Образование половых клеток
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Старостина Елена Витальевна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образование половых клеток.  

Тип урока: Урок изучения нового материала (10 класс)

Вид урока: урок-беседа с элементами исследования

Цель: познакомить учащихся с особенностями образования половых клеток млекопитающих, типами оплодотворения,  обеспечить усвоение знаний по теме урока.

Задачи:

образовательные:

- развить представление о способах деления эукариотической клетки, особенностях мейоза как этапа гаметогенеза;

- показать практическую и личностную значимость изучения мейоза у человека для сохранения здоровья;

развивающие:

- развивать логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение, формулирование выводов) и коммуникативные компетенции у обучающихся;

воспитательные:

- формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле;

- воспитывать чувство взаимоуважения при работе в парах, группах, ответственность за свой труд и общий результат.

Общедидактическая цель:

- создать условия для более глубокого осознания обучающимися механизма деления эукариотических клеток, понимания значимости данных процессов для развития организмов и сохранения разнообразия в природе, использования предметных знаний в профилактике заболеваний человека и пропаганде ЗОЖ.

Уровневые цели:

- репродуктивный уровень: усвоить этапы мейоза и гаметогенеза, их биологическое значение;

- конструктивный уровень: выявить особенности сперматогенеза и оогенеза, причины комбинативной изменчивости в природе;

- творческий уровень: использовать полученные знания о механизме мейоза и митоза при решении конкретных жизненных проблем.

УУД                  

ЛичностныеУУД:  осознавать ценность биологических знаний;  осознание учащимися результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД:

- принятие  решения в проблемной ситуации;

- адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Познавательные УУД:

- давать определения понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическое рассуждение;

- объяснять явление, процессы, связи и отношения.

Оборудование: интерактивная доска, тематический раздаточный материал

Ход урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап.

Создание свободной и доверительной атмосферы 

(1 минута).

Приветствие учителем учеников, организация начала урока.

«Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. «Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной». Мудрец же ответил так:

«Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам».

Какой путь сегодня выберите вы? Пойдете вниз, или подниметесь к вершине?

Мы с вами сегодня решили подняться вверх, «преодолевая» задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место

Обдумывают вопрос. Отвечают.

II этап.

Определение и формулировка темы обсуждения

(5-7 минут)

  • Предлагаю ученикам посмотреть видеоролик «Нерест рыб» и определить свойство живого
  • Хорошо. Какой процесс предшествует размножению?

  • Каким термином обозначают половые клетки?
  • Если процесс развития, происхождения  от греческого слова  genesis, то процесс образования гамет - ……

Предлагаю сформулировать тему урока и основные вопросы, на которые сегодня мы должны получить ответы

Отвечают – размножение

Отвечают – созревание половых клеток (если затрудняются, то направляю дополнительными вопросами)

Отвечают – гаметы

Отвечают – гаметогенез

Формулируют и записывают тему урока

«Образование половых клеток»

III этап.

Изучение и обсуждение нового материала

(15 минут)  

  • Предлагаю работу с учебником (фронтально)

Прочитайте текст «Гаметогенез» параграфа. Определите особенности основных фаз гаметогенеза. Ответьте на вопрос (устно): Чем сперматогенез отличается от оогенеза?

  • Предлагаю обсудить изученный материал

  • Предлагаю работу в парах

У вас на столах схема гаметогенеза млекопитающих.

Предположим, что это гаметогенез у человека. Генотип человека состоит из 46 хромосом

  • Сколько половых? Какие? Остальные как называются?

Задание – заполнить схемы, за основу берем 46 хромосом  человека.

(одна схема на интерактивной доске, ее заполняем параллельно с комментариями учеников; проговариваем процессы, происходящие в конкретных фазах, особое внимание уделяем фазе созревания)

Обобщаю информацию, ставлю вопросы  

– Какие способы деления клеток, и в каких фазах присутствуют?

- В чем ценность каждого способа на различных этапах гаметогенеза?

Работают с учебником, выделяют главное, ищут ответ на поставленные вопросы

Поднимают руки, отвечают

Отвечают – две.

XX – у женщин

XY – у мужчин

Аутосомы

Заполняют, комментируют

Отвечают – митоз (размножения), мейоз (созревания)

Отвечают – митоз (быстрое увеличение числа клеток), мейоз (необходимое уменьшение вдвое числа хромосом, новая комбинация аллелей генов, следовательно, повышение генетической разнородности хромосом и, как следствие, образующихся гамет)

IV этап.

Рефлексия – самооценка учащихся

степени понимания данного материала

  • Ребята, предлагаю немного отдохнуть и проанализировать верным ли путем мы идем к нашей цели.

Возвращаются к цели урока, обдумывают, отвечают

- Я не знал …, а теперь я знаю… 

- Я не понимал…, а теперь понимаю… 

- Мне не достаточно понятно …..

IV этап. Обобщение и конкретизация результатов работы 

(15 минут).

  • Мои ученики, идем мы как-то с вами не очень правдоподобно. Может быть действительно пройдемся?

Предлагаю организовать места для работы в группах

Предлагаю провести мини-исследование «Зависимость результата гаметогенеза от влияния никотина»

  • Проблема

Молодая пара, несколько лет проживающая с браке, никак не может родить ребенка. Супруги решили обратиться к врачу за консультацией. В результате беседы было вы выяснено, что оба супруга курят. Врач-консультант нарисовал схему гаметогенеза и  наглядно показал молодым людям, что происходит с половыми клетками  под действием негативных факторов. После консультации оба супруга решили навсегда отказаться от курения.

