Сценарий интегрированного урока в 6 классе
(технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья».
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Кафедра словесности Гимназии им. Е.М. Примакова

Сценарий

интегрированного урока в 6 классе
(технология – история - литература)

 

Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._stsenarii_otkrytogo_integrirovannogo_uroka.docx390.31 КБ

Предварительный просмотр:

АНОО «Областная гимназия имени Е.М. Примакова»

Урок подготовили и провели:

учитель технологии         Иванов С.В.

учитель технологии    Норштейн А.Л.

учитель истории              Козлов В.И.

учитель русского языка и литературы

Рычагова О.И.

Сценарий

интегрированного урока в 6 классе
(технология – история - литература)

Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья».

Тип урока: 

  • повторительно-обобщающий;
  • по когнитивному типу: поисковый, интегрированный;
  • по оргдеятельностному типу: групповая работа, реализуемая в ходе подготовки проекта.

Время: 80 минут (2 урока по 40 минут).

Цель: 

  1. Изучить эпоху Средневековья, познакомиться с культурой и традициями средневекового общества, обратившись к историческим документам и произведениям литературы, воспроизводящим эпоху; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории Средневековья и балладам В.А. Жуковского;
  2. Сформировать представление об эпохе рыцарства с помощью литературного и исторического контекста через технологические мастерские и создание поделок.
  3. Способствовать повышению мотивации к изучению истории, литературы и            технологии посредством развития первоначальных умений и

навыков конструирования, шитья:

1) освоить базовые элементы раскроя ткани, используя необходимые инструменты; подготовки к работе швейной машины (заправка машинки, намотка ниток); отработки приемов шитья на швейной машинке (закрепка в начале и конце строчки, поворот, начало и окончание работы, переключение программ, обработка срезов);

          2) овладеть технологическим оборудованием, развитием мелкой

          моторики, аккуратности, тренировки терпения, усидчивости

          умения довести дело до конца;

3) воспитывать самостоятельность, любовь к творчеству, бережное отношение к вещам, сделанным своими руками, и труду в целом.

Интерактивные приёмы, подходы, реализуемые на уроке:

1.  Мультимедийные проекты;

2.  Театрализация литературного произведения;

3.  Элементы дискуссии;

  1. Элемент ролевой игры;
  2.  Разрешение проблемы («путешествие в прошлое: ремесленный цех и швейную мастерскую»).

Виды ключевых компетенций:

1. Информационно-коммуникативная;

2. Учебно-познавательная;

3. Общекультурная;

4. Ценностно-смысловая.

Задачи:

В результате проведенного урока:

  • у учащихся сформируются компетенции: коммуникативные (навыки работы в группе), учебно-познавательные (навыки самостоятельной работы с историческими, литературоведческими источниками и документами) и информационно-коммуникативные (навыки презентации полученных результатов);
  • учащиеся познакомятся с тремя принципами действия осадных орудий средневековья, с их видами;
  • научатся основам конструирования с использованием технологической карты, на примере простейшей модели катапульты;
  • учащиеся продолжают совершенствовать навыки кройки и шитья, закрепляют умение работать на швейной машине.

 Ожидаемые результаты:

  • Получение представления об эпохе с исторической и литературной точек зрения.
  • Понимание отличий принципов действий осадных орудий.
  • Конструирование простейшей модели катапульты и ее запуск.
  • Изготовление своими руками швейного изделия – носового платка.

Возраст: 12 лет, 6 класс,

уровень подготовки учеников – средняя школа.

Учебные пособия:

Учебник: Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. для двух групп;

Учебник: Ланин Б. А. Литература: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова; под ред. Б. А. Ланина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2015, первая часть.

Тексты: 

Волкогонов Д.А. «О героях и героическом»;

Аристотель «Политика»;

Артамонов С.Д. Литература средних веков, М.: Просвещение, 1992. - 240с.: ил.— ISBN 5-09-004207-1;

В.А. Жуковский «В.А. Жуковский. Избранные баллады», Серия: "Школьная библиотека", издательство: "Кемеровское книжное издательство" (1978).

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • раздаточный материал (заготовки для изготовления гербов и поделок);
  • оборудование швейного кабинета (швейные машинки, гладильные доски, утюги, ножницы, ткань, метр портновский, мел).

Оформление: 

  • средневековые гербы;
  • элементы костюмов эпохи;
  • портрет Александра I;
  • видеофрагмент «Александр I»;
  • презентация с высказываниями писателей Л. Н. Толстого и  Б.Я. Ясенского о равнодушии и величии;
  • презентация «Обряд посвящения в рыцари»;
  • презентация к уроку на тему «История платка»;
  • коллажи на тему «Прекрасная Дама», подготовленные к уроку девочками.

Ход урока

Организационный момент

Учитель истории:

«Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и коллеги. Сегодня мы пригласили вас на интегрированный урок технологии, истории и литературы обобщающего характера по теме: «Рыцарство как феномен Средневековья».

Объяснение хода урока. 

