Пришкольно-опытный участок
проект по биологии (9 класс)

Абрамова Виктория Сергеевна

Исследовательская работа учащихся по биологии и технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishkolno-opytnyy_uchastok.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Курганинска

352430, Россия, Краснодарский край, г. Курганинск, ул.Ленина,151

Исследовательская работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИШКОЛЬНО - ОПЫТНОГО УЧАСТКА НА ТЕРРИТОРИИ МАОУ СОШ № 5

Работу выполнили учащиеся 9 Г класса:

Бабаян Александр, Березуцкий Игорь, Бобров Семен, Коротков Артем, Куцов Дмитрий, Ли Алексей, Мноян Руслан, Пшеничнюк Даниил, Сагоян Саркис, Туманин Дмитрий, Хрипков Константин

Научный консультант:

Абрамова Виктория Сергеевна,

учитель химии

Курганинск, 2019

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................2

 Глава 1. Обзор литературы

1.1 История организации пришкольных участков...................................3-8

Глава 2. Практическая часть

2.1 Немного из истории возникновения заборов.................................9

2.1.1 Выбор материала и установка ограждения.......................................9

2.2.1 Высокие грядки и их преимущества.................................................10-11

2.2.2 Сооружение высоких грядок. Этапы работы..............................11 - 12

2.3. Создание парника...................................................................................12 - 13

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Пришкольно - опытный участок (ПОУ) - это место, где школьники приобретают основы экологических знаний, это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду, работа кружка юннатов и другая внеклассная работа. ПОУ является основным источником для заготовки коллекции и раздаточного материала для кабинета биологии, исследовательские опытнические работы в соответствии с тематикой, организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на ПОУ.

Наша городская школа существует уже довольно давно, но пришкольно -опытного участка как такового до сих пор не было. Да, на территории школы большое количество цветников, но к сожалению нет грядок для выращивания овощных культур. Поэтому коллектив учащихся нашего класса решил создать условия для решения данной проблемы.

ЦЕЛЬ:

 Организация пришкольно - опытного участка на территории МАОУ СОШ

 № 5 г. Курганинск

ЗАДАЧИ:

  • ограждение участка забором
  • ограждение и подготовка грядок
  • создание парника
  • создание системы орошения
  • посадка и уход за растениями
  • организация мер биологической борьбы с вредителями

Глава 1. Обзор литературы

1.1 История организации пришкольных участков

           Когда в начальных школах было введено естествознание, передовые учителя понимали, что для его изучения необходимы школьные участки. Но они не были узаконены и поэтому до 60-х годов 19 века школьные сады были созданы отдельными энтузиастами при некоторых учебных заведениях.

После отмены крепостного права (1861) развитие сельского хозяйства России стало зависеть от крестьянских хозяйств, а крестьяне оставались неграмотными. Чтобы поднять их культуру, надо было увеличить число сельских народных школ и через них влиять на улучшение сельскохозяйственного производства. В то время сельских учителей готовили семинарии. В них ввели преподавание сельского хозяйства и начали организовывать сельскохозяйственные участки для практики учащихся.

С начала 60-х годов 19 века лучшие педагоги ратовали за организацию школьных садов в учебных целях. Состоявшиеся в 1861 и 1862 годах съезды естествоиспытателей и учителей имели большое значение для улучшения образования в России. На первом съезде было определено значение естествознания, на втором – обсуждались вопросы о наглядности обучения – было рекомендовано широко использовать живые объекты, иметь в школах гербарий, аквариум, садик. С поддержкой этой идеи выступил учитель Бобровский С. А.. Он предложил в саду проводить уроки, на которых удобно знакомить учащихся с живыми растениями.

 В 1864 году был принят устав о школьных участках. Однако они возникали в отдельных средних школах городов благодаря личной инициативе учителей естествознания. К таким учителям относился Раевский Н. Н. создавший школьный сад при реальной гимназии. Выращиваемые в нем растения использовались как наглядные пособия на уроках. В своем учебнике «Приготовительный курс ботаники» (СПБ, 1863) он обосновал пользу школьных садов.

За наглядное обучение горячо выступал и учитель Ф. Тарапыгин. В статье «Уроки по ботанике» (журнал «Учитель», 1867 – 1868, №13 – 16) он делится своим опытом: в одной из гимназий созданная им коллекция комнатных растений и оконные парники способствовали развитию самостоятельных навыков у учащихся. Самостоятельные работы, выполненные детьми, находили применение на уроках и во внеклассных занятиях. Через такие работы у ребенка воспитывалась любовь к растениям и природе.

А. Я. Герд посадил сад в колонии для малолетних преступников и использовал его в воспитательных целях.

В 1882 году Н. П. Животовский организовал школьный сад при Белевском реальном училище и позднее при педагогическом музее военно – учебных заведений в Петербурге для проведения экскурсий городскими школами.

