно, что они обладают основными признаками вида, но отличаются размерами, окраской и др. какие признаки вида наследственные, а какие отражают изменчивость вида?

Данные типы задач позволяют развивать у учащихся навыки сравнения, устанавливать причины следственной связи, а также практические умение заботиться о своей личной и общественной гигиене на основе теоретических знаний

3.Экспериментальные задачи.

Пример: ответьте на следующие вопросы, самостоятельно проделав необходимые действия наклоны, приседания, вставания и т. п.

- Почему сидящий на стуле человек не может встать, не наклонившись вперед?

- Почему при глубоком приседании мы поднимаемся на носки?

- Почему, если прижаться к стенке правой стороной тела, нельзя отвести левую ногу в сторону?

4.Инновационные задачи

Задачи инновационного типа связаны с осознанием школьниками новых для них фактов и идей на основе общих закономерностей и логических умозаключений.

Пример: Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. Изменился ли вес яйца?

Используя знания о строении яйца, путем рассуждения учащиеся приходят к выводу, содержащему для них новую информацию, что в конце инкубации масса яйца должна быть меньше, т. к. часть веществ расходуется в энергетических процессах, необходимых для развития цыпленка, а продукты окисления удаляются из яйца через поры в скорлупе.

5.Семантические задачи

Семантические задачи (объяснения названий терминов, определений и т. п.) определяют ту базу знаний, без которой творчество невозможно. При решении задач этого типа особое внимание должно уделяться ошибкам, связанным с дифференциацией научной и бытовой лексики.

Пример: Объясните смысловое значение и происхождение слов: печень, мышцы, пясть, запястье, анатомия, витамины, ахиллово сухожилие.

Ответы учащихся, оцененные как правильные:

  • печень происходит от слова “печь”, она согревает своим теплом проходящую через нее кровь, обогревающую наш организм; в печени происходит сильный обмен веществ;
  •  мышца - “бегающая” под кожей мышь;
  •  слово “пясть” произошло от числа пять;
  •  анатомия - в переводе с греческого “рассечение”, “расчленение”;
  • витамины – в переводе с латинского “жизнь”;
  •  понятие “ахиллово сухожилие” происходит от имени сына древнегреческой богини Фетиды Ахилла, которого она, чтобы сделать неуязвимым, купала в огненной реке, держа за пятку.


Сценарий мероприятия «Здравствуй, милая картошка»

Действующие лица:

Ведущий в роли Скомороха

Король – Картофель;

Мудрей

  1. Поварёнок
  2. Поварёнок;
  1. СЦЕНКА:

Индеец

  1. СЦЕНКА:

Людовик 16;

Парматье (врачь);

Охранник;

  1. Горожанин (мальчик);
  2. Горожанин.
  3. Сценка:

Солдат;

Поп;

Горожанин.

Звучит  музыка, за кулисами читает чтец стихотворенье.

Вдаль убежало горячее лето,

Тёплые дни растворяются где – то,

Где – то остались лучи золотые,

Тёплые волы остались морские!

Где - то леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь – только листья желтеют

И опадают, как только умеют!

Под музыку на сцену выходит Скоморох.

Скоморох: - Всем привет в осенний час!

В этот час много радости припас!

Величава и красива

В любое время наша Россия!

Но осенью особенно хороша –

Так и поёт русская душа!

Скоморох: - На дворе золотая осень, пора урожаев. Все думы и чаянья людей в это время года были направлены на то, чтобы без потерь собрать урожай, с любовью посеянный весной и заботливо выращенный летом.

- ребята скажите, какой урожай собирали с полей? (Дети перечисляют).

А теперь отгадайте загадку:

Что копали из земли,

Жарили, варили,

Что в зале мы испекли,

Ели да хвалили?

Ответ  – клубень картофеля.

- Вопрос ко всем присутствующим:

Вопрос: - Скажите, в какой день, и на какой праздник начинали убирать именно картофель?

Ответ: - 13 сентября на праздник «Куприяна».

- Сегодня необычный день – сегодня Объявлен «Картофельный банкет»!

 Кто не любит картошку с запахом дымка, печеную на костре, или жареную на сковороде, сваренную целиком или пюре?

 С мясом, с рыбой, с грибами, с маринованными огурцами?

 Ту самую, из которой, как говорят кулинары, могут приготовить сотни различных блюд. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически!

Слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки!

 Пожалуй, вполне закономерно, что картофель часто называют «вторым хлебом».

 Много раз, в неурожайные для хлебных культур годы, картофель спасал миллионы людей от голодной смерти!

- Хватит попусту болтать,

Начинаю я свой сказ…

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне –

Жили Картофель в земле.

Свойство царское имел:

Накормить народ умел.

Словом наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе,

О работе в огороде,

О поделках, вкусной пище…

Ответы на празднике отыщем

Многое должны узнать…

А теперь пора начать!