Наш урок пройдёт в форме интерактивного проекта, подготовленного творческими группами учащихся. Оценить работу этих групп мы попросим независимых экспертов - гостей нашего урока - по предложенной памятке с разработанными критериями и баллами. Кроме того, каждый ученик может заработать дополнительные баллы за активную работу на уроке, которую мы будем отмечать с помощью жетонов с символами Средневековья».

Учитель литературы:

В сказке Ганса Христиана Андерсена «Калоши счастья» две феи вступили в спор. Одна из них утверждала, что побывать в историческом прошлом – великое счастье. Другая, напротив, считала, что это несчастье. В ходе занятия поразмышляйте над их спором и выберите, какое мнение вам ближе.

Ученик (читает стихотворение, стоя на возвышении, под музыкальный фрагмент: Д. Шостакович  Гавот 1 – гавот 2 (сюита № 1 До мажор, BWL1066):

Труба зачинщика надменный вызов шлет,
И рыцаря труба в ответ поет,
Поляна вторит им и небосвод.
Забрала опустили седоки,
И к панцирям прикреплены древки;
Вот кони понеслись, и, наконец,
С бойцом вплотную съехался боец.

Учитель литературы:

Итак, приглашаем вас отправиться в историческое путешествие в эпоху Средних веков. Точка отправления – Исторический музей.

Инсценировка:

двое учеников выходят на передний план (возвышение у мастерских Технологии), остальные ребята и родители располагаются вокруг,

учащиеся в роли  – профессора (доктора исторических наук), аспирантки, студентов, приглашенных в качестве экспертов в музей для анализа найденных археологами артефактов.

Профессор- Добрый день всем учащимся, коллега, рад Вас видеть, приступим к драгоценным находкам археологов, приславших нам эти предметы в исторический музей с целью классифицировать их и поместить в зал Средневековья!

Аспирантка – Для нас большое удовольствие работать с таким знатоком эпохи Средневековья. Похоже это настоящие артефакты! (Бережно вынимает из посылки находки: фрагменты средневековых доспехов и оружия: 

шлем, латы, шпоры, меч, обломок щита с латинской надписью, копье).

 Каково Ваше мнение о находках, профессор?

Профессор – Эти предметы следует датировать VII-VIII веками, когда стало формироваться феодальное землевладение. А что об этом времени знают наши студенты?

Студент - При передаче земли в феод его жалователь становился сеньором, а получатель – вассалом, что предполагало военную службу. В условиях борьбы за земли вассальная служба становилась необходимостью. К этому периоду относится зарождение рыцарства. (аспирантка выдает жетон)

Профессор (обращается к аудитории) – Как связаны эти предметы с «рыцарством»?

Студент - Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль. (аспирантка выдает жетон)

Профессор – Можете определить символику каждого, выбрав из предметов заинтересовавший Вас экспонат?

Студенты (выходят, с интересом рассматривают выбранные предметы и отвечают):

 -Шлем означал крепость разума. (аспирантка выдает жетон)

- Латы - недоступность сердца их носителя различным порокам. (аспирантка выдает жетон)

 -Шпоры - неутомимость в делах. (аспирантка выдает жетон)

- Меч – правосудие. (аспирантка выдает жетон)

- Щит с девизом - защиту и опеку всех нуждающихся в этом. (аспирантка выдает жетон)

- Копье - победу правды над ложью. (аспирантка выдает жетон)

Аспирантка – Интересно, что столько времени пролежали эти вещи в земле, а прекрасно сохранились. Видимо, изготовлены из качественных материалов, стоимость обмундирования скорее всего была высока!

Студент  Но без него стать рыцарем было затруднительно, нужно было быть не только физически сильным и отважным, но и весьма богатым человеком. Так, крепкий боевой конь и полное рыцарское обмундирование (шлем, панцирь, копье, щит и меч) стоило как стадо коров одной деревни. (аспирантка выдает жетон).

Аспирантка – Помните сцену из «Скупого рыцаря» «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина?

Творческая группа инсценирует отрывок:

СКУПОЙ РЫЦАРЬ(Сцены из Ченстоновой трагикомедии: The covetous Knight 1)

В башне.

Альбер и Иван

Альбер

Во что бы то ни стало на турнире
Явлюсь я. Покажи мне шлем, Иван.

Иван подает ему шлем.

Пробит насквозь, испорчен. Невозможно
Его надеть. Достать мне надо новый.
Какой удар! проклятый граф Делорж!

Иван

И вы ему порядком отплатили:
Как из стремян вы вышибли его,
Он сутки замертво лежал — и вряд ли
Оправился.