В 1897 году В. А. Александров опубликовал «Руководство к устройству и ведению школьных садов при сельских училищах». В нем он указывает, что еще в 1864 году Министерство народного образования ставило вопрос о выделении народными школами земельных участков. Предлагалось выращивание на них сельскохозяйственных культур соединить с учебными и экономическими выгодами. Труд учителя оплачивался плохо, и участки должны были улучшить его материальное положение и, кроме того, закрепить учителя за школой. Но никаких определенных программ не было и это не способствовало развитию нужного дела.

В 1890 году состоялся первый съезд по техническому и профессиональному образованию. С докладом о распространении сельскохозяйственных знаний начальной школы выступил К. А. Энгельгардт и о распространении знаний вообще, а по садоводству и по огородничеству в частности, - И. И. Мещерский. В прениях говорилось о необходимости сельскохозяйственного образования для крестьян. В принятой резолюции отмечалась полезная роль народных школ в деле распространения сельскохозяйственных знаний. После съезда народным школам стали выделять землю для организации на ней садов и огородов. Они вводились и в городских школах.

Второй съезд, состоявшийся в 1895 году, признал полезным создание садов при народных школах. Сады должны использоваться для занятий с учащимися по естествознанию, для обучения их простым опытам, наблюдениям за растениями.

Несмотря на очевидную пользу пришкольных участков, они развивались очень медленно и плохо. Причин для этого было много. Нужны были энтузиасты, способные преодолеть множество препятствий. К таким поборникам пришкольных садов относился Владимир Иванович Беляев. Он по праву считается блестящим представителем русской ботаники.

Широкую известность В. И. Беляев завоевал своими классическими исследованиями мужского поколения папоротникообразных растений. Это позволило эволюционно сблизить их с более высокоорганизованными семенными растениями.

Имя В. И. Беляева также вошло в историю отечественной науки в связи с изучением редукционного деления клеточного ядра (1894 г.). Но сейчас мало уже кто знает, что в области садоводства деятельность В. И. Беляева была высокополезной.

В. И. Беляев был горячим сторонником народного просвещения. Он неоднократно обращался в Министерство народного просвещения с предложением организовать при Помологическом саде школу плодоводства, и всякий раз его предложение отклоняли. Только необыкновенная настойчивость директора сада победила косность чиновников из Министерства – разрешение на открытие школы, наконец, было получено. Для организации школы в саду специальную подготовку получали многочисленные практиканты. Их с удовольствием принимали на работу в разные места.

Созвучно начинаниям В. И. Беляева просветительская деятельность Николая Николаевича Неплюева, жившего в одно и то же время с ним (1851 – 1908). Он был потомком известного дипломата, сторонника преобразований Петра Великого – Ивана Ивановича Неплюева.

После окончания Петербургского университета перед Н. Н. Неплюевым открылась блестящая карьера дипломата. Но он ее оставляет, заканчивает Петровскую (ныне Тимирязевскую) сельхоз Академию и возвращается к себе на родину в Черниговскую губернию. Здесь 4 августа 1881 года он открывает на свои средства первый детский приют и начинает осуществлять политехнический принцип обучения детей. Он считал, что классные занятия должны сочетаться с посильным производительным трудом учащихся. Затем Н. Н. Неплюев в 1885 г. организует мужскую сельскохозяйственную школу с пятилетним сроком обучения, приглашает квалифицированных педагогов, выделяет для школы земельные участки, приобретает современную технику, лучшие сорта зерновых, овощных, плодовых растений, породистый скот. Учащиеся получают по тем временам широкое общее образование и специальное сельскохозяйственное. Учеба тесно сочетается с практическими занятиями в поле, огороде, в саду, на животноводческих фермах. В школу принимались крестьянские дети в возрасте 12 – 17 лет, в первую очередь сироты, потом из наиболее бедных семей. Обучение и содержание детей были бесплатными.

Через 6 лет после открытия мужской школы была организована в 1891 году и женская сельскохозяйственная школа с четырехлетним образованием и на тех же принципах.

Позже эти школы были преобразованы в сельскохозяйственные техникумы. (Черненко, 1987).

Для того, чтобы хорошо организовать опытную работу на пришкольном участке надо знать особенности растений, которые будут на нем расти.

С незапамятных времен плодовые и ягодные растения стали постоянными спутниками человека. В плодах и ягодах содержатся вещества, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности организма.

Чтобы любить природу, надо хорошо знать ее. Поэтому важное место в познании природы отводится школьным учебно – опытным участкам (Папорков, Клинковская, Милованова, 1974). [1]

В связи с этим особое значение приобретает приобщение школьников к сельскохозяйственному труду, обучение их основам агрономических знаний, навыков проведения наблюдений за жизнью растений, умениями постановки опытов на пришкольном учебно – опытном участке (НОВГОРОД, 1987).