- Уважаемые гости в честь окончания осенних работ, я приглашаю вас на бал в картофельное королевство. Правит в этом королевстве Король – Картофель, помогает ему в этом нелёгком деле Советник Короля – Картофеля – это я, а также создаю хорошее настроение и праздничную атмосферу.

(Звучат фанфары. В зал по одному входят поварята. Каждый несёт в руках тарелку с одним из картофельных блюд).

  1. Поварёнок: - Друзья! Мы рады видеть вас!

Мы чудо – пищей непростой

Накормим вкусно вас!

  1. Поварёнок: - Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.

Ты подсоли её немножко, ведь, правда, вкусная … картошка

Скоморох: - Картошка, картошечка, картоха, картофель, Король – Картофель.

(На слова Скомороха, поварята спускаются в зал и встречают Короля – Картофеля. Звучит музыка, поварята провожают на трон Короля и помогают сесть. Поварята, кланяются и удаляются).

Король: - Здравия я всем желаю! Рад видеть всех гостей.

Богачи и те, кто не богат.

Всяк меня по своему готовит:

Варит кто, кто жарит, кто печёт.

Но едят меня повсюду и повсюду

Мне за это слава и почёт.

Все собрали урожай?

Тогда повелеваю гимном о картофеле праздник наш начать!

Исполняется песня о картофеле «Бульба».

Скоморох: - Мы наш праздник продолжаем,

Поиграть всех приглашаем

А игра наша так и называется «Огородник».

Ход игры:

Дети становятся в круг, в центре которого – огородник с завязанными глазами и палкой в руке. Дети идут по кругу и приговаривают:

- Ах, картошка, ты картошка

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытый круглый год.

Огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой».

Затем каждый ребёнок, называет себя каким – ни будь овощем, в том числе и картошкой. Если он угадает, то «картошка» убегает, а «огородник» догоняет, сняв повязку.

Король: - Хоть хвалиться неприлично,

Но я должен вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поспать.

Скоморох: - Картошка! Все мы едим и любим картошку. Кто не ел ее жареной, печеной, отварной? Картофель издавна на Руси считали «вторым" хлебом. А вы знаете, когда на Руси появилась картошка и откуда она была завезена? Вот сейчас мы вам расскажем об этом. Не знаете? Вот сегодня вам и расскажет об этом наш Мудрец.

Под музыку на сцене появляется Мудрец.

Мудрец: - Я великий чародей,

Друг и взрослых, и детей.

Мне подвластно все кругом…

Сделать ночь могу я днем,

Заглянуть могу в века,

Улететь под облака.

Вам скажу я по секрету:

Много я бродил по свету,

Отросла за те года

Вот такая борода!

Убедился я с годами:

Чудеса-то рядом с нами.

Только к ним мы привыкаем

И совсем не замечаем (достает из кармана)

Вот пример вам. Чудо-крошка!

Что в моей руке?

Все: Картошка!

Исполняется песня о картошке.

Мудрец: - Было с ней чудес не мало

К нам она пока попала…

Путь был долог и далек,

С запада и на восток.

С силой чар волшебных, дивных.

Покажу вам путь тот длинный,

Тишину! Прошу вниманья!

Начинаю заклинанья: (над картошкой)

Ахалай и Махалай,

Куры-муры и Банзай,

Землю всю покрыл туман,

Мы летим за океан…

Мудрец: - Картофель – иностранец. Родина его – Южная Америка. Там он рос в диком состоянии. Климат своеобразный: днем жарко, а ночью – морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днем сушили на солнце и называли его «чуньо», а клубни картофеля – «паппо». А собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.

  1. Сценка «Индейцы»

О, младший брат, наш молчаливый

На священном плоскогорье

Воздаем тебе мы славу.

Одарил ты щедро племя:

На твоих подземных стеблях

Уродилось много паппо!

Мы из паппо заготовим много-много сладких чупью.

А для этого на камнях паппо мы скорей рассыплем.

Пусть мороз холодной ночью заморозит сладкий паппо.

Солнце днем его просушит.

Не страшна теперь зима нам.

Больше в доме не услышим

Плач детей наших голодных,

Улыбаться станут жены…

Нашим войнам-мужчинам дашь ты мужество и силу!

Мудрец: - Первыми открыли картофель испанцы. Они искали золото в Южной Америке, а нашли картофель. А вот дорогу картофелю во Францию открыл аптекарь Антуан Пармантье. На своем участке он выращивал картофель, который охранялся стражей. И по ночам стражники покидали участок, а крестьяне выкапывали и уносили плоды картофеля. Так, при помощи хитрости аптекаря Пармантье, картофель появился во Франции.

  1. Сценка «Франция. Людовик XVI»

Король: - (Король сидит на кресле ивздыхает) Тяжело быть королем: приемы, балы, аудиенции…

Звучит музыка, входит аптекарь.