Альбер

                 А все ж он не в убытке;
Его нагрудник цел венецианский,
А грудь своя: гроша ему не стоит;
Другой себе не станет покупать.
Зачем с него не снял я шлема тут же!
А снял бы я, когда б не было стыдно
Мне дам и герцога. Проклятый граф!
Он лучше бы мне голову пробил.
И платье нужно мне. В последний раз
Все рыцари сидели тут в атласе
Да бархате; я в латах был один
За герцогским столом. Отговорился
Я тем, что на турнир попал случайно.
А нынче что скажу? О бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!
(выдается жетон каждому участнику инсценировки)
Студент
 Выходом из этой ситуации было участие в  праздничные дни в рыцарских турнирах, на которых отважные воины состязались в своем мастерстве. В схватках использовалось тупое оружие, и победителем считался тот, кто первым смог сбить противника с седла. В награду еду доставалось оружие, лошадь или доспехи. (аспирантка выдает жетон)

Студент – Поэтому участие в турнирах рыцари рассматривали не только как возможность прославиться, но и как способ улучшить свое финансовое положение. (аспирантка выдает жетон)

В ходе эвристической беседы профессора со студентами аспирантка принимает из рук ответивших студентов предметы и крепит их на стенде.

Аспирантка – Неужели рыцарь был такого худого телосложения?

Профессор – Нет, ответ скрывается в обряде посвящения в рыцари, кто в нем принимал участие?

Включается презентация со слайдами «Посвящения в рыцари».

Студент - Обычно младшего сына другого рыцаря или феодала отдавали на обучение к рыцарю на период с 14 до 21 года. Он был оруженосцем. Оруженосца называли «эсквайр». Это слово произошло от латинского scutarius – «щитоносец». По достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных праздников. Поэтому рыцарь не худ, а просто юн. (аспирантка выдает жетон)

Студент - После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды - символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его воспреемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов. (аспирантка выдает жетон)

Студент - Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копье. Таков был обряд посвящения в мирные дни. (аспирантка выдает жетон)

Профессор – Как этот обряд осуществлялся в военное время?

Студент - Во время войны рыцарское звание часто жаловалось среди лагеря или на поле битвы. В этом случае все ограничивалось тремя ударами по плечу посвящаемого и прочтением над ним молитвы. (аспирантка выдает жетон)

Студент - Когда рыцарь поступал на службу к крупному феодалу, он становился его слугой вассалом. Проходил ритуал принесения вассальной присяги – оммаж от латинского homo – «человек». (аспирантка выдает жетон)

Студент – А еще феодал и рыцарь приносили взаимную клятву верности. Феодал спрашивал: «Хочешь ли ты быть моим человеком?» Рыцарь отвечал: «Я хочу, я становлюсь вашим человеком». Эта клятва называлась фуа. (аспирантка выдает жетон)

Аспирантка - Это очень интересно, друзья мои, а как же во время сражения узнать своих в схожих рыцарских доспехах?

Студент - Для того, чтобы, стали использовать отличительные знаки – гербы. Герб изображался на всем его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка. (аспирантка выдает жетон)

Аспирантка – А кто помогал не запутаться в гербах и подобрать себе необходимый девиз, а также составлял родословную, вел церемонии, турниры?

Студент - Изучали гербы специально обученные люди - герольды, они помогали правильно составлять гербы и выбирать девизы – краткие изречения, определявшие устремления рыцаря и даже служившие боевым кличем. (аспирантка выдает жетон)

Профессор – Да, гербы были не только отличительными знаками на поле боя, но и показателями знатности рода и деяний предков. Что вы еще знаете о гербах ?

Студент – Огромное значение в жизни рыцаря, играл герб. В те времена люди обязаны были уметь "читать" герб, ведь в Средневековье грамотность не была распространена, а вот условные знаки все понимали и запоминали быстро. (аспирантка выдает жетон)

Студент – Для создания гербов использовали определенные цвета: золотой - символизировавший богатство, силу, верность и постоянство; серебряный – невинность. (аспирантка выдает жетон)

Студент - Голубой - величие и красоту; зеленый - надежду, свободу и изобилие. (аспирантка выдает жетон)  

Студент -  Чeрный - скромность, образованность, печаль. (аспирантка выдает жетон)

Студент - Красный - храбрость и мужество. (аспирантка выдает жетон)

 Студент - С их помощью рисовали различные аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня - завоеванный замок; звезда - ночной бой; лев- храбрость; орел – доблесть. (аспирантка выдает жетон)

Аспирантка – Профессор, давайте спустимся в библиотеку музея, чтобы прочесть девиз нашего безымянного рыцаря. А вам, уважаемые студенты и гости нашего урока, предлагается составить свой семейный герб, подобрать девиз в соответствии с ценностями вашей семьи.

Учитель истории: Сейчас вам предстоит составить свой герб, используя символы по вашему усмотрению.

На столах лежат коробки, в которых находится всё необходимое для создания герба, включая памятку, с которой я вас более подробно сейчас ознакомлю (презентация на мультимедийной доске).

Прежде всего, вам следует выбрать щит - основной элемент любого герба. Самым первым получил применение щит треугольной формы, но из-за того, что на таком щите могло поместиться не очень большое количество фигур, он был постепенно вытеснен иными формами. Вам предложены наиболее часто встречающиеся формы щитов:

Форма щитов

Французский щит
Испанский щит
Варяжский щит
Немецкие щиты
Английские щиты

Цвета, использовавшиеся на гербах

Цвета, использовавшиеся на гербах, служили символами тех или иных достоинств. В проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. В классической геральдике существует 7 цветов.