Учебно – опытный участок – база опытнической работы учащихся. Здесь они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, полученные в классе, познают растительные организмы, овладевают методами управления ростом и развитием растений, приобретают умения и навыки выращивания различных культур, приобщаются к коллективному труду. У учащихся воспитывается ответственность, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца. Наконец, учебно – опытный участок является источником для заготовки коллекций и раздаточного материала в кабинет биологии.

Основным содержанием труда учащихся на школьном участке является опытническая работа. Опыты проводятся со всеми культурами, которые возделываются на участке. Тематика опытной работы может быть весьма разнообразной, но темы опытов должны быть вполне доступны для детей, связаны с прохождением учебной программы и сформулированы так, чтобы была ясна цель исследования (Папорков, Клинковская, Милованова, 1974).

Одновременно опытническая работа является средством активизации познавательной и творческой деятельности учащихся (НОВГОРОД, 1987).

Организация и содержание работы на учебно – опытном участке обусловливаются требованиями программы по биологии, кружковых занятий, положением о летних практических работах.

Работы на участке проводятся по плану, утвержденному директором школы и рассмотренному на педсовете.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Немного из истории возникновения заборов......

Еще в древней Руси, когда никто и не подозревал о том, что забор будет такой необходимой конструкцией, люди строили обычное ограждение, которое состояло из простых деревянных столбов, зарытых глубоко в землю.

Они несли функцию физической защиты.

Слово «забор» получило распространение на Руси. Оно произошло от глагола «забрать». Изначально забором ограждали территорию, которую забирал князь, крестьянин или воин.

Когда появилось огнестрельное оружие, городские ограды утратили свою функциональность. Но история развития забора на этом не закончилась. На сегодняшний день забор выполняет как защитную, так и декоративную функцию. При этом существует множество видов различных материалов для его изготовления, а также различные дизайнерские решения внешнего вида ограждения! [2]

2.1.1 Выбор материала и установка ограждения

Для ограждения пришкольно - опытного участка мы выбрали доски, так как: во- первых - это экологический материал, во- вторых - доступный, а в- третьих - работать с доской может каждый школьник, научившийся  на уроках технологии слесарному мастерству.

Наша работа проходила в несколько этапов:

1) Разметка территории и замер

2) Расчет необходимого количества материала

3) Покупка материала и его подготовка к работе

4) Установление изгороди.

Для будущего пришкольно-опытного участка была выбрана территория за зданием школы, ее размер 20м  х  7м. Участок хорошо освещен, и в то же время защищен от вымерзания и выдувания, деревьями и кустарниками растущими по периметру. Трудились над изготовлением ограждения несколько дней, но результатом работы остались довольны. Участок преобразился и приглашает школьников усовершенствовать свои знания, умения и навыки в области биологии , экологии и сельского хозяйства. Фотоотчет  см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

2.2.1 Высокие грядки и их преимущества.

Ограждение участка готово и мы приступаем к следующему этапу работы - сооружению грядок. Мы решили изготовить высокие грядки, потому что они имеют ряд преимуществ.

Высокие грядки, в первую очередь, хороши тем, что прогреваются очень быстро. Особенно явно это видно ранней весной, когда вся остальная земля еще холодна и полна лишней влаги. Тем лучше подходят высокие грядки для таких участок, где рядом расположен водоем. А для регионов с холодной и затяжной весной высокие грядки будут отличным выходом.

Среди других преимуществ можно выделить:

  • Отличную всхожесть. Вследствие того, что почва уже хорошо прогрета, результат на такой грядке будет эффективнее, чем на обычной. Корни таких растений всегда обогащены дополнительным кислородом, им тепло и сухо. А значит, и сами культуры быстрее растут и развиваются, к тому же они крепче своих собратьев по огороду, обитающих на других видах грядок.
  • В теплой почве быстрее проходят все процессы, она раньше оздоравливается после зимы, к тому же в ней меньше возбудителей болезней растений.
  • В начале весны над высокими грядками совсем не сложно соорудить теплицу, которая будет расположена на небольших арках.
  • Высокую грядку всегда можно наполнить новым грунтом – благодаря чему, на такой земле будет отличный урожай любой высаженной культуры.
  • Такие грядки смотрятся очень красиво и эффектно, на них можно удачно разместить вьющиеся растения, к примеру, клубнику. 
  • Высокие грядки очень удобно обрабатывать, к ним не нужно далеко тянуться, они всегда под рукой. [3] 

2.2.2 Сооружение высоких грядок. Этапы работы.

Мы решили насыпать почву сразу на плодородный грунт, поэтому высота наших грядок будет в среднем 20 см, этого достаточно для хорошего урожая. Ширину грядки делаем такой чтобы помещалось 2 ряда растений (1,5 м) – так будет удобно обрабатывать, растения будут получать достаточно солнца и воздуха.

Длина высокой грядки не играет роли и ограничивается размерами участка. Длина наших грядок будет 3 м. Ширину междурядий сделаем 45-50 см.