Король: - Как ты смел, явиться сюда? Я велю тебя арестовать!

Пармантье (перебивая): Не гневись, сир. Позвольте поднести Вам этот букет. Я позволю себе сказать то, что лучшего букета Вы никогда не получали. Это картофель. Хлеб бедняков. Где есть картофель, там не может быть голода.

Король: - Так что же ты хочешь? Я буду милостив к тебе.

Пармантье: - Хочу просить у Вас для охраны картофеля несколько солдат.

Король: - Ты думаешь, найдутся желающие его похитить? Картофель – грубая пища, он годен лишь для откорма свиней.

Пармантье: - Вам неправильно доложили, сир. Картофель может заменить хлеб.

Король: - Ну, хорошо, я тебе, верю и дам солдат.

Король берет букет, рассматривает его прикрепляет цветы к своему костюму, украшает ими прическу.

Пармантье: - Не король, не граф и не лекарь, не философ, а просто аптекарь. И, конечно, незнатного рода, что ему хорошо было бы жить… А для этого надо хитрить.

1 солдат: По распоряжению короля охрана прибыла.

1 горожанин: Здесь охрана? С чего бы это?

Походит к объявлению и читает: «Заморские растения картофеля, посаженные на земле аптекаря Пармантье, охраняются государством»

2 горожанин: Видно, что земляное яблоко представляет большую ценность, если король не жалеет солдат на охрану. Ничего, будет темно, и я сумею их достать.

1 горожанин (Мальчик): - Дядюшка Этьен, заговорить зубы охранникам надо.

2 горожанин: Можно попробовать.

1 горожанин (Мальчик) (подбегает к Страже): Послушайте! Там моего Дядю бьют, последние гроши отнимают. Помогите! Больше некому помочь! Помогите. (В это время 2 горожанин выкапывает картошку).

Солдат: - Ты это верно знаешь?

Мальчик: - Я оттуда. Бегите скорее!

Пармантье: Вот если бы волновалась за картофель вся Франция, я бы считал, что дело мое сделано!

Мудрец: - Далее путь картофеля лежал в России. Ребята. А вы знаете, что до картофеля считали крестьяне «вторым» хлебом. Тогда послушайте загадку.

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок

Врос в землю крепко.

Что это?... (репка)

А знаете ли вы, что первую репку деды посадил две тысячи лет назад. В России боьшая часть народа были крестьяне, которые жили в деревне.

Скоморох – Я без врак скажу вам, что в деревне живётся очень хорошо. Об этом поётся в весёлой песенке.

Мудрец: - А мы продолжаем нашу историю….Точных сведений о появлении картофеля в России нет. Но известно, что в конце 17 века Петр 1, находясь в Голландии, прислал мешок картофеля в Петербург графу Шереметеву и велел…

  1. Сценка

Офицер: - Дорогу! Дорогу!

Поп: - Что, сын мой, несешь?

Офицер: - Графу Шереметеву из Голландии царь Петр 1 прислал мешок картофеля, чтобы разводит его в России.

Горожанен: - Не откажете посмотреть, солдатики, что за диковинка этот картофель?

Солдат: - Посмотреть можно. Берет из мешка одну картофелину и дает Попу. Картофель переходит из рук в руки

Горожанин: - Круглый, как яблоко, хотя, говорят, он в земле растет.

Поп: - Потому в земле растет, что не простое яблоко это, а чертово. Запрещенный плод… Запрещенный! А будете сажать – будете черта веселит. Богом проклятое, в землю загнанное (бросает картофелину).(Уходят).

Солдат: Ой, страсти какие! Продолжает путь. Солдат с картошкой уходит

Мудрец: - Так прекрасной затее Петра 1 не суждено было осуществиться при его жизни. А крестьяне использовали в пищу другой продукт.

Во второй половине 19 века в России правил царь Николай 1. Он издал указ об обязательной посадке картофеля. Крестьяне отказывались сажать новую культуру, а их сурово наказывали: пороли розгами, заковывали в кандалы и отправляли на каторгу в Сибирь. А в Пруссии король Фридрих-Вильгельм 1 приказал бунтовщикам отрубать уши и носы. Так крестьяне разных стран не желали садить картофель. Были «картофельные бунты».

В конце концов нужда заставила обратить внимание на это неприхотливое и урожайное растение. Теперь, картофель – одна из самых распространенных культур. Используется он, главным образом, для питания. Вот и закончилась наша история.

Король: - Вот такой долгий и непростой путь прошёл Я, чтобы попасть к вам на стол!

Скоморох: - Ах, как люблю картошку!

Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец!

Хоть сердит зеленый лук, а картошке лучший друг!

Из картошки там и тут нужный делают продукт!