Вопрос: что показал доктор на схеме?

Задача: повторите его рассуждения.

  • Предлагаю первой группе схематично показать нарушение сперматогенеза, второй группе – оогенеза

(у каждой группы ватман размера А3, маркеры, схемы нормального гаметогенеза)

  • Организую защиту работ

 Отвечают (согласны, не согласны….)

Делятся на 2 группы, организуют рабочее место

Предполагают  – нарушение расхождения хромосом в фазе созревания

Рисуют схемы с нарушениями в процессе – нерасхождение хромосом.

Рассчитывают вероятность образования неполноценных гамет

Защищают работы, доказывая свое предположение.

VI этап. Подведение итогов работы. Рефлексия 

(2 минуты).

Задаю вопросы учащимся:

«Выполнили ли мы все, что было запланировано на уроке?»

«Как прошла совместная работа?»

«Пригодятся ли вам полученные на уроке знания в дальнейшем?»

Отмечаю работу наиболее активных учащихся.

Домашнее задание

Свободный обмен мнениями и впечатлениями о рабочем процессе урока, удовлетворенности полученным результатом и отношениями сотрудничества.

Анализ урока биологии в 10 классе

 Таблица 1  


Параметры оценивания урока

 

Баллы

0

1

2

3

1. Определение учащимися цели, способа действия и самоконтроля, т.е. формирование всех компонентов учебной деятельности как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения.

 

 

 +

 

2. Умение проектировать и преобразовывать информационно-коммуникационную предметную среду, в которой будут созданы все условия для достижения современных образовательных результатов:  личностных, метапредметных, предметных.

 

 

 +

 

3. Включение в предметную среду новых средств, в основном интерактивной природы.

 

 

 

 +

4. Прогнозирование достижений требуемых результатов обучения.

 

 

 

 +

5. Предвидение негативных последствий учебной деятельности учащихся.

 

 

 +

 

6. Создание личностно ориентированной информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей системно-деятельностный подход обучения.

 

 

 +

 

7. Учебная деятельность, направленная на сознательное, активное присвоение социального опыта учащимися.

 

 

 

 +

8.Наличие системы заданий и вопросов, направленных на вовлечение учащихся в учебную деятельность, при которой формируются УУД
- личностные,
-регулятивные,
-познавательные, 
-знаково-символические,
- коммуникативные.

 

 

 

 +

9. Развитие УУД в учебных ситуациях информационно-коммуникационная предметная среда должна содержать следующие элементы:

дидактические материалы, направленные на организацию познавательной деятельности, включающую значительную долю самостоятельной работы;

средства для взаимодействия учащихся, учащихся и учителя, учащихся и интерактивных средств ИКТ;

средства для аутентичного оценивания собственного продвижения и развития в процессе самостоятельной деятельности;

система заданий для самоконтроля, образцы (модели эталоны), критерии для определения точности выполнения задания, тесты;

система справочной информации, обеспечивающая поиск достоверной учебной и научной информации по теме: ссылки на ресурсы, раскрывающие шире изучаемые понятия, рекомендуемые источники информации;

возможность организации материалов в личном пространстве учащихся, осуществление отбора для обеспечения разноуровнего освоения, выделения или конструирования в изучаемом материале индивидуальной учебной структуры.

 

 

 +

 

10. Умение выявлять и создавать условия, способствующие повышению качества образования.

 

 

 +

 

11. Создание на уроке учебных ситуаций, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.

 

 

 

 +

12.Умение организовать обучение в информационно-коммуникационной предметной среде так, чтобы в результате был внесен значительный вклад в развитие учебной деятельности и УУД.

 

 

 +

 

13. Организация деятельности учащихся, направленная на достижение высоких результатов обучения через:

обеспечение аудиовизуального контакта с реальными и цифровыми объектами предметной области;

предоставление свободы поиска информации;

обеспечение возможности рассмотрения учебной информации в разнообразных аспектах ее реализации с различных точек зрения, на основе которых учащиеся строят свои предположения, выдвигает гипотезы, формулирует выводы;

предоставление инструментов исследования, моделирования, имитации реальности, проектирования;

неконтактное управление различными виртуальными объектами (лабораторная работа), сюжетами (экскурсия), процессами, посредством осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия;

возможность самостоятельно извлекать и предоставлять знания, выбирать режим учебной деятельности.

 

 +

 

 

14. Осуществление рефлексии учащихся

 

 

 

 +

ИТОГО

 33балла (средний)

Критерии оценивания урока биологии

Каждый параметр оценивается максимально в 3 балла.

Максимальный балл за весь урок - 42 балла (14 х 3).
Низкий уровень – менее 21 баллов – отметка «2»
Допустимый - 21-27 баллов - отметка «3»
Средний  - 28- 36 баллов - отметка «4»
Высокий - 37-42 баллов - отметка «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование половых клеток. Мейоз.

Разработка урока по биологии 9 класс учебник И.Н. ПономаревойТема. «Образование половых клеток. Мейоз».Урок построен на изучении новой темы в малых группах.Цели: - развить логическое и критическое мыш...

План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».

Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...

Образование половых клеток и оплодотворение

На данном уроке новый материала учащиеся узучают самостоятельно, работая в группах....

Презентация "Мейоз. Образование половых клеток"

Данная презентация может использоваться на уроках в СПО....

Образование половых клеток. Мейоз

Комбинированный урок (изучения нового материала и первичного закрепления знаний), целью которого является изучение основных этапов гаметогенеза и фаз мейоза, выявление отличительных особенностей этого...

Карточка на закрепление материала «Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.»

Карточка на закрепление материала «Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.»...