Цвета, использовавшиеся на гербах. 

  • Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия. 
  • Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности. 
  • Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости. 
  • Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, мягкости и величия. 
  • Зелень (зеленый цвет) - символ надежды, радости и изобилия
  • Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества. 
  • Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения. 

Животные и растения на гербе

Очень часто на гербах изображали животных, не только реальных, но и фантастических, а также растения и предметы, которые тоже имели символическое значение. В начале средних веков даже появилась специальная книга "Бестиарий", в которой были описаны нравы и качества различных фантастических животных. Слово бестиарий же родом из Римской империи, и означало оно гладиатора, который сражался на арене с дикими зверями. 

  • лев - отвага, сила, гнев, великодушие;
  • лилия - расцвет и успех; 
  • единорог - непобедимость,
  • гриф - неустрашимость и свирепость;
  • волк - злость, жадность; 
  • кабан - бесстрашие;
  • петух - воинственность;
  • розы - чистота, святость; 
  • oрёл - был символом власти, могущества, смелости и быстроты. 

Девиз

Внизу щита помещался девиз - краткое изречение, имеющее какое-либо отношение к гербу. Варианты реальных девизов Средневековья вы видите на презентации:

  • "С нами Бог" –официальный девиз Российской империи, 
  • "Бог и моё право" - британский, 
  • "Силою Вышнего держусь"- Державины
  • "Жребий мой Иисус" -Лермонтовы
  • "Преданностью и усердием"- гр. Толстые
  • "Пока живу - надеюсь"- Шотландский, город Сант-Эндрю

Можете приступать к изготовлению. Не забудьте, что вы должны объяснить свой выбор.

Шестиклассники с родителями собирают свои гербы, девизы под аккомпанемент (видеоряд) песен «Рыцарь – это человек» и «Говорят, что время рыцарей прошло» из к/ф «Приключения Петрова и Васечкина, потом выступают с итогами работы. (участники получают жетоны)

Презентация получившихся гербов с девизами.

Учитель литературы: 

Не только турниры и ратные походы занимали рыцарей Средневековья. Дошедшие до нас произведения художественной литературы говорят о том, что наряду с воинскими подвигами, вдохновляли сердца поэтов и образы Прекрасной Дамы или Дамы сердца рыцаря, ради которой тот готов был жертвовать собой не в меньшей степени, нежели в бою.

Выходят Профессор и Аспирантка.

Профессор – Действительно, существовали два правила рыцарского поведения, две страсти и обязанности: «сражаться и любить». 

Аспирантка – Причем и то и другое должно было совершаться абсолютно бескорыстно. Женщине поклонялись, о ней слагались баллады, в которых поэты воспевали ее красоту. Бродячие трубадуры это все сочиняли, а гордые рыцари под сильным впечатлением от этих шедевров, рисковали жизнью за взгляд или платок возлюбленной. Кто помнит, как называлась такая любовь рыцаря?

 Студент – Такая любовь называлась куртуазной (утонченной, учтивой). Она была основана на поклонении Даме. Женщина в этом дуэте играет главную роль, занимает место сеньора. Влюбленный приносит клятву своей избраннице и служит ей как сюзерену. (выдается жетон)

Профессор – На самом же деле, культ Прекрасной дамы - это игра в любовь, но рыцари играли в нее с полной отдачей. Не правда ли?

Студент – Да, и одно из правил игры – это реальные действия, подтверждающие чувства почитателя. Это подвиги на поле боя или на турнирах, совершаемые в честь возлюбленной, что было наиболее традиционно, разнообразные деяния, начиная с самых простых и безобидных поступков, таких как ношение платка, ленты, перчатки или рубашки своей дамы, заканчивая смертельно опасными подвигами. (выдается жетон)

 Аспирантка – И в числе археологических находок есть хорошо сохранившийся манускрипт, с изображением рыцаря на арене с дикими зверями. Помнится мне, такая история положена в основу сюжета известной баллады немецкого поэта XVIII века Фридриха Шиллера «Перчатка» в прекрасном переводе В.А. Жуковского. Давайте вспомним ее?

Театрализованная постановка баллады Ф. Шиллера в переводе В.А. Жуковского «Перчатка».

Текст:

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королём, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.

Король дал знак рукою —
Со стуком растворилась дверь:
И грозный зверь
С огромной головою,
Косматый лев
Выходит;
Кругом глаза угрюмо водит;
И вот, всё оглядев,
Наморщил лоб с осанкой горделивой,
Пошевелил густою гривой,
И потянулся, и зевнул,
И лёг. Король опять рукой махнул —
Затвор железной двери грянул,
И смелый тигр из-за решётки прянул;
Но видит льва, робеет и ревёт,
Себя хвостом по рёбрам бьёт,
И крадётся, косяся взглядом,
И лижет морду языком,
И, обошедши льва кругом,
Рычит и с ним ложится рядом.
И в третий раз король махнул рукой —
Два барса дружною четой
В один прыжок над тигром очутились;
Но он удар им тяжкой лапой дал,
А лев с рыканьем встал…
Они смирились,
Оскалив зубы, отошли,
И зарычали, и легли.