И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

А, чтобы появился этот замечательный продукт на столе его ещё надо вырастить. Ребята, а вы когда ни - будь, сажали картофель? Ну, если не все, то для всех есть сценка, которая подскажет, как сажать картофель.

(Инсценируется стихотворение «Картошка». Звучит музыка на сцену выходят бабушка и внук).

Стихотворение “Картошка” (И. Демьянов)

Внук: - Что черны мои ладошки,

Не бранит никто меня

Вместе с бабушкой картошку

Мы сажали у плетня!

(Имитируют посадку картошки. ).

Бабушка: - Скоро здесь, на мягких склонах,

Где пригрел бока сарай,

Много бантиков зеленых

На гряде завяжет май.

После желтый, белый, синий

Загорятся огоньки -

Будут так они красивы,

Наши грядки у реки!

Внук: - Пусть грязны мои ладошки,

Я привык уже к труду…

И вкуснее нет картошки,

Что посадишь сам в гряду!

Скоморох: - Теперь ваш черёд сажать картошку. Первое задание для пап и мам, перевести из амбаров картошку.

К – с: «Перевести картошку».

Условие к – са: Мама – кладёт картофель в кузов машины, отец перевозит. Выигрывает та команда, которая первая справиться с заданием.

Скоморох: - И второй этап – то посадка картофеля. Это задание выполняют дети.

К – с: первый игрок берёт картофель, кладёт в лунку, возвращается на старт, выполняет задание следующий игрок и тд.

Скоморох: - Все команды молодцы! На отлично справились с заданием.

Мудрец: - Пока картофель зреет, а команды набираются сил, с ваше позволения картофель, я предлагаю интеллектуальную разминку. На стендах расположены первые части пословиц связанные с картофелем.

Приглашается две семьи. Задача – подобрать вторую половину пословицы.

Пословицы:

  1. Ешь картошку, хлеб – (поживёщь до 10 лет);
  2. Уродился хлеб в оглоблю, (а картошка – в колесо);
  3. Клади картошку к окрошку, (а любовь в дело);
  4. Картошка хлеб (бережёт);
  5. Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – (чем не еда);
  6. Без труда картошка (не родится никогда);
  7. Хорош ерш в ухе, а картошка (в пироге).
  8. Картошка в погребке – (зима налегке);
  9. Летом – потопаешь, (зимой полопаешь).

Мудрец: - Пока команды выполняют задание, я предлагаю закрепить знания об историческом пути картофеля. За правильные ответы Скоморох будет раздавать жетоны, они помогут при подсчёте правильных ответов пословиц.

Викторина:

Какой континент является родиной картофеля? (Южная Америка).

Благодарю, какому врачу французские крестьяне стаи употреблять в пищу картофель, назовите его фамилию? ( Парматье).

Из какой страны попали в Россию первые клубни картофеля? (Из Голландии).

Кем был завезён картофель в Россию? (Петром 1)

Как называли картофель русские крестьяне в первые годы после его появления? (Зелёным яблоком).

Как называло картофель русское духовенство – священники? (Чёртовым яблоком).

Что такое картофельный бунт? (Крестьяне отказывались выращивать картофель).

Какое насекомое – главный враг картофеля? (Колорадский жук).

Скоморох: - Ну, а как бурятся с колорадским жуком мы узнаем из шуточной песенки.

Шуточная песня (на мотив "Ой, цветет калина")

Ой, цветет картошка, зеленеет лук.

По полю гуляет колорадский жук.

Он ползет, не знает ничего о том,

Что его поймает сельский агроном.

Он его поймает, в сельсовет снесет,

В баночку посадит, керосин нальет.

Ой, цветет картошка, зеленеет лук,

В баночке балдеет колорадский жук.

Скоморох: - Вот и наш урожай поспел. Пора проверить задание и продолжить программу. Теперь задача детей собрать картофель, маме погрузить в кузов, а папе перевести.

Проводятся конкурсы. Музыка

Скоморох: - После сбора картофеля, народ веселились и гулял, а какие гулянья проходили без частушек.

Частушки.

1. Про картошку золотую

Мы частушки вам споем

По утрам родную.

Каждый день ее жуем

2.Посадили мы пшеницу –

Вырыли картошку

Не пойму я, от чего –

У картошки рожки.

Король: - Ах, какие замечательные частушки про меня знают, давайте ещё поаплодируем!

Скоморох: - А мы наш праздник продолжаем!

Мудрец: - Всего несколько 10 - летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии.

Скоморох: - Ребята об этом расскажут в стихотворении.

Стихотворение перед демонстрацией блюд читают дети.

Мы подумали немножко:

С чем рифмуется “картошка”?

Кошка, крошка, мошка, плошка,

Брошка, ножка и окошко…

Все срифмуем, нету спора…-

Но из этого набора

Ничего не получилось…

Как же нам всех накормить?

Есть спасение – окрошка:

Ведь уместна в ней картошка!

