Статья "Использование компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ)на уроках биологии"
статья по биологии

Статья по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_koz.doc313.5 КБ

Предварительный просмотр:

Человек, схвативший хотя бы

однажды кошку за хвост,

знает о котах значительно больше,

чем тот, кто лишь читал о них,

но никогда не видел.

                                Марк Твен

Главной задачей современности является подготовка компетентных людей - таких, которые были бы способны применить свои знания в изменяющихся условиях, и чья компетентность заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

       Я придерживаюсь мнения тех ученых, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии - повторение сказанного учителем.

      Мы учим не для школы, а для жизни.  Современному педагогу становится ясно, что ни одна наука в одиночку не может дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит растущему поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки.  Главное сегодня - научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями как результат общего образования означающие готовность эффективно сорганизовать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели, поэтому целесообразно формировать эти компетентности через специальные компетентностно - ориентированные задания. Список ключевых компетентностей учащихся, адекватный социально-экономическим условиям, включает в себя:

  • компетентность разрешения проблем,
  • технологическая компетентность,
  • компетентность самообразования,
  • информационная компетентность,
  • компетентность социального взаимодействия,
  • коммуникативная компетентность.

         Компетентностно-ориентированные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных компетенций, помогают формировать ключевые компетенции. Вместе с тем,  таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного, поэтому их составление достаточно трудоёмко и требует от учителя знаний особенностей КОЗ.

      Признаки компетентностно - ориентированного задания:

  -         имитация жизненной ситуации;

  -  обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;

  -  выход за рамки одной образовательной области;

  -  наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;

  - часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

    Структура КОЗ достаточно чётко определена:

-        стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение; стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно. Он ни в коем случае не может содержать информации, которая отвлекала бы ученика от выполнения задания, даже если такая информация позволяет прорисовать ситуацию более богато и живо.

-        задачная формулировка - указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания; должна точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки). Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке. Она должна быть учащемуся интересна  и  соответствие задачной формулировки возрасту чтения

-        источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания; главное требование, предъявляемое к источнику, - чтобы он был необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности. Чтобы КОЗ было надежным,  учитель должен отбирать такие источники, которые, по его сведениям, до момента работы над заданием не были бы знакомы учащимся.

-        бланк для выполнения задания - нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке;

-        инструмент оценивания - представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения, ключ и т.д.

       Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

       Компетентностно - ориентированные  задания можно разделить на три уровня (уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждения). Выделение уровней основывается на уровне подготовки учащихся.

        Первый уровень (уровень воспроизведения) включает воспроизведение биологических фактов. Учащиеся могут применять базовые знания в стандартных, четко сформулированных ситуациях. Они могут решать одношаговые текстовые задачи, стандартную систему обозначений, могут читать и интерпретировать данные, представленные в таблицах, на графиках, картах, различных шкалах.

       Второй уровень (уровень установления связей) включает установление связей и интеграцию материала из разных тем, необходимых для решения поставленной задачи. Учащиеся могут применять свои знания в разнообразных, достаточно сложных ситуациях. Они могут решать многошаговые текстовые задачи, могут интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на графиках.

       Третий уровень (уровень рассуждения) - размышления, требующие обобщения и интуиции. Учащиеся могут организовывать информацию, делать обобщения, решать нестандартные проблемы, делать выводы на основе исходных данных и обосновывать их. В заданиях третьего уровня, прежде всего, необходимо самостоятельно выделить в ситуации проблему, которая решается средствами биологии, и разработать соответствующую ей модель. Решить поставленную задачу используя рассуждения и обобщения, и интерпретировать решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ  ПО ПРЕДМЕТУ   БИОЛОГИЯ   для   6   класса

по теме   «Побег. Видоизменения побегов»

Вид компетентности: компетентность разрешения проблем

Стимул:  Вы, ученик 6 класса, помогаете своему младшему брату (сестре, другу, подруге) готовиться к викторине по биологии. На вопрос: «Какой орган у картофеля мы употребляем в пищу?», получили ответ: «Плод». Этот ответ вас смутил, ведь вы знаете, что на самом деле плоды картофеля ядовиты и можно употреблять в пищу только клубни - видоизмененные побеги.

Источник информации: Н.И. Сонин «Биология 6 класс»

Задачная формулировка:  На рисунке представлен клубень картофеля № 1, который является видоизмененным побегом, и побег дерева с почками № 2.

Внимательно рассмотрите рисунки. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?  Почему, нельзя  назвать клубень картофеля плодом?