Для работы нам понадобится:

Рулетка
Штыковая лопата
Молоток
Ручная пила по дереву
Строительный уровень
Доски размером 50х200 мм
Гвозди
Грунтовка

Подготовка древесины.

Определились с размерами каркаса ( 1,5м х 3м ). Обрезали доски по размерам и покрыли со всех сторон антисептической пропиткой. Доски  выложили для просушки.

Подготовка участка 

Выбирали солнечное место расположения наших грядок. Разметили границы грядки, убрали ветки, камни, корневища многолетних растений. Перекопали грунт вместе с травой.

Собираем каркас грядки 

После просушки доски сбили в щиты, соединяя между собой брусками. Высота щитов – это высота грядки.

Готовый каркас перенесли к месту установки. Конструкции установили максимально ровно, углы  на одном уровне.

По окончанию установки каркаса подсыпали грунт по периметру стенок, чтобы не оставалось просветов.

Заполняем  грядки  в следующей последовательности:

- дренаж в виде коры, небольших веток, листьев, крупной стружки;
- слой удобрений: компост или перепревший навоз, птичий помет;
- трава, опавшие листья, кора, небольшие ветки: создание водопроницаемого слоя;
- слой органики с минеральными удобрениями;
- плодородный слой земли. Минимальная толщина слоя 10 см.

Когда грядки  заполнили,  хорошо пролили водой и оставили на несколько дней для усадки слоев.

Лучше сверху на это время накрыть грядку черным агроволокном или полиэтиленом, для обеспечения лучшего прогревания грядки. [4]

Грядки готовы к посадке см. Тенологическая карта ПРИЛОЖЕНИЕ 2

2.3. Создание парника.

Парник — это конструкция со сравнительно небольшими габаритами, она защищает растения от неблагоприятных природных факторов, и позволяет садоводу, находясь снаружи культивировать их. Парник может полностью или же частично быть погруженным в землю, он состоит из боковых ограждений, съемной кровли, которая обязательно должна быть прозрачной. Парники подразделяются на холодные, полухолодные и теплые. [5]

Мы будем сооружать парник тоннельного типа из дуг. Качественный парник из дуг является удобной и практичной конструкцией для выращивания садовых культур. Сделать такое укрытие для растений легко своими руками, но для этого стоит знать особенности работ и материалов.

Устройство парника из дуг

 Востребованным вариантом укрытия для растений является парник из дуг. Основой конструкции служат арки, которые могут быть выполнены из различных материалов. Мы использовали дуги из арматуры в количестве 11 шт. Закрепили их в грунте на расстоянии 45 см друг от друга. Длина парника составила 5 м, ширина - 2,5 м. На арках сверху расположили укрывной материал, который защищает садовые растения от различных воздействий. В качестве укрывного материала использовали полимерную пленку длиной 13 м. Края пленки присыпали землей. Парник готов! см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

2.4 Организация системы орошения

 На нашем участке уже имеется ограда, грядки и парник и перед началом посадки овощных культур в почву, необходимо организовать систему орошения.

Залогом ежегодного хорошего урожая и плодородия почвы на пришкольно - опытном участке является своевременная подпитка и удобрение земли и, конечно же, постоянный полив. Садовые разбрызгиватели воды стали верными помощниками тем, кто хочет собрать хороший урожай со своего огорода, потому что в засушливые летние месяцы без полива водой не обойтись.

Полив водой – это неотъемлемая часть ухода за садом или огородом. Эффект от разбрызгивателя напоминает природный дождь, поэтому очень благотворно влияет на рост растений на огороде, земля не покрывается коркой после высыхания и ее не нужно рыхлить после каждого полива водой. Мелкодисперсные капли воды увлажняют почву огорода постепенно, отличаясь от полива из шланга или лейки, которые могут вымывать землю возле корней, нанося тем самым вред растению. Живительная вода, капельным путем попадающая на листья, поступающая к корням, дает им толчок для роста. Для подачи воды наверх используется погружной насос или мотопомпа. Через шланг вода поступает в оросительную систему и происходит полив участка. Не имея возможности пробурить скважину, используют бочковой накопитель воды. Емкость большой вместимости, лучше, если минимально на 200 литров, устанавливают на участке, заполняют водой, которая поступает внутрь через водопровод. В бочке просверливают отверстие, равное диаметру патрубка, который туда вставляют и закрепляют на нем переходник и шланг, ведущий к поливочной системе участка. [6]
Фото "Организация системы орошения" см. ПРИЛОЖЕНИЕ.

2.5 Посадка агрокультур и меры борьбы с вредителями и болезнями растений на пришкольно - опытном участке

Приступаем к заключительному этапу нашей работы - посадке овощных культур. Весь участок засаживать овощами пока не будем, так как нам необходимо проверить опытным путем как поведут себя агрокультуры на данной почве. Для апробации были выбраны растения семейства пасленовые и семейства крестоцветные.