И гости ждут, чтоб битва началася…
Вдруг женская с балкона сорвалася
Перчатка… все глядят за ней…
Она упала меж зверей.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».

Делорж, не отвечав ни слова,
К зверям идёт,
Перчатку смело он берёт
И возвращается к собранью снова.

У рыцарей и дам при дерзости такой
От страха сердце помутилось;
А витязь молодой,
Как будто ничего с ним не случилось,
Спокойно всходит на балкон;
Рукоплесканьем встречен он;
Его приветствуют красавицыны взгляды…
Но, холодно приняв привет её очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: «Не требую награды».

(выдается жетон каждому участнику инсценировки)

Творческий конкурс:

Профессор – Чтобы ваше погружение в эпоху обрело еще и эмоциональную окраску, мы с моей коллегой предлагаем вам самим на несколько минут стать менестрелями и написать стихотворение Прекрасным Дамам из вашего окружения. Перед вами лежит шаблон песни менестреля, написанной для рыцарской серенады, можете воспользоваться им или сочинить небольшой оригинальный текст и принять участие в соревновании на звание лучшего менестреля! Дамы в это время продемонстрируют свои коллажи на тему «Прекрасная Дама», подготовленные к уроку.

  • ---------------------------------- ей,
  • ---------------------------------- милей.
  • ---------------------------------- наряд
  • ---------------------------------- богат;
  • ---------------------------------- бела 
  • ---------------------------------- подняла.

(Чтение получившихся стихотворений)

Учитель литературы: Между прочим, оригинал можно найти в рыцарском романе В. Скотта "Айвенго":

Там не было красавиц, равных ей,
Ее убор был всех одежд милей.
Ее венец и праздничный наряд
Красив без пышности, без роскоши богат;
И вербы ветвь в руке ее бела -
Она ее в знак власти подняла.

Образ Прекрасной Дамы, воспеваемой трубадурами, менестрелями, миннезингерами, прошел через века, и поэты разных эпох и времен неоднократно обращались к нему.

Профессор  – Видимо, этим объясняется еще одна находка – фрагмент платка с инициалами, принадлежавший скорее всего Прекрасной Даме.

Аспирантка – Тонкая работа, требующая большого умения, для этого дамы обучались в мастерских для благородных девушек при монастырях. Наши современные Прекрасные Дамы смогут попробовать свои силы в этом искусстве.

Девочек и их мам приглашает в швейную мастерскую учитель технологии. Аспирантка также следует с ними.

Эта часть урока в Приложении.

Учитель истории

В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело.

Основу рыцарского вооружения составляли тяжeлый (иногда двуручный) меч и копьe. Часто этот набор дополнялся кинжалом, алебардой (топором с двумя лезвиями), булавой (железной дубиной с шарообразным или ребристым завершением) и боевым молотом. Тело рыцаря защищала кольчуга из железных колец, а позднее рифлeный цельнометаллический доспех. Голову рыцаря покрывал железный или стальной шлем, форма которого со временем менялась от открытого "шишака" до закрытого "салада" с подвижным забралом, для защиты лица. Непременной деталью оборонительного снаряжения был металлический, обычно миндалевидный щит, закрывавший воина от подбородка до колен.

Профессор – Все это прекрасно служило рыцарю в ближнем бою, а самым действенным орудием, позволяющим брать замки противника была?..

Студент – Катапульта!(выдается жетон)

Профессор – А когда они появились?

Студент - Первые в истории катапульты начали применять еще до нашей эры в Греции (в V веке), затем вплоть до XV века их использовали во всех странах Европы. (выдается жетон)

Профессор – Последний найденный артефакт, скорее всего, и есть часть средневековой катапульты, нужен опытный взгляд специалиста. (Приглашает в качестве эксперта учителя технологии).

Учитель технологии – Вы правы, профессор, это именно катапульта. Сохранились чертежи, по которым мы сможем восстановить это оружие полностью. Для этого приглашаю всех присутствующих в стилизованную оружейную мастерскую.

Эта часть урока прилагается.

Технологическая карта фрагмента интегрированного урока на тему:

«Принцип действия осадных орудий средневековья».

Цель урока: способствовать развитию мотивации к изучению истории и технологии посредством  развития первоначальных умений и навыков конструирования.

Задачи:

- ознакомить учащихся тремя принципами действия осадных орудий средневековья, с их видами;

- научить основам конструирования с использованием технологической карты, на примере простейшей модели катапульты.

Ожидаемые результаты:

  • Понимание отличий принципов действий осадных орудий.
  • Конструирование простейшей модели катапульты и ее запуск.

Возраст 12 лет, 6 В класс, уровень подготовки учеников – средняя школа.

Учебник: Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с..

Ход урока

1. Организационная часть

При входе в учебную мастерскую ученикам 6 В рандомно раздаются карточки с двумя видами картинок: катапульта и требушет. Ученики с одинаковыми картинками садятся за один верстак.