Есть еще сюжет с горошком:

Мы возьмем большую ложку:

Оливье перемешаем,

Всех отведать приглашаем!

Блюдами вас угощаем,

Оценить вам предлагаем!

Король: - объявляю самый важный этап нашего праздника: презентация блюд из картофеля. Оцениваться будет оригинальность оформления и приготовления блюд.

Скоморох: - Вам необходимо продемонстрировать блюдо, назвать его и перечислить ингредиенты, входящие в состав блюда. А судьями будут Его Величество король и придворный мудрец.

Оценивание блюд.

Скоморох: - Уважаемая судейская коллегия, вы готовы огласить итоги «Кулинарного соревнования»! Ваше Величество, Вам слово!

Король: - Пролетело время незаметно

О картошке мы ещё не сказали

Король: - Но обо мне мы непременно поговорим

Когда встретимся в этом зале.

Мудрец: - Вот на память, вам друзья, об этой встрече

Полезные советы почитайте вечером

Скоморох: - А теперь не стесняйтесь, угощайтесь!

Скоморох: - Но мы расстаёмся ненадолго, ведь скоро, я надеюсь, мы встретимся вновь в Картофельном банкете! Любите друг друга, берегите друг друга, не расставайтесь и ешьте…Картошку!

Все вместе: - До свидания! До новых встреч!

Рабочая программа элективного курса

«Дерево  здоровья»  9 класс

Пояснительная записка

Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни

Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.

Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека.

Программа курса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю) для учащихся 9 классов.

Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Для решения данной цели поставлены задачи:

  • Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
  • Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;
  • Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;
  • Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
  • Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология;

При изучении каждого раздела курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.

Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.

Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,

Методы обучения: наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой, проблемного обучения, проектно-исследовательская деятельность.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, творческая работа, самостоятельная работа, защита проектных работ, консультация.

Формы продуктов деятельности: компьютерные презентации, сборник проектно-исследовательских работ

Тип проекта: практико-ориентированный.

Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны знать:

- основные приемы по определению уровня здоровья;

- основные факторы, влияющие на состояние здоровья;

- основные способы сохранения и укрепления здоровья;

- методы преодоления психологического дискомфорта.

Учащиеся должны уметь:

- применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;

- объяснять действия факторов среды на человека;

- обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;

- уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;

- уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций.

Содержание программы элективного курса

Введение

Актуальность данного курса. Сроки проведение курсов. Формы работы. Основы проектной деятельности. Нацеливание учащихся на темы проектных работ. Выбор тем проектных работ.

Практическая работа:

Место человека в органическом мире

Место человека в системе живой природы. Вопросы происхождения человека от животных, доказательства происхождения человека от обезьян.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, понятие ЗОЖ, выделение факторов и их воздействия на организм человека,

Практическая работа:

Определение своего образа жизни

Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни».

Определение своего типа адаптации

Встречают по одежке…

Что надевать? – стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации;

Из какого материала выбирать одежду? – виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды;

Как выбирать одежду? – одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома.

Практическая работа: Изучение свойств волокон тканей.

Исследование и анализ своей повседневной одежды.

Правильное питание – залог хорошего здоровья!

Для чего едим? – Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ.

Как едим? – вегетарианская пища, раздельное питание, смешанное питание, сыроедение их вред и польза;

Сколько едим? – нормы питания;

Когда едим? – режим питания;

Практическая работа: составление режима и рациона питания и его оценка.

Мой дом – моя крепость…

Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов;

Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики;

Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего.

Практическая работа:

Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам.

Комплексная оценка здания школы.

Суд над вредными привычками

Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек.

Познание самого себя…

Мой внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента.

Мое общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия;

Мои способности – память, внимание, мышление и т.д.

Практическая работа:

Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления.

Человек и природа

Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.

Практическая работа:

Определение экологических проблем своей местности, причины их

возникновения и возможные пути решения.

Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай!

Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды.

Первая помощь при переломах, кровотечениях. Первая помощь при перегревах и переохлаждениях.

Практическая работа:

Составление режима дня – выходного и будничного.

Оказание первой доврачебной помощи.

Итоговое занятие.

Исследование «Оценка состояния моего здоровья».

Защита проектных работ.

Тематическое планирование

Тема

Виды деятельности учащихся

1.

Введение

2.

Понятие здоровья. Антропометрические измерения

3.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Определение и характеристика факторов, влияющих на здоровье человека

4-5

ЗОЖ. Определение своего образа жизни, биологического возраста.

Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни». Сан. бюллетень, плакат, пропагандирующие ЗОЖ

6-7

Химические загрязнения и здоровье человека

Понятие химических загрязнений; реакция организма на химические загрязнения, возможнее пути избегания влияния хим. веществ.

8-9

Биологические загрязнения и здоровье человека

Понятие биологического загрязнения; реакция человека на биологические загрязнители; меры профилактики

10-11.