2. 5. 1Технология выращивания  картофеля,  томатов, капусты, перца.

Биологические особенности картофеля.

Картофель-культура древнейшая. Растение это очень пластичное, легко приспосабливается к различным почвенным  и климатическим  условиям. Но, чтобы получить высокие устойчивые урожаи, надо умело подобрать сорт, приспособленный к данным климатическим условиям и учитывать способ посадки. Сажать картофель можно клубнями массой 80г глазками, кожурой. Для посадки отбирают здоровые клубни, их  предварительно проращивают в течение 15-20 дней садят на глубину не менее 10см, располагая рядами на расстоянии 60-70см ряд от ряда и нее менее35 см от куста.

Агротехнический план работы

Содержание работы

срок

1

2

3

4

5

6

Подготовка почвы

Посадка картофеля

Прополка картофеля

Окучивание

Наблюдение, уход, борьба с сорняками и вредителями.

Уборка урожая подведения итогов наблюдения.

15 мая

25 мая

15 июня

10 июня

В течение лета

5-7 сентября

Биологические особенности томатов.

Помидоры - семейство пасленовых. Однолетние, довольно не прихотливые к  почве и влаге, но требуют все же соблюдения определенных агротехнических правил при выращивании:

1 Обильного полива в начале роста.

2 Пасынкования.

3 Сокращение полива во время созревания полива.

Для получения раннего урожая, помидоры высаживают в помещениях, а в грунт высаживают рассаду. Это благоприятно для томатов, т. к. при этом еще проводится и пикировка. Культурные сорта помидор чувствительны томатной гнили, которая поражает их в дождливое холодное лето. Садить томаты можно рядом или лунками, но не ближе 70см. друг от друга.

Агротехнический план работы

Содержание работы

срок

1

2

3

4

5

6

Подготовка почвы

Выращивание рассады томатов

Высадка  томатов в грунт

Пасынкование

Наблюдение, уход, борьба с сорняками и вредителями.

Уборка урожая

15 мая

март -апрель

1  июня

1 раз месяц

В течение лета

5-7 сентября

Биологические особенности перца

Перец — один из видов травянистых растений однолетнего типа рода Capsikum семейства Паслёновые. Выращивается в двух формах: сладкий (овощной) и острый (пряный). Его прародиной являются тропические районы Америки, в частности, Мексики, Гватемалы, Чили, где он растёт как многолетний дикий полукустарник. Как овощная культура в этом регионе начал выращиваться с появлением первого земледелия в XII–XI тысячелетии до нашей эры. В Европу он попал в XV веке, а в России стал культивироваться в середине XIX столетия.

Схема посадки зависит от сорта. Растения перца высаживают на ровную поверхность или гряду с расстоянием между растениями 30-40 см, а между строчками 50 см. Густота посадки в открытом грунте 5 раст./м2. При посадке не следует заглублять стебель и окучивать, т. к. у перца дополнительные корни на стебле не образуются.

Уход за растениями заключается в поливе, подкормках и формировке кустов. Растения перца отрицательно реагируют не только на недостаток, но и на избыток влаги. После посадки рассады поливы должны быть частыми, но не очень обильными (3-4 л/м2, влажность почвы 70-85 % НВ). По мере созревания плодов потребность в воде увеличивается. Нерегулярные поливы в период плодоношения приводят к появлению трещин на плодах. После полива почву рыхлят, но осторожно, т. к. корневая система расположена неглубоко.

Дальнейший уход за перцем заключается в своевременном поливе, рыхлении, мульчировании почвы, внесении удобрений и защите от болезней и паразитирующих насекомых. Самые распространённые заболевания культуры — чёрная ножка, серая гниль, молниеносное бактериальное увядание, фитофтороз, фузариоз, табачная мозаика и бактериальная пятнистость. Досаждают перцу и вредители: тля, паутинный клещ, слизни, колорадский жук, медведка. Регулярные профилактические меры по борьбе с болезнями и вредителями, соблюдение основных правил агротехники выращивания этой культуры помогут вам добиться успешного результата — прекрасного, с любовью выращенного, урожая. [7]


Агротехнический план работы

Содержание работы

срок

1

2

3

4

5

Подготовка почвы

Выращивание рассады перца

Высадка  перца в грунт

Наблюдение, уход, борьба с сорняками и вредителями.

Уборка урожая

15 мая

февраль-март

19  мая

1 раз месяц

В течение лета

28 августа


Биологические особенности капусты

Капуста - одна из основных овощных культур, имеющая наибольшее распространение в нашей стране. В северной и средней части Нечерноземной зоны капустой занято около 50% площади под овощными культурами. В Центрально-Черноземном регионе площади под капустой составляют до 30% всех посевных площадей овощных культур. Родиной капусты являются приморские районы Западной Европы и побережье Передней Азии Средиземного моря. Капуста распространена в Средней и Восточной Азии, на островах Океании, в Австралии и Америке. Вся капуста происходит от дикорастущего вида кустовой капусты Brassica silvestris (Г.) Mill [8]

Для того чтобы агротехника выращивания капусты белокочанной была успешной, нужно:

  1. Правильно выбрать участок для высадки белокочанной капусты.
  2. Подготовить почву для посадки.
  3. Правильно произвести высадку рассады с соблюдением геометрии посадок.
  4. Осуществлять достаточный уход за растениями.
  5. Правильно поливать рассаду.
  6. Использовать удобрения, минералы, органические вещества.