12.40-12.42 , 2 мин.

За двумя рабочими местами оказывается ровно по четыре ученика. Звучит тематическая средневековая мелодия. На большом экране картина Хусто Химено «Осада и штурм замка войсками Кастилии и Леона»

2. Актуализация знаний

Представление учителей.

  • Козлов В.И. начинает урок. Заранее оговариваются условия соревнований на уроке, бальная система.
  • Иванов С.В. садится за отдельный верстак для заполнения оценочного листа команд в первом задании.

Группам предлагается назвать свою команду, определив название карточек (требушет и катапульта), которые раздавались при входе в мастерскую.

После утверждения названий карточки собираются.

Командам раздаются новые одинаковые комплекты карточек с названиями четырех осадных орудий.

Задание 1. На каждой карточке написана только часть слова (ката-пуль-та, он-агр, тре-буш-ет, балл-иста ). Командам необходимо собрать четыре слова из всех карточек.

Команда справившаяся с заданием первой получает два балла, вторая команда – один балл.

12.42-12.48, 6 мин.

3. Постановка учебной задачи

(умение сформулировать тему урока, используя технические термины)

На слайде демонстрируются получившиеся слова из карточек и картина Хусто Химено «Осада и штурм замка войсками Кастилии и Леона».

4. Вопросы эвристической беседы:

- Что объединяет на ваш взгляд  эти слова? (это оружие, осадные орудия, машины и т.д.).

- Современные или несовременные данные орудия? (древние, средневековые, несовременные).

- Где и для чего они использовались? (для осады замков, для поражения противников в боевых действиях в средневековую эпоху).

- Чем отличаются друг от  друга эти орудия? (формой, конструкцией, цветом, принципом действия ).

- Все верно, ребята! Это средневековые осадные орудия и сегодня мы поговорим с вами об их видах и принципах действия!

12.48-12.53, 5 мин.

5. Тема урока на слайде: «Принцип действия осадных орудий средневековья».

6. Открытие новых знаний (умение анализировать визуальную информацию в процессе обучения)

Учитель Иванов С.В. ведет урок.

Козлов В.И. – заполняет оценочную карту.

Демонстрация презентации с примерами типов осадных орудий и соотнесение их с тремя видами принципов действия (тенсионная, торсионная, гравитационная).

Демонстрация виртуальной (ролик 1.40 мин.) и реальной конструкции модели катапульты.

Задание 2. Закрепление в группах:

Каждая группа получает раздаточный материал:  лист с тремя три колонками -  виды принципов действия осадных орудий.

Команда должна соотнести наименования осадных орудий (картинки с названиями) с одним из принципов действий и вписать в соответствующие колонки на листе.

Правильно заполненный лист с заданием – 2 балла, частично верный ответ – 1 б.

Презентация, ролик, модель катапульты

12.53-13.05, 12 мин.

Инструкция по сборке

Видеоинструкция по сборке модели

демонстрация

видеоролик

13.05-13.07, 2 мин.

7. Инструктаж по технике безопасности

Родители и ученики осматривают инструменты, которыми необходимо будет работать на уроке.

Задание 3. Две группы – ученики и родители должны составить список из пяти правил по технике безопасности. Ученики озвучивают свои правила. Родители добавляют в наставление свои правила. Учитель корректирует и дополняет.

13.07-13.15, 8 мин.

8. Организационный этап

Выдача командам инструмента и материала, обсуждение командами плана работы, эскиз конструкции.

Инструменты, канцелярские принадлежности

13.15-13.20, 5 мин.

Перемена

13.20-13.30

10 мин.

9. Приобретение практических умений и навыков (отработка навыков разметки материала)

Каждой команде раздается комплект материалов и инструментов + технологическая карта сборки модели.

Ученики работают по парам, т.е. от каждой команды по две модели/

Оценивается оперативность сборки и качество. Максимальный балл – 2.

групповой

Карандаш, линейка, бруски

13.30-13.45, 15 мин

10. Звучит песня с видеорядом «Несите мне доспехи, седлайте мне коня» из кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина».

11. Рефлексия (отрабатывается умение анализировать результат работы).

После выполнения задания сравниваются результаты групп, обсуждаются ошибки.

Включается ролик из фильма Властелин колец с примером осадных орудий в действии.

12. Апробирование моделей катапульт в игре,  приглашаются девочки и мамы из мастерской «Прекрасной дамы» в качестве болельщиц:

Внимание!

Право первого выстрела предоставляется трем студентам, набравшим самое большое количество жетонов! За ними вторая тройка и далее по убывающей.

Команды строят одну стену из 15 пластиковых стаканчиков и рушат ее при помощи своих катапульт.

Если стена разрушена за 30 сек., то каждая команда получает еще по одному баллу.

В завершении учитель Козлов В.И. объявляет по оценочному листу баллы и команду-победителя.

13.45-13.55, 10 мин

Девочки вручают «воинам» платки в качестве сувениров.