Физические факторы среды и самочувствие человека

Сан. бюллетень «Осторожно – солнечная, магнитная бури»

12

Ландшафт как фактор здоровья

Сочинение – эссе «Я и природа»

13-14.

Проблемы адаптации человека

Планшет «Как помочь себе в экстремальных ситуациях»

15-16.

Встречают по одежке

Анализ своей повседневной

Одежды. Буклеты с гигиеническими рекомендациями к одежде

17.

Правильное питание - залог здоровья

Суточный рацион школьника

18-19.

Мой дом - моя крепость

Таблица «Оценка экологического состояния моего жилья». Комплексная оценка школьного здания

20.

Суд над вредными привычками

Деловая игра для учащихся

21.

Познай самого себя

Познай самого себя

22.

Природа и человек

Сан. бюллетень, плакат.

23-24.

Хочешь хорошо работать - хорошо отдыхай

Составление режимов дня. Методы оказания первой помощи.

25.

Режим дня на будни и выходные

Практическая работа  

26.

Итоговое занятие.

Подготовка к защите

27.

Итоговое занятие

Подготовка к защите

28-29.

Проекты по ЗОЖ

Защита проектов

30-31.

Проекты по ЗОЖ

Защита проектов

32-33.

Семинарские занятия.

Обсуждение содержания элективного курса. Оценка учащимися

34.

Семинарские занятия.

Обсуждение содержания элективного курса. Оценка учащимися

Итого:34 часа

Основные критерии оценки образовательного продукта:

Зачетная ведомость ученика-слушателя элективного курса

"Дерево  здоровья"

________________________________ ученик _________ класса

в период с _________ по ________ посетил ______ часовой

курс "Дерево  здоровья". За период прохождения курсов им были выполнены следующие работы:

Итоговое количество баллов __________________________

Рекомендации_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

1. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.- Москва, 1992г.,- с.112.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: – М.: Издательский центр «Академия», – 1998. – 176 с.

 3. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 – 144

4. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 1996. – 144 с

5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Издательский центр «Академия», . – 320 с.

6. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. ТЦ «Сфера», 2000 г. – 128 с.

Рабочая программа элективного курса

 «Удивительное рядом»  6 класс

Пояснительная записка

Нас окружает удивительный мир живых организмов. Этот мир растений и животных пробуждает у ребёнка живой интерес к природе, любознательность, побуждает его к деятельности. Окружающий мир – могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Каждая местность нашей большой страны по-своему прекрасна и имеет только ей присущий облик. Наш Кабанский  район располагается в живописном месте. Растительный мир богат и разнообразен Здесь растут растения характерные для смешанных лесов, тайги, создавая мозаику растительного покрова. Под пологом леса растут медуница, копытень, ландыш майский, зверобой продырявленный, земляника лесная, брусника, костяника, душица обыкновенная. Необыкновенное разнообразие вносят в зелёную палитру редкие растения нашего района. Природа сейчас оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения человека к ней. Человеку необходимо научиться по – настоящему принимать природу, относиться к ней бережно, ценить её красоту и неповторимость.

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идёт становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит будущее природы Земли, страны, родного края.

Курс Биологии формирует целостную картину мира, представление о единстве и многообразии свойств живой и неживой природы, готовит учащихся к освоению основ науки о природе; осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных факторов, составляющих основу для практической подготовки школьников, формированию их научного мировоззрения.

Данная программа реализуется в 6 классе рассчитана на 34 часа.

Цель программы:

изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников и животных в типичных природных сообществах Кабанского  района ; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения знаний; воспитание любви к своему краю, своей стране, формирование экологической культуры личности.

Программа решает задачи:

  1. Освоение учащимися знаний об основных жизненных формах, видах растений, грибов, лишайников и животных Кабанского  района, а также о необходимых мерах их охраны; о мерах использования хозяйственно-ценных видов в регионе;
  2. Овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, с определителями;
  3. Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы родного края;
  4. Формирование экологической культуры школьников путём активации природоохранного воспитания и эколого–просветительской деятельности.

Формы и методы: беседа, наблюдение, опыты, лабораторно-практическая работа с эвристическим характером познавательной деятельности учащихся, пропаганда экологических знаний, электронная презентация, экскурсия.

Планируемые результаты освоения учебного курса

учащиеся должны знать:

  • наиболее распространённые растения, животные, грибы
  • редкие и исчезающие растения, животные, грибы
  • ядовитые растения и грибы

учащиеся должны  уметь:

  • распознавать наиболее распространённые растения, животные, грибы
  •  распознавать опасные и ядовитые растения и грибы;
  • наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;
  • составлять «паспорт» для комнатных растений.

Содержание программы элективного курса

Введение – 3 часа.