Бланк выполнения задания (форма отчета): Заполните таблицу:

Сходства объектов

Различия объектов

Модельный ответ:

Сходства объектов

Различия объектов

Есть стебель

Форма стеблей разная

Есть почки

Клубень содержит много крахмала

Имеет кожицу

Из почек дерева распускаются листья

Образуют придаточные корни

Клубень едят, а ветку - нет

Технологии оценки результативности:

названы 3-4 сходства и отличия – 5 баллов;

названы 2-3 сходства и отличия – 4 балла;

названы 1-2 сходства и отличия – 3 балла.

Тема: «Ткани растений»

Вид компетентности: информационная

Стимул:  На нашей планете есть   растения, не имеющие тканей - водоросли. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому, что обитают эти растения в однородной среде. А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Какие ткани необходимы для перехода к наземно-воздушной среде обитания?  Если вы решите задачу, то сможете понять значение тканей для растения.

Источник информации: Н.И. Сонин «Биология 6 класс»

Задачная формулировка:  Определите, какие ткани необходимы для обеспечения основных   потребностей растения при переходе к наземно-воздушной среде обитания.

Бланк  выполнения задания:  В таблице приведены условия, с которыми столкнулись растения при переходе к наземно-воздушной среде обитания.  

  1. Какие новые функции  должны выполнять органы растения при переходе к новой среде обитания
  2. Какие  ткани смогут выполнять эти функции?
  3. Заполните таблицу.

Условия среды

Новые функции

Название ткани

Сухой  воздух, бактерии и другие организмы, солнечный свет

Менее плотна среда по сравнению с водной.

  Поступление  воды и питательных веществ из почвы

Резкие перепады температуры, влажности в течение года

  1. Сделайте вывод, какие ткани нужны для жизни на суше.

Модельный ответ:

Условия среды

Новые функции

Название ткани

Сухой  воздух, бактерии и другие организмы, солнечный свет

Защита  от неблагоприятных факторов

Покровная

Менее плотна среда по сравнению с водной.

Опора (поддержание в положения в пространстве)

Механическая

  Поступление  воды и питательных веществ из почвы

Проведение воды и питательных веществ

Проводящая

Резкие перепады температуры, влажности в течение года

Запас питательных веществ

Запасающая

Вывод, для жизни на суши  нужны ткани запасающая, проводящая, покровная,   механическая.

Технологии оценки результативности:  за каждый правильный ответ по 1 баллу.

Тема: «Строение стебля растений»

Вид компетентности: информационная

Стимул: Стебель многолетнего растения имеет сложное строение, состоит из нескольких слоев каждый из которых выполняет свою функцию.

Если вы решите задачу, то это поможет вам понять значение стебля для растения.

Источник информации: Н.И. Сонин «Биология 6 класс»

Задачная формулировка:  Объясните, какова взаимосвязь между строением стебля и выполняемыми им функциями.

Бланк  выполнения задания:

Прочитайте текст учебника. Рассмотрите рисунок  стебля в разрезе. Ответьте на вопросы и заполните таблицу.

  1. Какие слои образуют стебель многолетнего растения?
  2. Какими особенностями строения характеризуется каждый слой?
  3. Какие ткани образуют эти слои?
  4. Заполните схему, указав названия слоев стебля, тканей их образующих и выполняемых ими функций.
  5. Какие функции выполняет каждый слой стебля? Заполните таблицу.

Название слоя

Особенности  строения

Название ткани

Функции

Кожица

Пробка

Луб

Камбий

Древесина

Сердцевина  

  1.  Сделайте вывод, взаимосвязь между строением стебля и выполняемыми им функциями

Модельный ответ:

Название слоя

Особенности  строения

Название ткани

Функции

Кожица

Плотно прилегающие клетки, живые

Покровная

Защищает от воздействия внешней среды

Пробка

Мертвые клетки

Покровная

Защищает от воздействия внешней среды

Луб

Ситовидные трубки

Волокна

Проводящая

Механическая

Проводит  воду и растворенные в ней вещества.

Сдает опору для других клеток

Камбий

Делящиеся клетки

Образовательная

Образует новые клетки, обеспечивает рост в толщину

Древесина

Сосуды

Волокна

Проводящая

Механическая  

Сдает опору для других клеток, проводит воду и растворенные в ней вещества, запасает вещества

Сердцевина  

Крупные клетки с большими межклетниками

Основная запасающая

Запасает  вещества

Строение слоя стебля зависит от  выполняемых им функций.

Технологии оценки результативности: за каждый правильный ответ по 1 баллу.

