Урок по биологии 8 класс "Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

урок-изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur_8.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 8 класс «Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика».

Вязанкова С А- учитель биологии и географии МБОУ «Хиславичская СШ»

Тема урока: "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

Цель урока: изучить причины возникновения заболеваний опорно-двигательной системы, их виды, меры профилактики.

Задачи урока:

образовательная- создать условия для изучения и понимания учащимися причин нарушения опорно-двигательного аппарата, меры их предупреждения;

развивающая- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательная- формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование;

Методы изучения: частично-поисковый; наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая;

Средства обучения:

  1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 кл.: Учебник для общеобр. учеб. завед. – М.: Дрофа, 2018.
  2. Таблицы: “Предупреждение искривления позвоночника”, “Предупреждение плоскостопия”.
  3. Тексты об особенностях приемов проверки правильности своей осанки, походки.
  4. Модель скелета человека.

Актуализация знаний и мотивировка:

Прочтите слова академика Н.М. Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Учитель: Прочтите тему урока и подумайте, на какие главные вопросы вы должны ответить на этом уроке?

Предполагаемые ответы:

  1. Познакомиться с заболеваниями опорно – двигательной системы.
  2. Изучить причины заболеваний
  3. Познакомиться с мерами профилактики

Создание проблемной ситуации и определение темы исследования

Учитель: так как речь пойдет о заболеваниях ОДС, то для того, чтобы уберечь себя от болезней ОДС , необходимо знать эту систему (аппарат) (скелет+мышцы)

Ученик: рассказывает о строении скелета, используя модуль скелета человека.

Учитель: какое значение в системе играют мышцы?

Вывод (здоровые мышцы-здоровый скелет, а это значит правильная поза при ходьбе в положении сидя, во время игр.

В 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных фрейлин.

Как вы думаете, что такое осанка?

Практическое задание.

4 ученика показывают:

а)ученика, получившего двойку

б)трусливого

в) уверенного

г)веселого

При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленях и тазобедренных суставах.

hello_html_69dc0b75.jpg

                         

Правильная осанка       Сколиоз             Плоская спина              Кифоз                     Лордоз

Определение темы исследования, формулирование цели.

Учитель: Как вы думаете, на каком рисунке правильная осанка? Правильно, на рисунке 1. А на остальных рисунках изображены разные нарушения осанки: сколиоз, плоская спина, кифоз и лордоз (учитель поясняет проявления каждого из заболеваний). Почему же осанке придается такое значение? Почему осанка так важна?

Выдвижение гипотезы.

8 причин иметь правильную осанку.

  1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.
  2. Дыхание становится легким и более глубоким.

Улучшается пищеварение.

  1. Вы выглядите стройным и молодым.
  2. Голос будет казаться лучше.
  3. Помогает мышцам и суставам.
  4. Улучшает мышление.
  5. Здоровый позвоночник.

Почему нужно иметь правильную и красивую осанку,

  • 1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.
    Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?

  • 2. Дыхание становится легким и более глубоким.
    Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.

  • 3. Улучшается дыхание и пищеварение.
    Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.

  • 4. Вы выглядите более стройными и молодыми.
    Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.

  • 5. Голос будет казаться лучше.
    Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.

  • 6. Помогает мышцам и суставам.
    Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.

  • 7. Улучшается мышление.

Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете — осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.

  • 8. Здоровый позвоночник.
    Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.

Применение новых знаний в практической деятельности.

Исследование своей осанки. (памятка)

1.    Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
2.    Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
3.    Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.

4. Физкультминутка. (Физорг класса проводит разминку из нескольких упражнений)

Для профилактики нарушений осанки я хочу вам посоветовать придерживаться в течение жизни ряда гигиенических правил.

Памятка: “Предупреждение искривления позвоночника”

  1. Физические упражнения надо начинать с легких, постепенно усложняя их.
  2. Движения выполнять надо с одинаковой нагрузкой в обе стороны.
  3. В перерыве между упражнениями надо расслаблять мышцы.
  4. При подъеме груза необходимо распределить тяжесть равномерно на весь опорно-двигательный аппарат.
  5. Груз надо поднимать с прямой спиной.
  6. Держать груз надо близко к телу, а поднимать его следует используя силу ног.

Учитель: В последнее время мы часто встречаемся с таким понятием как гиподинамия. Что это за заболевание, каковы причины его возникновения и меры профилактики? С этим вопросом я хочу обратиться к вам.

(чтение памятки)

гиподинамия – это понижение двигательной активности. В чем вред гиподинамии? Снижение физических нагрузок приводит к слабости скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно – сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, нарушение кровообращения, падение работоспособности, снижение устойчивости к инфекциям, ускорение процессов старения организма.

Каковы же способы борьбы с гиподинамией?

(все виды физических нагрузок: физкультура, спорт, туризм, физический труд).

Учитель: Другим дефектом ОДС является плоскостопие, которое часто проявляется в детском возрасте. Плоскостопие проявляется в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях и голени и к изменениям походки.

Причины возникновения плоскостопия:

  1. Ношение тесной обуви.
  2. Ношение неудобной обуви.
  3. Ношение туфель на каблуке.
  4. При перегрузках стопы.
  5. Травмы стопы, голеностопного сустава

Каковы же меры профилактики плоскостопия?

Памятка: “Предупреждение плоскостопия”.

  1. Обувь следует носить с задником и со шнуровкой.
  2. Обувь должна быть с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке.
  3. Надо следить за правильной походкой.
  4. Людям длительно пребывающим на ногах надо отдыхать несколько раз в день по 5-10 минут.
  5. Необходимо следить за осанкой.
  6. Полезно ходить босиком .
  7. Мышечно – связочный аппарат ног укрепляют ежедневная гимнастика и занятия физкультурой.
  8. Рефлексия.

2Подведение итогов урока «Метод пяти пальцев».

М.(мизинец) мыслительный процесс: Какие знания, опыт я сегодня получил на уроке?

Б.(безымянный) близкие цели: Что я делал на уроке, чего достиг?

С.(средний) состояние духа: Какое у меня настроение на уроке?

У.(указательный) удивление: Что меня удивило, поразило на уроке?

Б.(большой) бодрость, физическая форма: Что я сделал (сделаю) для своего здоровья?

Вывод: Человек настолько молод, насколько молод и здоров его опорно-двигательный аппарат.

Итоги урока.

Домашнее задание. Определить, соответствует ли ваше домашнее рабочее место вашим антропометрическим показателям, проведя соответствующие измерения. 

Литература: Биология в школе. – 2018. - №7. – С. 21 – 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей"

Цель: выяснить роль ОДС человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Познакомить учащихся с классификацией костей и выяснить, за счет чего происходит рост костей....

Тест по биологии тема "Опорно-двигательная система"

Тест по биологии рекомендован для учащихся 9 класса  по адаптированной программе коррекционной школы VIII вида....

Тест по биологии тема "Опорно-двигательная система"

Тест по биологии рекомендован для учащихся 9 класса  по адаптированной программе коррекционной школы VIII вида....

Тест для 8 - го класса по биологии.Тема:Опорно-двигательная система.

Интерактивное тестовое задание с выбором одного или нескольких правильных ответов....