Фенологические явления в жизни растений. Народные приметы и прогнозы различных явлений природы. Зарисовки сезонных явлений природы. Биоразнообразие .Экскурсия в парк, лес "Осенние явления в жизни растений"

Грибы– 4 часа.

Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Съедобные и ядовитые грибы Спасского района. Роль грибов в природе и жизни человека. Правила сбора грибов.

Меры профилактики заболеваний, вызванные грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Растительность – 11 часов.

Жизненные формы и экологические группы растений. Древесные растения района. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Голосеменные растения района. Определение видов и экологических групп голосеменных растений района. Лиственные растения и кустарники района. Определение лиственных деревьев и кустарников. Травянистые растения  района. Определение основных представителей травянистой растительности.

Животный мир  района-11 часов.

Общая характеристика животного мира района. Беспозвоночные; рыбы; земноводные; пресмыкающиеся; птицы; млекопитающие района.

Проблемы охраны окружающей среды района – 2 часа.

Редкие виды животных и растений района. Особо охраняемые территории. Заказник «Кабанский».

Тематическое планирование

Тема

Виды деятельности учащихся

1.

Введение

2.

Народные приметы и прогнозы различных явлений природы

Зарисовки сезонных явлений природы.

3.

Биоразнообразие Кабанского района.

Заполнение таблицы

4.

Особенности строения и жизнедеятельности грибов.

Работа по текстам

5.

Съедобные и ядовитые грибы

Запись основных понятий. Подготовка фоторепортажа

6.

Роль грибов в природе и жизни человека. Правила сбора грибов.

Работа по дополнительной литературе

7-8

Меры профилактики заболеваний, вызванные грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

9.

Жизненные формы и экологические группы растений

Работа по текстам

10.

Древесные растения Кабанского  района. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников

Запись основных понятий. Подготовка фоторепортажа

11.

Голосеменные растения района.

Работа по текстам

12-13.

Определение видов и экологических групп голосеменных растений района

Работа по дополнительной литературе

14.

Лиственные растения и кустарники района

Работа по дополнительной литературе

15.

Определение лиственных деревьев и кустарников

16.

Травянистые растения  района

Работа по текстам

17.

Определение основных представителей травянистой растительности

18.

Обобщающие занятие  по темам: «Грибы и растения  района»

Сочинение – эссе «Я и растения»

19.

Общая характеристика животного мира  района

Оценивают выступление докладчика

20.

Беспозвоночные  района

Работа по дополнительной литературе

21.

Рыбы  района

Оценивают выступление докладчика

22.

Земноводные  района

Работа по текстам

23.

Пресмыкающиеся  района

Оценивают выступление докладчика

24-25.

Птицы района

Работа по дополнительной литературе

26.

Млекопитающие района

Работа по дополнительной литературе

27.

Обобщающие занятие по теме: «Животный мир  района»

Сочинение – эссе «Я и животные»

28-29.

Редкие виды животных и растений района

Работа по текстам

30.

Особо охраняемые территории. Заказник «Кабанский»

Запись основных понятий. Подготовка фоторепортажа

31-32.

Биосферный заповедник

Запись основных понятий. Подготовка фоторепортажа

33.

Итоговое занятие

Обсуждение содержания элективного курса. Оценка учащимися

34.

Итоговое занятие

Обсуждение содержания элективного курса. Оценка учащимися

Итого: 34 часа

Основные критерии оценки образовательного продукта:

Зачетная ведомость ученика-слушателя элективного курса

"Удивительное рядом"

________________________________ ученик _________ класса

в период с _________ по ________ посетил ______ часовой

курс "Удивительное рядом". За период прохождения курсов им были выполнены следующие работы:

Итоговое количество баллов __________________________

Рекомендации_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

  1. Иванова И.Г. Словарь –справочник по флоре Бурятии, Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 2001
  2. Иванова И.Г. Дикорастущие съедобные растения Улан-Удэ, Бурятское  издательство, 1987
  3. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях, Москва «Высшая школа», 1992
  4. Никиточкина Т.Д. Лекарственные растения леса. Москва, «Изобразительное искусство», 1991
  5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины, Москва, «Просвещение»,1991
  6. Полуянова В. И. «Ядовитые растения  Бурятии», Улан-Удэ, Бурятское  книжное издательство, 1987
  7. Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. «Растительный и животный мир Бурятии»   2006
  8. Красная Книга Республики Бурятии1995

Коммуникативные тренинги

Цели тренинга:

  1. Повышение сплоченности коллектива;
  2. Развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
  • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
  • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия  в коллективе;
  • сплочение коллектива.

Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Сплоченная, дружная команда – это половина успеха любого дела. Именно поэтому начальники всех уровней всегда считали необходимым по возможности сплачивать свой коллектив и создавать у работника иллюзию того, что он не просто приходит в место для зарабатывания денег, кишащее малосимпатичными ему личностями, но что в коллективе он окружен друзьями и близкими.