Тема: «Условия прорастания семян»

Вид компетентности: информационная

Стимул: Ученики решили опытным путем выяснить,  какие условия необходимы для прорастания семян.  Коля взял небольшое количество воды, слегка покрывающие семена, а  Миша решил, чем больше, тем лучше. Через пять дней они посмотрели результат. У Коли семена проросли, а у Миши они начали портиться, так и не дав ростков (рисунок Б). Если вы решите задачу, то сможете использовать эту информацию на практике при выращивании растений.

А Описание: фото флористика 043                БОписание: фото флористика 045

Источник информации: Н.И. Сонин «Биология 6 класс»

Задачная формулировка:  Объясните,  используя  результаты опыта, какие условия необходимы для прорастания семян.

Бланк выполнения задания:

Изучите текст задания. Ответьте на вопросы

  1. Почему  не прорастают сухие семена?
  2. Для чего нужна вода?
  3. Почему погибли семена, полностью покрытые водой?
  4. Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян.

Модельный ответ:

  1. Для прорастания семян нужна вода.
  2. Вода нужна для растворения питательных веществ семени.
  3. Семена погибли из-за недостатка воздуха.
  4. Для  прорастания семян необходимы вода и воздух.

Технологии оценки результативности: за каждый правильный ответ по 1 баллу        

Тема: «Оплодотворение у растений»

Вид компетентности: информационная

Стимул: Академик Навашин С.Г. назвал оплодотворение у цветковых растений двойным.  Если вы решите задачу, то сможете понять, что является причиной такого названия.

Источник информации: Н.И. Сонин «Биология 6 класс»

Задачная формулировка: Изучив описание процесса оплодотворения у цветковых растений, объясните, почему оно названо двойным.

Бланк выполнения задания:

Изучите текст учебника. Составьте схему, отражающую процесс оплодотворения, указав расположение:

  • пыльцевого зерна
  • спермиев
  • семязачатка
  • яйцеклетки
  • центральной клетки

Ответь на вопросы:

  1. Сколько спермиев содержит пыльцевое зерно?
  2. Что образуется при слиянии спермия и яйцеклетки?
  3. Что образуется при слиянии спермия и центральной клетки?
  4. Из чего образуется семенная кожура?
  5. Из чего образуется околоплодник?
  6. Сделайте вывод, почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным.

Модельный ответ:

Схема с указанием структурных частей.

       пыльцевое зерно

центральная                                          семязачаток

клетка

                                                        яйцеклетка

                                                     спермии

Ответы на вопросы                    

  1. 2 спермия содержит пыльцевое зерно.
  2. зародыш
  3. эндосперм
  4. из покровов семязачатка
  5. из стенок завязи
  6. оплодотворение у цветковых растений называется двойным, так как оплодотворяются 2 клетки.

Технологии оценки результативности: за каждый правильный ответ по 1 баллу.

       

Компетентностно- ориентированные задания можно использовать как один из видов контрольно-измерительных материалов  регулятивных, познавательных исследовательских и коммуникативных универсальных учебных  действий. Широкое использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках  позволит школе не только повысить  компетентность выпускников, но и быстро адаптироваться им в современном обществе

Закончить свое сообщение мне хочется фразой: «Для успешной учебной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности» и именно этому мы пытаемся научить своих детей в наших образовательных учреждениях.

Список литературы

 

  1.   Блинова В.И. ,Сергеев И.С. Как  реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое  пособие.  М: АРКТИ, 2007.
  2.  Демидова М.  Компетентностно - ориентированные задания в научно - естественном образовании. Народное образование. - 2008. № 4
  3. Загвоздкин В.К. «Модели компетентности»// Школьные технологии № 3, 2009.
  4. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании//Завуч.-2008.-№ 1.
  5.  Лебедев О.Е.  Компетентностный подход в образовании. Школьные

технологии - 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные залания и презентация к уроку биологии в 8кл. "Зрительный анализатор"

Компетентностно-ориентированные задания позволяют сформировать у учащихся информационно-познавательную компетентность и осуществить индивидуальный подход при изучении нового материала. Презентация соп...

Компетентностный подход на уроках биологии

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии, но урок остается главной формой обучения.  На нем держалась традиционная и стоит современная школа.Современный урок...

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

Доклад на тему «Формирование компетентностных умений на уроках биологии посредством использования ИКТ» (из опыта работы)

Сегодня перед школой стоят задачи по формированию компетентной личности. Школа должна обеспечить учащихся компетентностными умениями, знаниями, т.е. такими, которые помогут будущему молодому человеку ...

статьяИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

статья "Использование технологии проблемного обученияна уроках английского языка " представляет собой описание технологии и практическое её применнение на уроках иностранного языка...

Компетентностный подход на уроках биологии

Компетентностный подход на уроках биологии...