Интегрируемый урок биологии и математики в 5 классе по теме: "Шляпочные грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

На  занятии предлагается интеграция темы окружность по математике и строение шляпочных грибов по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shlyapochnye_griby.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Биология, математика

Класс

5

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

Окружность в строении шляпочных грибов

Цель

Сформулировать  понятие  окружность, хорда, диаметр, спора,  шляпочные грибы, грибокорень

Задачи

1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение окружности в строении шляпочных грибов.            

  2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов и решения математических задач.

  3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в парах, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.

Формирование УУД

Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью шляпочных грибов. Учатся определять хорду, диаметр круга.

Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, циркулем, линейкой карандашем.

Методы методические приемы

Рассказ, объяснение,  беседа: постановка проблемы, демонстрация муляжей шляпочных грибов, сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы; смысловое чтение.

Образовательные ресурсы

  1. В.В. Пасечник. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012. – 141, (3) с.
  2. С.М. Никольский, М.К. Потапов. Математика 5 класс. Москва «Просвещение» 2018.- 272с.

Основные понятия урока

шляпочные грибы, микориза, симбиоз, диаметр, хорда.

Деятельность учащихся

работа с текстом и иллюстрациями учебника, презентацией, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Оборудование

ПК, медиапроектор,  муляжи грибов,  презентация по теме урока

Этап

урока

Методы

обучения

Учебно-познавательные

задачи урока

Формируемые

УУД

Методы

оценки,

самооценки

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающегося

1.Организационный момент

беседа

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Актуализация

Беседа

Устный опрос

Творческое задание

Отвечают на вопросы:

Что такое окружность?

Диаметр?

Хорда?

Предлагаем  задание по вариантам

Начерченую окружность необходимо вырезать

Проводят диаметр и хорду в окружностях.

Объединяются в пары, сгибают окружности и приклеивают их к рабочему листу.

- Замкнутая линия

- Хорда, проходящая через центр окружности.

- Отрезок, соединяющий две любые точки окружности

1 вариант чертят окружность диаметром 6 см.

2 вариант чертит окружность диаметром 4 см.

Вырезают окружность.

1 вариант проводят диаметр

2 вариант проводят хорду

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

.

оценка и обсуждение результата

3. Мотивация

Беседа

наблюдение

Что  у вас получилось. На что похожи ваше творческие задание

Из предложенных слов необходимо сформулировать тему урока

«Окружность в строении шляпочных грибов»

Что бы вы хотели узнать по теме нашего урока?

Грибы

грибов окружность шляпочных в строении

строение шляпочных грибов и прорешать математические задачи по заданной теме.

4. Изучение нового материала

Исследовательский метод

Рассказ учителя с элементами беседы

Объяснение учителя с элементами беседы и использованием рисунка 43 учебника

Беседа учителя с использованием рисунков 44 и 45 учебника,

демонстрация

1.Строение шляпочных грибов

В учебнике на странице 71 есть рисунок шляпочного гриба. Рассмотрите и подпишите у себя на рабочем листе  части шляпочного гриба

2.Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

3.Если под шляпкой располагаются пластинки то такие грибы называются пластинчатые, а если трубочки то трубчатые.

4.Образование спор.

Жизнь царства Грибы короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Разносят их насекомые и слизни, а также белки и зайцы, поедающие  грибы. Споры не перевариваются в пищеварительных органах этих животных и выбрасываются наружу вместе с пометом. Когда споры попадут в землю, из них прорастет новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов.

Давайте выйдем к доске и прикрепим ваши работы под этим замечательным деревом.

5.Почему грибы растут только в лесу?

Симбиоз грибов и растений

Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.

Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)

Запишите в тетрадь определение грибокорень (микориза)

Распределение грибов по группам съедобные и ядовитые

При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных.

Внимательно прочитайте правила сбора грибов. Отметьте для себя основные правила.

Какие правила должен знать грибник?

Каждый учащиеся  работает над рисунком и подписывает части шляпочного гриба.

Рисуют споры в виде окружности, которые находятся между пластинками или между трубочками.

Прикрепляют работы

Отвечают на вопрос

Слайд грибокорня 

Проговаривают определение вслух

Микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева.

Работа с  интерактивной  доской распределение по группам.

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные, логические: синтез как составление целого из частей;

       

  Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации.,

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

оценка и обсуждение результата

Анализ

5. Первичная проверка понимания

Беседа учителя

Устный опрос

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

-Какие грибы называются шляпочными?

Что такое грибница и плодовое тело?

Как образуются споры у шляпочных грибов?

Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев?

Какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете?

Как выращивают грибы в искусственных условиях?

Ответы на интерактивный тест

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения .

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Письменная работа

Выполнение математической задачи

самооценка

самопроверка

7. Домашнее задание

1. В учебнике п 14, вопросы в конце параграфа.

2. Творческое: подготовить сообщение о плесневых грибах: мукор,  пеницилл;  презентацию «Интересное о грибах»

4. Вырастить плесень по инструкции стр. 78-79, принести на следующий урок.

Записывают домашнее задание

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

8. Рефлексия учебной деятельности

  • Что мы хотели выяснить на уроке?
  • Что нам удалось узнать?
  • Мы ответили на поставленный вопрос?
  • Что будем делать завтра?
  • Что было самым важным на уроке?

Формулируют ответы

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

самооценка

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка. 6 класс. по теме: "Шляпочные грибы"

Нестандартная форма урока по биологии 6 класс. Урок -сказка по теме:  "Шляпочные грибы"...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Шляпочные грибы»

     Тема: Шляпочные грибы.Тип урока: изучение новой темы с элементами лабораторной работы.Цель урока: Познакомиться обучающихся со строением и многообразием шляпочных ...

Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"

P { margin-bottom: 0.21cm; }H1 { margin-top: 0.05cm; margin-bottom: 0.13cm; color: rgb(25, 144, 67); line-height: 0.18cm; }H1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 14pt; font-weigh...

Интегрируемый урок биологии и математики в 5 классе "Увеличительные приборы"

Интегрируемый урок на трансормируемой платформе в 5 классе "Увеличительные приборы"...

Интегрируемый урок биологии и математики в 8 классе по теме: "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях"

Интегрируемый урок биологии и математики в 8 классе по теме: "Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях"...