Заключительный этап урока.

Учитель литературы: «Рассмотрев все вопросы, поставленные на нашем уроке, давайте ответим на вопрос:

«В чем же заключается феномен РЫЦАРСТВА в Средние века? и мнение какой из фей о путешествии в прошлое вам оказалось ближе?»

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель литературы:

«Безусловно, эпоха рыцарства оказала огромное влияние на историю и культуру Средневековья. Но не найдем ли мы черты рыцарства и в наши дни?

Давайте проведем небольшой социологический опрос «Есть ли рыцари в XXI веке?» Нам очень интересно ваше мнение. У вас в рабочих листах есть вопросы, на которые нужно ответить. А руководители групп подведут итоги и передадут информацию нам.

(Проведение опроса, подведение итогов)

Учитель истории: Ребята, у вас на столах есть «Индивидуальные оценочные листы», прошу вас заполнить их. Это поможет нам проанализировать сегодняшний урок.

Еще раз напоминаю вам про домашнее задание, оно разослано вам по электронной почте.

Учитель литературы:

(читает стихотворение под музыку из https://ipleer.fm/artist/987460-Starinnaya_Muzyka/ Старинная музыкаРыцари04:20)

Твердила унылая проза,

Что рыцарей нету давно.

Но чьи-то обиды и слезы

В одно проникали окно.

Кому-то чужие заботы

Дороже печалей своих.

Всем рыцарям хватит работы….

Так будьте ж одними из них.

Спасибо за урок. Все свободны.

Приложения

1. К швейной мастерской:

Информация дается детям для презентации «носовых платков».


Носовые платки были широко распространены в дворянской и купеческой среде благодаря моде.
Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого (45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом. История носовых платков очень тесно связана с историей вышивки и кружева. Поэтому, когда в XVII веке в моду вошло коклюшечное кружево, платки стали все чаще изготовлять из него. Это был более простой и дешевый способ для его создания, притом изделия получались еще более элегантные. Тем не менее этот аксессуар могла себе позволить только знать.


По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева числился 381 носовой платок, из них «... батистовых с разноцветными каемками – 112, батистовых маленьких – 2, полотняных больших без каемок – 84, таких же поменьше – 112, таких же небольших с синими каемочками – 24, с красными широкими каемочками – 8, с лиловыми – 6, с красными поуже – 18, с красными узкими – 6, клетчатых – 9». 


В средневековой России было два типа носовых платков - утиральник и ширинка. Ширинка изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по ширине, отсюда и произошло название. Ширинки шили из шелковой ткани и украшали вышивкой выполненной разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями, жемчугом. 
Ширинка была парадно-декоративным изделием, украшением к княжескому и боярскому костюму. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство. 
В музейных коллекциях можно найти множество носовых платков XIX века; почти все они из белого тонкого полотна, украшены вышивкой, с повторяющимся узором. Орнамент в форме розочек, медальончиков, мелких цветочков и листочков. 


Когда
Наполеон пришел к власти, Жозефина установила моду на платки. Сплетники говорили, что во время беседы с нежеланными придворными императрица держала у губ кружевной платок в знак своего неприятия. Французы считали ручную вышивку или кружевные оборки на платке важным элементом костюма каждой хорошо одетой женщины. 


Во второй половине XIX веке мода стала доступна для всех слоев общества. Промышленность начала производить модные аксессуары и прочие мелочи. Выбор носовых платков стал огромен: разноцветные с цветной каймой, клетчатые, украшенные вышивкой и кружевом. На каждый день употреблялись однотонные платки, праздничные платки-аксессуары были иными. Мужские носовые платки стали более простыми и незаметными, примерно 40 см, белого льна с простой обметкой по краю, а в углу иногда вензель. 



С течением времени платки становились все проще. XX веке с переходом на готовую одежду сохранилось деление носовых платков на мужские и женские. Первые больше по размеру и менее изящны, чем вторые. Во второй половине XX столетия стали производиться одноразовые бумажные платки, что свело многовековую моду в небытие.

2. Технологическая карта интегрированного урока на тему:

«Принцип действия осадных орудий средневековья»

Технологическая карта к части «Оружейная мастерская»

Цель+что отрабатывается

Учебное задание

Тип группового взаимодействия

Дидактический материал

Время на выполнение задания

Примечание

1

Организационная часть

При входе в учебную мастерскую ученикам 5с хаотично раздаются карточки с двумя видами картинок: катапульта и требушет. Ученики с одинаковыми картинками садятся за один верстак.

фронтальный

карточки

12.40-12.42

2 мин.

За двумя рабочими местами оказывается ровно по четыре ученика. Звучит тематическая средневековая мелодия. На большом экране картина Хусто Химено «Осада и штурм замка войсками Кастилии и Леона»

1

Актуализация знаний

Представление учителей.

Козлов В.И. начинает урок. Заранее оговариваются условия соревнований на уроке, бальная система.

Иванов С.В. садится за отдельный верстак для заполнения оценочного листа команд в первом задании.