Агротехника выращивания тесно связана с основными свойствами белокочанной капусты:

  1. Светолюбива.
  2. Любит суглинистую почву, богатую перегноями.
  3. Влаголюбива.
  4. Высаживается рассадой.
  5. Предпочитает расти там, где раньше росли картофель, огурцы, бобы (в зависимости от сортов).

В районах, где есть избыточное увлажнение, делаются гряды. Ширина гряд должна составлять 100 см, а высота — от 18 до 25 см. При обустройстве гряд почву не стоит сильно притаптывать. В областях очень сухих или с нормальной влажностью воздуха капусту садят на ровной поверхности.

Высадка рассады — очень хлопотное занятие, потому что разные сорта высаживают в разное время. Главное — не напутать. Агротехника предполагает определенные расстояния между рассадой, между рядами и между канавами для полива. Слишком густо рассаженная рассада будет малоурожайной.

  1. Раннеспелые сорта размещают на расстоянии в междурядьях 50х50 см.
  2. Среднеспелые и позднеспелые размещают на расстоянии в междурядьях 60х70 см.

Расстояние в ряду:

  1. Ранние сорта — 25-30 см.
  2. Средние — 40-50 см.
  3. Поздние — 50-70 см.

Время высадки рассады в грунт:

  1. Средние и ранние сорта для потребления в августе — с 20.04 по 10.05.
  2. Поздние сорта — с 10.05 по 20.05.
  3. Средние сорта для потребления осенью — с 20.05 по 30.05.

Мотыгой прорывают лунку и заливают водой в каждую по 0,5-0,7 л.

Каждый куст втыкают в землю до уровня первого листика. Если земля маловлажная, то после рассадки растений их заливают еще сверху водой, но присыпают после полива землей.

Когда кочан начинает завязываться, растению нужно максимум воды. Агротехника выращивания регламентирует 10 л на каждый куст ежедневно. Перебарщивать с водой нельзя. Если растение будет чрезмерно увлажнено, то оно так же погибнет, как и при засухе. Поэтому за месяц до срезания плода полив надо прекратить. Если капусту поливать больше, чем нужно, после того как кочан завязался, то она может потрескаться и корень будет постепенно погибать. Поэтому необходимо знать меру в поливе. [9]

Агротехнический план работы

Содержание работы

срок

1

2

3

4

5

Подготовка почвы

Выращивание рассады капусты

Высадка  капусты в грунт

Наблюдение, уход, борьба с сорняками и вредителями.

Уборка урожая

17 мая

март - апрель

20  мая

1 раз месяц

В течение лета

август-сентябрь

2.5.2 Биологические методы борьбы с вредителями растений

Так как на территории пришкольно - опытного участка запрещается использование различных химических веществ, то мы для борьбы с вредителями будем использовать проверенные биологические инсектициды и фунгициды.

К ним относят чеснок, растительную золу, табачную пыль, поваренную соль, уксусную эссенцию, ботву пасленовых (томаты и картофель), острый перец, луковую шелуху, порошок горчицы. Рассмотрим подробно, от каких опасных насекомых и возбудителей заболеваний помогают перечисленные средства, и как правильно их применять для получения максимального результата.

Чеснок

Благодаря присутствию фитонцидов и эфирных масел, водные вытяжки из всех частей чеснока эффективны против фитофтороза томатов, тлей, муравьев, паутинного клеща, землянично-малинного долгоносика и малинной мухи.

Рецепт №1

Измельчить с помощью садовой техники или мясорубки обломанные чесночные стрелки и зеленые листья чеснока, залить водой в соотношении 1:1, настоять не менее трех суток в закупоренной емкости, профильтровать. Для опрыскивания растений в ведро чистой воды вливают четверть стакана концентрата чесночной мезги.

Рецепт №2

Вместо надземных частей чеснока можно использовать зубчики и шелуху. Чесночный концентрат готовится по той же методики, что и в предыдущем рецепта. Разведение для орошения культур аналогичное.

Рецепт №3

Разбросать в местах скопления муравьев выломанные чесночные стрелки. Спустя сутки насекомые покинут данный участок огорода.