Поскольку коллективная жизнь, по сути, предполагает общение, то вначале ответим на вопрос, что подразумевают под этим понятием психологи и философы.

Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Американские социопсихологи, посвятившие свою жизнь благородному делу и следования трудовых взаимоотношений, после многих десятилетий экспериментов вынесли, наконец, вердикт: идеальным способом для укрепления связей внутри любого коллектива являются тренинги.

Известно, что, когда люди воодушевленно, сообща делают какое-то дело, между ними возникает чувство локтя и дружбы. На этом принципе и построены такие тренинги – людей собирают не отдыхать и не беседовать, а трудиться. И труд этот весьма своеобразен.

Самоуважение

Правила работы в группе.

Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Налог и Мини- лекция;

Ведущий предлагает каждому участнику подумать пару минут и ответить на вопрос - Что такое самоуважение? Привести примеры, обсуждение.

От психологического климата в трудовом коллективе зависит как благополучие членов коллектива, так и их работоспособность. Данная анкета позволяет выявить, на сколько, сотрудники довольны работой в трудовом коллективе. Анкетирование необходимо проводить анонимно. В зависимости от задач исследования, полученные результаты можно обсудить либо только с руководителями коллектива, либо со всеми его членами.

 

Инструкция и анкета:

 

Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в трудовом коллективе нашей организации. Для ответа на вопросы необходимо:

  1. внимательно прочитать варианты ответов
  2. выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению и поставить знак «+» напротив него
  3. если ответ не предлагает вариантов, напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте прочерк

  1. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство из членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные мне люди

Б) в нашем коллективе есть всякие люди

В) меня многое не устраивает

 

  1. Вам нравится работать в нашем коллективе?

  А) да, меня все устраивает

Б) не знаю, не задумывался над этим

В) меня многое не устраивает

 

  1. Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.

А) дружеская

Б) атмосфера взаимного уважения

В) деловая атмосфера

Г) «каждый сам за себя»

Д) нездоровая, нетоварищеская атмосфера

 

  1. Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?

А) как можно чаще

Б) 1-2 раза в год

В) я не люблю подобных мероприятий

 

  1. Считаете ли вы, что было бы лучше, если бы члены нашего коллектива жили близко друг от друга?

А) да, конечно

Б) скорее да, чем нет

В) не задумывалась над этим

Г) скорее да, чем нет

Д) нет

 

  1. Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность? По какой причине?__________________________________________

 

  1. Если бы Вы вынужден были поменять работу, стремились бы Вы к общению с членами нашего коллектива?

А) да, конечно

Б) затрудняюсь ответить

В) нет

 

  1. Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение нашего коллектива?

А) проведение совместного отдыха

Б) совместное решение производственных проблем

В) совместное решение личных проблем

Г) увеличение зарплаты

 

  1. Какие качества членов нашего коллектива привлекают Вас больше всего?

А) профессиональные

Б) личные

В) никакие

 

  1. С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?

 А) я с удовольствием общаюсь со всеми

 Б) со всеми понемногу

 В) с теми, с кем непосредственно работаю

 Г) только с начальством по производственным вопросам

 Д) стараюсь свести общение со всеми к минимуму

 

  1. Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в наш коллектив?

А) достаточно легко

Б) они долго держаться особняком

В) не знаю, не задумывалась над этим

 

  1. Могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых и личностных качеств большинства членов коллектива?

А) да

Б) пожалуй, да

В) не знаю, не задумывалась над этим

Г) пожалуй, нет

Д) нет

Оцените сплоченность коллектива нашего мини – центра по 5-ти бальной шкале. Min 1________2________3________4________5max

Развитие коммуникативных навыков на уроках биологии

Игра «Лото». Учитель раздает ученикам альбомные листы, на которых приклеены картинки растений из изученных семейств Набор маленьких полосок, на которых написаны названия семейств Ученики должны на картинки с растениями разложить полоски с названиями семейств, к которым они относятся.

Учитель проверяет результаты и выставляет в зачетный лист оценку за игру: «5» - если нет ни одной ошибки, «4» - если одна ошибка, «3» - если две ошибки и «2» - если ошибок три и более.

ЛОТО: вариант 1 ЛОТО: вариант 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка

 В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми...

Работа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики

В настоящее время с особой остротой стоит проблема формирования творческих способностей, так как перестройка образования предъявляет серьезные требования к уровню подготовки учащихся. Эта проблема явл...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...

Система выявления и развития одаренных учащихся по биологии

Система выявления и развития одаренных учащихся по биологии...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Одаренность- есть сочетание трех основных характеристик:• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);• креативности;• настойчивости (мотивация, ориентированная на задач...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

 Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему предмету, как выявить и помочь детям развить их способности. Согласно ФГОС целью обучения...