Группам предлагается назвать свою команду, определив название карточек (требушет и катапульта), которые раздавались при входе в мастерскую.

После утверждения названий карточки собираются.

Командам раздаются новые одинаковые комплекты карточек с названиями четырех осадных орудий.

Задание 1. На каждой карточке написана только часть слова (ката-пуль-та, он-агр, тре-буш-ет, балл-иста ). Командам необходимо собрать четыре слова из всех карточек.

Команда справившаяся с заданием первой получает два балла, вторая команда – один балл.

групповой

карточки

12.42-12.48

6 мин.

2

Постановка учебной задачи

(умение сформулировать тему урока, используя технические термины)

На слайде демонстрируются получившиеся слова из карточек и картина Хусто Химено «Осада и штурм замка войсками Кастилии и Леона».

Вопросы от учителя:

- что объединяет на ваш взгляд  эти слова? (это оружие, осадные орудия, машины и т.д.);

- современные или несовременные данные орудия? (древние, средневековые, несовременные);

- Где и для чего они использовались? (для осады замков, для поражения противников в боевых действиях в средневековую эпоху);

- Чем отличаются друг от  друга эти орудия? (формой, конструкцией, цветом, принципом действия )

- Все верно, ребята! Это средневековые осадные орудия и сегодня мы поговорим с вами об их видах и принципах действия!

Тема урока на слайде: «Принцип действия осадных орудий средневековья».

групповой

презентация

12.48-12.53

5 мин.

3

Открытие новых знаний (умение анализировать визуальную информацию в процессе обучения)

Учитель Иванов С.В. ведет урок.

Козлов В.И. – заполняет оценочную карту.

Демонстрация презентации с примерами типов осадных орудий и соотнесение их с тремя видами принципов действия (тенсионная, торсионная, гравитационная).

Демонстрация виртуальной (ролик 1.40 мин.) и реальной конструкции модели катапульты.

Задание 2. Закрепление в группах:

Каждая группа получает раздаточный материал:  лист с тремя три колонками -  виды принципов действия осадных орудий.

Команда должна соотнести наименования осадных орудий (картинки с названиями) с одним из принципов действий и вписать в соответствующие колонки на листе.

Правильно заполненный лист с заданием – 2 балла, частично верный ответ – 1 б.

фронтальный

Презентация, ролик, модель катапульты

12.53-13.05

12 мин.

Инструкция по сборке

Видео-инструкция по сборке модели

демонстрация

видеоролик

13.05-13.07

2 мин.

4

Инструктаж по технике безопасности

Родители и ученики осматривают инструменты, которыми необходимо будет работать на уроке.

Задание 3. Две группы – ученики и родители должны составить список из пяти правил по технике безопасности. Ученики озвучивают свои правила. Родители добавляют в наставление свои правила. Учитель корректирует и дополняет.

групповая

инструкция

13.07-13.15

8 мин.

Организационный этап

Выдача командам инструмента и материала, обсуждение командами плана работы, эскиз конструкции.

групповая

Инструменты, канцелярские принадлежности

13.15-13.20

5 мин.

Перемена

13.20-13.30

10 мин.

5

Приобретение практических умений и навыков (отработка навыков разметки материала)

Каждой команде раздается комплект материалов и инструментов + технологическая карта сборки модели.

Ученики работают по парам, т.е. от каждой команды по две модели/

Оценивается оперативность сборки и качество. Максимальный балл – 2.

групповой

Карандаш, линейка, бруски

13.30-13.45

15 мин

  Звучит тематическая средневековая мелодия.

6

Рефлексия (отрабатывается умение анализировать результат работы)

После выполнения задания сравниваются результаты групп, обсуждаются ошибки.

 Включается ролик из фильма Властелин колец с примером осадных орудий в действии.

Апробирование моделей катапульт в игре:

Команды строят одну стену из 15  пластиковых стаканчиков и рушат ее при помощи своих катапульт.

Если стена разрушена за 30 сек., то каждая команда получает еще по одному баллу.

В завершении учитель Козлов В.И. объявляет по оценочному листу баллы и команду-победителя.

групповой

-

13.45-13.55

10 мин.

РЕФЛЕКСИЯ

Оценка учащимися впечатлений от урока



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и физической культуры. «Школа рыцарства» - урок-путешествие.

Обобщение материала по теме рыцарство. Воспитание патриотизма и мужества у мальчиков, уважительное отношения к девочкам;Совершенствование физического развития подрастающего поколения; Совершенствовани...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»

В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...

Сценарий интегрированного урока по ОБЖ и истории "Почетное дело -защита Отчизны. Герои-автомобилисты в годы Великой Отечественной войны".

Вопросы формирования гражданской позиции молодых людей всегда были и остаются актуальными. Интеграция дисциплин усиливает восприятие материала урока.Двумя преподавателями уделено внимание подготовке м...

Сценарий интегрированного урока по истории России и музыке «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»

Цель: - знать и понимать события отечественной истории;            - воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.Задачи:...

Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»

Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
 (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»

Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...

Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий».

Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий»....