Растительная зола

Пепел, регулярно получаемый дачниками из растительных остатков (ботва, обрезанные ветви, листовой опад, древесина и пр.) результативен против тлей, крестоцветных блошек, гусениц яблонной плодожорки, капустной мухи, колорадского жука, совки и моллюсков (улитки и слизни). Помимо уничтожения вредителей, зола обогащает растения и почву ценными микроэлементами (калий, фосфор, кальций, бор, цинк, йод, железо и пр.)

Рецепт №1

Самый простой способ – опудривание просеянной золой посадок капусты, тыквенных, картофеля, молодых деревьев и кустарников. Предварительно надземную честь растений требуется увлажнять или выполнять мероприятие на рассвете, когда еще не высохла роса. Для борьбы с моллюсками междурядья обильно посыпают чистым растительным пеплом или в комбинации с табачной пылью (1:1).

Зольный отвар

0,6 кг пепла залить 0,6 л кипятка, протомить на малом огне 20 минут, остудить и процедить. Разводить чистой водой из расчета 3 литра щелочного концентрата на стандартное ведро воды. Применять для опрыскивания надземной части огородных и садовых растений. Использование препарата предотвращает развитие мозаики и ложной мучнистой росы.

Зольный настой

0,3 кг пепла залить ведром воды и настоять на протяжении 48 часов. В процеженный настой добавить треть куска натертого хозяйственного мыла (72%) для улучшения прилипчивости и создания тонкой защитной пленки. Опрыскивать посадки в сухую погоду с интервалом раз в 3-4 дня.

Табачная пыль

Биологически активные соединения листьев табака дезориентируют опасных насекомых, действенно заглушая аромат культурных растений. Измельченные в пыль сухие листья эффективны против следующих вредителей сада и огорода: паутинный клещ, моли, крестоцветные блошки, пилильщик, тли, муравьи, медяницы, долгоносик.

Опудривание посадок

На каждый кв. метр грядок использовать 40 гр средства. Рассеивание над зеленой частью растений проводить после орошения или дождевания.

Настой табачный

150 гр средства залить 3 литрами теплой воды и оставить для экстрагирования на 24 часа. Профильтрованную жидкость развести напополам отстоянной водой и добавить 20 гр натертого хозяйственного или жидкого мыла. Обильно распылить по листве и ботве заселенных вредителями растений. Применение настоя в начале сезона – великолепная профилактика появления вредителей.

Окуривание табаком

Целесообразно использовать данный метод для борьбы с вредителями в закрытых конструкциях. Поставить на землю в теплице ведро или таз с горящими углями, высыпать сверху 1/2 кг табака, закрыть все форточки и двери, выйти наружу и дать прогореть полностью.

Поваренная соль

Солевой раствор эффективен против яблонной плодожорки. На ведро теплой воды требуется 1 кг обычной каменной соли. Деревья в саду следует обрабатывать раствором до момента лопания почек (весна) и после полного опадания листвы (осень). На каждое взрослое дерево вам понадобится около ведра состава.

Уксусная эссенция

Разведенная уксусная кислота (30 мл на ведро воды) защитит растения семейства крестоцветные от блошки. Для предупреждения нашествия насекомых обильно опрыскивать молодые листья капусты, редиса, репы, рапса, горчицы.

Разведенную 1:3 водой эссенцию применяют для уничтожения муравейников. Если на вашей придомовой территории насекомые построили многоходовые лабиринты, то избавиться от них в считанные часы поможет полив их мест обитания данным раствором.

Картофельная и томатная ботва

Благодаря присутствию во всех частях пасленовых культур ядовитого соединения – гликозида, под названием соланин, водные вытяжки из ботвы помидоров и картофеля повсеместно используют для профилактики и борьбы с тлями, листогрызущими гусеницами, растительными клопами, паутинным клещом. Вытяжки из ботвы применяют для опрыскивания плодово-ягодных, овощных, декоративных культур, а также комнатных растений.

Отвар пасынков и листьев томатов, ботвы картофеля

4 кг измельченной или нарезанной свежей ботвы пасленовых культур залить ведром воды и прокипятить на малом огне около получаса. Готовы отвар развести чистой водой (1:5), добавить 40 гр жидкого моющего средства или хозяйственного натертого мыла и опрыскивать посадки в сухую погоду.

Отвар сухой ботвы помидоров

Заготовленные впрок надземные части томатов, настоянные на протяжении 4-5 часов (1 кг сушеной ботвы на стандартное ведро воды) и проваренные на малом огне под крышкой около 3 часов, помогут защитить посадки от нашествия вредителей, начиная с ранней весны. Отвар получается высококонцентрированным, поэтому его требуется перед заливкой в пульверизатор развести водой 1:3.

Порошок горького перца

Припудривание составом междурядий редиса, репы и картофеля отпугивает капустную муху и крестоцветных блошек. Также его часто добавляют в средства против слизней. Проверенный рецепт – соединить золу, табачную пыль и порошок горького перца (2:2:1).

Луковая шелуха

Настой очисток луковичных культур поможет уничтожить медяниц, тлей и паутинных клещей. Для отпугивания муравьев жидкостью поливают их жилища и места наибольшей концентрации насекомых. Добавление в каждую посадочную лунку горсти шелухи лука защитит клубни картофеля от нашествия проволочника, а при разложении обеспечит растения дополнительными питательными элементами.

Настой

200 гр шелухи залить ведром теплой воды, накрыть емкость крышкой и дать экстрагироваться в течение 4-5 дней. Профильтрованный состав сразу использовать для обильного орошения посадок.

Горчица

Применение рецептов на основе горчицы защищает посадки от клещей, тлей, проволочника, моллюсков, мух (капустной, морковной и луковой).

Для оберегания картофельных клубней от поражения проволочником в междурядьях грядок высаживают горчицу. Растение выделяет в грунт эфирные масла и другие биохимические элементы, отпугивающие вредителя.

При посадке рассады капусты в теплицу или на грядки рекомендуется в каждую лунку добавлять по чайной ложке сухого порошка горчицы для защиты от вредителей культуры (гусеницы, блошки, моллюски, капустная муха, моли). Этим же порошком опудривают грунт вокруг каждого сеянца.

Горчичный настой

Развести в 2 литрах теплой воды 20 гр порошка, дать настояться на протяжении 24 часов. Маточный раствор разводят чистой водой в концентрации 1:5 и используют для регулярного обильного опрыскивания из пульверизатора надземной части растений.

Средство от голых слизней

В ведре теплой воды растворяют 7 ст. ложек горчичного порошка. Состав используют для полива междурядий капусты, клубники, редиса, репы и садовой земляники.

Вот такие рецепты от бывалых огородников мы можем использовать на своем участке. Все препараты полностью разлагаются в природе, не накапливаются в плодах, безопасны для почвы. Для предупреждения отравления и раздражения кожи все работы с инсектицидными и фунгицидными растворами, даже биологического происхождения, следует проводить в перчатках, избегая попадания составов на слизистые оболочки, в органы дыхания и глаза. [10]

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над проектом "Организация пришкольно - опытного участка на территории МАОУ СОШ № 5" все поставленные перед нами задачи были выполнены:

1. участок огорожен;

2. высокие грядки установлены;

3. парник накрыт;

4. организована система орошения;

5. овощные культуры высажены;

6. система мер борьбы с вредителями растений разработана.

Поставленная цель достигнута - на территории МАОУ СОШ № 5 появился полноценный пришкольно - опытный участок.

Работа по данному проекту будет способствовать формированию экологической культуры на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную работу в благоустройстве прикольного участка.

Данный проект решит проблему занятости подростков в летний период и свободного от учебного процесса время, будет способствовать их социальной адаптации.

Позволит научить учащихся не просто запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применить их на практике.

Использованная литература

  1. https://www.kazedu.kz История организации пришкольных участков
  2. https://tayni.su/ История возникновения заборов
  3. https://www.dacha-svoimi-rukami.com Высокие грядки и их преимущества
  4. https://ogorodlegko.ru Правила заполнения грядок
  5. http://dvors.ru Создание парника
  6. https://sovets.net/3479-razbryzgivatel-dlya-poliva-ogoroda. Организация системы орошения
  7. https://ped-kopilka.ru/raznoe/sad-i-ogorod/sladkii-perec-biologicheskie-osobenosti. Сладкий перец
  8. http://kopilca.ru/kapusta-biologicheskie-osobennosti/ Капуста
  9. https://www.parnikiteplicy.ru/rasteniya/agrotexnika-vyrashhivaniya-kapusty-belokochannoj. Агротехника выращивания капусты
  10. https://womy.ru/post/sredstva_borbyi_s_vreditelyami_sada_i_ogoroda/ Средства борьбы с вредителями сада и огорода

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК

УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК МКОУ ДОД "ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"...

Учебно-опытный участок

матералы для областного конкурса учебно-опытных участков...

Пришкольный участок нашей школы.

Совместная работа учителей и учащихся дает хорошие результаты....

учебно – опытный участок

1.Положение об учебно – опытном участке 2.Паспорт УОУ 3.План ухода за овощными, полевыми, плодовыми, культурами и цветами 4.План работы на плодово – ягодном участке 5.План ухода за овощным...

прзентация "Конкурс Лучший пришкольный участок "

Районный конкурс "Лучший пришкольный участок"...

Учебно-опытный участок школы как центр - экологического образования учащихся.

В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО- ОПЫТНОГО УЧАСТКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ УСПЕШНО РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОГО, ПРИРОДООХРАННОГО ВОСПИТАНИЯ. эТО- "ЗЕЛЕНЫЙ КЛАСС ", КОТОРЫЙ СОЗДАЕТСЯ УЧАЩИМИСЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧ...

Организация работы на пришкольно-опытном участке

Данный материал будет полезен для организации работы на пришкольно-опытном участке. Материал содержит планирование, опытническую работу проводимую на участке....